Некоторые аспекты социализации школьников в процессе игровой деятельности

И.Н. Чуйкова, г. Барнаул

Проблемы социализации школьников любого возраста начинаются с осознания себя самого. Концепция «Я»: самооценка и влияющие на нее факторы: объективные и надуманные, которые могут спровоцировать проблемы в общении и становлении личности ребенка. Особый интерес в рассмотрении вопроса о социализации школьников представляет старший подростковый возраст. Подростковый возраст, обычно, является переходным и переломным в жизни любого человека. В этом возрасте максимальной концентрации достигают психологические, физиологические ситуации в жизни ребенка. Основная особенность старших подростков заключается в том, что уже являясь внешне вполне сформированным взрослым человеком, старшеклассник, по сути, остается еще ребенком. Многие его действия и поступки продиктованы эмоциональным, а не рациональным подходом к решению задач. И отсюда же сохраняется большая потребность в ласке, заботе, любви к играм и забавам. Возможно, эта потребность даже выше, чем у школьников среднего и младшего возраста, которые стремятся доказать всем окружающим свою взрослость и самостоятельность, только начиная осознанно подходить к своей личной Я-концепции. Поэтому очень важна и значима помощь в социализации подростка со стороны педагогов и родителей в момент перехода от детства к взрослости через подростковый (юношеский) этап. В этот период подросток начинает обозначать для себя моменты добра и зла, правил и закономерностей. Он формирует свои личные ценности и убеждения. Стремится выразить их и показать остальным окружающим, что и побуждает его к действиям. В этом очень помогает школьная учебно-познавательная деятельность, которая должна проходить не только в рамках классической формы изучения учебного материала, но и в форме интерактива (круглые столы, дебаты, инсценировка событий, дискуссионные заседания, проекты, доклады и презентации).

Суть самого процесса социализации человека состоит в том, чтобы стать единицей того общества, в котором он живет. Но при определении своей роли в обществе у ребенка неизбежно возникают проблемы, продиктованные психофизиологическими особенностями подростков. Изучением самого вопроса процесса социализации и вопросов ее психологических аспектов занимались многие выдающиеся ученые. Согласно Л. С. Выготскому, который обозначал себя как материалист в психологии, деятельностный подход или психологическая концепция деятельности – красная линия в исследовании личности школьника. Через детскую игру он показывает объединение слова и действия в психологическую систему [1, с. 5].

Образно говоря, через слово ребенок воспринимает понимание предмета, окружающей его обстановки, правил поведения и норм жизни общества, в котором он живет. Словесное обозначение – это одно из главных орудий социального контакта людей, а значит и его социализации в обществе. И несовпадение этих двух элементов неизбежно приведет к конфликту личности ребенка. «Центральным выводом… исследований Пиаже, является вывод относительно того, что ребенок живет в двойной действительности. Один мир для него составляется на основе его собственного, свойственного его природе мышления, другой – на основе навязанного ему окружающими его людьми логического мышления» [1, с. 726].

Р. С. Немов выделяет ряд основных проблем в области возрастной психологии. Так например, особо важным он считает «...вопрос о том, что больше определяет психическое и поведенческое развитие детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние организма или влияние внешней среды.» [3, с. 3]. Кроме того, значимая проблема, по его мнению, – «… касается относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей» [3, с. 3]. И самое интересное, на наш взгляд, это соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. В. А. Крутецкий отмечает как особенность развития школьников старшего звена то, что в процессе основной школьной деятельности изменяется их характер. Школьник выходит за рамки строгой учебной программы, активнее проявляет свои организаторские, ораторские и руководящие способности. Учится принимать решения и нести за них всю полноту ответственности. «Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым. Формы воздействия на школьника старшего возраста должны быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности» [2, с. 115].

Все эти проблемы не могут быть решены лишь одной школой и ее учебно-образовательной программой. В их решении также активно должны участвовать родители и друзья школьника. Процесс социализации – это многосторонний, длительный процесс и влияет на него множество разнообразных факторов. Однако школа в этом процессе играет далеко не последнюю роль, прежде всего, потому что дети в ней проводят значительное количество времени, получают образование, формируют свои ценностные ориентации. Большое значение для ребенка в любом возрасте имеет не только учебная деятельность, но и игровая.

Основными функциями игровой деятельности в процессе обучения, исходя из теории игры Л. С. Выготского, являются:
1. Обучающая функция: в процессе игры улучшается память, внимание и восприятие ученика. Игра заставляет его быть более организованным, вовлеченным в процесс обучения новому материалу.
2. Развлекательная функция: игра способствует снижению стресса при непонимании материала. Стирает на время строгие границы «правых» и «виноватых». В игре все равны и каждый отвечает за свою роль, оставляя за собой возможность ее изменения и корректировки.
3. Коммуникативная функция является одной из самых важных функций игровой деятельности в процессе обучения и социализации в целом для школьника. Игра позволяет получать новые навыки общения со своими сверстниками и устанавливать контакты между ними. В отличие от классической формы преподавания она разрешает школьникам быть более открытыми в выражении собственных эмоций.
4. Релаксационная функция: игра помогает снять стресс с ребенка, выйти из привычных ему рамок и раскрыть свой потенциал.
5. Компенсаторная функция: игра помогает ребенку искать решения и проигрывать ситуации, которые на данном этапе трудновыполнимы в реальной жизни.

Таким образом, игровая деятельность в процессе обучения должна способствовать социализации подростков. На современных школьников обрушивается поток информации из множества разнообразных источников. Все эти источники (интернет, телевидение и др.) являются скорее пассивными, несут в себе уже готовую оценочно-эмоциональную реакцию и конкретные выводы. Это серьёзно затрудняет поставленные перед системой школьного исторического образования обществом и государством задачи: – способствовать формированию критического мышления личности, её аналитических способностей, активной гражданской позиции; – способствовать формированию оценочных суждений, личностного эмоционально-ценностного отношения к изучаемым событиям и патриотическому воспитанию подростков.

В процессе изучения истории и обществознания деловые и ролевые игры позволяют школьникам оценить свои возможности и примерить на себя программу поведения исторического персонажа, что позволяет ученику сформировать собственную оценку действий исторических персонажей и положительно влияет на создание программы собственного поведения в будущем. Следует отметить, что при использовании игровых методов изучения, усвоения и повторения материала на уроках истории и обществознания также развивается познавательный интерес к истории в целом. Школьники могут самостоятельно изучать и исследовать логические связи между теми или иными событиями, анализировать первопричины и последствия, а также делать свои собственные выводы. Игра служит веским стимулом в обучении. Она многообразна и может стать очень хорошей мотивацией. Таким образом, игровая деятельность в процессе изучения истории как фактор социализации школьников является актуальным формой организации процесса обучения. Однако нельзя забывать о дозированном и рациональном использовании игры в процессе обучения. Практика применения игры показывает, что ее подготовка и правильное применение на уроке – дело серьезное, которое требует тщательной подготовки. В то же время игра может стать весьма эффективным элементом не только образовательного процесса, но и социализации школьника, его последующего становления и осознания своего места в обществе.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл; ЭСКИМО, 2005. – 1136 с.
2. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
3. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - Кн. 2. - М.: Просвещение, 1995. – 496 с.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх