Махабхарата

Николай

Модератор
Команда форума
Махабхарата

Махабхарата («Великое сказание о потомках Бхараты», по имени царя Бхараты, наследника Куру) — величайший эпос народов Индии.
Одно из крупнейших литературных произведений в мире, наряду с тибетской поэмой о Гесере и киргизским эпосом о Манасе. Поэма представляет собой сложный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического, правового характера, космогонических мифов, генеалогий, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, содержит более 100000 двустиший, что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее Илиады и Одиссеи взятых вместе.
Ученые XIX и XX вв. (в-первую очередь европейцы), применяя к «Махабхарате» традиционные героико-эпические мерки, которым она не вполне соответствует (во-первых, потому, что эти мерки были разработаны при изучении поэм Гомера, то есть книжного эпоса, тогда как «Махабхарата» представляет устный эпос; во-вторых ввиду наличия своеобразной этической шкалы ценностей — нравственная тенденция авторов, помимо прочего, привела к принципиальной перестройке эпоса), полагали, что произведение является довольно хаотичным, непоследовательным и аморфным; в особенности критика подобного рода относилась к композиции поэмы. Впечатление рыхлости «героического» повествования создаётся за счёт бесчисленных поучительных бесед героев с мудрецами, их странствий по священным местам и вставных новелл.
Для нас сегодня Махабхарата — источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах народов Южной и Юго-Восточной Азии. В индийской традиции считается «пятой Ведой». Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в ней есть всё на свете.
Центральным эпическим героем «Махабхараты» следует признать Карну (Пандав сражавшийся на стороне Кауравов). Ему открыт замысел Кришны о необходимости битвы на Курукшетре для истребления кшатриев и воплотившихся в них демонов. По мнению Кришны, без участия Карны битва бы не состоялась. Кроме того, именно с его гибелью на Курукшетре поражение Кауравов становится неизбежным, a также завершается Двапара-юга (очередной исторический цикл) и начинается Кали-юга (новый исторический цикл), о чём свидетельствуют космические катаклизмы. Описанию гибели Карны сказание уделяет больше места, чем чьей-либо другой, включая божественного Кришну, а его оплакиванием завершается рассказ о вражде Пандавов и Кауравов.
Авторство Махабхараты приписывается мудрецу Вьясе, который сам является действующим лицом сказания (дедом Пандавов и Кауравов). Фабулой эпоса является повествование о распре между двумя претендентами на престол — потомками Куру и сыновьями Панду — продолжавшейся много лет, гибели Кауравов и отказе Пандавов от престола.
Борьбу ведут две группы двоюродных братьев — пять Пандавов (сыновья царя Панду и царицы Кунти) и сто Кауравов (сыновья царя Дхритараштры и царицы Гандхари). И Пандавы, и Кауравы являются отдалёнными потомками древнего царя Лунной династии по имени Куру, но сказание в большинстве случаев в поэме применяет родовое имя Кауравов к сыновьям Дхритараштры. Распря была инициирована старшим сыном Дхритараштры, коварным и властолюбивым Дурьодханой, у которого ещё в юности «от жадности к господству зародилось преступное намерение». Старый царь Дхритараштра потворствует наследнику, несмотря на осуждение божественных мудрецов, советников и старших родичей. В результате распря разгорается и через многие годы достигает кульминации в кровопролитной восемнадцатидневной битве на священном поле Курукшетре. Особый драматизм династическому конфликту придаёт участие самого могучего витязя — неузнанного старшего брата Пандавов Карны — в битве на стороне Кауравов.
Война между Пандавами и Кауравами имеет мифологическую подоплёку: по плану богов на Курукшетре должны быть истреблены воплотившиеся в Кауравах демоны данавы. Именно для того, чтобы провоцировать необходимый для начала вражды династический конфликт, Шивой в дар данавам создан Дурьодхана. Кроме того, из жертвенного алтаря чудесным способом рождена Драупади, которой суждено вызвать вражду среди кшатриев. Особая роль в замысле богов отводится Карне: по утверждению всеведущего Вьясы, сын Сурьи Карна появился на земле, чтобы сеять раздор.
Эпическое повествование (Махабхарата состоит из 18 парв (книг)) занимает конец книги I и книги II — XI, причём, в книге I Пандавы, получив в наследство полцарства, создают огромную и процветающую империю, в книге II Пандавы проигрывают царство Кауравам в ритуальной игре в кости и удаляются в тринадцатилетнее изгнание (книги III и IV), книга V целиком посвящена безуспешным попыткам разрешить конфликт средствами дипломатии, описанию битвы посвящены книги VI — X, a в книге XI происходит оплакивание павших героев. Перед битвой средний из братьев Пандавов Арджуна (и их самый могучий воин) отказывается участвовать в убийстве родичей, но Кришна, который стал его возничим, разрешает этические сомнения героя в знаменитой проповеди — «Бхагавад-гите». Великая битва на Курукшетре знаменует собой начало Кали-юги — четвёртой и последней, наихудшей эры истории человечества.
В битве Пандавы, поддержанные Кришной, победили, но ради победы неоднократно прибегали к коварным уловкам (убийство их деда Бхишмы, наставника Дроны, их родича праведного Бхуришраваса, племянника Гхатоткачи, их брата Карны и кузена Дурьодханы). Все Кауравы и их сыновья пали на поле боя (кроме их сводного брата Юютсу, перешедшего на сторону Пандавов), но и победоносные Пандавы потеряли всех сыновей и родичей.
После победы старший Пандава царь Юдхиштхира, раскаиваясь в учинённом кровопролитии, хотел оставить царство и удалиться в лес для жизни отшельника, но под давлением уговоров божественных мудрецов и родичей (книги XII и XIII) об исполнении долга царя (раджадхармы) правил тридцать шесть лет (книги XIV и XV), не переставая осуждать себя за истребление родичей и друзей. Первые пятнадцать лет Юдхиштхира правит, воздавая почести и формально признавая главенство старого царя. Не в силах снести укоров и ненависти второго из братьев-Пандавов могучего и неукротимого Бхимасены, Дхритараштра удаляется в лес в сопровождении жены, советника и матери Пандавов Кунти. Последние двадцать лет Юдхиштхира правит царством самостоятельно. На склоне лет Пандавы вместе с общей женой Драупади оставляют царство и направляются в Гималаи, в пути умирают и возносятся на небо (книги XVII и XVIII). Собственно эпический сюжет занимает меньше половины объёма «Махабхараты», возможно дополнявшейся на протяжении столетий вставными новеллами и притчами на мифологические и религиозно-философские темы (некоторые учёные считают примером подобной поздней вставки «Бхагавад-гиту»). Итак, частью Махабхараты является Бхагавад-гита — важное священное писание индуизма (особенно вайшнавизма), многими почитаемое как Маха-Упанишада (Великая Упанишада).
Исследователи считают, что в основу эпоса легли предания о реальных событиях, происходивших в Северной Индии в поздневедийский период: войне между союзами племен куру и панчалов, завершившейся победой панчалов. Родословные правителей позволяют датировать эту войну XI в. до н. э. Поздние вычисления индийских средневековых авторов дают дату 3102 г. до н. э., которая, однако, отвергается современными учёными. По данным лингвистики (сравнение языка «Авесты» и «Ригведы») и по данным археологии (культура серой расписной керамики), первые арии спустились в долину Инда во II тысячелетии до н. э.
По данным самой «Махабхараты», события, которые легли в основу её сюжета, происходят в период перехода от века Двапара к веку Кали. Если за основу взять действующее ведийское времяисчисление, то война «Махабхараты», согласно представлениям индусов, состоялась в конце IV тысячелетия до н. э.
Структура поэмы (наличие в первой книге двух во многом совпадающих каталогов её содержания) позволяет выделить две её основные редакции. Первую можно датировать VII в. до н. э. (эпохой до буддизма), она включала основной сюжет о войне Пандавов и Кауравов, начиная изложение с Шантану (общего прадеда главных героев) и завершалась смертью Кришны и исходом Пандавов. Вторую редакцию можно датировать периодом возрождения брахманизма во II в. до н. э. Тогда же были сделаны многочисленные вставки в поэму, в частности самостоятельная краткая версия «Рамаяны». Современный вид эпос приобрёл к V в.
Исследователи обращают внимание на тот факт, что «Махабхарата» отличается от многих иных эпосов идеей моральной вины — и в том числе явным разделением противоборствующих сторон на правых (Пандавы) и виноватых (Кауравы). Однако при этом с точки зрения этики и морали сами Пандавы нередко уступают своим противникам, совершая поступки, не соответствующие канонам воинской чести. Данное противоречие привело некоторых ученых к выдвижению гипотезы, называемой «инверсионной теорией»; согласно данному предположению, в начале формирования «Махабхараты» в качестве её основных героев выступали Кауравы, и лишь впоследствии, в связи с изменением политической и религиозной обстановки в стране, поэма была «переориентирована» на героев – Пандавов. Впрочем, если исходить из художественного смысла произведения в том виде, который известен современному читателю, данные противоречия в поведении не играют существенной роли: как выразился П. А. Гринцер, «Пандавы представлены правыми и в своих слабостях, Кауравы виновны и в своей доблести».

Книги Махабхараты (Махабхарата состоит из 18 парв (книг)):

Адипарва (Первая книга. История происхождения рода Бхаратов и описывает начало вражды между сыновьями царя Дхритараштры и (Кауравами) их двоюродными братьями Пандавами).
Сабхапарва (Книга о собрании. Рассказывает об объединении древнеиндийских княжеств под началом Пандавов и о том, как они были лишены царства (проигранного в кости)).
Араньякапарва (Лесная книга. Охватывает двенадцатилетний (из всего тринадцатилетний цикла) период, который Пандавы и Драуради провели в лесу).
Виратапарва (Книга о Вирате. Повествует о событиях, которые произошли с Пандавами в течение тринадцатого года их изгнания).
Удьйогапарва (Книга о старании. Описывает дипломатические усилия Пандавов всеми способами избежать войны с Кауравами).
Бхишмапарва (Книга о Бхишме (и его гибели). Рассказывается о первых десяти (из восемнадцати) днях битвы на Курукшетре).
Дронапарва (Книга о Дроне. Рассказывается о битвах и поединках в течение пяти (с одиннадцатого по пятнадцатый) дней восемнадцатидневной битвы на Курукшетре).
Карнапарва (Книга о Карне. Рассказывается о баталиях и поединках в ходе двух (шестнадцатого и семнадцатого) дней восемнадцатидневной битвы на Курукшетре).
Шальяпарва (Книга о Шалье. Повествует о сражениях и личных поединках в последний день восемнадцатидневной битвы на Курукшетре).
Сауптикапарва (Книга о нападении на спящих. В ней рассказывается о бесчестном истреблении войска Пандавов сыном Дроны по имени Ашваттхаман).
Стрипарва (Книга о женах. Описывается скорбь жён погибших воинов после того, как Ашваттхаман вероломно уничтожил спавшее войско Пандавов).
Шантипарва (Книга об умиротворении).
Анушасанапарва (Книга о предписании).
Ашвамедхикапарва (Книга о жертвоприношении коня. Повествует об объединении древнеиндийских княжеств под началом Пандавов после того, как они одержали победу над Кауравами).
Ашрамавасикапарва (Книга о жительстве в лесу. Она рассказывает об уходе в лесную обитель и завершении жизненного пути царя Дхритараштры, супруги Гандхари и Кунти (матери Пандавов)).
Маусалапарва (Книга о битве на палицах. Рассказывает о междоусобном истреблении союза родственных племён — ядавов, вришниев, андхаков и кукуров, о смерти Кришны и Баладевы).
Махапрастханикапарва (Книга о великом исходе. Рассказывает о последних днях жизненного пути Пандавов и Драупади, проведённых ими в странствиях (в Гималаях) и аскетических упражнениях).
Сваргароханикапарва (Книга о восхождении на небо героев. Рассказывает о посмертной участи Пандавов и их двоюродных братьев Кауравов).

Также существует приложение из 16375 двустиший, Харивамса-парва, повествующее о жизни Кришны.

Махабхарата (основные «события»-эпизоды)

Махабхарата: Проклятие Сарамы.
Три ученика Дхаумьи.
История о царе Паушье и Уттанке.
Проклятие Пуломы и проклятие, наложенное Бхригу на Агни.
История о Руру и Прамадваре.
Краткое изложение истории об Астике.
Рождение Гаруды.
Пахтание океана.
Спор между Кадру и Винатой.
Гаруда похищает нектар.
Змеи.
История о Джараткару и рождении Астики.
Жертвоприношение, устроенное Джанамеджайей.
Краткое изложение Махабхараты.
Великие достоинства Махабхараты.
Появление Вьясы.
История о царе Васу и Сатьявати.
Герои Махабхараты.
Родословная всех сущих.
Нисхождение высших существ на землю.
История о Духшанте и Шакунтале.
История Вишвамитры и Менаки.
Происхождение рода Дакши.
История о царе Яяти.
Кача постигает науку оживления мертвых.
История о Деваяни и Шармиштхе.
Яяти вновь обретает свою молодость и восходит на небо.
Яяти оказывается среди господних служителей.
Происхождение династии Пуру.
История о Шантану.
Васиштха проклинает Васу.
Рождение Бхишмы и его ужасный обет.
Вьяса спасает династию Куру.
Восстановление дома Куру.
Проклятие, наложенное на Панду.
Рождение Пандавов.
Панду покидает этот мир.
Царевичи проходят учение у наставника.
Происхождение Крипы и Дроны.
История об Экалавье.
Арджуна выдерживает устроенное ему Дроной испытание и поражает мишень.
Состязание в воинском искусстве и появление Карны.
Ученики Дроны пленяют Драупади.
Зависть Дурьодханы.
Пребывание Пандавов в Варанавате.
Сетования Бхимы.
Бхима убивает ракшаса Хидимбу.
Бхима женится на ракшаси Хидимбе.
Трудный выбор брахмана.
Бхима убивает демона.
Брахман рассказывает Пандавам о детях Драупади.
Вьяса рассказывает Пандавам о предыдущей жизни Драупади.
Царь гандхарвов, Читраратха.
История о Тапати.
История о Васиштхе и Вишвамитре.
Истрория об Аурве.
Многочисленные царевичи терпят неудачу на Сваямваре.
Арджуна завоевывает руку Драупади.
Кунти случайно советует Пандавам сделать Драупади своей общей женой.
Драупади принимает Пандавов.
История о пяти Пандавах.
Драупади выходит замуж за пятерых Пандавов.
Кауравы обсуждают неожиданное появление Пандавов.

Ещё в средние века были сделаны переложения Махабхараты на все основные языки Индии и Юго-Восточной Азии.
Работа над изданием поэмы велась в Пуне (город в Индии, расположенный в 150 км к юго-востоку от Мумбаи) на протяжении 47 лет (1919 — 1966 гг.). В ней (поэме) около 156000 строк.
Из английских переводов наиболее известен сделанный К. М. Гангули в 1883 — 1896 гг. К 2009 г. индийский поэт П. Лал завершил полный английский перевод поэмы, включающий все её версии.
Первое издание «Бхагавад-гиты», которая представляет собой отдел «Бхишмапарвы», на русском языке вышло в 1788 г.
Работу над полным русским (прозаическим) переводом начал В. И. Кальянов (1908 — 2001 гг.) в Ленинграде в 1939 г., она продолжается по сей день. Опубликованы переводы 16 книг, ведется работа над оставшимися двумя. Помимо полного перевода, существуют также и частичные переводы (скорее переложения) в стихотворной форме.
Параллельно с В. И. Кальяновым тексты «Махабхараты» на русский язык переводил Б. Л. Смирнов (1891 — 1967 гг.), опубликовавший восемь выпусков «Махабхараты», в том числе — «Бхагавад-гиту» и «Мокшадхарму», представляющую собой вторую часть «Шантипарвы».
В рамках проекта Библиотека Всемирной литературы в 1974 г. по-русски опубликован сокращённый перевод «Махабхараты», сделанный поэтом С. Липкиным. В нём сохранены основные сюжетные линии.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх