[ВАЖНО] Проблема

Lairon

Данила Яценко
Команда форума
Проблема

На протяжении своей жизни вы часто сталкивались с употреблением слова проблема. Обычно под ним понималась трудная головоломная задача, для которой не так просто найти решение, либо какое-то внезапно возникшее затруднение. Например, вы забыли сменную обувь, а учитель вас спрашивает: «В чём проблема?» А мы будем использовать термин «проблема» совершенно в другом смысле.

Во-первых, мы будем различать понятия проблемная ситуация и проблема. Под проблемной ситуацией мы будем понимать конкретный способ действия, взаимодействия и деятельности людей, который приводит к появлению проблемы. Этот способ действия связан с предъявлением людьми друг другу разных взаимоотрицающих точек зрения на один и тот же предмет. Конечно же, для того, чтобы утверждать, что точки зрения взаимоотрицают друг друга и что предмет этих точек зрения един, нужно провести специальный анализ-расследование, убедиться, что это действительно так. Здесь у нас впервые появились очень важные слова: разведка, расследование. Предметом нашей работы будет поиск смысла ситуации, с которой мы сталкиваемся.

В данном контексте под словом смысл подразумевается результат понимания.

Под ситуацией в данном контексте мы понимаем такое внезапно возникшее взаимодействие ее участников, которое явилось для них полной неожиданностью, ими специально не замысливалось и не планировалось.

Ситуация может быть локальной (как, например, столкновение во дворе с соседскими ребятами) и глобальной — например, открытие Колумбом Нового Света, хотя он в соответствии со сведениями, распространяемыми венецианцами, готовился отыскать новый путь в Индию.

Итак, основная задача состоит в том, чтобы, выслушивая мнения разных «очевидцев», выстраивать собственную точку зрения. Правда, это не означает, что какая-то пустая убежденность и уверенность в своей правоте могут помочь. Отнюдь нет. Если нарушены правила, то сколько бы вы ни были убеждены в собственном решении, результат ваших действий независимо от вашего мнения закончится провалом. Так как это объективная операция, которая не совпадает с мыслями и мнениями всех людей.

Мы отнюдь не хотим незаметным образом сформировать враждебное отношение ко всему окружающему. Мы собираемся учиться труду Мышления и Познания. Для этого труда требуются определенное умение и тренировка этих умений.

Одна из важнейших предпосылок труда мышления состоит в умении вырабатывать независимые суждения, формировать собственную точку зрения. В том случае, когда вы просто повторяете мнение, которое услышали по телевизору или по радио, прочитали в газете или усвоили в разговоре с уважаемым вами человеком, мышление вам не нужно, вам нужна память. А вот если вы поставили перед собой задачу, выслушав целый спектр мнений, попытаться выработать собственное суждение, вы попадаете в предмыслительную ситуацию, то есть такую ситуацию, где вам, может быть, потребуется мышление.

В условиях плюрализма мнений, которые обрушиваются на нас, не уметь вырабатывать и затем отстаивать свою точку зрения небезопасно. Вы либо часто будете попадать впросак, двигаясь по воле волн бесконечного числа причудливо меняющихся мнений, либо попытаетесь замкнуться и изолироваться от конфликтов и противоречий. Но уйти от конфликта и противоречий — еще не значит разрешить его. Очень часто оказывается, что человек, бегущий от противоречия, просто несет его в себе, в своей душе и не умеет разрешать конфликты, в которые попадает. Поэтому, безусловно, выигрышней научиться вырабатывать собственную точку зрения и не бояться включаться в конфликт различных точек зрения.

Но как сделать так, чтобы появилось собственное мнение? Для этого надо научиться понимать и анализировать предмет противоречий и конфликтов. Процесс понимания — не менее сложный, чем мышление. Начиная понимать, казалось бы, чужую точку зрения, вы переходите от пассивного воспроизведения чужих взглядов к активному построению собственного представления. Понимать, в чем состоит предмет противоречия и конфликта сталкивающихся в разных ситуациях людей, персонажей, позиций, свидетельствовать о противоречивости сталкивающихся сторон — вот та задача, которой надо научиться.

Итак, под проблемой мы будем понимать способ, который фиксирует проблемную ситуацию в специальных высказываниях и мыслительных конструкциях. То есть: проблема — это способ обнаружения и фиксация отсутствия в мышлении мыслительных средств достижения поставленной цели.

Выходит, что мышление – практическое и рискованное предприятие, как организация и планирование продвижения идей (например, в бизнесе).

Что значит мыслить? Уметь, быть способным организовывать и осуществлять, строить мышление. Для того чтобы сформировать такое умение, необходимо, во-первых, иметь возможность постоянно практиковать мышление как размышление и думание в самых разнообразных ситуациях (прежде всего, конечно, решая задачи), а кроме того, иметь описания процесса мышления, которые можно было бы соотносить с собственным опытом мышления. Что же это за описания? Это — особый тип знания в виде обычных инструкций и предписаний: «Делай так, делай так, делай так». Но знание про мышление нельзя полностью свести только к инструктивному знанию.

Знание про мышление — это такой странный тип знания, который одновременно содержит в себе систему знаков и маркеров, своеобразную карту, на основе которой размышляющий человек распознает, где он находится и кто он в данный момент — каков уровень его интеллектуального развития. Таким образом, знание про мышление — это такое знание, которое одновременно с описанием инструкций, что и как надо делать, содержит выявляющее описание самого мыслящего и его форму движения в процессах мышления.

Знание про мышление — это не только приказывающее знание, знание-наказ, но и знание-зеркало, смотрясь в которое человек определяет, кто он есть, а также программирует и планирует, кем он станет. Типичным знанием-зеркалом являются описания-гороскопы, рассказ гадалки, психологические описания результатов тестов. Но в отличие от знания-внушения («Я буду миллионером!», «Я буду президентом!»), то есть «настаивающего» знания, выявляющее знание про мышление позволяет создать образ и выработать видение про то, как идет процесс мышления: «решание» задачи, размышление по трудному вопросу, понимание дискуссии, в которой разные ее участники имеют несовпадающие мнения.

Построение мышления в проблемной ситуации отличается от организации мышления в процессе решения задач. Если мышление при решении задач — это регулярное, правильное мышление по заданным правилам, то мышление в проблемной ситуации — это мышление в ситуации катастрофы. И первое, что требуется в ситуации катастрофы, — опознать, в чем катастрофа, что в данной ситуации не срабатывает.

Оказывается, что выявление и понимание того, что данная ситуация — ситуация ненормальная, ситуация именно «катастрофы», что в ней не сработают заранее заготовленные принципы и правила, а также попытка понять, чту в данной ситуации с точки зрения имеющихся принципов и подходов к мышлению неправильно, противоестественно, катастрофично, — все это и означает мыслить.

Итак, учиться умению мыслить в проблемной ситуации — значит формировать способность выявлять ненормальность ситуации и осуществлять в ней мыслительный ход.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх