Атлантида

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Атлантида
Само слово «Атлантида» давно уже стало символом практически неразрешимой загадки. История споров по поводу Атлантиды насчитывает почти две с половиной тысячи лет и восходит к знаменитому аристотелевскому «Платон мне друг, но истина дороже».

Атлантида (на греческом Ἀτλαντίς) — легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в Атлантическом океане и опустившийся в один день на морское дно в результате землетрясения и наводнения, вместе со своими жителями — атлантами.

Впервые эта легенда излагается у Платона (427 – 347 гг. до н. э.) в диалогах «Тимей» (кратко) и «Критий» (более развернуто) они созданы около 360 г. до н. э. со ссылкой на некие предания.


platon.jpg
Платон на фреске Рафаэля

Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание «послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств». Третий участник диалога, афинский политический деятель Критий рассказывает о войне Афин с Атлантидой, со слов своего деда Крития-старшего (Критий в десятилетнем возрасте услышал эту историю от своего деда Крития, которому в то время было девяносто лет), который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона «первого из семи мудрецов» (услышанный им (Критием-старшим) от его отца Дропида), услышанный им от жрецов из храма богини Нейт в Саисе в Египте. В беседе с Солоном жрец, ссылаясь на священные тексты, рассказывает о могучей стране Атлантиде, лежащей за Геркулесовыми Столпами, о начале войны между атлантами и гражданами Афин и о катастрофе, уничтожившей и тех и других, в результате которой Атлантида погрузилась на дно «в один ужасный день и одну ночь».

Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад (то есть около 9500 г. до н. э.), Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нем возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Критий-младший говорит, что читал записи деда, что его глубоко взволновала эта история, и поэтому он ее накрепко запомнил. Однако, поскольку он своих записей не вел, то вполне мог забыть какие-то детали или цифры. В свою очередь Солон записывал эту историю прямо с колонн египетского храма, и он вполне мог сделать какие-то ошибки, не зная в совершенстве египетского языка.

Если в «Тимее» тема Атлантиды поднимается наряду со многими другими, то неоконченный «Критий», вероятно, должен был быть посвящен ей полностью. В нем достаточно подробно изложен миф о происхождении властителей Атлантиды, описаны ее география, архитектура и общественное устройство. Есть специалисты, которые утверждают, что Платон не только закончил «Крития», но написал еще и следующий диалог под названием «Гермократ», посвященный третьему ученику Сократа.


gibel.jpg
«Гибель Атлантиды» Николай Рерих

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. Афины тогда были центром большой и плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе общиной. Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида. Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейто, родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом, между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его царских родов. Центральная равнина острова (согласно Платону) простиралась в длину на 3 тысячи стадиев (540 км), в ширину — на 2 тысячи стадиев (360 км), центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8 – 9 км) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (меньше 1 км) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи. «Остров, на котором стоял дворец, (…) а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Вообще, Платон уделяет много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его населённости, богатого природного мира (там, по Платону, обитали даже слоны).

До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Возмущённый этим зрелищем, Зевс задумал погубить атлантов и созвал совещание богов. На этом диалог — во всяком случае, дошедший до нас текст — обрывается «…Зевс... помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию. Поэтому он созвал всех богов в славнейшую из своих обителей, утвержденную в средоточии мира, из которой можно лицезреть все причастное рождению, и обратился к собравшимся с такими словами...».

Возможно, Платон завершил этот диалог, но вторая часть была утеряна. Возможно, Платон сам уничтожил окончание, поскольку считал, что зашел слишком далеко в своих вымыслах. Однако, у нас нет сведений, что Платон когда-либо уничтожал свои сочинения. Некоторые атлантологи считают, что Платон писал в этом диалоге лишь правду, а о словах Зевса знать ничего не мог, и поэтому не стал писать об этом вообще. И, наконец, возможно, что Платон просто был занят другими, более важными делами, не догадываясь, какую роль сыграет в будущем это его творение. Людвик Зайдлер достаточно логично заметил, что трудно представить себе, чтобы автор прекратил работу в середине начатой фразы.

В созданном Платоне описании Атлантиды нетрудно разглядеть платоновские идеалы и окружающую великого мыслителя действительность. В «Тимее» моделируется ситуация греко-персидских войн, но в идеализированном виде; афиняне, победившие надменных атлантов — не реальные афиняне V в. до н. э. со всеми их недостатками, а идеальные добродетельные мудрецы, отчасти напоминающие спартанцев, но нравственно гораздо выше их; свой подвиг они совершают в одиночку, ни с кем не деля славы, и при этом не пользуются победой для создания собственной империи (как поступили реальные афиняне V в. до н. э.), а великодушно предоставляют свободу всем народам. Зато в описании Атлантиды присутствуют черты ненавистной Платону Афинской морской державы с её неутомимым стремлением к богатству и могуществу, постоянной экспансией, предпринимательским торгово-ремесленным духом.

Как полагают современные исследователи, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.


arist.jpg
Римская копия бюста Аристотеля

Современные атлантологи склонны относить к упоминаниям об Атлантиде рассказы, об атлантах — африканском (очевидно берберском) племени в горах Атласа, о котором говорят Геродот («…К этому соленому озеру прилегает гора, которая называется Атлас. Она узка и со всех сторон закруглена и так высока, что ее вершину не видно, так как она всегда окутана туманом, и летом и зимой. Местные жители говорят, что она упирается в небо. От нее получили название и местные жители, которых называют атлантами. Говорят, что они не едят ничего живого и не видят никаких снов…»), Диодор Сицилийский (в III и V книгах из своего труда «Bibliotheca historica» он пишет об амазонках и их нападении на атлантов; также он пишет об атлантах, живущих около гор Атласа в Северной Африке) и Плиний Старший (он считает атлантами жителей Северной Африки и наделяет их «чудными чертами», и пишет, что они не знают людских обычаев, не пользуются именами, проклинают восходящее и заходящее солнце, не видят ночью снов); эти атланты в конце концов были истреблены своими соседями троглодитами (троглодит (на древнегреческом τρωγλοδύτης — «живущий в пещере») в концепции Карла Линнея подвид человека, характеризующийся человеческим обликом, обильной волосатостью и неразвитой речью; выделен на основе свидетельства древних авторов и рассказов путешественников). Что же до собственно Атлантиды, то ходячее мнение сводилось к фразе (приписываемой Аристотелю), что «(сам же) создатель и заставил её исчезнуть». Против этого мнения выступал Посидоний, который, интересуясь фактами оседания суши, на этом основании нашёл рассказ правдоподобным (Страбон, География). Во II в. Элиан, бывший, собственно, лишь безответственным собирателем анекдотов, среди прочего сообщает (в своей книге «Historia naturalis»), как одевались цари атлантов, чтобы подчеркнуть своё происхождение от Посейдона; скорее всего этот рассказ — плод чьей-то необузданной фантазии. В другом своем труде, «Historia varia», Элиан ссылается на греческого философа Феопомпа, жившего в IV в. до н. э. Феопомп описывает разговор фригийского царя Мидаса с полубогом Силеном, в котором Силен, рассказывает Мидасу, что «Европа, Азия и Африка являются островами, окруженными со всех сторон океаном. Вне этого мира есть еще остров со многими жителями и городами. Рассказывают, что десятимиллионное войско этого острова хотело вторгнуться в наши земли, переправившись через океан. Оно достигло земли гиперборейцев, которых считали самыми счастливыми людьми этой части суши. Но когда завоеватели увидели, как живут гиперборейцы, они сочли их такими несчастными, что отказались от всех агрессивных намерений и вернулись домой за океан». Многие атлантологи считают это косвенным подтверждением сообщения Платона. Но многие знатоки античной литературы утверждают, что Феопомп скорее известен как автор фантастических историй, а не как ученый. В V в. неоплатоник Прокл, в своих комментариях к «Тимею», рассказывает о последователе Платона Кранторе, который около 260 г. до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими её историю. Кроме того он пишет: «То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящён Плутону, другой Аммону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км); и жители их — добавляет он — сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в «Эфиопике»». Этот Марцелл из других источников неизвестен; полагают, что его «Эфиопика» — попросту роман.

Загаданная Платоном загадка стала вдвойне интригующей в XIX в., когда недавно появившаяся наука археология стала превращать историю из легенд и летописей в нечто географически точное и осязаемое. Дело в том, что ни сама страна, описанная в «Тимее» и «Критий», ни дата ее гибели, указанная Платоном, абсолютно не вписываются в круг нынешних представлений об истории человечества, и если верить Платону, стоящему наряду с Сократом и Аристотелем у истоков интеллектуальной традиции Запада, то историю необходимо пересматривать от начала и до конца. Эта идея многим кажется весьма привлекательной в связи с обилием многих других исторических пробелов и противоречий.

Тем не менее, на данный момент рассказ об Атлантиде в научных кругах считается либо выдуманным Платоном философским мифом, либо мифом, сформировавшимся на основе воспоминаний о какой-то реальной древней катастрофе. В околонаучных кругах Атлантида является предметом самых фантастических гипотез.

Наиболее распространённое среди историков и особенно филологов мнение: повествование об Атлантиде — типичный философский миф, образцами, которых пестрят диалоги Платона. Действительно, Платон, в отличие от Аристотеля и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, но только идей, иллюстрируемых философскими мифами. В той мере, в которой рассказ проверяем, он опровергается всем имеющимся археологическим материалом. Действительно, нет никаких следов какой-либо развитой цивилизации в Греции или на западе Европы и Африки, ни в конце ледникового и послеледникового периодов, ни в последующие тысячелетия. Показательно при этом, что сторонники историчности Атлантиды игнорируют в диалогах всю проверяемую часть (включая играющую важнейшую роль тему афинской цивилизации) и сосредотачивают свои исследования исключительно на непроверяемой. Далее, источником сведений объявляются египетские жрецы (слывшие в Греции хранителями таинственной древней мудрости); однако среди множества древнеегипетских текстов не обнаружено ничего, хоть отдалённо напоминающего рассказ Платона. Все имена и названия в тексте Платона — греческие, что также свидетельствует скорее в пользу сочинения их Платоном, нежели воспроизведения им каких-либо древних преданий. Правда, Платон объясняет это тем, что Солон-де переводил «варварские» имена на греческий язык; но подобное обращение с именами в Греции никогда не практиковалось.

Кроме того, Атлантида идеально вписывалась в платоновскую схему инволюции политических форм — их постепенному переходу к более примитивным формам существования. По мнению Платона, сначала в мире правили цари, затем аристократы, затем народ (демос) и, наконец, толпа (охлос). Власть аристократии, народа и толпы Платон последовательно находил в истории греческих полисов. Но власти «богоподобных царей», создавших могучие державы, он найти в Греции не мог. В этом смысле Атлантида идеально вписывается в логику социально-философской теории Платона.

Что касается гибели Атлантиды, то очевидно, что, сочинив эту страну, Платон должен был уничтожить её просто для внешнего правдоподобия (чтобы объяснить отсутствие следов такой цивилизации в современную ему эпоху). То есть картина гибели Атлантиды диктуется целиком внутренними задачами текста.

Наиболее правдоподобная гипотеза об источниках рассказа называет два события, произошедшие при жизни Платона: поражение и гибель афинской армии и флота при попытке завоевания Сицилии в 413 г. до н. э., и гибель городка Гелика на Пелопоннесе в 373 г. до н. э. (Гелика была затоплена в одну ночь в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением; в течение нескольких веков ее остатки хорошо просматривались под водой).

Не исключено, что Атлантида – некий собирательный образ, легенда, основанная на нескольких, подобных извержению Санторина, катастрофах. Возможно, в тайне мифического погибшего острова скрыта тайна гибели нескольких других более древних цивилизаций. Есть очень большая группа ученых, заявляющих, что Атлантиды не существует. Часть исследователей приходит к выводу, что острова, описанного Платоном, не могло существовать, значит, Платон его выдумал. Причины, которые не допускают существование Атлантиды таковы:

  1. Остров слишком велик и ему не находится места.
  2. Геология и океанография не подтверждают опускания крупного острова. Не найдено достоверных упоминаний об Атлантиде.
  3. 10000 лет назад не могло быть развитой культуры.
Многие ученые замечают, что у Платона был еще один диалог, «Государство» повествующий об идеальном государстве, но там повествование ведется от лица Эра, вернувшегося в мир живых из загробного мира. Описание загробного мира дается реалистически и подробно. Они считают, что Атлантида была выдумана Платоном для иллюстрации его политических взглядов, что и послужило причиной множества противоречий в диалогах.

Другие исследователи признают, что описание Платона содержит зерно истины, находя в диалогах скрытые упоминания о стихийных бедствиях, происходивших на территории Греции и Средиземноморья (извержение Стронгиле, наводнения, землетрясения). Некоторые исследователи считают, что при описании Атлантиды Платон использовал Карфаген, греческие города, Крит или Тир. Однако отказываются признать их тождество с Атлантидой.

В целом отмечаются следующие несоответствия данных Платона и данных исторической науки:http://s

  1. Из диалогов Платона следует существование развитых цивилизаций на острове Атлантис и в Греции 11500 лет назад. Однако, наиболее древние цивилизации, известные науке, – это цивилизации Месопотамии и Египта, относящиеся к началу IV тысячелетия до н. э. Платон пишет о письменности атлантов, но древнейшие памятники письменности тоже относятся к IV тысячелетию до н. э. и тоже к Египту и Месопотамии. Ж. Демюль приводит данные, о том, что древнейшее поселение, жители которого занимались скотоводством на территории Греции, относится только к середине VIII тысячелетия до н. э.
  2. Согласно Платону, атланты знали золото, олово, серебро, медь, орихалк и железо. Это значит, они жили в эпоху железа, и их воины были вооружены железным оружием. Отсюда следует, что и праафиняне тоже были вооружены железным оружием, иначе как бы они могли победить атлантов? Но нам точно известно, что в Греции железо появилось не ранее XI в. до н. э. Правда, некоторые авторы объясняют это несоответствие. Например, Н. Ф. Жиров пишет, что в эпизоде про ловлю быка «без железа» подразумевается не наличие железного оружия у атлантов, а наличие культовых предметов из железа, возможно метеоритного. Так же не очень понятно, что за металл скрывается за названием орихалк (орихалк дословно означает «металл с гор»). В литературе довольно много мнений по поводу этого металла. Одни из них вполне приемлемые, другие просто фантастические. Скорее всего, это сплав меди с каким-либо металлом, например, с цинком (позднее римляне называли цинк orichalcum или aurichalcum).
  3. Платон пишет, что от главного города Атлантиды к морю был прорыт километровый канал шириной 100 м и глубиной 30 м (?!) Сегодня осадка крупнейших океанских судов составляет 10 м, а самые крупные судоходные каналы имеют глубину 12 м.
  4. Платон пишет, что остров имел форму прямоугольника со сторонами 2000 стадиев и 3000 стадиев (579 х 386 = 223494 км2). До этого же он пишет, что остров был больше Ливии (Африка) и Азии (Малая Азия) вместе взятых. Это еще одно явное несоответствие. Даже если брать географические знания не древних греков, а еще более древних праафинян, получается, что даже известная им часть Африки имела, куда большую площадь.
  5. Платон пишет, что армия главного острова Атлантиды составляла 840000 воинов, 120000 всадников и 10000 колесниц, флот насчитывал 1200 кораблей с 240000 матросов. Геродот приводит о персидской армии Ксеркса такие данные: 1700000 пеших воинов, 80000 всадников, 1200 крупных кораблей, 3000 малых судов. Однако большинство историков считает, что эти цифры явно завышены. По мнению Д. Кагана, речь может идти о 180000 воинов и 800 кораблях. Так что, возможно, описание численности армии Платон взял у Геродота.
  6. Исходя из численности армии, можно судить о населении Атлантиды. Получается 20 – 30 миллионов, тогда как ученые считают, что общее население земли (в описываемый Платоном период) составляло 1,5 млн. человек.
Неясности в текстах диалогов:
  1. Существовало ли египетское государство 10000 лет назад?
  2. Когда произошла катастрофа? 9000 лет относятся к моменту основания Афин, а про гибель Атлантиды нам известно лишь то, что она произошла за «одни ужасные сутки», а не когда это произошло.
  3. Правильно ли Критий-младший припомнил слышанное в детстве, и можно ли полагаться на слова девяностолетнего старца? В тексте диалога «Критий» есть как слова «...рассказ неизгладимо запечатлелся в моей памяти, словно выжженная огнем по воску картина», так и слова «...по прошествии столь долгого времени я недостаточно помнил содержание рассказа...». Возможен, однако, и другой вариант, в какой-то мере правдоподобный. Платон мог сам узнать историю об Атлантиде в Египте, или из другого источника, а всю цепь рассказчиков просто придумал для придания истории большей достоверности. Далее, вначале Критий собирается «припомнить и пересказать то, что было поведано жрецами, и привезено сюда Солоном...», а потом оказывается, что у Крития были какие-то записи. Тут возможны два варианта: или у Платона действительно были какие-то отрывки с эллинизированными именами, или Платон осознал, что нельзя опираться в рассказе с массой цифр и имен на память 90-летнего старика и 10-летнего мальчика.
  4. Кто напал первым? (Первым заметил это расхождение Зденек Кукал) В диалоге «Тимей» Платон пишет: «...возник великий и достойный удивления союз царей... по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении». А в «Критии» о тех же событиях говорится, что: «...девять тысяч лет тому назад была война между теми народами, которые обитали по ту сторону Геракловых столпов, и всеми теми, кто жил по сю сторону... во главе последних вело войну наше государство...». Сначала говорится, что атланты установили свое господство вплоть до Египта и Тирренеи, а потом, что всеми землями до Геракловых столпов владели праафиняне. А из этого следует, что праафиняне напали первыми, и были, следовательно, агрессорами.
В это же время следует отметить, что у Платона встречаются сведения которых просто не могло быть у людей того времени. И поэтому считают атлантологи Платон действительно получил их от египтян, а те, в свою очередь, от представителей высокоразвитой цивилизации, возможно и от атлантов.

Большие глубины у берегов Пелопоннеса. Земля праафинян была описана так: «Вся она тянется от материка далеко в море, как мыс, и со всех сторон погружена в глубокий сосуд пучины». Древние греки не могли даже предполагать наличия глубин больше нескольких десятков метров. Возможно, впрочем, что Платон, исходя из наличия крутых берегов, сделал правильный вывод, что там, где скалы резко обрываются в море, должны быть большие глубины.

Процесс денудации ((от латинского denudatio — обнажение) — совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности, где происходит их накопление). «...И вот остался, как бывает с малыми островами, сравнительно с прежним состоянием лишь скелет истощенного недугом тела, когда вся мягкая и тучная земля оказалась смытой, и только один остов еще перед нами.» Это довольно точное описание процесса денудации, при котором обнажаются породы основания. Подобный процесс действительно происходит в Греции и по всему Средиземноморью. Продукты выветривания не удержались на склонах гор, лишенных лесов, и были смыты в море. Сегодняшняя закарстованная известняковая поверхность большей части Греции выглядит именно так.

Землетрясение и наводнение. При описании гибели Атлантиды Платон ставит рядом эти стихийные бедствия. Современная геология говорит, что они происходят вместе и сопровождаются цунами. Приблизительно в XV в. до н. э. произошел взрыв вулкана на острове Тира, расположенном в Эгейском море. Большая волна цунами достигла тогда материковой Греции, Крита, Египта и других частей Восточного Средиземноморья. По мнению некоторых исследователей, воспоминания об этой катастрофе послужили Платону источником для описания гибели Атлантиды.

Спустя 150 лет после смерти Платона Эратосфен, известный географ из Александрии в своей «Географии» утверждал, что материки Европа, Азия и Африка окружены океаном. Только в середине II в. Клавдий Птолемей выступил с «материковой» теорией. Во времена Платона можно еще было предположить, что где-то в океане находится остров Атлантида, но утверждение о том, что океан ограничивается каким-то материком, не соответствовало тогдашнему уровню географических знаний.

Сходство культур по обе стороны Атлантики. Атлантологи обращают внимание на то, что в Египте и Мексике строят пирамиды, изготовляют каменные саркофаги, мумифицируют умерших, используют похожее иероглифическое письмо, в Египте и Мексике существовали обособленные касты жрецов, культ Солнца, похожая система исчисления времени и довольно развитая астрономия. Некоторые атлантологи заявляли, что ацтеки, инки, майя и египтяне были учениками атлантов, которые прилетели (или приплыли: Осирис в Египте, Кецалькоатль в Америке) к ним после катастрофы.
Загадка угрей. Ещё Аристотель обратил внимание на то, что в водах Средиземного моря можно встретить угрей только женского пола. О происхождении угрей, «рыб без отцов», существовало множество теорий. Еще в конце XIX в. считалось, что угри рождаются живыми, а производят их на свет самки одного из видов рыб(!?) Лишь в 1904 г. датский ихтиолог И. Шмидт решил загадку угрей. Угри вылупляются из икры в Саргассовом море. На втором году жизни они отправляются в плавание к берегам Европы. Там самки поднимаются вверх по течению рек, проводят в реках около двух лет, возвращаются в море и плывут в Саргассово море. Там проходит брачный период и самки откладывают икру. Такое поведение угрей легко можно объяснить, если предположить, что тысячи лет назад на месте Саргассова моря были берега Атлантиды, где и проходило их детство. Теплое течение Гольфстрим несло их к берегам Европы, а потом возвращало их назад.
По мнению атлантологов существуют также и многочисленные мифологические доказательства существования Атлантиды.

Легенды о потопе. Они встречаются почти у всего человечества, за исключением Африки кроме Египта, Австралии и северной части Евразии. Почти во всех этих мифах боги (Бог) залили однажды всю землю водой (пивом) (обычно за грехи), начинается пожар (падает небо, трескается земля, появляется гора, извергающая пламя) и все люди утонули (превратились в рыб, превратились в камни), кроме одного (двух) людей, которых боги (Бог) обычно предупреждали о потопе, поскольку они вели праведную жизнь. Эти люди ( или один человек), обычно муж и жена (или брат и сестра, или Ной и семья), садятся в лодку (ящик, ковчег) и плавают. Затем они (не всегда) приплывают к горе, выпускают птиц на разведку (это во многих случаях искусное внедрение библейских мотивов христианскими миссионерами в языческие мифы).

Легенды о пришельцах с Запада (Старый Свет). Встречаются у некоторых народов Старого Света, в частности, у египтян и вавилонян. С Запада прибывает неизвестный человек, говорящий на непонятном языке. Он обучил людей изготовлять орудия (строить города, календарю, делать вино, варить пиво).

Легенды о приходе с Востока (Новый Свет). Встречаются у некоторых народов Америки. В них говорится, что этот народ некогда пришел с Востока (с острова), возможно в то время происходили какие-то катаклизмы (боги наказывали человечество), но кто-то из человечества спасся и пришел на Запад, где и основал эту страну (город или создал народ).

Гибель Атлантиды – падение астероида или осколков кометы. Для объяснения гибели Атлантиды сторонники ее нахождения в Атлантическом океане чаще всего привлекают космические катастрофы. Первым, кто связал гибель Атлантиды с появлением кометы был Г. Р. Карли опубликовавший свою работу в 1784 г. С. Башинский в 1914 г. предположил, что остатками астероида является Австралия (его гипотеза не имеет никаких геологических обоснований).

Польский астроном М. М. Каменский пришел к заключению, что Атлантида погибла из-за кометы Галлея.
Немецкий атлантолог О. Мук изучал следы падения Каролинского метеорита (диаметр 10 км, масса 200 млрд. т, скорость 20 км/сек) и пришел к выводу, что он был причиной гибели Атлантиды. Сила удара была эквивалентна взрыву 30 тыс. водородных бомб.

Польский атлантолог Л. Зайдлер считает, что Атлантида погибла при столкновении Земли с кометой Галлея.

Главными «специалистами» по столкновению Земли с космическими телами являются О. Мук и Л. Зайдлер. Оба этих автора и их предшественники и последователи приводят несколько обстоятельств свидетельствующих в пользу подобной катастрофы.

  1. У некоторых народов существуют мифы о необычайных атмосферных явлениях.
  2. На поверхности Земли обнаружено несколько метеоритных кратеров. На этом основании можно предположить, что на Землю в прошлом падали метеориты крупного размера.http://s
  3. Существуют толкования календаря майя, согласно которым можно установить дату падения метеорита.
Среди мифов наиболее известным является миф о Фаэтоне, говорящий, что обитатели северных районов вдруг почувствовали жару, а жители тропиков холод. Но, как замечает Зденек Кукал, «по меньшей мере смело предполагать, что когда-то в Землю врезалась комета и отклонила земную ось». Но, например, Л. Зайдлер относится к такому толкованию абсолютно серьезно. Тот же Зденек Кукал находит следы падения метеорита и в водяных и солнечных часах египтян и майя, замечая, что на экваторе они показывали бы точное время. Далее, он делает вывод, что когда ось вращения Земли была наклонена иначе, Египет находился на экваторе. Тогда-то атланты и научили египтян и майя изготовлять часы.

Захват Луны. В 1912 г. австрийский инженер Гербигер предложил «Учение о космическом льде», в соответствии с которым, Земля имела, по меньшей мере, четыре спутника, 22000 лет назад предпоследняя луна упала на Землю, а 11500 лет назад Земля захватила Луну, что и послужило причиной гибели Атлантиды. Луна якобы притянула воды океанов с полюсов к экватору и Атлантида была затоплена.

Существуют контраргументы против этой теории. Зденек Кукал приводит следующие контраргументы против падения какого-либо космического тела 11500 лет назад в Атлантический океан или Средиземное море.

  1. На Азорах, Канарах, островах Зеленого Мыса, в Исландии и на дне Атлантики есть неповрежденные отложения плейстоцена и верхнего третичного периода.
  2. Магнитные аномалии в районе Срединно-Атлантического хребта не имеют нарушений.
  3. В Атлантике мало лав моложе 11500 лет.
  4. Рельеф логично объясняется расширением дна океана от срединного хребта без привлечения метеоритов.
  5. Нет повышения концентрации внеземных материалов в слое 11500 лет.
Все сказанное об Атлантике с небольшими поправками относится и к Средиземному морю. Хотелось бы отметить, что все гипотезы подобного рода игнорируют тот простой факт, что падение на Землю астероида или спутника достаточно большой массы, чтобы вызвать геологическую катастрофу, привело бы к такому повышению температуры, что почти вся жизнь на Земле (и, безусловно, вся разумная жизнь) была бы уничтожена. Метеориты же меньшей массы не могли бы отправить на дно морское остров значительных размеров, а значит, какое-то небесное тело, вряд ли явилось причиной катастрофы.

Тем не менее, многие и по сей день считают, что Атлантида находилась в Атлантическом океане.

Из текста диалогов Платона абсолютно ясно, что Атлантида находилась в Атлантическом океане. По словам жреца, войско атлантов «держало путь от Атлантического моря». Жрец говорит, что напротив Геракловых столпов лежал большой остров, больше Ливии и Азии, вместе взятых, с которого по другим островам можно было легко переправиться «на весь противолежащий материк», в котором легко угадывается Америка.

Поэтому многие из атлантологов, особенно те, кто верят дате 9500 лет до н. э., считают, что некогда Атлантида находилась в Атлантическом океане, и следы ее следует искать либо на дне океана, либо рядом с существующими островами, которые были высокими горными вершинами.

Но 11500 лет назад на Землю упал метеорит (или комета), вызвавший гибель Атлантиды. Падение метеорита пробудило спящие вулканы. Начались извержения, землетрясения. Падение метеорита и уход Атлантиса под воду вызвали гигантскую волну, которая временно затопила Европу, Египет, Малую Азию, Америку, Южную и Восточную Азию. Эта волна погубила мамонтов в далекой Сибири, уложив их на «кладбища». Из-за падения метеорита земная ось сместилась, что вызвало сильные климатические изменения. Спасшиеся атланты разлетелись по всему миру, разнеся историю о гибели Атлантиды.

Такова версия гибели Атлантиды, которую можно считать канонической для сторонников Атлантиды в Атлантике.

В 1665 г. в своей книге «Mundus subterraneus» («Подземный мир») немецкий иезуит Афанасий Кирхер показывал, что Атлантида существовала в Атлантическом океане, и приводил карту с ее очертаниями. Очень интересно, что эти очертания точно соответствуют линиям глубин океана, неизвестным в то время.

В XIX в. И. Донелли пишет книгу «Атлантида, допотопный мир», считавшуюся «библией» атлантологов. Он помещает свою Атлантиду там же где и Кирхер, но, уменьшив в размерах. Для него Атлантида была библейским раем, местом пребывания греческих богов и страной культа Солнца! Донелли считал мифологию одной из главных опор версии существования Атлантиды. Достаточно объективно мифологический аспект Атлантиды изложен и в книге Л. Штегени.

Платон отмечал, что Атлантида находится за Геракловыми столпами. Геракловыми столпами (у финикиян «столбы Мелькарта») в античности всегда назывался Гибралтарский пролив (а непосредственно — скалы Гибралтар и Сеута). Таким образом, Платон помещает Атлантиду непосредственно за Гибралтарским проливом, недалеко от побережья Испании и нынешнего Марокко. Марокко у греков, как страна на крайнем Западе — местопребывание титана Атланта (Атласа), к имени которого восходят название океана и хребта Атлас; несомненно, к нему же восходит и название Атлантиды — «страны Атланта» (в более позднем диалоге «Критий» Платон называет Атлантом первого царя страны и от него выводит имя; но первоначально, видимо, название подразумевало просто «страну, лежащую на крайнем Западе»).

К этим же соображениям апеллировали наиболее последовательные из сторонников реального существования Атлантиды, указывая, что согласно Платону она могла находиться только в Атлантическом океане и нигде иначе. В частности, они отмечали, что только в Атлантическом океане может поместиться земля размеров, описанных Платоном — центральный остров 3000 × 2000 стадиев (530 × 350 км), и несколько крупных сопутствующих островов.

Многие исследователи искали Атлантиду в районе Балеарских и Канарских островов.

Вячеслав Кудрявцев предположил, основываясь на текстах Платона и данных о последнем ледниковом максимуме (закончившемся 10 тыс. лет назад, что соответствует времени, указанному в «Критии»), что Атлантида располагалась на месте нынешних Британских островов и Ирландии, а утонула в результате таяния ледников.

Сегодня сторонники существования Атлантиды помещают и ищут ее в разных частях Земли.


Атлантида в Средиземном море

Рассказ об Атлантиде у Платона может быть рассмотрен как миф, основой для которого послужили исторические события, во время которых в результате природной катастрофы (землетрясений, наводнений или каких-то других катаклизмов), или на их фоне, погибла либо пришла в упадок ранее преуспевавшая цивилизация. Таким историческим событием может выступать извержение вулкана на острове Санторин (это собирательное название, которым обозначают острова Тира, Тирасия, Неа-Каймени, Палеа-Каймени, Микра-Каймени и Аспрониси) и последующий упадок минойской цивилизации в Средиземном море.

В этом случае приводимая Платоном площадь Атлантиды и хронология события рассматриваются как преувеличение, а прообразом Атлантиды выступает остров Крит, или же частично уничтоженный вулканическим взрывом остров Санторин (другое название — Фира, в древности — Стронгила; взрыв вулкана был в три раза сильнее, чем извержение вулкана Кракатау). Существовавшая на Крите и соседних островах древняя минойская цивилизация действительно пришла в упадок после извержения вулкана Стронгила в XVII в. до н. э. Взрыв вулкана привел к разрушению острова, возникновению огромного цунами, обрушившегося на северное побережье Крита и другие острова в этой части Средиземного моря, и сопровождался землетрясениями. При этом минойцы, как и описываемые Платоном атланты, действительно имели военные столкновения с ахейцами, населявшими материковую Грецию (так как активно занимались пиратством). И минойцы действительно были разгромлены ахейцами, правда, не до природного катаклизма, а лишь после него.


Доказательства «за»:
  1. Описание природы может быть отнесено ко всем островам Средиземного моря.
  2. Цвет камней (белый, черный, красный) и горячие источники ясно указывают на присутствие вулканических и поствулканических процессов. Это типично для островов, расположенных к югу от Сицилии, и для некоторых островов Ионического и Эгейского морей. Богатство металлов типично для острова Кипр, Малой Азии, Пиренейского полуострова и северных берегов Африки.
  3. Остров поднимался из моря отвесно, но имел наверху плоское пространство. Это характерно для Крита, Сардинии, Корсики.
  4. Артур Эванс, выдающийся английский археолог, обнаружил на острове Крит следы древней цивилизации. В марте 1900 г. он начал раскопки города Кносс, древней столицы Крита, и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса. Дворец состоял из большого числа помещений, его площадь составляла 16 тысяч м2. И еще в то время, как Эванс вел раскопки в Кноссе и готовил для печати свою книгу о дворце Миноса, возник вопрос: а не открыл ли Эванс Атлантиду?http://s
  5. Основное отличие цивилизации Крита от великих цивилизаций Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы – это то, что она была не земледельческой, а морской державой (как и Атлантида).
Контраргументы против этой версии
  1. Противоречие с ясно указанным местоположением Атлантиды у Платона.
  2. Средиземное море не является океаном.
  3. Несоответствие в датах и размерах.
Циркумпонтийский регион (Чёрное море)

Прообразом для подтверждения событий легенды об Атлантиде могло послужить катастрофическое поднятие уровня Чёрного моря, которое, возможно, произошло в VI тысячелетии до н. э. Предполагается, что во время этого черноморского потопа в течение менее чем года уровень моря повысился на 60 м. (другие оценки — от 10 до 80 м) в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами.

Затопление больших территорий Северного Причерноморья могло, в свою очередь, дать толчок распространению из этого региона в Европу и Азию различных культурных и технологических новшеств. Связанными с легендой о процветающей Атлантиде могут быть и такие события, как распад индоевропейской общности и начало широкомасштабной индоевропейской экспансии. Географически эти события привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю. Так, к Дунайскому региону относится одна из гипотез местонахождения родины народов-носителей праиндоевропейского языка, предложенная В. А. Сафронововым. Она предполагает привязку к этой общности возникновение письменности, укреплённых городов, разделения труда, централизованного управления, возникновение социальных классов и возникновение первой цивилизации на базе культуры Винча. При сопоставлении платоновской легенды с событиями IV тысячелетия до н. э. совпадение по времени достигается предложенной А. Я. Аноприенко интерпретацией указанного Платоном срока в 9000 лет как 9000 сезонов по 121 — 122 дня.

Румынский исследователь Николай Денсусиану в своей работе «Доисторическая Дакия» (1913 г.) отождествлял Атласские горы с южными Карпатами, а Атлантиду в целом с Румынией, отмечая соответствие размеров и расположения Нижнедунайской равнины описанию центральной равнины Атлантиды и вводя предположение о смешении Платоном терминов «река»-«море»-«океан» с одной стороны, и «остров»-«страна» с другой. При такой привязке возникает сложность с нахождением соответствия столице Атлантиды, которая, по Платону, находилась в 9 – 10 км от берега на невысокой горе. В дельте Дуная нет подводных гор, а единственный остров — остров Змеиный, не имеет признаков присутствия человека до VII в. до н. э., хотя древними греками на острове был построен храм посвящённый Ахиллу и в письменных источниках (древнегреческое название острова — Левке) его иногда обозначают как Остров блаженных.


Каспийская Атлантида

Существует экзотическая версия, отождествляющая Геракловы столпы с атмосферными явлениями на Каспии, и помещающая, таким образом, Атлантиду в Каспийское море, с привлечением данных геологических съемок дна Каспия для реконструкции её точного местонахождения.

Антарктическая гипотеза

Одна из гипотез утверждает, что Антарктида и есть погибшая Атлантида. Эта гипотеза подробно описана в книге известного писателя Грэма Хэнкока «Следы богов». По мнению автора Антарктида была сдвинута в область южного полюса в результате литосферного сдвига. А до этого находилась ближе к экватору и не была покрыта льдом. Однако это предположение имеет противоречия с научными представлениями о геологическом движении материков.

Атлантида в Андах

В книге «Atlantis: The Andes Solution» Джимом Алленом (Jim Allen) была представлена теория, отождествляющая Атлантиду с плато Альтиплано в Южной Америке. Теория строится на нескольких доводах:
  • высокая точность совпадения между спутниковыми фотографиями местности и древними описаниями, при предположении, что указанные у Платона размеры даны не в греческих стадиях, а в «атлантских», отличных из-за широты расположения местности;
  • наличие геологических образований на плато, которые могут являться следами деятельности человека и соответствуют описаниям столицы Атлантиды;
  • развитая культура, научные и технологические достижения народов Южной Америки объясняются через существование предшествующей более развитой цивилизации;
  • в этой местности тоже имели место природные катаклизмы с наводнениями, приводившие к гибели достаточно развитых поселений, что могло лечь в основу мифов об Атлантиде;
  • наличие искусственного, по мнению некоторых ученых, основанного на троичной логике языка аймара.
Атлантида в Бразилии
В 1638 г. английский учёный и политик Фрэнсис Бэкон в книге «Новая Атлантида» (Nova Atlantis) отождествил с Атлантидой Бразилию. Вскоре вышел в свет новый атлас с картой Америки, составленный французским географом Сансоном, в котором на территории Бразилии были указаны провинции сыновей Посейдона. Такой же атлас издал в 1762 г. Роберт Вогуди. Рассказывают, что при виде этих карт Вольтер трясся от смеха.

persy.jpg
Перси Гаррисон Фосетт

Последовательным сторонником локализации Атлантиды (или её колоний) на территории Бразилии был знаменитый британский учёный и путешественник полковник Перси Гаррисон Фосетт (1867 — 1925(?) гг.). Главным указанием на существование в неисследованных районах Бразилии остатков доисторических городов Атлантиды для него служила так называемая «Рукопись 512» — документ XVIII в., в котором описывалось открытие португальскими искателями сокровищ (бандейрантами) в 1753 г. руин неизвестного мёртвого города в глубине провинции Баия.

Главной целью своих поисков Фосетт называл «Z» — некий таинственный, возможно, обитаемый город на территории Мату-Гросу, лишь предположительно тождественный городу бандейрантов. Источник сведений о «Z» остался неизвестным. Материальным свидетельством существования неизвестной доисторической цивилизации на территории Бразилии Фосетт считал статуэтку из чёрного базальта. По словам Фосетта, эксперты из Британского музея не смогли объяснить ему происхождение статуэтки, и с этой целью он обратился за помощью к психометристу, описавшему при контакте с этим артефактом «большой, неправильной формы континент, простирающийся от северного берега Африки до Южной Америки», на который затем обрушилась природная катастрофа. Название материка была Атладта.

По словам Фосетта, в своей экспедиции 1921 г. он смог собрать новые свидетельства существования остатков древних городов, посетив район реки Гонгожи в бразильском штате Баия. В 1925 г. Фосетт со спутниками не вернулся из поиска затерянных городов в верховьях реки Шингу, обстоятельства гибели экспедиции остались неизвестными.


Пиренейский полуостров
Имя одного из десяти первых царей Атлантиды – Гадир – дошло до нашего времени в названии Гадирской области. Гадир – финикийское селение, нынешний Кадис (Кадикс). Это название дало основание отдельным атлантологам считать, что вся Атлантида находилась на Пиренейском полуострове возле устья реки Квадалквивир. Вблизи Гадира лежал другой известный город, Тартесс. Его жители были этруссками и утверждали, что их государству 5000 лет. Немецкий исследователь Х. Шультен (в 1922 г.) считал, что Тартесс и есть Атлантида. В 1973 г. неподалеку от Кадиса на глубине 30 м обнаружили остатки древнего города.

На севере Испании живет сейчас около миллиона басков. Их язык не похож ни на один из известных языков мира. Определенное сходство есть между ним и языками американских индейцев. Это дает основание некоторым антлантологам предполагать, что баски – прямые потомки атлантов.


Скандинавия
Шведский атлантолог Олаус Рудбек доказывал, что Атлантида находилась в Швеции, а её столицей была Упсала. По его словам, это с очевидностью явствовало из Библии.

Африка
Геродот, Помпоний Мела, Плиний Старший и некоторые другие античные историки пишут о племени атлантов, живущем в Северной Африке у гор Атлас. На основании этих сообщений П. Борхардт утверждает, что Атлантида находилась на территории современного Туниса, в глубине пустыни Сахара. В его южной части находятся два озера, которые, согласно современным данным, являются остатками древнего моря. В этом море «мог» находиться остров Атлантис.

В конце XIX в. французский географ Этьен Берлю поместил Атлантиду в Марокко, в район Атласских гор.

В 1930 г. А. Германн заявил, что Атлантида находилась в низменности Шатт-эль-Джерид, между городом Нефта и заливом Габес. Правда эта территория не опускается, а поднимается...

Немецкий этнограф Лео Фробениус нашёл Атлантиду на территории королевства Бенин.


Прочие варианты
В 1952 г. немецкий пастор Юрген Шпанут обнаружил Атлантиду на острове Гельголанд в Балтийском море.

Вообще Атлантиду находили и находят во всех концах Земли. И пока загадка Платона учёными не разгадана.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх