Культура Сирии в эпоху Древнего мира и Средневековья

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Телль-Хазна I – древнейший храмовый комплекс в Сирии. Храмовый комплекс находится в долине Хабура (Северо-Восточная Сирия), в 25 км к северо-востоку от города Хасеке (центра одноименной провинции Хасеке (мухафаза)) — у деревень Аляви и Хазна. Местность эта входит в состав так называемого Хабурского треугольника и охватывает бассейны реки Джаг-Джаг (левого притока Хабура) и впадающего в неё вади Ханзир (или вади Риджла). В близи от названных деревень расположены три таких холма, из которых Телль Хазна I является наибольшим.
Предполагается, что храм был построен в конце урукского периода и просуществовал до додинастического II периода, то есть от конца IV до середины III тысячелетия до н. э.
Высота телля составляет более 17 м., средний диаметр 150 м. Ему предшествовали на данном месте поселения принадлежавшие убейдской и урукской культур.
Глубина культурного слоя Телль-Хазны I – 16 м, из которых:
- 4 м – убейдская и урукская культура;
- остальные 12 м – додинастический период.
Особенности храма обнаруженные археологами:
- расположение храма на ряде последовательных искусственных террас;
- обнаружены храмовые жертвенные заклады, связанные с наиболее значительными сооружениями и подтверждающих причастность их к культовым действиям;
- комплекс громадных монументальных конструкций для хранения зерна, свидетельствующих о концентрации на памятнике общественных продовольственных запасов и осуществлявшихся здесь распределительных функциях;
- имеют место правильные гомогенно развивающейся планировки при взаимосвязи фактически всех построек и общих овальных очертаниях памятника, отмеченных серией особо монументальных общественных конструкций;
- единичность и предельная невыразительность жилой части храма при безусловном ритуальном характере основных сооружений;
- специфическая конструкция ряда стен с полупилястрами и нишами между ними, характерная для общественных построек и, прежде всего для храмовой архитектуры древней Месопотамии и выделение подобных стен цветной штукатуркой;
- наличие столов для жертвоприношений и прямые их свидетельства;
- связь многообразных огневых действий как производственного, так — в большинстве своем — и ритуального характера.
Ученые делают вывод, что указанные особенности позволяют рассматривать этот храм как храмово-административный центр определенной округи (что свидетельствует о древней иерархии поселенческих систем и городов).
Здесь же на телле учёными был обнаружен гончарный горн.
Столица Сирии — город Дамаск — с древнейших времен являлся одним из мировых центров производства клинкового оружия, знаменитой «дамасской стали».
Будучи одним из древнейших государств мира, Сирия стала колыбелью многих цивилизаций и культур. В Сирии зародилась угаритская клинопись и одна из первых форм письменности — финикийская (XIV в. до н. э.). Сирийские деятели науки и искусства внесли весомый вклад в развитие эллинистической, римской и византийской культур: ученый Антиох Аскалонский, писатель Лукиан из Самосаты, историки Геродиан, Аммиан Марцеллин, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский, Иешу Стилит, Яхья Антиохийский, Михаил Сириец. Известны также христианские ученые-богословы Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин.
В XII в. в Сирии жил и творил знаменитый воин и писатель Усама ибн Мункыз (4 июня 10951188 гг.), участник ряда сражений с крестоносцами, автор автобиографической хроники «Книга назидания» — ценнейшего источника по истории крестовых походов, рассказывающей и о быте арабов в XII в. и их отношениях с крестоносцами. Усаме ибн Мункызу принадлежат также сборники стихов и исторических рассказов «Книга о посохе», «Книга стоянок и жилищ» и других.
Усама родился в семье правителей Шейзара — одного из многочисленных сирийских княжеств, существовавших в конце XI в. Он получил хорошее образование, его отец, Муршид (1068 — 1137 гг.), получил широкую известность как каллиграф и переписчик Корана. Уже в 15 лет Усама участвовал в сражениях с крестоносцами, когда Танкред из Антиохии предпринял попытку взять Шейзар (в 1110 г.). В 1129 г. Усама поступил на службу к правителю Мосула Занги. После смерти отца в 1137 г. из-за конфликта с дядей, Абу-ль-Асакиром, правителем Шейзара, он вынужден был навсегда оставить свой дом. С 1138 по 1144 гг. Усама находился на службе у правителей Дамаска. Он участвовал в переговорах между Дамаском и Иерусалимским королевством. Благодаря своему высокому социальному положению, он был вхож в высшие слои франкского общества. Однако из-за интриг Усама вынужден был оставить Дамаск и следующим его прибежищем стал Египет.
В Египте Усама пробыл десять лет, с 1144 по 1154 гг. По поручению везира Фатимидов он ездил с посольством в Сирию в 1150 г. Однако вовлеченность в дворцовые интриги вынудила его спешно оставить Египет. По дороге он потерял практически всё свое имущество, ограбленный и бедуинами и крестоносцами.
Потом Усама снова обосновался в Дамаске. Он поступил на службу к Нур ад-Дину, сыну мосульского правителя Имад ад-Дина Занги. Из Дамаска Усама совершает в 1160 г. паломничество в Мекку. В 1162 и 1164 гг. он участвовал с Нур ад-Дином в осаде и взятии принадлежавшей крестоносцам антиохийской крепости Харим. С 1164 по 1174 гг. он жил у властителя небольшого замка Кайфа, в области Диярбекра в Верхней Месопотамии. В 1174 г. он возвращается в Дамаск, находившейся к тому времени под властью Салах ад-Дина. При дворе последнего находился его любимый сын Мурхаф. Здесь он и провёл свои последние годы.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх