Битва при Могадишо

zhuhray fg

.
Команда форума
Проигранная США битва в Могадишо
Сражение в Могадишо 3-4 октября 1993 г. американского спецназа и боевиков Объединенного Сомалийского Конгресса – лишь краткий эпизод гражданской войны в Сомали, которая идет вот уже 32 года. Но поскольку это был разгром американцев, о нем до сих пор помнят.

Гражданская война в Сомали, начавшаяся в 1988 г., разрушила страну. Северные провинции создали квази-госдарства Сомалиленд и Пунтленд. Местные кланы сумели договориться и избежать серьезного кровопролития. На юге война продолжалась. Диктатор Сиад Барре бежал из Могадишо. Город взяли войска Объединенного Сомалийского Конгресса (ОСК). Этнически ОСК состоял из представителей двух наиболее влиятельных кланов племени хавийя – хабр-гидр и абгал. Во главе ОСК стояли генерал Мохаммед Фарах Айдид (хабр-гидр) и крупный бизнесмен Али Махди Мохаммед (абгал). Поссорившись, бывшие союзники поделили столицу и начали беспощадную войну.

905306f74275a37862be4086fe094491-0.jpg24 апреля 1992 г. была учреждена Операция ООН в Сомали –ЮНОСОМ. Было намечено разместить в стране 50 наблюдателей для контроля за соблюдением соглашения Махди и Айдида о прекращении огня, и примерно 4200 голубых касок (большая часть пакистанцы) для обеспечения безопасности гуманитарных конвоев. Первая группа прибыла в Могадишо в сентябре 1992 г.

Клановая милиция нападала на конвои, грабили склады ООН и офисы международных гуманитарных организаций. Продолжались ожесточенные бои между клановыми группировками. Войска ООН втянули в войну.

28 октября генерал Айдид, сформировавший после раскола ОСК новый Сомалийский Национальный Альянс (СНА), потребовал вывода пакистанского батальона и высылки ряда высокопоставленных чиновников ООН. З декабря 1992 г. Совбез ООН принял резолюцию 794, в которой санкционировал применение силы для поддержки гуманитарных операций в Сомали. Общее командование Объединенной оперативной группировкой (ЮНИТАФ) международной коалиции взяли на себя США. Американцы и союзники проводили зачистки, изымали оружие у населения, разоружали мелкие банды, захватывали тайные оружейные склады. На прямую конфронтацию с ведущими клановыми группировками они не шли.

ПАПАВРАВПВАРПАВРП.jpgВ конце февраля 1993 г. началось сокращение американского контингента. Основные задачи ЮНИТАФ формально были выполнены. Гуманитарную катастрофу удалось предотвратить. С точки зрения безопасности, обстановка несколько улучшилась. С другой стороны, политическое решение кризиса не найдено. Подписанное в Аддис-Абебе всеми группировками соглашение о прекращении огня и разоружении не выполнялось.

К тому же в декабре решение о посылке войск принимал президент Буш, а в январе его сменил в Белом доме Билл Клинтон. Свернуть миссию ЮНИТАФ, пока она не провалилась, было лучшим решением для нового президента.

26 марта Совбез ООН принял резолюцию 814, в которой мандат ЮНОСОМ был значительно расширен. Теперь он предусматривал не только охрану конвоев и персонала гуманитарных организаций, но и принудительное разоружение сомалийских боевиков, в отличие от ЮНИТАФ. Это означало войну. Операция получила название ЮНОСОМ-2.

В мае ЮНИТАФ полностью передала полномочия по поддержанию мира войскам ООН. В Сомали остались лишь американские части тылового обеспечения (3000 человек) и тысяча солдат сил быстрого реагирования.

5 июня 1993 г. пакистанская группа инспекторов проверяла одно из хранилищ оружия генерала Айдида в южном Могадишо. Там же располагалась радиостанция «Радио Могадишо» – главный центр пропаганды группировки СНА. Пронесся слух, что радиостанцию хотят закрыть.

Толпа попыталась выгнать пакистанцев, но была рассеяна огнем. Через два часа при возвращении в казармы инспекторская группа попала в засаду и была разгромлена. Одновременно боевики атаковали отделение пакистанских солдат на пункте раздачи питания. Двинутые на помощь бронетранспортеры с десантом наткнулись на завалы и баррикады и вынуждены были отступить под плотным огнем крупнокалиберных пулеметов и гранатометов. Танки, посланные итальянским командованием, прибыли к месту боя слишком поздно. Итог столкновения – 25 убитых, 10 пропавших без вести и 54 раненых пакистанских военнослужащих.

На следующий день, без тщательного расследования, СБ ООН принял резолюцию 837, в которой возложил ответственность за бои 5 июня на СНА и потребовал немедленного ареста виновных. Началась настоящая война.

К этому моменту общая численность группировки ООН насчитывала 18000 человек из 24 стран. Формальный командующий – турецкий генерал Чевик Бир, но на деле все решения принимали заместитель Бира и, по совместительству, командир американского контингента генерал Томас Монтгомери и спецпредставитель генсека ООН адмирал в отставке Джонатан Хауи. Национальные контингенты в оперативном плане были самостоятельны. Любая операция требовала множества согласований.

Постоянный состав армии Айдида в Могадишо не превышал 2000 боевиков. Все бойцы с солидным стажем партизанской войны. Они были разбиты на отряды по 30-40 человек. Вместе с ними действовали подконтрольные Айдиду отряды ополченцев клана хабр-гидр и союзных кланов. Бронепарк состоял из нескольких сот джипов с крупнокалиберными пулеметами и безоткатными орудиями.

12 июня войска ЮНОСОМ-2 развернули боевые действия. В течение трех дней американские штурмовики Specter и вертолеты Super Cobra наносили ракетно-бомбовые удары по военным складам, радиостанции, по ремонтным базам «техничек», по штабу группировки Айдида. Пакистанцы в отместку за гибель своих товарищей расстреляли мирную демонстрацию сторонников Айдида, убив больше 20 человек, чем окончательно восстановили против ООН все южное Могадишо. Боевики отвечали ночными обстрелами блокпостов, баз и нападениями на патрули. Адмирал Хауи объявил, что главная цель операции – поимка Фараха Айдида и его заместителей и передача их ООН для суда.

12 июля был атакован дом министра обороны СНА Абди Кебдида, где собирались функционеры и полевые командиры СНА. Сначала его расстреляли ракетами Super Cobra и Blackhawk, затем был высажен десант. Оставшихся в живых взяли в плен. Погибло 54 сомалийца и 174 ранены. Этот рейд стал ошибкой многонациональных сил с пропагандистской точки зрения. Айдид ушел в подполье. Для населения Могадишо он стал героем и борцом с оккупантами. Инициатива постепенно перешла к СНА.

Четыре американца погибли в джипе, подорвавшемся на управляемом фугасе. Это заставило руководство США отправить в Сомали для захвата Айдида группу войск спецназначения. Рота «В» 3-го батальона 75-го полка рейнджеров, эскадрон «С» Дельта, команда «6» отряда SEAL («морские котики») и вертолетное подразделение 160-го авиаполка специальных операций Nightstalkers. Всего 450 человек.

Спецназовцы имели право действовать абсолютно самостоятельно. Начиная с 30 августа, они провели шесть операций по поиску Айдида и членов руководства СНА. Рейнджерам удалось захватить «правую руку» Айдида – казначея СНА Османа Али Атто.

image007.jpg

3 батальон 75-го полка рейнджеров. 1993 г.
3-4 октября произошли события, названные в последствии «Битва в Могадишо». Целью очередного рейда стали два заместителя Айдида – Омар Салад и Мохаммед Хасан Авале. Объект – дом напротив отеля «Олимпик» на стыке рынка Бакара и района Блэк Си в полутора километрах от международного аэропорта – базы рейнджеров.

905306f74275a37862be4086fe094491-2.jpgЧетыре вертолета Blackhawk высаживают четыре отделения рейнджеров и те обеспечивают периметр безопасности вокруг здания, затем эскадрон Дельта высаживается на крышу, врывается внутрь и арестовывает участников встречи СНА. Одновременно с этим к объекту походит конвой – 7 джипов c кевларовой броней, 2 небронированных и три пятитонных грузовика. Пленные и десант грузятся в него. Конвой возвращается на базу. На всю операцию не больше 30 минут.

Выбор времени и места стали первыми в цепи целого ряда ошибок американского командования. Рынок Бакара – центр вражеской территории, переполненный вооруженными боевиками именно в назначенное время. Кроме того, американцы недооценили возможности айдидовской разведки. Боевики СНА постоянно наблюдали за вертолетной группой рейнджеров из соседних с аэропортом развалин и с крыш домов, посылая предупреждения в штаб в случае ее выдвижения с помощью зажженных покрышек.

В назначенное время воздушная группа и конвой одновременно выдвинулись из аэропорта. Высадка производилась под огнем предупрежденного противника. 24 пленных погрузили в грузовики подошедшего конвоя. Три джипа были отправлены на базу с упавшим с вертолета при высадке рейнджером. Вокруг «объекта» начали собираться толпы вооруженных сомалийцев. Огонь усилился. На близлежащих улицах боевики строили баррикады.

В этот момент гранатой из РПГ в трех кварталах от места высадки был сбит первый Blackhawk. Использование этих больших и относительно тихоходных машин на низких высотах для в городе, где у каждого второго гранатомет, было еще одной ошибкой. Хотя в конце сентября над Могадишо подобным же образом уже был сбит один вертолет, выводов тогда не последовало.

Поступил приказ всем идти к месту падения, в том числе и конвою с пленными. Первым там высадил команду поиска и спасения Little Bird, затем подошли рейнджеры. Тут же второй сбитый Blackhawk упал примерно в четырех кварталах от них. Еще одной команды поиска и спасения не было. Вертолетам снижаться немедленно запретили.

Традиционно недолюбливающие друг друга, бойцы Дельты и рейнджеры сражались как два отдельных подразделения, их командиры не координировали свои действия. Пробиться через улицы ко второму вертолету спецназовцы посчитали невозможным и, с разрешения командования, закрепились в жилых кварталах между местом падения № 1 и «Олимпик-отелем».

905306f74275a37862be4086fe094491-3.jpgУправление боем рейнджеров велось из объединенного командного центра в аэропорте через вертолет (С-2 – МН-60), барражирующий над городом на высоте около восьмисот метров. Конвою поступали указания на движение. Пилоты самолета-шпиона (Р-3 Орион) с высоты около наблюдали с высоты чуть больше километра все происходящее на своих мониторах и пытались направить конвой по короткому маршруту, в обход засад. Дополнительная информация о перемещении противника шла от вертолетов разведки ОН-58. Но конвой двигался под ураганным огнем очень быстро. Указания же поступали с задержкой, так как шли по цепочке «Р-3 – командный центр – С-2 – конвой». Кроме того, связь периодически прерывалась. Машины из-за этого проносились мимо нужных поворотов, попадая в засады на перекрестках, и в итоге конвой запутался в лабиринте улочек, не дойдя ни до одного из мест падений. Перегруженный убитыми и ранеными конвой повернул на базу.

В тот же время с аэродрома вышел новый спасательный конвой к месту падения второго вертолета. Колонны лишь соединились и с боем пробились назад. Еще одну попытку прорыва совершила колонна 10-й горной дивизии США из состава сил быстрого реагирования ЮНОСОМ-2. Едва отойдя от базы в Новом Порту, она попала в засаду и с трудом смогла отойти назад.

До места падения вертолета удалось добраться только двум высаженным с вертолета бойцам Дельты. Все, кроме пилота Майкла Дюрана, погибли и были растерзаны разъяренной толпой. Дюрана спасли от расправы боевики СНА. Позже его освободили безо всяких условий.

99 спецназовцев продолжали вести бой в окружении. Потери росли. Наступила ночь. Боеприпасы были на исходе. Поскольку предполагалась короткая дневная операция, то многие не взяли фляжки с водой и приборы ночного видения. Боевиков удерживали от решительного штурма атакующие на низкой высоте Little Bird. Обстреливать осажденные дома из минометов Айдид запретил. Дело в том, что вместе с рейнджерами там были заперты больше 200 мирных жителей.

О проведении операции генерал Гаррисон не предупредил командование ЮНОСОМ-2. Треть его людей уже находилась в бою, была ранена или убита. Бронетехники рейнджеры не имели. Поэтому необходимо было время, чтобы собрать силы достаточные для прорыва к осажденным. Через несколько часов, после долгих согласований, конвой, состоящий из четырех пакистанских танков М-48, 28-ми малайских бронетранспортеров и 7 джипов Нumvee вышел из Нового Порта – базы ООН. На борту – 150 бойцов 10-й горной дивизии США, сборная команда писарей, механиков и поваров батальона рейнджеров, бойцы «Дельты».

Бой шел всю ночь. К восьми утра 4 октября все участники «Битвы в Могадишо» собрались на стадионе, где находилась база пакистанского контингента в 1,5 км от места боя. Итог – 18 убитых и 74 раненых спецназовца. Кроме двух сбитых, серьезно повреждены еще три вертолета. По разным данным в столкновениях погибли от 500 до 1500 сомалийцев, из них более 130 боевиков.

Генерал Гаррисон написал президенту Б. Клинтону письмо, в котором взял всю вину за потери на себя, но отметил, что миссия прошла успешно, так как все ее цели были выполнены. Министр обороны Лес Эспин признал вину за то, что не отправил в Сомали танки и бронетранспортеры. Вскоре он вышел в отставку. Фарах Айдид объявил об одностороннем прекращении огня. Наступило относительное затишье.

Рейнджеры покинули страну. Американская группировка была увеличена до 7600 человек, получила танки (30 танков) Abrams M1 и 42 БТР Bradley M2. Комиссия ООН по расследованию событий 5 июня не подтвердила виновность СНА, Фараха Айдида вновь признали участником переговорного процесса.

Резолюцией 946 СБ ООН было объявлено о постепенном полном выводе миротворцев. В Могадишо сторонники Айдида и Махди и САС развернули полномасштабную войну за брошенные офисы и имущество ООН. 28 марта 1995 г. из Могадишо ушли последние подразделения ЮНОСОМ-2.

Гуманитарная интервенция в Сомали стоила мировому сообществу около 3 млрд. долларов. В ходе ее погибли 155 солдат и офицеров ООН.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх