Гарри Гудини. Король невозможных побегов

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
Просто волшебник
Детство и юность
Настоящее имя артиста — Эрик (Эрих) Вайс, у него еврейское происхождение. Он родился 24 марта 1874 г. в столице Венгрии Будапеште и был средним ребенком в многодетной семье, где рос с пятью братьями и сестрой Кэрри. Их отец был раввином. Когда мальчику было четыре года, Вайсы эмигрировали в США и осели в городе Аплтоне, штат Висконсин. Среди развлечений местных жителей были представления артистов бродячего цирка, которые еще тогда произвели на юного Эрика незабываемое впечатление. Особенно увлекали фокусы. Когда в провинциальный городок приехала труппа Джека Хефлера, друзья уговорили Вайса показать ему свое мастерство. Тот смотрел с интересом, но оживился лишь после фокуса, который ребенок придумал сам. Во время исполнения номера подвешенный за ноги Эрик собирал иголки на полу бровями и веками. Хотя талантливого мальчика не пригласили в цирковую команду, слова одобрения ее руководителя определили будущий путь. В 13 лет будущий знаменитый трюкач вместе с семьей переехал в Нью-Йорк. Большой город открывал перед ним множество перспектив, но он предпочел фокусы. Часами Вайс сидел с картами, лентами, шляпами и веревками — изучал, придумывал, тренировался. С братом Теодором он стал выступать на ярмарках, благотворительных вечерах и небольших шоу. Поначалу фокусы подростков были примитивны, но с каждым разом усложнялись и вызывали удивление публики и аплодисменты.
Фокусы
В 16 лет в книжной лавке Эрик купил книгу «Мемуары Жана-Эжена Робера-Удена, посла, писателя и мага, написанные им самим», после прочтения которой вдохновился идей создания трюков. Считается, что неправильное прочтение фамилии автора, которую он растолковал как Гудин, подарило будущей знаменитости псевдоним. Свое имя артист, по собственному признанию, взял в честь американского фокусника Гарри Келлара. Но некоторые предполагают, что это было детским прозвищем. В начале своего пути Гудини сосредоточился на карточных фокусах и даже однажды объявил себя «карточным королем». Артисты, овладевшие этим ремеслом профессионально, считали, что юноша очень способен, но ему не хватает ловкости. Тогда Гарри решил сосредоточиться на изучении других трюков. Молодой человек увидел, с каким интересом зрители смотрят на иллюзиониста, освобождающегося от пут или замков. Для изучения принципа работы сложных механизмов Гарри даже устроился подмастерьем в слесарный цех. Когда он сделал из проволоки отмычку, то понял, как много у нее применений в будущих трюках. Примечательно, что в те годы Гудини уделял внимание не только технической стороне. С помощью физических упражнений парень развивал мускулатуру, гибкость суставов, выносливость и способность задерживать дыхание. Несмотря на талант и трудолюбие, заработки Гарри оставляли желать лучшего. Получив небольшую известность, он явился в редакцию чикагской газеты и предложил за $ 20 раскрыть секрет любого фокуса. Редактор пожал плечами и отказал. Это повторилось и в других изданиях. Поняв, что журналистам нужно не объяснение, а сенсация, Гудини изменил подход. Через месяц он пришел в тюрьму вместе с газетчиками, чтобы продемонстрировать им новый трюк. Закованного в наручники иллюзиониста посадили в карцер, но уже через пару минут он как ни в чем не бывало вышел из заточения под вспышки фотокамер. Позже представители СМИ узнали, что ранее фокусник уже посещал тюрьму. Впечатление было смазано, и Гарри предложил репортерам проделать то же самое в любой другой камере. Во второй раз его раздели, закрыли рот гипсовой повязкой на случай, если он спрятал во рту отмычку, надели наручники и заперли в другой камере. Спустя минуты Гудини уже был на свободе. В 1894 г. иллюзионист придумал трюк «Метаморфоза». Ему завязывали руки за спиной, накидывали сверху мешок, обвязывали веревкой и помещали в деревянный ящик с замками. Когда короб скрывался за занавеской, за нее уходила и ассистентка иллюзиониста. После хлопков кулиса распахивалась, и перед публикой появлялся Гудини, а помощница оказывалась под замками. В 1900 г. Гарри с женой отправились в тур по Европе. Зарубежная публика не была избалована фокусами, и артист сразу стал звездой. В России Гудини бывал дважды. В московской тюрьме Бутырка он повторил трюк с освобождением из камеры, то же самое знаменитый фокусник проделал в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Успел он покорить публику в Германии, Франции, Нидерландах. Одним из фирменных трюков Гудини было освобождение из молочного бидона. Зрителям предлагали принять в шоу непосредственное участие — прощупать емкость, принести с собой замки и даже выбрать жидкость для наполнения. Секрет фокуса был в съемной крышке, которая крепилась так хитро, что никто не догадывался об этом.
Чарли Чаплин и Гарри Гудини

Чарли Чаплин и Гарри Гудини
Постепенно молва о талантливом иллюзионисте, который легко освобождался от веревок и цепей, разнеслась далеко за пределы США, по популярности Гудини ставили на одну ступень с великим Чарли Чаплином. Им даже удалось встретиться однажды, на память об этом осталось фото. В Лондоне фокусник сразил публику номером «Исчезновение слона», когда животное, накрытое бархатом, пропадало, как только с него срывали ткань. Там же, в присутствии тысяч зевак, скованного кандалами с замками и чугунным шаром иллюзиониста сбросили в Темзу. Благодаря тому, что Гудини продумывал свои представления тщательно и хитро, вокруг него появился ореол мистики. В обществе ходили слухи о «дьявольской» натуре иллюзиониста. Гарри был против отождествления трюков с магией и спиритизмом. Более того, известно, что он помогал полиции и разоблачал мошенников. Из-за этого артист поссорился со своим хорошим другом Артуром Конан Дойлом, когда публично изобличил его жену, практиковавшую спиритические сеансы. Более того, встретившись с вдовой Робера-Удена и получив отказ на посещение его могилы, Гарри начал разоблачать того, кого когда-то считал кумиром. Он выпустил целую книгу, где критиковал мага, выставлял лжецом и мошенником. Многие последователи французского иллюзиониста позже публиковали опровержение слов Гудини. С годами стремление к разоблачению коллег стало только сильнее. На закате жизни Гарри представил программу «Три шоу в одном: разоблачение магии, трюков и способов мошенничества». Оно пользовалось популярностью у публики.
Смерть
Трюки давались Гудини дорогой ценой. Фокусник часто обращался к врачам после шоу, получая серьезные травмы. Одна из них, как считается, стоила ему жизни. В Канаде в его гримерку зашли трое студентов и спросили, может ли он переносить любые удары. Гарри, погруженный в свои мысли, кивнул. Тут же один из гостей, чемпион колледжа по боксу, трижды ударил его в живот. Иллюзионист спешно остановил парня, сказав, что ему нужно подготовиться. После этого удары повторились, но на этот раз спортсмен чувствовал стальной пресс знаменитости. Для Гарри те первые удары стали роковыми. У него лопнул аппендикс, развился перитонит и гангренозный аппендицит. Некоторые считают, что это случилось в результате нанесенной травмы, но другие уверены: причиной стало позднее обращение к врачу. Предполагается, что Гудини чувствовал боль, но считал, что она вызвана ударами, поэтому не спешил лечиться. Знаменитый иллюзионист умер 31 октября 1926 г. в Детройте. Тело Гарри доставили в Нью-Йорк и похоронили в коробе, который он использовал для представлений. Спустя время гибель Гудини обросла легендами. Некоторые предполагают, что причиной смерти стало отравление ядом.
Память
Великому иллюзионисту удалось вписать свое имя в историю. Ему было посвящено множество художественных и документальных фильмов, сериалов, книг. Почтение Гудини выразили в разных странах. В США открыто несколько музеев, в России в 2015 г. учредили премию его имени.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх