[ВАЖНО] Основные подходы к «Учебному проекту»

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Основные подходы к «Учебному проекту»
Вадим Маркаьян

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими понятиями и категориями как «проект», «деятельность», «творчество». По мнению учёных проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого специалисты утверждает, что творческая проектная деятельность школьников – это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость.

Попробуем сделать краткий сравнительный анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности. Ряд учителей выделяет следующие этапы творчества:
1. возникновение проблемы (постановка задач);
2. подготовка к решению;
3. формирование замысла;
4. проверка и рефлексия.

Для сравнения этапов творчества с этапами проектной деятельности возьмем этапы работы над учебным проектом:
1. погружение в проект;
2. организация деятельности;
3. осуществление деятельности;
4. презентация результатов.

Итак, погружение в учебный проект иными словами можно обозначить как этап формулирования темы и проблемы проекта, что соответствует начальному этапу творчества. Этот этап представляет собой постановку цели и задач по решению проблемы проекта и осуществление исследования, а это не что иное, как подготовка к решению. На этом этапе учащиеся «добывают» недостающие знания, подготавливают модель презентации результатов. Таким образом, анализ процесса творчества и процесса проектной деятельности показал совпадение этапов и их направленности. Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности.
Термин «проект» (projectio) в переводе с латинского означает – бросание вперед. То есть: проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия.
Процесс создания проекта называется проектирование. Дж. К. Джонс приводит несколько определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование – вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде».

Проект, проектирование, проектировочная деятельность, как и ряд других понятий, можно трактовать как:


Схема.
Отношения между понятиями, связанными с проектной деятельностью школьников
В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не только получению общественно значимого продукта. Проектная деятельность обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому есть основания говорить о методах обучения проектной деятельности, под которыми понимаются целенаправленные и организованные способы и приемы выполнения учебных творческих проектов.

Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте. Методы развития опыта творческой проектной деятельности многообразны.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Традиционные методы или Вербальные методыДизайн-анализ
ДемонстрацияМорфологический анализ
Практические методыМетод фокальных объект
НаблюденияФункционально-стоимостный анализ
Самостоятельная работа с литературойАлгоритмический метод
Метод упражненийМетод абсурда
Метод информационной недостаточностиИсторический метод
Нетрадиционные методыМетод информационной избыточности
Метод проектовМетод информационной поддержки
Конкурсы творческих проектов
Ведущим методом проектного обучения является метод проектов, позволяющий включить школьников в проектную деятельность. Учащиеся выполняют учебные проекты, под которыми следует понимать самостоятельно разработанные и изготовленные изделия, (услуги) от идеи до ее выполнения, обладающие субъективной или объективной новизной и выполненные под контролем и с консультированием учителя. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой - средством практического применения усвоенных знаний и умений.

Попробуем понять, что такое учебный проект?
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих проектировщиков.
Но ведь проект называется учебным, тогда в чем же заключается его педагогическая направленность, его воспитывающее, обучающее и развивающее воздействия? Они есть в каждом учебном проекте. Учителю учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся, но и как задание, сформулированное в виде проблемы, и их направленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемынет деятельности. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы.
Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность учеников в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем, что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД УЧЕБНЫМ ПРОЕКТОМ
Учебный проект
Проблема проектаПочему?Актуальность проблемы
Цель проектаЗачем?Целеполагание
Задачи проектаЧто?Постановка задач
Методы и способыКак?Планирование
РезультатЧто получится?Ожидаемый результат

Таким образом, учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения обучающихся тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт - это одно из воплощений замысла.
На разных этапах проекта от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании. Полезность проекта как раз в том и заключается. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения, «нанизывать» их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Инновационные педагогические образовательные технологии
Критерии технологичности:
― концептуальность
― системность
― управляемость
― эффективность
― воспроизводимость и гарантированность результатов

Классификация педагогических технологий:
― авторитарные технологии
― дидактоцентрические технологии
― личностно-ориентированные
― гуманно-личностные технологии
― технологии сотрудничества
― технологии свободного воспитания
― эзотерические технологии

Классификация педагогических технологий (по В.Т.Фоменко):
― Технология, предполагающая построение учебного процесса...

  • на деятельностной основе
  • на концептуальной основе
  • на крупноблочной основе
  • на опережающей основе
  • на проблемной основе
  • на личностно-смысловой основе
  • на альтернативной основе
  • на диалоговой основе
  • на взаимной основе

Тезаурус/CЛОВАРЬ (для проектировщиков)
  • Гипотеза эксперимента – это развернутое предложение, где максимально подробно изложены модель, будущая методика, система мер, т.е. технология, механизм того нововведения, за счет которого ожидается получение высокой результативности учебно-воспитательного процесса.
  • Деятельностная структура – совокупность следующих компонентов проекта: мотивы – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.
  • Диагностический этап проекта (процесса) – включает выявление проблем и обоснование ее актуальности.
  • Задачи эксперимента – вопросы требующие исследования, разрешения.
  • Инициатива – почин; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям.
  • Инновация – (новый, новообразование) – 1. Комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. для удовлетворения человеческих потребностей; 2. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрение новых стабильных элементов, вызывающие переход из одного состояния в другое.
  • Методическая разработанность идеи – наличие конкретных описаний ее содержания, структуры, этапов, технологии ее освоения.
  • Мотив (происходит от латинского moveo – двигаю) – движущая сила человеческого поведения, его деятельности. Мотив – материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.
  • Новатор – человек, который вносит новое, прогрессивные идеи, приемы в какой-нибудь области деятельности.
  • Новация – нечто новое, новшество.
  • Обобщающий этап проекта – обработка данных, соотнесение результатов эксперимента или освоения опыта, научных разработок с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы или заимствованного опыта в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов освоения разработанного новшества.
  • Объект исследования – то педагогическое (образовательное) пространство, область в рамках которой находится то, что будет изучаться.
  • Организационный этап проекта – включает создание всех необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций (материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных, организационных).
  • Практический этап проекта – фиксация исходного состояния объекта экспериментирования, реализация заложенной в гипотезе новой технологии, отслеживание процесса, результатов, корректировка использованной технологии, контрольные срезы.
  • Предмет исследования – конкретная часть объекта или процесс, в нем происходящий, аспект проблемы, который собственно и исследуется.
  • Проблема – (problēma) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию.
  • Прогностический этап проекта – включает разработку развернутой программы развития своего опыта, освоения чужого или научной разработки.
  • Режим развития – последовательность определенных этапов, на которых разрешаются противоречия, приводящие к качественным изменениям.
  • Структура – взаимоположение и связь составных частей чего-либо, строение, устройство.
  • Структура генезиса инноваций – возникновение – разработка идеи – проектирование (то, что на бумаге) – освоение в практической работе – распространение и использование опыта другими.
  • Субъектная структура – включает инновационную деятельность всех субъектов развития образовательного учреждения: руководителя (директора), его заместителей, учителей (педагогов, воспитателей), консультантов, экспертов, работников аттестационной службы и др.
  • Субъекты инновации – органы, лица, организации, вовлеченные в процесс обновления.
  • Цель эксперимента – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
  • Ценность – 1. Стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения в противоположность другому типу поведения или состоянию; 2. Разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, которым люди должны стремиться и основные средства их достижений.
  • Эксперимент – 1. Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. Опыт вообще, попытка осуществить что-либо.
Использованная литература:

Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. - М., 1986.
Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л., 1926.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь, 2000.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М., 2003.
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх