«Золотой век» пиратства

Николай

Модератор
Команда форума
«Золотой век» пиратства


Вспомним некоторые интересные моменты биографий 12 наиболее известных морских разбойников «Золотого века» пиратства, который продолжался примерно с70 лет. Условной датой его начала можно считать 1655 г., когда англичане захватили Ямайку (что позволило пиратам обосноваться в Порт-Ройяле, как ранее на Тортуге), а датой окончания 1730 г., когда пиратство в Карибском море и Атлантике (а раньше в Индийском океане) было окончательно в основном ликвидировано.

image002.jpg
Остров Тортуга. Цитадель пиратов Карибского моря с 1630-х по начало1690-х гг. Карта XVII в.

Эдвард Мансфилд — был капером (получил патент от губернатора Ямайки) в Вест-Индии. Возглавлял пиратскую флотилию. Умер в 1666 г. от болезни во время нападения на остров Санта-Каталина, а по другим данным погиб в результате нападения испанцев на пути на Тортугу.

image004.jpgimage006.jpgimage008.pngimage010.jpg
Эдвард Мансфилд
Франсуа Л'Олонэ
Генри Морган
Томас Тью

Франсуа Л'Олонэ — был капитаном пиратов в Вест-Индии. Пиратствовал с 1653 – 1669 гг. Погиб в заливе Дарьен, у берегов Панамы, во время нападения индейцев-каннибалов.

Генри Морган — был пиратом в Вест-Индии, в 1667 – 1671 гг. капером (получил патент от губернатора Ямайки). Был предводителем пиратской флотилии и получил неофициальное звание «Адмирал пиратов». Умер в 1688 г. (предположительно от цирроза печени) в Порт-Ройале, на Ямайке.

Томас Тью — предположительно с 1690 г. был пиратом в Вест-Индии, а в 1692 – 1695 гг. капером (получил патент от губернатора Бермудских островов). Считается первооткрывателем «Пиратского круга». Был капитаном пиратом в Индийском океане. Погиб в Красном море в районе Баб-эль-Мандебского пролива в сентябре 1695 г. при нападении на торговый корабль «Пророк Моххамед».

image012.jpg
Пиратский круг. Этим маршрутом плавали английские пираты Вест-Индии и Атлантики с конца XVII в. до начала 1720 гг.

Генри Эвери, по прозвищу «Длинный Бен» — с 1694 – 1696 гг. был капитаном пиратов в Индийском океане. После захвата в Красном море в 1695 г. торгового корабля «Гансвэй» уплыл обратно в Вест-Индию. Затем оказался в Бостоне, после чего исчез. За его голову была назначена награда в 500 фунтов, но найти Эвери так и не удалось.

image014.png
image016.jpg
image018.png
image020.jpg
Генри Эвери
Уильям Кидд
Эдвард Тич
Сэммюэль Бэллами

Уильям Кидд — с 1688 г. был флибустьером, а затем капером в Вест-Индии (получил патент от губернатора Мартиники). Перешел на сторону англичан и на время ушел на покой. В 1695 г. был нанят влиятельными людьми Новой Англии для поимки пиратов, в том числе Томаса Тью, а также получил патент приватира. Однако из-за вспыхнувшего бунта был вынужден заняться морским разбоем (в 1697 – 1699 гг.). Добровольно сдался в руки правосудия. Повешен 23 мая 1701 г. по приговору суда в Лондоне за убийство матроса Уильяма Мура и нападение на торговый корабль «Кедахский купец». Приписываемый ему клад ищут до сих пор.

Эдвард Тич, по прозвищу «Черная Борода» — с 1713 г. был рядовым пиратом у капитана Бенджамина Хорниголда, а с 1716 – 1718 гг. сам был капитаном пиратов, орудовавших в Карибском море и Атлантике. Был убит в схватке с лейтенантом Робертом Мейнардом 22 ноября 1718 г. у острова Окракоук, рядом с побережьем Северной Каролины.

image022.jpgimage024.jpg
Схватка на палубе шлюпа «Джейн». В центре Роберт Мейнард и Черная Борода. Картина начала XX в.
Повешение Стида Боннета 10 декабря 1718 г. Букет цветов в руках означает, что казнимый раскаялся в совершенном преступлении. Гравюра начала XVIII в.

Сэммюэль Бэллами — был капитаном пиратов в Карибском море и Атлантике с 1715 – 1717 гг. Утонул во время шторма 26-27 апреля 1717 г. на корабле «Вайда» вместе с большей частью команды у побережья Массачусетса, в районе мыса Кейп-Код.

Эдвард Инглэнд — был пиратом в Карибском море с 1717 г., а в 1718 – 1720 гг. капитаном пиратов в Индийском океане. Был высажен взбунтовавшейся командой на одном из необитаемых островов в Индийском океане. Сумел вернуться на Мадагаскар, где был вынужден заняться попрошайничеством. Умер там в 1721 г., в полной нищете.

image025.png
image027.jpg
image029.png
image031.png
Эдвард Инглэнд
Стид Боннет
Джон Рэкхем
Бартоломео Робертс

Стид Боннет — был капитаном пиратов в Карибском море и Атлантике в 1717 – 1718 гг. Повешен по приговору суда 10 декабря 1718 г. в Чарльстоне, Северная Каролина, за пиратство.

Джон Рэкхем, по прозвищу «Ситцевый Джек» — несколько лет был контрабандистом, а с 1718 г. капитаном пиратов в Карибском море (плавал со знаменитыми женщинами-пиратами Мэри Рид и Энн Бонни). В 1719 г. был помилован губернатором Нью-Провиденса Вудсом Роджерсом. Однако, уже в 1720 г. принялся за старое. Повешен за пиратство по приговору суда 17 ноября 1720 г. в Спэниш-Тауне, на Ямайке.

Бартоломео Робертс, по прозвищу «Черный Барт» — был капитаном пиратов в Карибском море и Атлантике с 1719 – 1722 гг. Погиб 10 февраля 1722 г. в бою у западного побережья Центральной Африки, в районе мыса Лопес, при атаке английского королевского военного корабля «Своллоу».

Жизнь пиратов, даже таких отъявленных головорезов, в большинстве своем была недолгой. Любого человека, решившего связать свою жизнь с морским разбоем в те суровые времена, почти наверняка ждала гибель. Из этих знаменитых пиратов лишь Морган (и возможно Эвери) закончил свой век свободным и состоятельным человеком. Только очень немногим пиратам удавалось накопить состояние и уйти на покой. Почти всех ждала виселица, смерть в бою или морская пучина.

В сознании большинства людей классический образ пирата – разбойник с пестрым платком-банданой на голове, кольцом в ухе и черной повязкой на одном глазе. На самом деле, пираты выглядели иначе.

Эксквемелин, сам бывший пиратом в 1667 – 1672 гг. и принимавший участие в знаменитой экспедиции пиратов во главе с Г. Морганом по захвату Панамы, в своей книге «Пираты Америки» (1678 г.) ни разу не упоминает о том, что пираты носили на головах платки.

image033.png
Портрет «Адмирала пиратов» Генри Моргана. Гравюра XVII в.

Видимо в условиях тропической жары и палящего солнца, которые обычны для Карибского региона большую часть года, широкополые шляпы давали хорошую защиту от солнечных лучей. Да и в сезон дождей они помогали не промокнуть до нитки.

Носили ли пираты в море широкополые шляпы постоянно? Скорее всего нет, ибо начиная с 60-х гг. XVII в. широкополые шляпы начинают быстро вытесняться получившими популярность треуголками. Именно в треуголках изображено большинство пиратов на старинных гравюрах конца XVII – начала XVIII в.

image036.jpg
Капитаны пиратов Франсуа Л'Олонэ и Мигель Баск. Гравюра XVII в.

Как правило, у моряков в те времена был один комплект одежды, в котором они ходили до полного его износа. Затем покупали новый костюм. К тому же у людей, промышляющих морским разбоем, всегда была возможность отобрать хорошую одежду у своих жертв на захваченном корабле, если, конечно, пираты не решали объявить все захваченное общей добычей и продать с торгов своим перекупщикам в порту. А одежда, до эпохи появления массового производства в XIX в., стоила дорого. Хотя иногда пираты одевались как настоящие франты. Так, знаменитый пират начала XVIII в. Бартоломео Робертс перед сражением надевал ярко-красный жилет и брюки, шляпу с красным пером и большой алмазный крест на золотой цепи (в этой одежде его и похоронили в море).

Судя по старинным гравюрам, многие пираты носили усы, а иногда и бороду. Для пирата Эдварда Тича, его густая черная борода стала неотъемлемой частью образа. Иногда он вплетал в нее ленточки. Кроме того (так писали современники), он подкладывал под свою шляпу пушечные фитили, которые подпаливал перед сражением, отчего голова капитана пиратов окутывалась клубами дыма, что придавало ему особо зловещий вид.

Практически на всех гравюрах XVII – начала XVIII в. пираты изображены с длинными волосами или с модными тогда париками — аллонжами. Например, у Генри Моргана были густые и длинные волосы, по принятой в то время моде.

Что касается париков, то вряд ли их носили во время плавания. К тому же, парики стоили дорого, были не по карману большинству пиратов, да и скорее всего не нужны им. Скорее хороший парик был символом статуса, его могли себе позволить главари пиратов (отобрав парик у какого-нибудь дворянина или купца на ограбленном корабле). Капитаны могли надеть парик (вместе с дорогим костюмом), когда сходили на берег в крупном порту, чтобы произвести впечатление на собравшуюся публику.

Как и все моряки XVII – XVIII вв., пираты Вест-Индии и Индийского океана носили широкие штаны, которые доходили чуть ниже колен и перевязывались лентами. Многие носили кюлоты (короткие, застёгивающиеся под коленом штаны; их носили с чулками и башмаками с пряжками).

image040.jpg
Пират конца XVII-начала XVIII в. Рисунок XIX в.

Что касается колец или других украшений в ушах, то в реальности пираты их не носили или, по крайней мере, не сохранилось никаких исторических свидетельств о таком обычае. О них нет упоминания ни у Александра Эксквемелина в «Пиратах Америки», ни у Чарльза Джонсона (возможно им был Д. Дефо) во «Всеобщей истории грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами» (1724 г.), ни в других исторических источниках. Кроме того, практически на всех гравюрах уши пиратов закрыты длинными волосами или париками, по принятой тогда моде. Хотя следует упомянуть, что веком ранее (в XVI в.) мужчины в Западной Европе предпочитали короткие стрижки и носили серьги (но не кольца). Но уже с начала XVII в. в моду входят длинные волосы, а вместе с ними исчезают и украшения в ушах у мужчин, чему также способствовали все более распространявшиеся в Англии и Голландии пуританские взгляды. При этом волосы у мужчин было не принято стягивать в пучок на затылке. Так делали только, если надевали парик.

Невероятно устойчив оказался миф о ношении пиратами черной повязки на поврежденном глазе. Нет никаких исторических свидетельств того, что пираты с поврежденными глазами закрывали их повязками. Нет ни одного письменного источника или гравюры XVII – XVIII вв. с описанием или изображением морских разбойников с повязками на глазах.

Кроме этого, существуют некоторые письменные источники, которые свидетельствуют как раз об обратном — о том, что пираты нарочно выставляли напоказ свои старые ранения, чтобы еще больше устрашить врага.

Впервые черные повязки появляются в художественной литературе в конце XIX в., сначала в виде красочных иллюстраций в книгах о пиратах (Говард Пайл считается первым художником-иллюстратором, изобразившим пиратов в пестрой бандане и серьгой в ухе), а позже уже и в самих романах о морских разбойниках (так выглядел Питер Блад и его товарищи в романах Р. Сабатини).

image042.jpg
Портрет пирата Кристофера Мингса. Картина XVII в.

Пиратские законы о дележе добычи были очень разными и изменялись со временем. В середине XVII в., когда еще было распространено каперство (морской разбой на основании выданного каким-либо государством разрешения — каперского свидетельства, приватирского патента, комиссии, репрессалий, грабить корабли и поселения враждебных стран), часть добычи, обычно не менее 10 %, каперы (или приватиры) отдавали правительству, выдавшему им разрешение на грабеж. Впрочем, часто доля властей была намного выше. Так, в первом полученном капитаном Уильямом Киддом от властей Новой Англии приватирском патенте, доля властей в добыче экспедиции составляла 60 %, Кидда и команды соответственно 40 %. Во втором, полученном в 1696 г., доля властей составляла 55 %, доля Кидда и его компаньона Роберта Ливингстона 20 %, а оставшаяся четверть полагалась членам команды, для которых не предусматривалось никакого жалования, кроме захваченной добычи.

Из оставшейся добычи часть отдавали поставщикам продовольствия, оружия, рома и прочего необходимого снаряжения (часто все это брали в кредит). И наконец, та часть добычи, что оставалась у пиратов после этих расчетов (иногда совсем немного), они делили между собой. Капитаны получали больше, как правило, пять-шесть долей.

С исчезновением каперства в конце XVII – начале XVIII в. никаких платежей правительству пираты уже не делали. Хотя были и исключения. Так, Черная Борода подкупал чиновников в портах, которые предоставляли ему информацию о грузе и маршруте торговых кораблей. Многие капитаны просто дарили губернаторам колоний дорогие подарки из награбленного (давали взятки), за общее покровительство.

Кроме того, такие капитаны предоставляли губернаторам дружественных колоний разведывательную информацию о состоянии дел на территории неприятеля и передвижении его флота.

image045.jpg
Приватирский патент (подлинник), выданный капитану Уильяму Кидду в 1696 г.

Постепенно дележ добычи становился все более демократичным. В начале XVIII в. капитаны стали получать обычно не больше двух-трех долей, а офицеры и того меньше.

Вот как описывает распределение добычи перед экспедицией пиратов во главе с Генри Морганом в Панаму в 1671 г. Эксквемелин: «Приведя дела в окончательный порядок, он (Морган) созвал всех офицеров и капитанов флота, чтобы договориться, какую сумму они должны получить за свою службу. Офицеры собрались и решили, что у Моргана должно быть для особых поручений сто человек; это было сообщено всем рядовым, и они выразили свое согласие. При этом было решено, что каждый корабль должен иметь своего капитана; потом собрались все низшие офицеры-лейтенанты и боцманы — и решили, что капитану нужно выдать восемь долей и еще сверх того, если он отличится; хирургу нужно дать двести реалов на его аптеку и одну долю; плотникам — по сто реалов и одну долю. Кроме того, была установлена доля для особо отличившихся и пострадавших от врага, а также для тех, кто первым водрузит флаг на укреплении врага и провозгласит его английским; они решили, что за это следует добавить еще пятьдесят реалов. Тот, кто будет подвергаться большой опасности, получит сверх своей доли еще двести реалов. Гренадеры, которые забрасывают крепость гранатами, должны получать по пять реалов за каждую гранату.

image049.jpg
В 1694 г. Томас Тью (слева) и губернатор Нью-Йорка Бенджамин Флетчер. Рисунок XIX в.

Затем было установлено возмещение за увечья: кто потеряет обе руки, должен получить сверх своей доли еще полторы тысячи реалов или пятнадцать рабов (по выбору пострадавшего); кто потеряет обе ноги, должен получить тысячу восемьсот реалов или восемнадцать рабов; кто потеряет руку, безразлично левую или правую, должен получить пятьсот реалов или пять рабов. Для потерявшего ногу, безразлично левую или правую, полагалось пятьсот реалов или пять рабов. За потерю глаза полагалось сто реалов или один раб. За потерю пальца — сто реалов или один раб. За огнестрельную рану полагалось пятьсот реалов или пять рабов. За парализованную руку, ногу или палец полагалась такая же плата, как и за утраченную конечность. Сумма, необходимая для выплаты подобных возмещении, должна была изыматься из общей добычи перед ее дележом. Предложения были единодушно поддержаны как Морганом, так и всеми капитанами флота».

Вся захваченная добыча помещалась до дележа в определенном месте на корабле под охрану квартирмейстера (помощника капитана, следившего за дисциплиной на корабле). Как правило, награбленное делили в конце плавания. В первую очередь, еще до дележа, из общего фонда выплачивалось заранее определенное возмещение пиратам, получившим во время сражения ранения и увечья. Потом получали дополнительные доли отличившиеся в бою. Также, вне очереди, выплачивалось вознаграждение (плата за службу) хирургу, плотнику и другим членам команды, помогавшим в плавании. Естественно, что все вышеперечисленные могли также получать еще и причитающиеся им на общих основаниях доли в добыче.

Вообще, законы пиратов XVII – XVIII вв. были удивительно прогрессивными для своего времени. Получившие увечья и ранения имели право на заранее установленное возмещение, причем вне очереди. И это в то время, когда законодательство о социальном обеспечении, даже в самых передовых странах Европы, находилось еще в зачаточном состоянии. Простой рабочий, потерявший трудоспособность из-за производственной травмы, в большинстве случаев мог рассчитывать только на добрую волю хозяина, что случалось далеко не всегда.

При дележе добычи каждый давал клятву на Библии, что ничего не утаил и не взял лишнего.

Точно разделить можно было только золото и серебро. Весь остальной груз, а им могло быть что угодно: специи, чай, сахар, табак, слоновая кость, шелк, драгоценные камни, фарфор и даже чернокожие рабы, обычно продавали перекупщикам в портах. Вообще пираты старались как можно скорее избавиться от объемного груза. Вырученные средства также делили среди команды. Иногда, по разным причинам, захваченный груз не продавали, а также делили. В этом случае имущество оценивалось весьма приблизительно, что часто влекло за собой ссоры.

Посмотреть вложение 3905
Генри Морган и испанские пленники. Картина начала XX в.

В Вест-Индии, при нападении на испанские поселения, пираты всегда старались захватить как можно больше пленных, за которых можно было получить выкуп. Иногда, сумма выкупа за пленных превышала стоимость прочих захваченных в походе ценностей. От пленных, за которых не удавалось получить выкуп, старались как можно скорее избавиться. Их могли бросить в разграбленном городе или, если пленные были на корабле, высадить на первом попавшемся острове (чтобы не кормить зря) или просто выбросить за борт. Некоторых пленных, за которых не дали выкуп, могли оставить на несколько лет служить на корабле или продать в рабство. При этом, вопреки широко распространенному ныне мнению, в ту эпоху рабами могли стать не только чернокожие африканцы, но и белые европейцы, которых также покупали и продавали. Любопытно, что сам Морган в молодости был продан за долги на Барбадосе (есть такая легенда, хотя сам Морган ее отрицал). Правда, в отличие от африканцев, белые продавались в рабство только на определенный срок. Так, у англичан в колониях Вест-Индии в XVII в. существовал закон: любой человек, задолжавший 25 шиллингов, продается в рабство сроком на год или шесть месяцев.

Любопытно, что иногда пираты обменивали пленных на нужные им товары. Так, Черная Борода однажды обменял у властей группу пленников на сундук с лекарствами.

Самой желанной добычей пиратов в Индийском океане были большие, доверху нагруженные, торговые корабли Ост-Индской компании, которые перевозили разнообразные товары из Индии и Азии в Европу. Один такой корабль мог перевозить груза на 50000 английских фунтов в виде серебра, золота, драгоценных камней и товаров.

image053.jpg
Корабль Ост-Индской компании. Картина начала XVIII в.

Вообще, историки предполагают, что морские разбойники Индийского океана были самыми успешным за всю историю пиратства. Так, когда приходило время делить добычу, редко кто из них получал меньше 500 фунтов. Тогда как для флибустьеров Карибского моря считалось удачей получить хотя бы 10-20 фунтов.

Это наглядно показывают следующие примеры. В 1668 г. примерно пятьсот пиратов во главе с Морганом напали на Портобелло, испанский порт на побережье Панамы. Разграбив Портобелло и захватив горожан в качестве заложников, Морган потребовал выкуп у бежавших в джунгли испанцев. Только получив выкуп в размере 100000 реалов, пираты покинули разграбленный город. В следующем, 1669 г., Морган во главе целой пиратской флотилии напал на испанские города Маракайбо и Гибралтар в Новой Венесуэле. Добычей пиратов стало золото, серебро и драгоценности на общую сумму в 250000 реалов, и это не считая товаров и рабов.

Эта добыча флибустьеров Карибского моря хотя и кажется большой, не идет ни в какое сравнение с добычей морских разбойников Индийского океана.

Например, когда Томас Тью в 1694 г. захватил в Красном море плывший в Индию торговый корабль, каждый член команды получил от 1200 до 3000 фунтов золотом и драгоценными камнями — огромные деньги по тем временам. Доля самого Тью составила 8000 фунтов.

А Генри Эвери в 1696 г. захватил в Красном море на торговом корабле «Гансвэй» золота, серебра и драгоценных камней на общую сумму в 600000 франков (или примерно 325000 фунтов).

image056.jpg
Флибустьеры Моргана штурмуют Портобелло. Гравюра XVII в.

Пиратам Индийского океана принадлежит и рекорд по захвату самой большой добычи в истории пиратства всех времен и народов. В 1721 г., поблизости у берегов острова Реюньон в Индийском океане, английский пират Джон Тейлор захватил португальский торговый корабль «Ностра-сеньора-де-Кабо», перевозивший груз стоимостью 875000 фунтов! Каждый из пиратов получил тогда, помимо золота и серебра, по нескольку десятков алмазов.

Перед походом пираты всегда заключали особое соглашение (как правило, в письменной форме), в котором оговаривались важные вопросы предстоящего предприятия. Оно могло называться по разному: устав, соглашение, кодекс (на английском code, на французском chasse-partie). В нем указывалось, какую долю добычи должны были получить капитан и команда корабля, возмещение за увечья и ранения, поощрение для отличившихся, наказания для провинившихся. По содержанию такие соглашения не сильно отличались друг от друга.

Вот статьи соглашения капитана Уильяма Кидда (были приобщены к материалам уголовного дела в качестве доказательства обвинения):

image059.jpg
Мадагаскар.
Маленький остров Сент-Мари у восточного побережья острова стал убежищем пиратов Индийского океана
с конца XVII в. и до

1720-х гг. Карта XVII в

- Если человек на службе теряет глаз, ногу или руку, ему должны выдать 600 пиастров или шестерых здоровых рабов.

- Человек, первым заметивший торговый корабль, должен получить 100 пиастров.

- Любой человек, который не подчиняется командиру, должен быть лишен своей доли добычи и наказан так, как сочтет нужным капитан корабля.

- Любой струсивший во время нападения должен быть лишен своей доли добычи.

- Любой человек, который был пьян во время нападения, должен быть лишен своей доли добычи.

- Любой человек, который подстрекает к мятежу, должен быть лишен своей доли добычи и наказан так, как сочтет нужным капитан корабля.

- Любой человек, который мошенничает с капитаном или его командой при захвате добычи, денег, товаров или чего угодно стоимостью более одного пиастра, должен быть лишен своей доли добычи и высажен на ближайшем необитаемом острове, который попадется на пути корабля.

- Любые деньги и прочая добыча должны быть разделены между членами экипажа.


А вот правила на корабле капитана Бартоломео Робертса:

- Каждый член экипажа имеет равное право голоса в повседневных делах. Каждый член экипажа в любой момент имеет право на захваченную свежую провизию и крепкие напитки и может использовать их в свое удовольствие, если не возникнет необходимость экономить их для общего пользования, что решается голосованием

- Каждый член экипажа должен быть ознакомлен со списком призов
(добычи) на борту, потому как в дополнении собственной доли позволено переменить одежду. Но если они обманут товарищей хотя бы на доллар в виде посуды, драгоценностей или денег, они будут высажены на необитаемый остров.

- Запрещается играть на деньги в кости и карты.

- Свечи и лампы должны быть погашены в восемь часов вечера, и если кто-нибудь из экипажа захочет выпить после этого часа, он должен будет делать это на открытой палубе в темноте.

- Каждый член экипажа должен содержать свое оружие в чистоте и всегда готовыми к бою.

- Мальчикам и женщинам запрещено находиться среди экипажа. Если кто-нибудь будет замечен в совращении женщины и в переодетом виде возьмет ее на корабль, он будет убит.

- Самовольно покинувший корабль или вышедший из рукопашного боя во время сражения, должен быть наказан смертью или высадкой на необитаемый остров.

- На борту запрещены драки, но каждая ссора должна быть доведена до конца на берегу дуэлью на саблях или пистолетах. По команде квартирмейстера дуэлянты, поставленные спиной друг к другу, должны будут повернуться и тут же выстрелить. Если кто этого не сделает, квартирмейстер должен выбить оружие у него из рук. Если промахнутся оба, они должны будут продолжить драться на саблях, и первая пролившаяся кровь выявит победителя.

- Никто не может заговорить об изменении образа жизни, пока доля каждого не достигнет 1000 фунтов. Каждый, кто станет калекой или потеряет конечность на службе, должен получить 800 пиастров из общего запаса, а за меньшие повреждения — пропорционально.

- Капитан и квартирмейстер получают по две доли от приза каждый, канонир и боцман — по полторы, остальные офицеры — по одной доле с четвертью, рядовые джентльмены удачи — по доле каждый.

- Музыканты имеют право на отдых по субботам. В остальные дни — с разрешения.


Если соглашение заключалось в письменной форме, все члены команды подписывали его. Неграмотные ставили крестик. Любопытно, что в сохранившихся пиратских кодексах росписи располагаются не так, как принято — внизу документа, а хаотично по всему свободному пространству. Так пираты делали специально для того, чтобы следовать важному правилу: на пиратском корабле все равны, нет первых и последних.

Пиратских кодексов до наших дней сохранилось чрезвычайно мало, так как пираты при атаке со стороны кораблей военного флота старались первым делом уничтожить соглашение. В противном случае такое соглашение могло попасть в руки властей, что служило неопровержимым доказательством вины и означало скорейший путь на виселицу.

Над теми, кто нарушил положения устава, пираты сами вершили суд. Вот наиболее распространенные наказания, которые применялись пиратами к виновным в нарушении их законов, а также в качестве пыток к захваченным пленным, для получения информации о спрятанных ценностях:

image062.jpgimage064.pngimage066.pngimage068.jpg

Кровопускание — ножами провинившемуся наносились многочисленные неглубокие порезы (как правило, к смерти не приводило).

Погружение в воду — голову человека опускали в воду и держали там, пока он не начнет задыхаться.

Порка — битье плетью. Если назначалось 40 ударов, то такое наказание называлось «закон Моисея».

Повешение — в основном применялось за вероломное убийство товарища по команде (самый распространенный тогда вид смертной казни).

Килевание (протаскивание под килем) — с помощью каната (подкилевых концов) человека протаскивали под килем корабля с одного борта на другой поперек судна (нередко приводило к смерти: если человек не захлебывался, то получал серьезные порезы от острых краев ракушек, которыми обрастало днище корабля). Производилось один, два или три раза в зависимости от проступка.

Выбрасывание за борт — человека просто выбрасывали в открытое море.

Маронинг (высаживание) — человека оставляли на необитаемом острове. Человека, высаженного на необитаемом острове в те времена, в большинстве случаев ждала печальная судьба — медленная смерть от голода и жажды или многолетнее прозябание в первобытных условиях. Поэтому ему по пиратскому обычаю оставляли заряженный пистолет и бутылку рома.

Битье плеткой-девятихвосткой — человеку назначались удары плеткой-девятихвосткой (как правило, при назначении нескольких десятков ударов приводило к смерти, особенно если на плетке были крючья или лезвия). У моряков наказание известно также как «Капитанская дочка». Если после такой экзекуции провинившийся оставался жив, то его спину натирали солью — не для того, чтобы увеличить страдания, а чтобы избежать заражения крови от глубоких ран.

«Остров для одного» — человека выбрасывали в море с куском дерева.

Буксировка — привязанного к канату человека тащили позади корабля (иногда приводило к смерти: человек захлебывался или на него могли напасть акулы).

А вот наказания в виде «хождения по доске» у пиратов не существовало. Первое упоминание о таком наказании относится к 1785 г., уже после золотой эры пиратства.

Разумеется, пиратами применялись и другие наказания, хотя и не столь распространенные. Например, того, кто утаил часть добычи от своих товарищей, могли просто выгнать с корабля и впредь никогда уже не принимали в пираты. За убийство члена своей команды виновного вместо повешения могли привязать к дереву, и он сам выбирал человека, который его убьет.

image070.jpg
У. Дампир

Пираты были настоящие мастера по части пыток. Существуют истории о пиратах, поджигающих свои жертвы, выкалывающих им глаза, отрезающих конечности и даже стреляющих ими из пушек.

Порядок на пиратском корабле мало чем отличался от быта мирных моряков. Хотя, по свидетельству очевидцев, он не отличался строгой дисциплиной. Каждый считал себя свободным человеком, не обязанным никому подчиняться, кроме капитана. Да и капитану подчинялись зачастую неохотно.

Уильям Дампир, известный пират (а также путешественник, ученый и писатель) второй половины XVII в., описывая трехмесячное плавание у берегов Панамы, отмечал: «Это были унылейшие создания... И хотя погода была плохой, что требовало многих рук наверху, большая часть из них слезала с гамаков только для того, чтобы поесть или справить нужду». И далее: «Каждый делал, что хотел, не спрашивая, приятно ли это его товарищу. Иные из них пели и плясали, в то время как другие тщетно пытались уснуть, однако такого рода неудобства нужно было переносить без ропота. Перед боем флибустьеры обычно обнимались в знак братского согласия или, взявшись за руки, клялись стоять друг за друга до самой смерти».

Пират был свободным человеком и мог в любой момент покинуть корабль, присоединиться к другой команде, которая согласна была принять его. Он мог также в любое время сойти на берег и оставить пиратское дело.

Вот как охарактеризовал флибустьеров губернатор Тортуги и Берега Сен-Доменг Жак Непве де Пуанси в письме правительству Франции в 1677 г.: «Здесь всё еще находится более тысячи этих людей, которых называют флибустьерами… Они разъезжают всюду, где им хочется; при этом они плохо подчиняются тому, что касается службы на судне, так как все считают себя начальниками, но очень хороши в предприятии и действиях против врага. Каждый имеет свое оружие, свой порох и свои пули. Их суда обычно не очень сильны и плохо экипированы, и у них нет иной собственности, кроме той, что они захватывают у испанцев».

Дисциплине также не способствовало то обстоятельство, что пираты всегда пили очень много рома. Часто это приводило к печальным последствиям.
Так, находясь у восточного побережья Эспаньолы во время похода флотилии Моргана на города Маракайбо и Гибралтар в 1669 г., пираты так напились, что взорвали пороховой погреб на флагмане флотилии — королевском 36-ти пушечном фрегате, переданным Моргану для осуществления экспедиции губернатором Ямайки Томасом Модифордом. Погибло около 30 пиратов, а Морган лишь по счастливой случайности остался жив.

Иногда пьянство приводило пиратов прямиком на виселицу. 15 ноября 1720 г., находясь у западного побережья Ямайки в районе мыса Негрил-Пойнт, команда пиратов под предводительством Джона Рэкхема устроила грандиозную попойку. К вечеру пираты были так пьяны, что большинство из них даже не смогло подняться на палубу своего корабля, чтобы отразить атаку взявшего их в это время на абордаж 12-ти пушечного шлюпа «Игл» капитана Джонатана Барнета, который был послан властями Ямайки для поимки Ситцевого Джека.

Спиртное также подвело пиратов Бартоломео Робертса (хотя сам капитан Робертс алкоголь не употреблял). В начале февраля 1722 г. корабли Робертса встали на якорь в бухте у мыса Лопес на западном побережье Центральной Африки. Там их и обнаружил 5 февраля 1722 г. английский военный корабль «Своллоу» под командованием капитана Чалонера Огла. Накануне решающего сражения 10 февраля 1722 г. пираты захватили торговый корабль с запасами спиртного и так напились, что в критический момент многие оказались не готовы к бою. Пираты потерпели сокрушительное поражение, а сам Черный Барт был убит залпом картечи со «Своллоу» при попытке вырваться из бухты.

image073.jpg
Попойка команды
Бартоломео Робертса 9 февраля 1722 г.
Рисунок XIX в.

Социальная организация пиратов отличалась демократичностью. Все должности на корабле (включая капитана и квартирмейстера) были выборными. Все важные решения также принимались большинством голосов на сходке. Любой имел право говорить на таких собраниях все, что считал необходимым.

Вот что о взаимоотношениях пиратов писал Эксквемелин: «Пираты очень дружны и во всем помогают друг другу. Тому, у кого ничего нет, сразу же выделяется какое-либо имущество, причем с уплатой ждут до тех пор, пока у неимущего не заведутся деньги». И далее: «Друг к другу пираты относились заботливо. Кто ничего не имеет, может рассчитывать на поддержку товарищей».

Конфликты между членами команды, если при этом не был нарушен закон, улаживались с помощью дуэлей. Так как на борту корабля дуэли, как правило, были запрещены, соперники сходили на берег, имея при себе пистолеты и ножи (или абордажные сабли). Роль секунданта исполнял квартирмейстер. Дрались обычно до первой крови.

Однако из этого не следует рисовать идиллическую картину того, что пираты являлись образцом добродетели и порядочности по отношению друг к другу и благородства по отношению к пленникам. Пираты в большинстве своем вовсе не были благородными морскими разбойниками.

По свидетельству очевидцев, тот же Эдвард Тич при грабеже захваченных кораблей даже не затруднял себя ожиданием: если жертва не могла быстро снять кольцо с пальца, Черная Борода выхватывал саблю и отрубал кисть руки.

А как-то раз ночью Черная Борода пьянствовал в кают-компании с членами своей команды, включая лоцмана и старшего офицера Израэля Хэндса. Во время попойки Черная Борода вытащил два заряженных пистолета и положил их на стол, рядом с собой. Спустя некоторое время капитан Тич внезапно погасил свечу и в темноте выстрелил из двух пистолетов, хотя никто ему не дал ни малейшего повода для такого поступка. В результате Хэндс получил пулю в колено и остался калекой на всю жизнь. Когда у Черной Бороды спросили, почему он так поступил, он сказал: «Если я не буду убивать время от времени кого-нибудь из своих людей, они забудут, кто я есть на самом деле».

Французский пират середины XVII в. Франсуа Л'Олонэ, захватив в устье реки Эстер испанский корабль, приказал отрубить головы всем сдавшимся в плен и уже не представлявшим опасности испанским морякам, находившимся на борту. Хотя мог бы получить за них выкуп.

В январе 1722 г. корабли под командованием Бартоломео Робертса прибыли в один из центров работорговли Невольничьего берега — Виду. Там пираты захватили 11 кораблей работорговцев, после чего потребовали у капитанов выкуп. Все заплатили, чем могли, кроме одного португальского капитана. Тогда Черный Барт приказал сжечь оба корабля этого капитана, заживо с 60 рабами в трюмах. Что и было сделано. Но, пожалуй, всех в зверствах превзошел капитан Эдвард Лоу по прозвищу «Нэд Лоу», промышлявший в Карибском море и Атлантике с 1721 - 1724 гг. Однажды ему не понравился обед, который приготовил судовой кок. За это он приказал привязать кока к мачте одного из захваченных ранее кораблей и сжечь вместе с кораблем. В другом случае Нэд Лоу приказал отрезать одному португальскому капитану, который при нападении пиратов выбросил за борт мешок с золотом, губы. Затем Лоу поджарил их на глазах капитана, после чего предложил капитану их съесть в обмен на пощаду. Тот отказался, тогда Лоу приказал убить его и команду захваченного корабля. В конце концов зверства Лоу так надоели команде, что произошел бунт и его высадили на необитаемом острове.

Таким образом, если у пиратов и были понятия о чести и благородстве, то только лишь в отношении себя самих, да и то далеко не всегда. По отношению к пленникам разрешалось всё, что угодно, любые зверства.

После удачного плавания пираты возвращались в свои порты-базы, крупнейшими из которых в разное время были: Тортуга, Порт-Ройал на Ямайке, Пти-Гоав на Эспаньоле, Нью-Провиденс на Багамах и др., где устраивали грандиозные кутежи.

image076.jpg
Совместная попойка пиратов Эдварда Тича и Чарльза Вейна на острове Окракоук осенью 1718 г. Гравюра XVIII в.

Пожалуй, ничто так не ассоциируется с пиратами, как бутылка рома. Ром был изобретен в XVI в. в Вест-Индии, как побочный продукт при производстве тростникового сахара. Существует две версии происхождения слова ром: по одной название произошло от латинского слова succarum (сахар), по другой — от английского слова rumbullion (драка, беспорядок). Словом rumbullion называли процесс брожения сока сахарного тростника перед перегонкой.

Само название — ром (rum) впервые появилось в английской колонии на острове Барбадос в начале XVII в. Поэтому ром иногда называли «барбадосской водой».

Хранили ром в деревянных бочках, из которых его разливали по кружкам. Первые винные бутылки, напоминающие современные, стали делать только в середине XVII в. в Англии. Благодаря изобретению новой технологии прочность стекла значительно возросла. Быстро став популярной, стеклянная бутылка со второй половины XVII в. стала основной тарой для розлива рома.

Известный историк пиратства Жан Мерьен приводит такие слова пиратов современнику на упреки в чрезмерном пьянстве и расточительстве: «Поскольку опасности подстерегают нас постоянно, судьба наша очень отличается от судеб других людей. Сегодня мы живы, завтра убиты — какой же смысл нам накапливать и беречь что-либо? Мы никогда не заботимся о том, сколько проживем. Главное — это как можно лучше провести жизнь, не думая о ее сохранении».

В романе Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» очень точно описано с точки зрения соответствия истории, как пираты прожигали жизнь. Об этом говорит Джон Сильвер: «Дело не в умении заработать, а в умении сберечь… Где теперь люди Ингленда? Не знаю… Где люди Флинта? Большей частью здесь, на корабле, и рады, когда получают пудинг. Многие из них жили на берегу, как последние нищие. С голоду подыхали, ей-богу! Старый Пью, когда потерял глаза, а также и стыд, стал проживать тысячу двести фунтов в год, словно лорд из парламента. Где он теперь? Умер и гниет в земле. Но два года назад ему уже нечего было есть. Он просил милостыню, он воровал, он резал глотки и все-таки не мог прокормиться!».

Действительно, за короткий срок пираты умудрялись прокутить (пропить, потратить на проституток и азартные игры) все награбленное в походе. В этом им помогала целая система питейных заведений и публичных домов.

О масштабах пьянства среди пиратов говорят такие цифры. К 1692 г. население Порт-Ройала составляло, по разным подсчётам, от 6500 до 10000 человек. При этом питейных заведений в городе было не меньше сотни, т.е. как минимум один трактир или кабак на сто жителей, включая женщин и детей! И это не считая публичных домов, которых было не намного меньше.

Кстати, в романе «Остров сокровищ» присутствует еще один вымышленный пиратский атрибут, получивший всеобщую известность — чёрная метка (Black Spot), обозначающая обвинение, выдвинутое пиратским сообществом (или отдельными пиратами) одному из его членов в нарушении устава, порядков, правил и обычаев. В действительности же никакой чёрной метки не существовало. В традиции некоторых пиратов Карибского моря XVII – XVIII вв. имело место вручение карты смерти, в роли которой выступал пиковый туз. Если пирату подбрасывали такую карту, это означало, что ему грозит смерть или его не хотят здесь видеть.

Как это ни удивительно, но среди пиратов встречались чернокожие африканцы (как правило, бывшие рабы), которые являлись полноправными членами команды, обладали всеми правами и обязанностям, что и другие пираты, участвовали в дележе добычи наравне со всеми. Существование такого крайне необычного явления для XVII – XVIII вв., и речь идет не только и не столько о свободе чернокожих африканцев в среде пиратов (такое встречалось и в Европе), но в большей степени феномена их абсолютного равноправия с белыми, свидетельствует о том, что взаимоотношения в сообществе пиратов на столетия опередили свое время. Причем чернокожих среди пиратов было достаточно много.

Например, из 272 пиратов экипажа Бартоломео Робертса, захваченных в плен 10 февраля 1722 г., 75 оказались чернокожими африканцами.

У пиратов не было расовых противоречий. Полная и всеобщая дружба народов царила на их кораблях. Правда, большинство пиратов в XVII – XVIII вв. всегда составляли англичане (из Англии и из колоний Нового Света), и несколько меньше французы и голландцы.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх