Можно ли достичь равенства учеников в современной школе?

Юлия Дмитриевна Аликина,
учитель МАОУ Гимназия № 210 «Корифей» (Екатеринбург)


Индивидуализация при работе с учениками персонально и в классе — две разницы, но есть нечто общее. Мы всё время говорим о равенстве, о том, что образовательные успехи не должны зависеть от того, в какой семье растёт ребёнок. Но будем честны, существует ли равенство в школьном образовании реально, а не в красивых отчётах?

Внедрение цифровых технологий всегда рассматривалось как новый инструмент достижения равенства через индивидуализацию обучения. Сегодня же все боятся, что вместо очной школы мы получим онлайн-резервации «для бедных». Традиционное образование станет доступным только для платёжеспособной элиты.

Честно говоря, я не верю в эти страшилки. Предпосылок к кардинальному изменению существующей системы нет, меры все временные, и онлайн-образование не ставит своей целью «свергнуть» учителя. «Цифра» только помогает разгрузить педагога и высвободить время для творчества и взаимодействия с детьми. Просто для этого необходимо желание разобраться.

Желание нужно и для того, чтобы построить свою цифровую экосистему, основанную на идеях персонализации, которая действительно может если и не решить проблему неравенства, но хотя бы сгладить её.

Вот несколько реальных примеров:

  • дети могут решать задания удалённо, над ними никто не будет смеяться, если что-то пойдёт не так;
  • можно решать задание несколько раз, чтобы получить желаемый результат;
  • получить обратную связь от учителя в письменной форме проще: педагог может сконцентрироваться, его не будут отвлекать другие школьники и учителя, вокруг не будет шума и гама школьных коридоров;
  • те, кто преуспевает по школьной программе, могут решать более интересные и сложные задания, возможно даже олимпиадного уровня;
  • использование разноуровневого контента позволяет создать «ситуацию успеха»;
  • те ребята, кто пропустил урок по болезни, не отстанут, а останутся на одной волне с одноклассниками.
К сожалению, в вузе не было предметов, которые готовили студентов к цифровой реальности. Опыт репетиторства привёл меня к пониманию, что старый принцип «Я все знаю — делай как я» должен быть заменен на «Я помогу тебе сделать самому». Учитель становится наставником, который направляет ученика и помогает ему двигаться в изучении материала в своём темпе.

Когда я работала репетитором, всегда спрашивала учеников, чего им не хватает в школе. И каждый раз слышала один и тот же ответ: «Мало часов, мы не успеваем понять, учитель бежит с материалом галопом по Европам». Отсюда и появляется спрос на индивидуальные занятия. Именно они помогают ребёнку не только понять материал, но и почувствовать, что внимание сконцентрировано на его персоне.

Но как в массовой школе прийти к такому же успеху? Мне кажется, что ответ очевиден: стараться применять «цифру» на уроках, в домашних заданиях или проектных работах, находя золотую середину между ней и традиционным подходом.

Например, дети запоминают материал лучше после интерактивных вставок, нежели просто при работе с учебником и рабочей тетрадью.

Индивидуализация возможна и без компьютеров. На мой взгляд, ранжирование и предоставление выбора даёт возможность самому ученику научиться адекватно оценивать свои силы, что очень полезно и в дальнейшей жизни.

С онлайн-платформами построить индивидуализированное обучение ещё удобнее. Наша школа, например, коллективно использует «ЯКласс». Поэтому часто использую его для составления разноуровневых заданий. Удобство и в том, что можно создавать домашние задания, добавляя в них не только задачи по конкретной теме, но и, например, тренажёры для подготовки к ВПР или ЕГЭ.

Ещё один удобный инструмент для индивидуального подхода — ТОПы. Ребёнок может видеть своё место в рейтинге класса, школы, города. И здесь речь не о соревновательном моменте, а о вовлечении ученика в управление собственной успеваемостью. Выполнив две проверочные, которые учитель сделал специально для него, ребёнок видит, что поднялся в ТОПе на строчку. Это даёт дополнительный стимул продолжать стараться.

Пока готовишь очередной урок с использованием различных ЭОР, «ЯКласс» сам проверяет задания и определяет процент выполнения работы. Мне остаётся лишь перенести полученные данные в электронный журнал. Кроме того, баллы отображаются в таблице, и не нужно анализировать и прописывать, какие задания вызвали наибольшее затруднение — мне надо только сделать акцент на этих задачах и разобрать их вместе с учениками.

Цифровизация — не плохо и не хорошо. Просто это реальность, в которой живём мы и наши дети. Взрослый человек должен показывать пример, как надо шагать в ногу со временем, чтобы оставаться интересным для своих учеников.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх