[ВАЖНО] Как ставить цель

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Как ставить ЦЕЛЬ. Технология целеполагания

Определения
В первую очередь нам необходимо определиться с терминами, чтобы дальше говорить на одном языке. Итак, что такое цель?
Современные толковый словарь русского языка
дает такие определения цели:

  1. Объект для попадания при стрельбе или метании
  2. Заранее намеченный пункт следования
  3. То, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача
  4. Намерение, желание

В толковом словаре В.И. Даля под целью понимается «конечное желание, стремленье, намеренье, чего кто-либо силится достигнуть».
В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:

  1. Предвосхищаемый результат деятельности;
  2. Предметная проекция будущего;
  3. Субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. То есть, цель – это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.

Для того, чтобы цель стала известна и понятна другим людям ее необходимо описать, сформулировать цель. В формулировке цели необходимо четко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать результат. Давайте для лучшего понимания того, что представляет собой цель, охарактеризуем её.

Цель – это:

  1. То, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение наших профессиональных обязанностей. Например: «Победа учеников в Олимпиаде «Современное образование».
  2. Нечто совершенно реальное, определенное, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Получение Грант-При в конкурсе учащихся «Мой класс – моей школе» в текущем году».
  3. То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Все ответы к КИМА ГИА».
  4. То, к чему надо прийти (в прямом или переносном смысле), то, для чего потребуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например: «Моя работа признана лучшей по итогам ВПР по физике за этот год».
  5. То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях. Например: «Отдых с семьей в палатке в сосновом бору на берегу озера Байкал в июле 2021 года».

Рассматривая приведенные критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу – цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задает вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного ее определения, точности ее формулировки.

Давайте примем, что цель – это представление о желаемом результате нашей деятельности или деятельности других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Посмотрим, для чего определяются цели?

  1. Формулируются ключевые результаты, к которым надо стремиться.
  2. Цели определяют направления, по которым будет выстраиваться весь ход работы.
  3. Цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы проводимого исследования.
  4. Цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий учащихся.
  5. Цель является мотиватором познавательной деятельности.
Таким образом, мы кратко определили смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания.

Ошибки целеполагания
Ясно, что определение цели методом «тыка» может только случайно закончиться успехом, Чтобы определить, почему так происходит, разберем наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели.
  1. Недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить – достигнута цель или нет и, если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты.
  2. Глобализация цели. Заявленная цель – воспитание толерантности у обучающихся. Понятно, что цель не реальна, поскольку так просто этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих более локальные цели, достижение которых, своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности.
  3. Неинтересные для обучающихся цели. Цель поставлена в плоскости, далекой от интересов обучающихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям, без объяснения практической значимости цели. Или цель навязана извне (например, одним из руководителей проекта), без учета интересов, и мотивов учеников.
  4. Нечетко поставленные, непонятные, размытые, недостаточно конкретные цели. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
  5. Неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает не точно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации.
  6. Декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель-пожелание или цель-вообще. «Давайте одолеем безграмотность». «Неплохо было бы поработать в этом направлении». «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.
  7. Подмена цели задачей или темой. Цель – приобретение конкретных умений.

Давайте разберемся, в чем состоит отличие цели от задачи. Для того, чтобы отличить цель от задачи необходимо прибегнуть к формулировке: цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как процесс. Например, цель: «Я владею (овладел(а) техникой скорочтения». Для того чтобы достичь этой цели мне пришлось решить несколько задач … и тогда …Успешно решив эти задачи, я достиг(ла) поставленной цели. Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что сделано?», а задача – «Что надо сделать?»


Метод постановки умных целей

Как избежать ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания? Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart – с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формулировании цели на основании определенных критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

Критерии SMART:

S – Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
М – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
А – Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом всех рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы.
R – Relevant. Цель должна быть уместной и соответствовать Вашим потребностям.
Т – Time-limited. Цель должна быть достигнута в определённое время.

На примерах рассмотрим применение критериев умной цели.

S – конкретность в формулировке цели. С помощью этого критерия необходимо отразить в формулировке цели, что именно вы хотите достичь: например, «в течение года пройду обучение на трех дистанционных курсах по представленным к ГИА на платформе РЕШУ ЕГЭ», «Побываю во время летнего отдыха в Эрмитаже», «Встречусь с друзьями на этой неделе в субботу вечером».
М – измеримость цели, т.е., введение количественных показателей в формулировку цели. Например, «Возьму в столовой на второй завтрак 1 чашку чая, 2 конфеты и одно пирожное» Достижение цели очень легко проверить, сравнив достигнутые показатели с указанными в формулировке.
А – достижимость, реальность цели для Вас. «Закончу первую четверть в этом учебном году на отлично», «Каждый день буду делать зарядку по утрам».
R – то, что Вы хотите сделать, должно быть нужным Вам! Например, «Расскажу своим одноклассникам о ном электронном курсе».
Т – вводя в цель показатели времени, Вы обеспечиваете проверяемость цели: «Освою учебный курс «Индивидуальный проект» за 7 дней».

Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает непонимание того, что вы делаете (или собираетесь сделать).

Эпилог
«После двадцати пяти лет исследований и опытов
я пришел к выводу о том, что успех равен цели,
всё же остальное — домыслы.
Умение наметить цель и
составить план по её осуществлению
послужит делу обеспечения вашего успеха больше,
чем любое другое занятие».

Артур Б. Ванганди,
автор книг «Методы структурированного решения проблем» и «Мощь идей»,
профессор психологии

Максимальное сосредоточение на цели (в том числе и цели вашего проекта) есть важнейшее качество для людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю вашего потенциала (или учебного проекта) невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться её.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх