Вариант урока по истории Др. мира

Lairon

Данила Яценко
Команда форума
ВАРИАНТ УРОКА
Подготовил:
В.Г. Маркарьян
ТЕМА: Государство на берегах Нила.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Образовательная – формирование знаний по истории Древнего Египта;

2. Воспитательная – вызвать живой интерес к конкретным историческим фактам;

3. Развивающая – выработать умение работать с исторической картой, самостоятельно формулировать и излагать собственную точку зрения.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: ДЕЛЬТА, ПОРОГИ, ОАЗИСЫ, КАНАЛЫ, ШАДУФ

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: карты «Древние государства мира» и «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала – основная часть урока.

ПЛАН
1. Местоположение и природа Египта.

2. Земледелие – главное занятие египтян.

Работа с настенной картой «Древние государства мира».

Учащиеся отвечают на вопросы:

1. На каком материке расположен Египет?

2. В какой части Африки находится Египет?

I. Учитель ставит перед учениками следующую задачу:

Познакомьтесь с настенной картой «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Вы можете найти эту карту на страницах вашего учебника. Найдите на ней Египет. Послушайте описание местности и, затем, попробуйте ответить на вопросы.

«В северо-восточном углу Африки лежит Египет – родина древнейшей в мире цивилизации… Египет – плодородная долина между двумя пустынями: Ливийской и Аравийской. Пустыни образуют как бы коридор, на дне которого течет река Нил. По мере удаления к северу стены коридора постепенно снижаются, а в 25 милях от Средиземного моря внезапно раздвигаются, и Нил, разделившись на несколько рукавов, выходит на широкую равнину, имеющую форму треугольника. Основанием этого треугольника, носящего название дельты Нила, служит берег Средиземного моря» (Прус Б. Фараон).

ВОПРОСЫ:
1) На берегах какой реки расположен Египет? (Нил)

2) В какое море впадает Нил? (Средиземное)

3) Как называется та часть Египта, где Нил делится на рукава? (дельта)

Учитель: продолжим наше путешествие

На севере Египта путь водам Нила преграждают пороги (большие камни, загромождающие речное дно).

Животный мир Египта разнообразен. Здесь обитают крокодилы, бегемоты, львы, пантеры, антилопы, жирафы. В тростниковых зарослях водятся многочисленные виды птиц.

Берега Нила покрывают непроходимые заросли тростника – папируса.

Египтяне боялись песчаных и каменных пустынь. Там не было воды, а над головой светило безжалостное солнце. Спастись от жажды и пополнить запасы воды можно было лишь в оазисах.

Для закрепления материала ученикам предлагается заполнить пропуски в предложенном отрывке.

Древний Египет располагался на берегах _________, который брал свое начало в _______. Он нес свои воды в _______ _____. На востоке Египет омывался водами _________ _________. Климат Египта ________. Спастись от жары можно лишь в ________.

II. Учитель продолжает рассказ
В июне в Египте очень жарко. Небо ясное, нестерпимо палит солнце. Почва от зноя покрывается трещинами, реки мелеют и пересыхают. Но не пересыхает Нил, в нем вода все прибывает, и он выходит из берегов. Начинается разлив. Вода стоит до ноября, затем река постепенно возвращается в свои берега. На берегах остается слой плодородного ила. Благодаря ему египтяне выращивали высокие урожаи.

Учитель предлагает ученикам прочесть в учебнике хвалебную песнь Нилу и ответить на вопрос: «Почему египтяне боготворили Нил?»

III. Учитель продолжает рассказ: …
Земледелие не сразу стало основным занятием египтян. В древности «готовых» к посадкам земель было мало. Разливы Нила неравномерно орошали почву. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. После разливов вода застаивалась в низинах и загнивала. От болот шли зловонные испарения, болота кишели ядовитыми змеями. Египтяне вели борьбу с болотами, они рыли канавы, в которые собиралась вода.

Другие участки, расположенные высоко, получали слишком мало воды – растения здесь засыхали. Как быть? Египтяне стали строить на берегах Нила заградительные дамбы (насыпи) из тростника и камня. Рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. Сады и огороды, на которые не доходила вода во время разливов, поливали при помощи особых приспособлений – шадуфов.

Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов.

ВОПРОС: Когда в Египте наступал посевной сезон?
IV. Учитель продолжает рассказ: …
Египтяне при вспашке земли использовали плуг. Чаще его тащили коровы. Сеяли ячмень и пшеницу.

Процесс пахоты можно показать, используя схему:

Вспашка
Посев
Втаптывание
семян в
почву
Сбор урожая
Молотьба
Провеи-вание зерна
III. Закрепление нового материала
1 вариант – словарная работа с новыми понятиями
2 вариант – работа в рабочей тетради (Г. И. Годер Рабочая тетрадь по истории Древнего мира) – выполнение одного – двух заданий
3 вариант – «игра путаница»
ШУДАФ, ИЗСАО, НАЛАК, ПРИСУПА, ЛЬДТАЕ

V. Домашнее задание
____________
VI. Выставление оценок
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх