(ТЕОРИЯ) Битва на реке Фригид

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Конец IV в. выдался непростым в истории Римской империи – расползающуюся на глазах державу раздирали не только внутренние противоречия и смуты, пусть и несколько поутихшие после III в., но и пришельцы с востока, то и дело прорывавшиеся на Рейне и Дунае.
Битва на реке Фригид, состоявшаяся 6 сентября 394 г., было одним из главных сражений мировой истории. Эта битва окончательно ознаменовала победу христианства над язычеством.
1673538840766.png
1673538850992.png
1673538862827.png
Император Грациан
Император Евгений
Император Феодосий
В III – IV вв. Римская империя находилась в глубоком кризисе. Империя деградировала, римляне погрязли в гедонизме, поисках удовольствий, отдав военное дело (которое и создало всем известный Рим) в руки «варваров». Империю потрясали междоусобные, гражданские войны. Социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы столкнулись с христианством. Само христианство делилось на ряд враждующих течений. Христианство было признано Константином Великом в начале IV в. В конце того же века император Феодосий признает никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией.
Христианство постепенно из учения отверженных, гонимых, трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Её центром стала новая столица Римской империи – Константинополь.
Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами. В 285 г. император назначил военачальника Максимиана младшим соправителем («цезарем»), а в 286 г. — «августом». А в 293 г., посчитав, что военные и гражданские проблемы требуют дальнейшей специализации, Диоклетиан назначил в помощники августам двух цезарей: Галерия и Констанция Хлора. Диоклетиан планировал, что после 20-летнего правления, августы выйдут в «отставку» и их заменят цезари, а на их место буду назначены новые цезари. Так возникла первая тетрархия. Тетрархия просуществовала недолго, уже в 306 г. начала междоусобная война между претендентами на императорский престол, которая завершилась в 324 г. победой Константина. Император Константин победил Лициния, воссоединил обе части Римской империи и провозгласил себя единственным августом. Однако сама идея разделения империи на части продолжала существовать.
В правление Константина, который считается одним из самых успешных государственных деятелей империи, могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Однако уже его сыновья, между которыми разделили империи, начали междоусобную борьбу (она осложнялось необходимость тяжелой борьбы с персами и германскими племенами), которая завершилась гибелью двух братьев и победой Констанция. Победитель правил до 361 г.
Констанций был сторонником арианства (одно из учений в христианстве в IV – VI вв., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына, Христос, по мнению ариан, сотворён Богом и, следовательно, не равен ему) и подверг языческие культы серьёзным ограничениям. Язычество подвергалось репрессиям. Было выпущено несколько указов о запрещении жертвоприношений, закрытии языческих храмов, запрете посещать их под угрозой смертной казни и конфискации имущества. Иммунитет христианского духовенства был значительно расширен, епископы были освобожден от светского суда.
Констанцию наследовал Юлиан (Юлиан Отступник). Он был сыном Юлия Констанция, брата Константина Великого, двоюродным братом умершего императора. В 355 г. Констанций, который был озабочен вопросом престолонаследия, провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене и отправил начальником войск в Галлию. Юлиан успешно боролся с германскими племенами, и были любим солдатами. В 360 г., когда император проводил подготовку к персидскому походу, он потребовал прислать на Восток лучшие легионы. Войска восприняли это известие с большим неудовольствием и начали мятеж. Юлиана провозгласили императором. Костанций занятый войной с персами, не смог подавить мятеж. В это время Юлиан занял альпийские проходы, Иллирию, Паннонию и Италию, готовясь к войне с Констанцием. Однако смерть императора сделала его августом без борьбы. В декабре 361 г. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник.
Юлиан был очень интересной и образованной личностью. Это был император-философ. Он объявил о веротерпимости, разрешил восстановить языческие храмы и их имущество. Юлиан планировал обновить языческие традиции на основе неоплатонизма и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, личная безупречная жизнь, благотворительность и другие). Однако не успел завершить свои реформы. Во время похода против Персии император погиб при загадочных обстоятельствах.
Юлиану наследовал бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрала августом армия. После его смерти уже в 364 г., императором стал Валентиниан (364 – 376 гг.). Он по требованию своих солдат утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378 гг.). Валентиниан правил в западной части империи, доверив восточную часть Валенту. Валентиниану на западе наследовал его сын Грациан (375 – 383 гг.). Одновременно армия провозгласила августом Валентиниана II (375 – 392 гг.), четырехлетнего сводного брата Грациана. После смерти Валента (в 378 г. пал в Адрианопольской битве) Грациан утвердил на должности августа Феодосия и доверил ему управление восточной частью Римской империи.
Флавий Феодосий (Феодосий I Великий) родился около 346 г. в провинции Галисии (Испания) и по некоторым сведениям был потомком прославленного императора Траяна. Его отцом был полководец Феодосий. Он при императоре Валентиниане дослужился до поста командующего конницей. Будущий император Феодосий, как считают исследователи, начал военную службу под началом своего отца и участвовал в войнах в Римской Британии, где римляне воевали с пиктами и скоттами.
Именно военная слава заставила августа обратить внимание на Феодосия. В это время на востоке империи сложилась критическая ситуация. Готы полностью разгромили римскую армию в битве под Адрианополем. Император Валент пал в бою. Его племянник, император Грациан, пытался закрыть дорогу готам в Италию. Феодосий добился ряда успехов и смог остановить наступление готов. В 380 г. Феодосий вступил в свою столицу – Константинополь. Феодосий привлёк многих варваров в свою армию и в 382 г. заключил мир с готами. Готские племена поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (совр. Болгария).
Затем Феодосий навел порядок на востоке. Он нанес ряд поражений арабам и поселил в Сирии ряд арабских племён в качестве федератов. Они стали охранять границы империи. В Персидской империи шла борьба за власть, к тому же Феодосию удавалось поддерживать хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими царями. Поэтому угроза на этом направлении также была ликвидирована. К тому же в 387 г. Феодосий достиг с персами соглашения по разделу Армении на сферы влияния, что устранило «яблоко раздора» между империями.
В это время произошла очередная смута в западной части империи. В 383 г. в Британии солдаты провозгласили очередного императора. Им стал полководец Магн Максим. Его армия высадилась в Галлии, и часть Германской армии перешла на сторону Максима. Вскоре Грациану изменила и остальная часть армии. Грациана убили. В западной части империи власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. Феодосий признал их власть.
Римская империя быстро клонилась к упадку. Она фактически распалась на две части – Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Не последнюю роль играли и религиозные распри между язычеством и христианством, завоевывавшим все более прочные позиции. Решающий шаг сделал император Запада Грациан, который находился под сильным влиянием епископа Амвросия, самого авторитетного деятеля христианской церкви той поры, – он полностью порвал с традиционной римской религией – верой в пантеон многочисленных божков. Грациан отказался принимать сан языческого жреца, надевать соответствующие одеяния, повелел вынести из сената статуи идолов, а главное отказался выделять государственные дотации на проведение всяческих религиозных языческих праздников и обрядов.
Это вызвало недовольство приверженцев старой религии. Они требовали отменить новые законы, но их попытки не имели успеха. В 383 г. Грациан был убит во время военного мятежа, и трон унаследовал его сводный брат Валентиниан II. Но фактически за него правил командующий войсками, язычник Арбогаст (франкский полководец). Император Валентиниан пытался избавиться от него, обращаясь за помощью к правителю Восточной империи Феодосию, но она запаздывала. Тогда юный император опрометчиво решился на борьбу с всесильным военачальником и однажды вручил ему документ, в котором Арбогаст лишался всех должностей. Тот возразил: «Моя власть не зависит от улыбки или нахмуренных бровей монарха». Через несколько дней Валентиниана нашли мертвым в собственных покоях. Хотя большинство современников приписало смерть императора, коварному Арбогасту, история эта темная. Возможно, это было самоубийство ... Свидетельством тому, является длившееся более трех месяцев междуцарствие, во время которого Арбогаст пытался установить контакт с Феодосием и готовился признать императором Запада его старшего сына Аркадия. Он даже начал чеканить монеты с именами Феодосия и Аркадия. Лишь нерешительность восточного императора, медлившего с ответом, привела к дальнейшему развитию событий.
Не дождавшись ответа от Феодосия, диктатор возвел на трон Западной империи очередную попку – своего друга Евгения (сам Арбогаст не был римлянином и поэтому не мог стать императором). По словам Орозия «Арбогаст сделал тираном Евгения, избрав человека, которому пожаловал лишь титул императора, а управлять империей намеревался сам». Евгений хоть и был христианином, но религиозным рвением не отличался. Под влиянием Арбогаста, Евгений вернул языческим храмам имущество, предоставил деньги на проведение религиозных церемоний, разрешил запрещенные прежде жертвоприношения и гадания. В Риме началось восстановление языческих храмов, в здание сената был возвращен алтарь богини Виктории, устраивались пышные празднества в честь древних богов. Но и христиане при Евгении не подвергались гонениям – все религии оказались в равном положении. Такое положение сохранялось недолго, оно вызвало острое недовольство всех, кто ненавидел старую религию, особенно императора Востока Феодосия и видных деятелей христианской церкви.
Феодосий стал, активно, готовится к войне. Он стянул войска со всей восточной половины империи, оставив без охраны беспокойные границы. Теперь они оказались беззащитны перед вторжениями варваров (и те не замедлили этим воспользоваться), но Феодосия это не смущало ... Считается, что в результате он собрал армию не менее чем в 100000 человек.
В конце июля 394 г. войско Евгения вышло из Милана. Ему навстречу двигалась армия Феодосия. Известно, что войска Евгения шли в бой со знаменами с изображением Геркулеса, а на вершинах гор, окружавших поле битвы, были поставлены истуканы Юпитера с золотыми молниями. Над войском Феодосия возвышалось знамя со священным символом – обозначением начальных букв имени Иисуса Христа.
Среди язычников тогда было распространено пророчество, согласно которому имя Христа должно почитаться в течение 365 лет, а затем это почитание прекратится. Если к традиционной дате распятия (29 г.) прибавить 365 лет, то получится именно 394 г. – язычники шли с верой в это пророчество. Феодосий тоже получил предсказание от египетского монаха-отшельника Иоанна о том, что в кровопролитной битве ему суждено одержать победу. Таким образом, обе стороны надеялись на успех.
Хотя войско Евгения, точнее Арбогаста, уступала по численности христианской армии, в качественном отношении была очень сильной – её основу составляли воинственные галлы и германцы. У Феодосия в войске тоже было много варваров – готов, аланов и вандалов. Командование всей армией Феодосий возложил на Тимасия, назначив тому в заместители Стилихона. Хоть Стилихон был родом из вандалов, его верность гарантировалась браком с племянницей Феодосия, Сереной. Варварские контингенты в составе армии возглавлялись готом Гайной, аланом Савлом и выходцем из Иберии Бакурием.
Талантливый и опытный полководец Арбогаст расположил войска в долине реки Фригид (совр. река Випава, Словения). Он намеренно оставил спуск с гор свободным. Но войска Феодосия, спустившись с гор, не успели бы развернуться на равнине – этому мешал укрепленный частоколом и башнями лагерь язычников. С военной точки зрения план Арбогаста, делавший бесполезным численный перевес противника, был безупречен. Он намеревался впустить на равнину авангард христианского войска и разгромить его там, сделав бесполезными все попытки дальнейших атак. Другой отряд войска Арбогаста должен был зайти в тыл противника и сделать невозможным его отступление. Феодосию бы ничего другого не оставалось, как только сдаться на милость победителя.
1673538939326.png
1673538949260.png
Место сражения
Схема сражения на реке Фригид
5 сентября войска Феодосия пошли во фронтальную атаку. В авангарде шел 20000 отряд союзников-вестготов. Хитроумный Феодосий намеренно отправил их в авангарде - чтобы их воинов, уже причинивших римлянам немало неприятностей, осталось поменьше. Штурм укреплений Арбогаста продолжался до темноты. Вестготы оставили на поле брани 10000 убитых, включая военачальника Бакурия, однако им так и не удалось прорвать вражеские ряды. С наступлением ночи армия Феодосия отступила с поля битвы, оставив его за противником.
Таким образом, первый день битвы принес перевес войскам Запада. Император Евгений уже стал награждать воинов за победу. Чтобы закрепить успех и обеспечить окончательный разгром Феодосия, ночью Арбогаст выделил большой отряд для удара в тыл христианской армии.
В лагере восточного императора, отступившего назад к горам, настроение было близким к отчаянию. Большую часть ночи Феодосий провел, молясь Богу. Императора посетили два небесных всадника в белом – святой Иоанн и святой Филипп, которые призвали Феодосия набраться мужества, пообещав помощь в сражении.
И чудеса начали свершаться. Командир отряда, направленного в тыл к христианам, вместо нападения заявил о готовности покинуть Арбогаста за крупное денежное вознаграждение и разного рода почетные должности. Феодосий, естественно, немедленно на это согласился и, за отсутствием бланка для официальных документов, утвердил соглашение подписью на деревянной дощечке.
1673539077021.png
1673539094087.png
1673539141531.png
Эпизод сражения
Битва в представлении гравера XVII в.
Несмотря на эту неожиданную удачу, положение армии Феодосия существенно не изменилось. Его военачальники советовали воспользоваться освободившимся теперь путем для отступления, чтобы провести зиму в восточных провинциях, а весной возобновить войну с большими шансами на успех. С военной точки зрения такой вариант действий был наиболее целесообразен, но Феодосий, веря в предсказанную святыми помощь Божью, отказался ему последовать.
6 сентября 394 г., византийский император Феодосий I Великий в последний раз в истории объединил Восточную и Западную Римские империи. Утром 6 сентября войска Феодосия под знаменами Иисуса Христа вновь пошли в, казалось бы, обреченную на неудачу атаку. Но Господь им помог. По двум узким дорогам, обтекавшим горный выступ, на котором находился император Феодосий, его солдаты двинулись вниз, навстречу уже ожидавшему их врагу. Обе стороны видели, как Феодосий пал ниц, моля Бога о помощи, и ответ с небес последовал незамедлительно. Вдруг из-за спины наступавшего авангарда Феодосия в лицо галлам Арбогаста ударил ветер – внезапно поднялась свирепая буря.
Христианский историк Феодорит так описывает эту бурю: «Сильный ветер, дуя прямо в лицо неприятелям, отвращал и стрелы их, и копья, и дротики так, что никакое оружие не приносило им пользы, ни тяжеловооруженный, ни стрелок, ни копьеметатель не вредили войску царя. К тому же, самая страшная пыль неслась в лицо врагов и принуждала их закрывать ресницы и защищать глаза».
Суеверный страх охватил варваров, составлявших большинство войска Арбогаста, увеличил в их глазах свирепость бури и помог одержать победу восточному императору. Увидев в урагане проявление гнева небес, армия Запада в панике бежала в лагерь. Вслед за ними туда ворвались воины Феодосия и заставили противника сложить оружие.
Атеисты-историки считают, что это был ураганный ветер (бора) – обычный природный феномен, часто встречающийся в северо-восточных Альпах. Но почему он случился именно в этот день, и почему он дул в лицо язычникам, помогая христианам, они толком объяснить, не могут. Зато у верующих на этот счет нормальное объяснение – это обычное чудо, которым Господь помог своим детям. И никаких научных объяснений, притянутых за уши, нам не надо.
Император Запада Евгений был схвачен и обезглавлен. Арбогаст скрылся и два дня бродил по горам, а затем, убедившись, что его дело окончательно проиграно, бросился на меч.
Феодосий на несколько месяцев восстановил единство империи. Он провозгласил в Риме своего сына Гонория императором. Его опекуном (императору было 10 лет) был назначен опытный полководец Стилихон. Феодосий также отменил ряд языческих церемоний и планировал вернуться в Константинополь. Провинции Запада, бывшие на стороне Евгения, просили Феодосия о пощаде и получили ее. В последний раз власть над Востоком и Западом Римской империи оказалась в одних руках, но всего на несколько месяцев. Умирая в январе 395 г. (17 января в Медиолане (современный Милан)), Феодосий официально разделил ее между двумя своими малолетними сыновьями (Гонорий получил западную часть Римской империи, а старший сын Аркадий – восточную). Восточная часть Римской империи получила в современной историографии название Византия (Византийская империя).
После поражения Евгения на Западе империи вновь стали действовать законы Феодосия, направленные против язычников. Они еще продолжали бороться за существование древней религии, но большего успеха, чем при Евгении, им никогда уже не удалось достичь. Таким образом, исход битвы при Фригиде определил окончательную «гибель богов», то есть уничтожение язычества.
1673539213749.png
Две части империи больше никогда не соединялись под единым руководством. Римская империя (её западная часть) официально прекратит своё существование в 476 г., когда полководец Одоакр отстранил от власти Ромула Августа и провозгласил себя королем Италии. Восточная же часть империи (Ромейская империя, Византия) просуществовала более тысячелетия и пала в 1453 г., когда Константинополь штурмом взяли османы.
Итоги
Деятельность Феодосия дала плоды — готы в первые же годы отразили два крупных вторжения из-за Дуная, на востоке нападения арабов были отбиты тем же путём — в Сирии расселены племена сарацинов. Наметилось потепление в отношениях с Сасанидами. По договору 387 г. – Армения – была разделена в пользу Персии, а между державами развивалась торговля.
На долю Феодосия выпало две тяжелейшие задачи:
1) установить единство внутри империи, которую раздирали политические интриги и многочисленные религиозные группы самого разного толка;
2) спасти империю от военного погрома, готы, положившие конец римской воинской славе в Адрианопольской битве 378 г., грозили самому существованию «вечного Рима».
Он разрешил обе проблемы (хоть и на время). На границах с арабами и персами установился относительный мир. Готы стали союзниками. Феодосий, понимая, что войной варваров не сломить, пошёл по пути мирного сближения с ними, приобщения их к римской культуре, и массового привлечения их в армию. В результате одни варвары стали ревностно (вроде вандала-венеда Стилихона) защищать империю от других варваров, которые остались за пределами римской территории. По сути, в конце существования Рима одни варварские дружины воевали с другими. Варвары заняли в Риме посты в высшем командовании армии и входили в администрации, где им поручали наиболее ответственные посты. Это и не удивительно. Тот же Арбогаст, отличался неподкупностью, храбростью и равнодушием к богатству.
Однако это было временное решение проблемы. «Варваризация», при одновременной деградации самих римлян, происходила слишком быстро. Германцы и славяне прибывали и прибывали, империя не успевала всех ассимилировать. В дальнейшем этот процесс убьёт прогнившую насквозь Римскую империю.
Религиозные споры были решены в пользу никейцев. Христиане-сторонники никейского символа веры (формула вероисповедания, принятая на Первом Никейском соборе в 325 г., согласно которой Бог Сын «единосущий Отцу») одержали вверх над арианами. При Феодосии было окончательно установлено отличие между кафоликом (представителем «католической» – «вселенской, всеобщей» церкви, от греч. καθολικός — «всеобщий») и еретиком. Согласно закону, кафоликом стал подразумеваться сторонник никейской веры, представители других религиозных направлений (включая христианские) стали еретиками.
В западной части империи особую известность получил факт удаления из здания римского сената статуи Победы. Многие сенаторы, которые в тайне представляли «языческую партию», увидели в этом событии гибель прошлого величия Рима. В 393 г. последний раз прошли Олимпийские игры. Многие античные памятники, включая статую Зевса работы Фидия, перевели из Олимпии в Константинополь. Символы старого мира уходили в прошлое ...
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх