Культура Новой Зеландии

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Культура Новой Зеландии

В культуре Новой Зеландии особое значение имеют традиции и культурное влияние народов, населяющих Британские острова, и в то же время, традиционно влияние культурных традиций полинезийских народов. Среди последних наиболее сильны традиции маори. В последние десятилетия выходцы из Фиджи, Самоа, Тонга вносят свой вклад в развитие полинезийских направлений в культуре страны.


kz1.jpg
Традиционная резьба по дереву маори

Сохранение и развитие национальной культуры маори является одним из приоритетов страны. Ещё полвека тому назад язык маори практически перестал использоваться в повседневном общении. Сегодня один из каналов национального телевидения вещает только на этом языке, издаются газеты, выходят книги.

Культура маори в течение большего периода своего развития не имела письменности, поэтому литературное творчество пришло в Новую Зеландию лишь с приходом европейских поселенцев. Первая книга на языке маори была опубликована лишь в 1840 году, а первая газета стала издаваться в 1900 г.


kz2.jpg
Мараи маори — помещения для общего сбора племени

В доевропейский период освоения Новой Зеландии единственной формой архитектурного зодчества являлись полинезийские традиции, сохранённые и развитые в культуре маори. Помимо жилых помещений, единственными формами строений в тот период являлись здания для общих сборов племени (мараи, на маори Marae) и крепостные укрепления. Мараи имели единую архитектуру и резные украшения, характерные для всего народа маори и незначительно отличались в отдельных племенах.

Начало европейского освоения страны сопровождалось развитием строительства. Поскольку большую часть населения того времени составляли выходцы из Великобритании, то, вполне естественно, что в строительстве они изначально придерживались британской архитектурной школы. Однако, уже в XIX в., а особенно в первой половине XX в. стал складываться ярко выраженный новозеландский архитектурный стиль. Поэтому даже самые ранние новозеландские постройки имеют существенные стилистические отличия не только от британских строений того времени, но и от австралийских. Причиной этому во многом служила отдалённость страны и невысокая плотность населения, что делало крайне трудным финансирование строительств любых крупных объектов или зданий. Обилие пригодного для строительства камня позволило уже на ранних этапах освоения страны отказаться от использования дерева в строительстве.

Одним из наиболее интересных архитектурных памятников страны является застройка центральной части города Нейпир. Разрушенный землетрясением в 1931 г., город был восстановлен и застроен в характерном для того времени архитектурном стиле ар-деко, сохраняется в неизменном виде до сегодняшних дней и является объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Исторически искусство маори носило в основном религиозный смысл. Основными его направлениями являлись резьба по дереву или кости, плетение, танцы и татуировка.


kz3.jpg
Моко на лице вождя маори. Рисунок ХIX в.

В связи отсутствием письменности на протяжении большего этапа своего развития, резьба по дереву стала для маори своеобразным её заменителем и в изображаемых сценах часто передавались истории и предания народа. До сего дня у маори сохранились традиции «чтения» истории своего рода по резным изображениям.

Художественные плетеные покрытия чаще всего использовались как одно из немногих украшений в жилых помещениях, а также для культовых и религиозных целей в помещениях для общих сборов племён.

Та-мо́ко (чаще моко, на маори Tā moko) — татуировка тела и лица, является одной из древнейших культурных традиций маори, пришедшей в их историю на первых шагах развития народа. В течение долго времени наличие мокко являлось символом социального статуса, и люди низкого социального слоя не имели права иметь татуировку на своём лице, хотя элементы татуировки на теле им могли быть позволены. Для мужчин традиционным считалось нанесение моко на лице, ягодицах и бёдрах. Женщинам татуировка могла быть нанесена на губы и щёки. И мужчинам и женщинам татуировка могла быть нанесена и на другие части тела, но в таком случае она имела меньшее значение.


kz4.jpg
Воины маори, исполняющие хаку. Рисунок, конец XIX в.

Ка́па ха́ка (на маори Kapa Haka) — один из наиболее значимых элементов культуры маори, включающий в себя систему танцев, мимики и движений, сопровождаемых пением. Капа хака по праву считается основой танцевального искусства современной Новой Зеландии. Танцевальные традиции капа хака включают в себя несколько направлений — пои (на маори Poi) — женский танец, более известный сегодня в мире как один из видов жонглирования шариками на верёвках, и хака (на маори Haka) — мужской танец, ставший известным в мире благодаря выступлениям нововозеландской национальной сборной по регби All Blacks. Хака вошла в повседневную жизнь и является атрибутом государственных и общественных церемоний. Армейские и флотские подразделения вооружённых сил Новой Зеландии имеют собственные версии хаки. Многие спортивные клубы используют адаптированные для себя версии.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх