Борцы за свободу Алжира

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Борцы за свободу Алжира

Бу-Маза
1633115665276.png
Бу-Маза (то есть «отец козы»; настоящее имя Си-Мохамед-бен-Абдала или Си-Магомед-бен-Абдалла, (родился в 1820 или 1822 — ? гг.)) — один из самых известных арабских предводителей во время войны с французами, при покорении ими Алжира; прозвище своё он получил от постоянно находившейся при нём козы, молока которой, по уверению этого «воина аллаха», достаточно было для прокормлении всех его последователей.
Си-Мохамед родился в окрестностях Тлемсена; его антифранцузская деятельность относится периоду с 1845 по 1847 гг. Сначала он действовал вместе с Абд-аль-Кадиром, но вскоре разошёлся с ним и, потерпев ряд поражений (так 10 января 1847 г. он был разбит войсками генерала Эмиля Эрибийона), сдался полковнику Сент-Арно.
Отосланный в Париж, Бу-Маза пытался бежать, но был пойман и заключён в Гамский форт (близ Перонна). С тех пор в Алжире несколько раз появлялись самозванцы под именем Бу-Маза.



Абд аль-Кадир
1633115674698.png
1633115677005.png
1633115679209.png
1633115681856.png
В молодости
В зрелые годы
На переговорах с французами
Посмертный портрет
(кисти Тиссье)
Эмир Абд аль-Ка́дир (полное имя Абд аль-Кадир ибн Мухйиддин аль-Джазаири; 6 сентября 1808 — 26 мая 1883 гг.) — арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, богослов-суфий, учёный, оратор и поэт. Вёл борьбу против французского колониального вторжения и в течение многих лет успешно сопротивлялся против одной из самых передовых армий в Европе. Вызвал восхищение у европейцев после вмешательства и спасения христианской общины Дамаска от резни 1860 г. Его усилия по объединению страны против французских захватчиков принесли ему славу «современного Югурты», а его способность сочетать религиозную и политическую власть привела к тому, что он был провозглашён «Святым среди князей, князем среди святых».
Абд аль-Кадир родился недалеко от города Маскара в религиозной семье. Точная дата его рождения не известна, но большинство современных источников сообщают, что он родился 6 сентября 1808 г., хотя самые ранние арабские источники отмечают, что он родился между 1806 и 1808 гг.
Он происходил из весьма древнего и знатного марабутского (священнического) рода, укоренившегося в Оране. Отец его – Мухйиддин (умер в июле 1833 г.) происходил из рода Идрисидов, восходящего корнями к дочери пророка Мухаммада, Фатиме и был шейхом суфийского кадирийского тариката (тарикат кадирийя). Таким образом, Абд аль-Кадир был шерифом и имел право добавить к своему имени почётное отчество аль-Хасани («потомок аль-Хасана»). В научном сообществе бытует мнение, что предки Абд аль-Кадира — арабизированные берберы племени бану-ифрен. Мать его Лалла Зорга (или иначе Захра бинт Сиди Будума) —третья жена отца Абд аль_Кадира.
Он вырос в завии своего отца и получил традиционное образование (в Маскаре, в духовном училище Хетне (Генте), находившемся под руководством его отца) в области теологии, юриспруденции и грамматики арабского языка; сообщается, что он мог читать и писать к пяти годам и выучил наизусть Коран в возрасте 14 лет, получив тем самым титул хафиз. В возрасте 15 лет он отправился в Оран для продолжения образования. Благодаря своим необыкновенным способностям, благочестию, учёности и искусству владеть оружием Абд аль-Кадир ещё в молодости приобрёл широкую известность. Он был хорошим оратором и мог взволновать своих сверстников речами и стихами. В 1822 г. он женился на дочери своего дяди 14-летней Лейле Хейре.

1633115692963.png
Памятник в столице Алжира
Чтобы избавиться от преследований подозрительного алжирского дея, он бежал в Египет, где ему впервые пришлось встретиться с европейской цивилизацией. На него произвели впечатление реформы, проведённые Мухаммедом Али в Египте. В 1825 г. он отправился в хадж, паломничество мусульман в Мекку, со своим отцом. Он также посетил Дамаск и Багдад и посетил могилы известных мусульманских деятелей, таких как шейх Ибн Араби и Абд аль-Кадир аль-Джилани. Этот опыт укрепил его религиозный энтузиазм. Он вернулся на родину до прибытия французов, которые завоевали Алжир, изгнав турок (в 1830 г.; при этом против оккупантов восстали многие арабские племена). По другим данным, Абд аль-Кадир отправился в хадж в октябре 1823 г., но был вместе с отцом задержан оранским беем из-за подозрений в мятеже и два года они провели в положении почётных пленников. Только в 1825 г. они смогли продолжить паломничество и через Тунис прибыли в Аравию (Мекка, Медина, Багдад). В 1828 г. Мухйиддин и Абд аль-Кадир вернулись в Гетну.
В условиях французской колониальной оккупации было необходимо преодолеть раздроблённость разных алжирских племён, и Мухйиддин призвал арабов к джихаду. В ноябре 1832 г. на совете племенных шейхов в Маскаре ему предложили принять титул султана, однако он отказался и предложил кандидатуру своего сына. 25 ноября 1832 г. 24-летний Абд аль-Кадир был избран племенами западного Алжира (хашим, бени-аббас, гараба, бени-меджахар) эмиром (чтобы не портить отношения с Марокко, он отказался от титула султана). Так он создал независимое государство (эмират) со столицей в Маскаре, формально признав себя вассалом и наместником марокканского султана Абд ар-Рахмана и приняв титул эмир-аль-муминин («повелитель правоверных»).
Ещё в мае 1832 г. началась крайне упорная и кровопролитная война (1832 – 1847 гг.) алжирцев с французами, в которой Абд аль-Кадир неоднократно выходил победителем.
Потерпев ряд поражений французы были вынуждены заключить в феврале 1834 г. мирный договор, по которому Абд аль-Кадиру перешёл почти полный контроль над провинцией Оран (в северном Алжире (кроме побережья). Параллельно Абд аль-Кадир увеличивал свои владения, захватив город-порт Арзев (правивший там кади Ахмет Бен-Тахир был обвинён в торговле со врагами, отправлен в Маскару и казнён), а затем Тлемсен (паша Бен-Нун отказался подчиниться эмиру и бежал). Для французов договор был способом установления мира в регионе, одновременно он ограничивал эмира Маскары на западе. То, что эмир подписал договор со стороны алжирцев подняло роль Абд аль-Кадира в глазах берберов и французов.

1633115701574.png
1633115703607.png
1633115705673.png
Сражение с французами
Солдат французских колониальных войск
Территория государства
Абд аль-Кадира
В 1835 г. после смены руководителей оккупационных французских властей (генерала Демишеля заменил «ястреб» Трезель, губернатором Алжира был назначен Друз д’Эрлон) война возобновилась. На сторону французов перешли племена дуайр и змала. Но в июне 1835 г. французы были разбиты в лесу Мулай-Исмаил и на реке Макте. Правда, после этого, снова новому французскому руководству (генерал д’Арланж и губернатор Клозель) удалось нанести арабам контрудар, захватив столицу Абд аль-Кадира Маскару и взорвав крепость. Однако их (французов) поход на Константину в ноябре 1836 г. окончился позорным поражением, и 30 мая 1837 г. в Тафне был заключён очередной мирный договор, по которому Франция признала власть эмира Абд аль-Кадира в большей части Западного Алжира (Оран, Титтери и часть провинции Алжир). Более того, генерал Бюжо согласился продать эмиру ружья и порох.
Государственный строй, который создал алжирский эмир, можно сравнить с имаматом Шамиля (они были современниками, и у них было очень много общего) в Дагестане (в 1829 — 1859 гг.). Высшей точкой расцвета государства Абд аль-Кадира стали 1837 – 1838 гг. Экономика эмирата была милитаристской из-за необходимости противостоять дальнейшему вторжению французов. Усиленно развивалась военная промышленность: созданы сабельные, ружейные, литейные, пушечные и пороховые предприятия.
В эмирате наряду с ополчением племён была организована регулярная армия европейского типа, создано было несколько линий обороны. Алжирская армия стала весьма грозной в техническом отношении, на её вооружении было около 250 пушек.
Абд аль-Кадир не терял времени перемирия даром, проведя важные реформы: административную, разделившую эмират на несколько областей; экономическую, направленную на перераспределение доходов в обществе; судебную и налоговую. Государство Абд аль-Кадира выпускало собственную валюту, названную мухаммадийей в честь пророка Мухаммада.
Законодательную власть осуществлял Высший совет из 11 улемов под руководством верховного кади Ахмеда аль-Хашими. Исполнительную – диван из восьми визирей под руководством Мухаммеда аль-Джайлани.
К началу 1839 г. эмиру удалось подчинить земли исламского братства Тиджания (после долгой осады его столицы Айн Махди), тем самым ещё более укрепив свою власть.
Ввиду постоянного нарушения французами условий мирного договора 1837 г., 18 ноября 1839 г. Абд аль-Кадир объявил о возобновлении войны.
К этому времени ситуация в регионе изменилась и французская армия в 1840 г. разгромила арабов в ущелье Музана и в том же лесу Мулай-Исмаил, где прежде были разбиты французы, а подкупленный ими шейх Бен Гана у Бискры уничтожил войско халифа (наместника) Бу Азуза. Французы взяли Медею и Милиану, 26 мая 1841 г. – Такедемпт, 30 мая – столицу, Маскару. Тлемсен пал 1 февраля 1842 г., а к 1843 г. оккупанты захватили большую часть территории эмирата, ослабленного изменами крупных феодалов.

1633115716538.png
Французы штурмуют арабскую крепость
Армия Абд аль-Кадира была окончательно разгромлена 11 ноября возле Сиди-Иаия, и эмир укрылся на территории соседнего Марокко, власти которого также участвовали в сопротивлении французским войскам. Однако и марокканские союзники Абд аль-Кадира тоже потерпели поражение 14 августа 1844 г. на реке Исли и были вынуждены выслать Абд аль-Кадира из страны.
Но вскоре (в 1845 г.) в Алжире началось новое восстание, которое возглавил возвратившийся из изгнания Абд аль-Кадир. И всё же, в итоге повстанцы были разбиты. Колониальные войска, к которым постоянно прибывали подкрепления, начали уничтожать целые поселения, никого не оставляя в живых. Французская армия была доведена до 110000 человек, её 18 карательных отрядов начали уничтожать алжирские селения и истреблять их жителей. А Аль-Кадир не получил поддержку от восточных племён (на которую рассчитывал), за исключением берберов в западной части Кабилии. Способствовал подавлению восстания и указ марокканского султана Абд ар-Рахмана, последовавший за Танжерским договором, указ объявил эмиром человеком вне закона.
В начале 1847 г. французам сдался кабильский халиф Бен Салем, затем братья эмира Сиди Мустафа и Сиди Саид. 22 декабря 1847 г. под давлением марокканских войск Абд аль-Кадир перешёл алжирскую границу и сдался генералу Ламорисьеру и генерал-губернатору герцогу Омальскому в обмен на обещание, что ему будет разрешено отправиться Египет (в Александрию) или Акру.
Его просьба была удовлетворена, и через два дня его капитуляция была принята официальным лицом французского генерал-губернатора Алжира, Анри Орлеанского, герцогом д’Омалем, которому Абд аль-Кадир символически передал своего боевого коня. Однако, французское правительство отказалось выполнить обещание Ламорисьера: Абд аль-Кадир был отправлен во Францию, где его взяли в плен (французы задержали его в Тулоне, фактически под «почётным арестом» вместе с родными).
После Революции 1848 г. его (23 апреля) перевели в тюремный замок Шато де По, в ноябре 1849 г. — в Амбуаз (в долине Луары). В заключение от болезней скончались его сын, дочь, племянник. Только президент Наполеон III 16 октября 1852 г. в ходе личного визита в Амбуаз объявил об освобождении Абд-аль-Кадира, назначив ему пенсию. После визита в Париж, личной аудиенции и участия в плебисците о восстановлении империи, 21 декабря 1852 г. он переехал в Бурсу, затем Стамбул, писал философские трактаты и стихи. В 1856 г. поселился в Дамаске, преподавал богословие в одной из мечетей. Шейх написал весьма интересное религиозно-философское сочинение, которое Гюстав Дюга перевёл с арабского на французский в 1858 г.

1633115722047.png
Ж.-Б. Хёйсманс. Абд аль-Кадир берёт под свою защиту христиан Дамаска, избиваемых друзами
Летом 1860 г. во время Дамасской резни вступился за христиан-маронитов, подвергавшихся беспощадному преследованию со стороны друзов. Тогда же нападению подверглось и российское вице-консульство, и вице-консул Макеев был спасён от неминуемой гибели благодаря вмешательству и заступничеству Абд аль-Кадира. Его действия по спасению сирийских христиан и европейских консулов повысили его международный авторитет. Он был произведён в кавалеры французского Большого креста ордена Почётного легиона, Греция наградила Большим крестом Спасителя, Россия – орденом Белого орла, Османская империя, Англия, Пруссия и Папа римский наградили орденами, а Авраам Линкольн отправил ему в качестве подарка пару пистолетов.
Этот случай был отражён и в переписке между шейхом Абд аль-Кадиром и имамом Шамилем. Из переписки становится очевидным, что даже в разгар военных действий они оба выступали против насилия и жестокости, призывали к мирному диалогу с представителями других конфессий.
С тех пор тихая жизнь Абд аль-Кадира прерывалась только предпринимаемыми им по временам странствованиями на богомолье. В 1863 г. он ещё раз совершил хадж в Мекку, посетил в 1867 г. Всемирную выставку в Париже, а 17 ноября 1869 г. присутствовал при открытии Суэцкого канала, где имел возможность лично встретится с имамом Шамилем.
Абд аль-Кадир умер 26 мая 1883 г. в Дамаске и был похоронен рядом с гробницей другого великого учёного – суфия Ибн Араби. В 1965 г. его прах был перенесён на кладбище эль-Алия в Алжире, что вызвало разногласия, ведь сам Абд аль-Кадир выражал желание быть упокоенным рядом с гробницей Ибн Араби, которого считал своим учителем.
Надо отметить, что Абд аль-Кадир вызывал восхищение не только среди алжирцев, но и среди европейцев, даже когда сражался с французскими войсками. «Щедрая забота, мягкое сочувствие», проявляемые им к военнопленным, «практически не имели аналогов в истории войн», и он всегда выказывал уважение к верованиям пленных.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх