(ТЕОРИЯ) Митанни

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В XVIII – XVII вв. до н. э. Армянское нагорье стало ареной миграций, вызванных движением индоарийских племен. Часть из них двинулась на Армянское нагорье; одна из групп таких индоариев была известна в Передней Азии как умман-манда (воины-манда). В XVII – XVII вв. до н.э. они осели на Верхнем Евфрате.
В 1595 г. до н.э. (по средней хронологии) хеттский царь Мурсили I разгромил Вавилон и положил конец правлению в нём амореев. Однако вскоре сам Мурсили был убит заговорщиками, после чего Хеттское царство почти на столетие погрузилось в хаос. Образовавшийся вследствие этого политический вакуум был заполнен народами, пришедшими с востока. Когда письменные источники вновь начинают отражать положение в Передней Азии, оказывается, что в Вавилонии правит династия касситского происхождения, а в Сирии (Митанни) – арийского.
Касситы, правившие Вавилонией в XVI – XII вв. до н.э., по происхождению были автохтонным населением центральной части гор Загроса. Они говорили на изолированном западноазиатском языке, из сохранившихся слов которого основная часть приходится на обозначения деталей колесниц и пород и мастей коней. О роли коневодства у касситов свидетельствует и то, что они давали своим коням личные имена. Отсюда можно сделать вывод, что ещё до своего прихода в Вавилонию касситы вошли в соприкосновение с ариями и усвоили от них навыки коневодства и колесничной езды. Данный вывод подтверждается также наличием в касситском пантеоне божества солнца Сурияш и божества войны Марутташ, которых сопоставляют с индоарийскими Сурьей и Марутами. Заимствованное в вавилонский аккадский язык касситское воинское звание sakrumaš, связанное с колесничными войсками (в одном средневавилонском письме упоминается sakrumaš, под началом которого находились две колесницы).
Соседями касситов были хурриты, говорившие на языке, предположительно отдалённо родственном северо-восточной кавказской семье языков. Первоначальным местом обитания хурритов был север Загроса. Северные (и в меньшей степени центральные) области Загросских гор лежали на пути той части ведических ариев, которая из района Бактрийско-Маргианской археологической культуры мигрировала не на юго-восток, в Пенджаб, а на запад, и её вступление на этом пути в контакт с хурритами и касситами было неизбежным.
В Месопотамию арии первоначально пришли, по всей видимости, как военные наёмники. Самым ранним свидетельством об их появлении там на настоящий момент является табличка, недавно найденная в местечке Тель-Лейлан (древний Шубат-Энлиль, столица Шамши-Адада I) на крайнем северо-востоке современной Сирии. Эта табличка (L.87-887) входит в состав переписки между двумя правителями с хурритскими именами Кирип-Шериш и Хамидия и датируется самым концом правления в Мари Зимри-Лима или первыми годами после его падения, то есть примерно 1750 г. до н.э. Один из названных хурритских правителей в своём письме предлагает другому предоставить ему в помощь войско ma-ri-ia-nim. В последнем слове нетрудно узнать хорошо известное по более поздним источникам название колесничных бойцов maryannu. Примечательно, что тем же XVIII в. до н.э. датируются самые ранние на Ближнем Востоке изображения колесниц, происходящие как раз с территории Сирии.
1670982938110.png
Одно из таких изображений представлено на цилиндрической печати, датируемой временем после 1750 г. до н.э. В повозку с двумя восьмиспицевыми колёсами запряжены два коня. Возница, на спине которого висит тул со стрелами, стреляет из лука, обвязав поводья вокруг пояса. Эта печать представляет самую раннюю известную сцену стрельбы из лука с колесницы. Штриховка на длинном одеянии возницы может воспроизводить бронзовый чешуйчатый доспех. Вероятно, это изображение одного из арийских maryannu, которые спустя некоторое время создадут царство Митанни
Движение индоариев вызвало миграции затронувшие хурритов. Вместе с индоариями хурриты двинулись в страны «Плодородного Полумесяца». Они расселились и пришли к власти на большей части территории Сирии – Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии (вторая половина XVIII – начало XVII вв. до н.э.), где ими было основано «великое царство Митанни» (XVI – XIII вв. до н.э.).
1670982978170.png
Точно не известно, когда началось движение хурритоязычных племен на юг и юго-запад с их предполагаемой прародины в северо-восточной части Закавказья (само название хурриты означает «восточные» или «северо-восточные»). Если предположить, что хурриты – это те же племена, которые шумеры называли су или су-бир, а аккадцы – субареями, то они находились в поле зрения жителей Месопотамии уже с середины III. тыс. до н.э. Не исключено, что су было обобщенным названием горных племен независимо от их языка и происхождения. Первое достоверное упоминание о хурритах дают надписи последней четверти III. тыс. до н.э. на каменных таблицах (Тишадаль, энда, то есть правитель, Уркеша) и печатях (Аришена, царь Карахара), а затем в начале II тыс. до н.э. появляются имена собственные, от правителей до подневольных работников, происходящие с гор Тавра, севера Верхней Месопотамии и из Алалаха в Сирии. Однако, еще при Шамши-Ададе I (XIX – XVIII вв. до н.э.) все названия номов, местностей и имена правителей в Верхней Месопотамии остаются семитскими.
По лингвистическим данным, переселение хурритов в Переднюю Азию шло волнами, причем первая, дошедшая до Палестины, относится к сер. III тыс. до н.э., вторая волна создала хурритские поселения, но продвижение продолжалось и в последующие столетия. В XX – XIX вв. до н.э. центр района севернее горной гряды Хамрин носил древнейшее название Гасур, но к XVI в. до н.э. этот район заняла группа хурритов, давших ему название Аррапхэ, а Гасур переименовали в Нузи. Хурритское население Алалаха в Сирии становится между XVIII – XIV вв. до н.э. значительно более многочисленным. Следует отметить, что предположений об уничтожении хурритами этносов-предшественников не существует. Наблюдаются явные признаки сосуществования этносов всюду за исключением Аррапхэ. Возможно, что хурриты, подобно степнякам-амореям, сначала нанимались к местным царькам воинами, а затем захватывали власть в городах, сливаясь с местным населением или сосуществуя с ним.
Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII – начало XVI вв. до н.э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские группы «манда». Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав таким образом государство Митанни (Майттанне, около 1560 – 1260 гг. до н.э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования – Хурри и Ханигальбат. Возникновение Митанни пришлось на «тёмный век» в истории Ближнего Востока, когда после падения династии Хаммурапи в Вавилонии, конца Древнего царства у хеттов и захвата власти в Нижнем Египте семитами письменные источники становятся крайне скудными, поэтому события этого периода можно восстановить только в самых общих чертах.
Первое письменное упоминание о государстве Митанни (в египетской передаче – mtn) датируется временем около 1500 г. до н.э. и происходит из надписи в фиванской гробнице египетского придворного астронома Аменемхета, служившего фараонам Аменхотепу I и Тутмосу I. Аменемхет упоминает Митанни при рассказе о походе в Сирию, совершённом, по всей видимости, Тутмосом I (1520 – 1492 гг. до н.э.). Надпись из гробницы Яхмоса сына Эбаны также рассказывает о походе Тутмоса I в Сирию (rṯnu) и его войне против Нахарины (nhrn), то есть Митанни (это название, произведённое от семитского слова «река», было заимствовано в египетский язык из аккадского), в которой была одержана победа и взяты «бесчисленные пленные». Внук Тутмоса I Тутмос III позднее сообщал, что установил на берегу Евфрата свою победную стелу рядом со стелой своего деда.
1670983059006.png
1670983068528.png
1670983078517.png
Современный вид городища Тель-Фехерия
Столица Митанни располагалась в Вассокканне или Вашшуканни – городе в верховьях Хабура (предположительно городище Тель-Фехерия в современной северо-восточной Сирии, которое можно примерно перевести как «Богатая копь»). Хотя индоарии Митанни, включая царский род, были в основном ассимилированы местным населением уже в середине II тыс. до н.э., митаннийские цари вплоть до конца своей истории продолжали принимать тронные индоарийские имена (Шаушшаттар, Артатама, Арташшумара, Тушратта, Шаттиваза) и поклоняться индоарийским богам – покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям; об этом мы узнаем из договора, заключённого около 1350 г. до н.э. претендентом на митаннийский престол Шаттивазой с хеттским царём Суппилулиумой I). Верховным богом – покровителем государства в целом был, однако, хурритский бог грома Тессоб. Наряду с ним исключительным почитанием пользовалась Сауска-Иштар. Центры их культа – соответственно, Кумме на Верхнем Забе и Ниневия (тогда еще хурритский город) – располагались на востоке, в коренных областях хурритов.
Общество Митанни, по-видимому, делилось на военно-бюрократическую верхушку, или двор (вельможи, то есть старшая дружина, основная служилая масса воинов-«марйанне», представители царя в других государствах и условно относившиеся сюда же по признаку личной зависимости от царя вассальные владетели), и землю, – совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин. Последние имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия. Этой уникальной для Древнего Востока чертой политического строя Митанни было обязано, вероятно, пришлому характеру правящей верхушки, обусловившему ее относительную изоляцию.
Известны территориальные сельские общины алу и большесемейные домовые общины димту (дословно «башни», названные так по типичному обиталищу каждой большой семьи). Общинная земля рассматривалась как неотчуждаемая собственность общины в целом, и получить к ней доступ можно было только путем «усыновления» реального покупателя земли одним из общинников. В третей четверти II тыс. до н.э. имущественная дифференциация, ростовщичество и долговая кабала привели к значительному разложению общин при внешнем сохранении их структуры. Богатые и знатные люди в форме «усыновления» (некоторые «усыновлялись» в сотнях разных семей одновременно) проникали в общины, отделяли купленную или полученную за долги землю от основного общинного фонда, эксплуатировали членов «усыновившей» их домовой общины. Относительная слабость государства у хурритов и государственного хозяйства способствовала бурному развитию частной эксплуатации в пределах общинного сектора экономики.
Правящий слой Митанни первоначально говорил на языке, близком к индоарийскому, который мы будем условно называть митаннийско-арийским. Из него произошло уже упоминавшееся название воинской аристократии maryannu.
По материалам XV в. до н.э. из Алалаха (запад Митанни) и XIV в. из Аррапхи (восток Митанни) можно восстановить социальную структуру Митаннийского царства, включавшую три класса. Низшим классом были безземельные бедняки (называвшиеся ḫaniaḫḫe, ekûm или muškēnum в Алалахе и aššābum в Аррапхе), средним – землевладельцы, подлежавшие трудовой повинности и военной службе в пехоте (называвшиеся unuššoġli, ḫupšum или ṣābū namê в Алалахе и ālik ilkim в Аррапхе), высшим – колесничние воины maryannu, свободные от трудовой повинности (в Аррапхе они назывались аккадским термином rākib narkabtim «едущий на колеснице»).
Благодаря текстам из Нузи и египетским изображением мы можем довольно точно себе представить, как выглядели марья. Голова митаннийского колесничного бойца была защищена кожаным шлемом (gurpisum), покрытым длинными полосами из меди или бронзы и украшенным перьями или лентами, с забралом (kalkum). На теле у него был корсет (sariam) из кожи (обычно козьей) с нашитыми медными или бронзовыми чешуйками (kursimtum). Рукава длиной по локоть или полную руку тоже иногда покрывались чешуёй. Шею защищал кожаный или металлический воротник. Покрытая чешуёй юбка (dutiwa) доходила до колен или середины голени. Всего на доспех нашивалось несколько сотен чешуек, и его вес составлял около 20 кг или больше. Доспех лучника был обычно легче доспеха возницы. В левой руке лучник держал лук, а за его левое плечо был закинут небольшой прямоугольный щит (arītum). На один тул полагалось по 30-40 стрел. Иногда защитные доспехи имелись также на конях и колесницах.
1670983169676.png
Колесничные бойцы Митанни
В хурритских «государствах» существовали крупные дворцовые и храмовые хозяйства. Характерно отсутствие значительного слоя «царских людей» (похожих по положению на илотов, крепостных): работниками царского хозяйства оказываются либо дворцовые рабы (как правило, из числа пленников), либо привлеченные в порядке выполнения повинности свободные граждане.
В Митанни верховная власть осуществлялась царем и так называемым синагилой – «вторым после царя» (должность престолонаследника-главнокомандующего, замещавшаяся одним из царевичей). Такая конструкция власти отражала, с одной стороны, военный, а с другой – архаический родовой характер митаннийской государственности. Основой могущества Митанни было колесничное войско, укомплектованное служилыми воинами – марйанне.
Самым ранним известным по имени царём Митанни является сын Кирты Шуттарна (I), о котором мы знаем только по надписи на его печати. Он предположительно правил в конце XVI в. до н.э. О правившем в начале XV в. до н.э. царе Параттарне известно, что под его властью находились Халеб и Алалах (надпись правившего в последнем митаннийского вассала Идрими является основным источником сведений о Параттарне) в Сирии, Киццуватна на юго-востоке Анатолии и Терка на Среднем Евфрате. Следующим известным по имени митаннийским царём является Шаушшатар, при котором в Алалахе правил преемник Идрими Никмепа, также бывший вассалом Митанни. Шаушшатар покорил Ассирию и вывез из её столицы в Вашшуканни обитые золотом и серебром ворота. Ассирия вошла в состав Митанни на правах вассального царства. В городском совете Ашшура митаннийского царя представлял его посланник – суккал. Видимо, тогда же митаннийцы покорили Аррапху (в городе Нузи было найдено письмо Шаушшатара местному правителю Итхи-Тешубу).
1670983215538.png
Печать царя Митанни Шаушшатара, найденная в Нузи
Уже в конце XVI в. до н.э., при царе Суттарне I, Митанни превратилось во всехурритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса и Ниневии до Северной Сирии. С этого момента на протяжении полутора столетий оно являлось сильнейшей военной державой Передней Азии. Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем.
1670983254809.png
В период своего расцвета в XV – XIV вв. до н.э. великое царство Митанни простиралось от берегов Средиземного моря на западе до гор Загроса на востоке. Оно состояло из центральной области в Сирии, которая находилась под непосредственной властью митаннийских царей, и вассальных государств, которыми управляли местные правители. В число таких вассальных государств входили Угарит на средиземноморском побережье, Киццуватна в юго-восточной Анатолии, Алалах в западной Сирии, Ашшур и Аррапха в Верхней Месопотамии и другие
Три четверти века почти непрерывных войн с Египтом (конец XVI – конец XV вв. до н.э.) составляют наиболее яркий этап митаннийской истории. Но уже фараон Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отодвинул его границу за Евфрат. Правда, при царе Парраттарне (около 1475 г. до н.э.) Митанни, воспользовавшись временной слабостью Египта, покорило все Восточное Средиземноморье от Киликии до Центральной Палестины, но Тутмос III в серии кровопролитных кампаний оттеснил царя Митанни далеко на север. Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса III, в середине XV в. до н.э., египетско-митаннийский пограничный рубеж пролегал в районе Кадеша. В то же время митаннийский царь Сауссадаттар разгромил Ашшур (пытавшийся незадолго перед тем связать себя договором с египтянами) и превратил его в своего вассала. Фараон Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов был отброшен на юг, в Палестину, и ему пришлось заключить невыгодный для себя мир (около 1430 г. до н.э.). Хотя надписи фараона, по своему обыкновению, преподносят это событие как изъявление покорности со стороны Митанни, они подчеркивают исключительность мирного соглашения Египта с этой страной – «происшествия, неслыханного со времени богов». Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии, однако его преемник Тутмос IV должен был закончить эту войну компромиссным миром с митаннийским царем Ардадамой I (около 1410 г. до н.э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, навсегда подвел черту под эпохой египетско-митаннийского противоборства и заложил основы так называемого Амарнского международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н.э.).
1670983293683.png
Родственные связи между династиями Митанни и Египта
Между тем еще в середине XV в. до н.э. начались хетто-митаннийские войны в Сирии, проходившие, по-видимому, в промежутках между египетскими вторжениями в этот регион. Их привел к временному завершению тот же Ардадама I, нанеся хеттам поражение и отодвинув границы Митанни в Малой Азии вплоть до Тавра и Верхнего Галиса (конец XV в. до н.э.). Рубеж XV – XIV вв. до н.э. был, таким образом, временем наивысшего расцвета Митанни.
Царь Митанни Шуттарна II отдал свою дочь Килу-Хепат в жёны фараону Аменхотепу III. Преемник Шуттарны II Арташшумара был убит своим придворным, который посадил на престол малолетнего брата убитого царя Тушратту, рассчитывая быть фактическим правителем, однако Тушратта вскоре сумел покончить с убийцей и стать самостоятельным царём. При нём отношения между Митанни и Египтом достигли высшей точки. Дочь Тушратты Таду-Хепат была женой сначала Аменхотепа III, а потом его сына Аменхотепа IV (Эхнатона). Когда Аменхотеп III заболел, Тушратта прислал ему для излечения чудодейственное изваяние богини Иштар-Шаушки из Ниневии.
1670983343447.png
Письмо Тушратты царице Тии
В Амарнском архиве сохранилось 13 писем Тушратты, адресованных Аменхотепу III, царице Тии и Аменхотепу IV (одно из них написано по-хурритски, остальные – по-аккадски).
Около 1350 г. до н.э. Тушратта пал жертвой дворцового заговора. В это же время хеттский царь Суппилулиума I развернул наступления на митаннийские владения в Сирии, захватив области Амурру и Нухашше. К власти в Митанни пришли Артатама II и Шуттарна III, опиравшиеся на поддержку ассирийцев. Сын Тушратты Шаттиваза бежал со своими сторонниками в Вавилонию, но не был там принят, после чего обратился за помощью к хеттам. Суппилулиума I выдал за Шаттивазу свою дочь и заключил с ним договор, по которому митаннийский претендент признал себя вассалом великого царя хеттов. При помощи хеттских войск Шаттивазе удалось захватить престол Митанни, попытки ассирийцев помешать этому не увенчались успехом.
Однако благодаря междоусобицам в Митанни Ассирия в лице царя Ашшур-Убаллита (Ашшурубаллит) I вернула себе независимость и начала наступление на своего бывшего сюзерена. По-видимому, уже при Ашшур-Убаллите I ассирийцы захватили Аррапху. Надпись ассирийского царя Адад-Нирари I (около 1307 – 1274 гг. до н.э.) сообщает, что он разгромил и сделал своим вассалом царя Митанни Шаттуару. При Салманасаре I (около 1274 – 1244 гг. до н.э.) митаннийское государство было окончательно завоёвано и включено в состав Ассирии.
В ходе этих событий великая Митаннийская держава перестала существовать. Ашшурубаллит удержал и аннексировал восточные районы страны, включая Ниневию (именно тогда номовое государство Ашшур превратилось в территориальное царство Ассирию), а окраинные владения были утрачены. Отныне Митанни было незначительным северо-месопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга ассирийцы и хетты. Безуспешно пытаясь лавировать между ними (но тяготея преимущественно к хеттам), Митанни было уничтожено ассирийским царем Салманасаром I около 1260 г. до н.э. Хетты, впрочем, не оставили попыток отбить у ассирийцев хурритскую Верхнюю Месопотамию, окончательно эти области перешли к Ассирии только в XII в. до н.э., уже после падения Хеттской державы.
Переселения балканцев-мушков на восток (первая половина XII в. до н.э.) и арамеев на север (вторая половина XI в. до н.э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Чороха и Верхнего – Среднего Тигра. Последнее независимое государство хурритов – верхнетигрская Шубрия (хурритское самоназвание – «Хурри»; маленькая Шубрия пыталась воплощать единство погибшей хурритской ойкумены) было уничтожено ассирийцами в 673 г. до н.э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине – второй половине I тыс. до н.э. были известны своим соседям как матиены, то есть «митаннийцы», – свидетельство памяти об их блестящем прошлом.
Хурритские государства продолжали существовать и в последующие века (приурмийская Манна с хурритской династией – до аннексии мидянами около 590 г. до н.э., княжество Кордуэна на исконной прародине хурритов при Верхнем Забе), но лишь в качестве вассалов или автономных провинций других держав. Этнос хурритов был ассимилирован ираноязычным населением на протяжении второй половины I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.
Крупнейшим памятником хурритской культуры является мифологический эпос о смене царствований на небесах, крайне близкий по ряду сюжетов «Теогонии» Гесиода. По-видимому, именно хурриты впервые создали этот миф, и от них он попал, через финикийцев или анатолийцев, к грекам.
Самым ценным источником о митаннийско-арийском языке является руководство по обучению коней митаннийца Киккули. Его неполный текст на четырёх табличках был найден в развалинах хеттской столицы Хаттусы. Он представляет собой список XIII в. до н.э. с оригинала, переведённого с хурритского языка на хеттский в XV в. до н.э. Руководство подробно излагает процесс обучения колесничных коней и ухода за ними (процесс шел в течение 184 дней … после чего текст обрывается).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх