Тезаурус (для педагога новатора)

Генезис — категория, описывающая происхождение понятий, знаний, знаков, позволяющая восстановить контекст первоначального употребления рассматриваемого предмета и его конкретную роль как средства для решения определенной задачи.

Диалектика — интеллектуальное искусство, основанное на освоении способов соорганизации в ходе размышления взаимоотрицающих друг друга понятий.

Идеализация — целенаправленное выделение в мышлении таких сторон и характеристик изучаемого объекта — связей и отношений, — которые не могут существовать в практической деятельности в подобном специально отчлененном и изолированном виде. Подобное расчленение, выделение и изоляция осуществляются для целенаправленного рассмотрения анализируемых сторон и характеристик. Идеализация является важнейшей составляющей всего знания, идеализация фиксируется и закрепляется при помощи специально конструируемых знаковых форм.

Категория — наиболее общее понятие, исторически выделившееся из первоначально родственных с ним понятий как более общее и универсальное средство анализа мыслительных объектов и подчинившее ряд понятий закрепленными за ним задачам этого анализа. Всякая категория включает в свое устройство:
1) понятия и способы связи между ними,
2) изображение объекта рассмотрения,
3) языки описания,
4) мыслительные операции, позволяющие преобразовывать объект изучения,
5) способы связи с другими категориями.

Одной из форм связи категории с другими категориями является категориальная оппозиция, когда данная категория противопоставляется другой. Категориальная оппозиция позволяет осуществлять выбор категориального определения при работе с мыслительным объектом и устанавливать, использование какой категории мы одновременно исключаем при определении рассматриваемого объекта, выбрав данную категорию. Категориальные взаимоисключающие оппозиции образуют категориальные пары: субъект-объект, форма-материал, пространство-время, сущность-явление и т. д. Для разных исторических периодов развития мышления характерно преимущественное использование определенного набора категориальных пар. Переход от одной категориальной пары к другой, смена главенствующих категориальных пар одновременно обозначает смену формации мышления главенствующего организационного принципа, определяющего методы мышления и организацию объекта. При подобном переходе в процессе исторического развития формы мышления от одной категориальной пары к другой, исходная категориальная пара не выбрасывается из процессов мышления, но в переработанном, переорганизованном виде включается внутрь нового категориального понятия или новой категориальной пары. Подобное включение на основе преобразования на философском языке называется снятие.

Мышление — духовная активность, предметом которой является построение и преобразование идеального предмета, позволяющего выделять и рассматривать связи и отношения изучаемого объекта в изолированном, аналитическом виде и на основе синтетического (целостного) объединения различных знаниевых проекций объекта. Деятельность мышления осуществляется на основе специально создаваемых схем и знаков, которые позволяют вычленять в рассматриваемом объекте определенную сторону или аспект и замещать его знаком. Тем самым знак выступает как представитель данной стороны объекта и становится предметом преобразований (оперирования). Наряду с широко распространенным представлением об индивидуальном мыслительном акте все большее значение приобретают методы организации коллективного мышления.

Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в ситуации ракурс (способ) понимания и видения происходящего, задаваемый определенным набором средств, необходимым для выполнения фиксированной профессиональной задачи, и определяющей мышление и действие.

Постулат — результат мыслительного установления или полагания, в дальнейшем определяющий способ мыслительного действия и рассмотрения предмета.

Семиотика — философско-методологическая дисциплина о знаках и знаково-символических системах, способах их происхождения и употребления.

Структурапроцесс система – основные категории системного анализа, позволяющие представить изучаемый и рассматриваемый объект как систему. Рассмотрение изучаемого объекта как структуры предполагает представление объекта в виде элементов и связей между ними, а также осознанный отказ использовать категорию целое — часть, так как объект не может разделяться на части. Рассмотрение изучаемого объекта как процесса предполагает выделение состояний и переходов от состояния к состоянию. Системное же рассмотрение изучаемого объекта предполагает одновременное его изображение и как структуры, и как процесса, когда одни характеристики объекта могут быть объединены в представлении его как структуры, другие — как процесса. Получающееся в этом случае процессуально-структурное представление объекта позволяет рассматривать его как переход от одних структурных состояний к другим.

Схема — графическое изображение метода работы, способа мыслительного движения, в других случаях способов представимости объекта. Данная трактовка схемы отличается от широко распространенного понимания схемы как абстрактного и приблизительного способа изложения некоторого сложного вопроса.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх