Великие африканские христианские богословы эпохи Древнего мира

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Великие африканские христианские богословы эпохи Древнего мира

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (на латыни Quintus Septimius Florens Tertullianus; 155 / 165 — 220 / 240 гг.) — один из наиболее выдающихся ранних христианских писателей, теологов и апологетов, автор 40 трактатов, из которых сохранился 31. Все его труды посвящены темам, имевшим «практическое значение»: отношению христиан к язычеству, вопросам христианской морали и опровержению ересей. Тертуллиан впервые выразил концепцию Троицы. Он положил начало латинской патристике (философия и теология Отцов Церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства в послеапостольские времена; учения, выработанные Отцами Церкви (в том числе и Тертуллианом), стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения) и церковной латыни.

Он родился в семье проконсульского центуриона в Карфагене, потом перебрался в Рим, где стал изучать риторику и философию, а позже — право. По возвращении в родной Карфаген (тогда ему было около 35 лет) Тертуллиан перешёл в христианство, около 200 г. он был рукоположён в пресвитеры, однако примерно через 10 лет ушёл к аскетическим малоазийским сектантам-монтанистам.

В учении монтанистов (монтанизм – религиозное движение II в., (ересь) в христианстве; названо в честь своего основоположника — Монтана; течение возникло после того, как бывший языческий жрец Монтан из Фригии (область на границе с Мизией), обратился в христианство (около 156 г.)) его привлекало ожидание близкого конца света и строгий аскетизм, но довольно скоро он счёл даже монтанистов недостаточно нравственными и основал собственную общину, просуществовавшую не менее века после его смерти. Умер Тертуллиан глубоким стариком, но когда точно — неизвестно. Самые поздние из его сохранившихся трудов не могли быть написаны позднее 220 г.


Посмотреть вложение 452
Тертуллиан на гравюре Нового времени
Знаменитая максима Credo quia absurdum est («верую, ибо абсурдно») является парафразом фрагмента сочинения Тертуллиана «О плоти Христа». В разных вариантах перевода она предстаёт следующим образом:
  • Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно.
  • Умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно.
Согласно Тертуллиану, философии следует ограничиться объяснительной функцией, отказавшись от функции исследовательской. Согласно общемировоззренческому кредо Тертуллиана, следует верить тому, что с точки зрения античной мудрости противоразумно, а, возможно, только этому и следует верить (credo quia ineptum). Соответствующая этой позиции максима «Credo quia absurdum est» вдохновляла теологов, защищавших концепцию чистой веры, выступая против притязаний рациональной теологии.

Средневековые богословы не могли простить Тертуллиану его отступничества от истинной веры (монтанизм). В их трудах зачинатель латинского богословия упоминается нечасто и не особо одобрительно.



Августин Блаженный

Посмотреть вложение 453
Аврелий Августин

Аврелий Августин Иппонийский (на латыни Aurelius Augustinus Hipponensis), или Августин Афр (на латыни Augustinus Afer), также Блаженный Августин (13 ноября 354 — 28 августа 430 гг.) — христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 г.), один из Отцов христианской Церкви. Августин является святым католической, православной и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется — Блаженный Августин).

Часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм он пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано им по предвидению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в книге «О граде Божием» (первой мировой истории), в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о «самодостоверности» человеческого сознания (основа достоверности есть Бог – при сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются) и познавательной силе любви. В историческом процессе Августин выделял семь главных эпох (в основу этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

  • первая эпоха — от Адама до Великого потопа;
  • вторая — от Ноя до Авраама;
  • третья — от Авраама до Давида;
  • четвёртая — от Давида до вавилонского пленения;
  • пятая — от вавилонского пленения до рождения Христа;
  • шестая — началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом;
  • седьмая — вечность.
Можно выделить ряд этапов в творчестве Августина Блаженного:
  • первый этап творчества (386 — 395 гг.), для него характерно влияние античной (преимущественно неоплатонической) догматики: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором было дано обоснование семи свободных искусств, как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388 — 389 гг.), «Об учителе» (388 — 389 гг.), «О музыке» (388 — 389 гг.), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388 — 395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386 — 388 гг.;
  • второй этап (395 — 410 гг.), в работах Августина преобладает религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты;
  • третий этап (410 — 430 гг.), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».
Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке святой Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником (римским гражданином, мелким землевладельцем).

В юности Августин не обнаружил склонности к традиционному греческому языку, но был покорён латинской литературой. По окончании школы в Тагасте он отправился учиться в ближайший культурный центр —Мадавру. Осенью 370 г., благодаря покровительству жившего в Тагасте друга семьи — Романиана, Августин отправился на трёхлетнее обучение риторике в Карфаген. В 17 лет (живя в Карфагене) Августин вступил в связь с молодой женщиной, которая стала его сожительницей на 13 лет и на которой он никогда не женился, так как она принадлежала к более низкому социальному классу. В 372 г. у Августина (в конкубинате) родился сын Адеодат.


Посмотреть вложение 454
Святой Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.
В 373 г., после прочтения «Hortensius» Цицерона, он стал изучать философию. Вскоре Августин примкнул к секте манихеев. В то время он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, позже в Карфагене. В «Исповеди» Августин подробно остановился на девяти годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения. В 383 г. даже духовный манихейский вождь Фавст не сумел ответить на его вопросы. В этот год Августин принял решение найти учительскую должность в Риме, там он провёл один год, получив должность преподавателя риторики в Медиолане. Прочитав некоторые трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина, Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Побывав на проповедях Амвросия Медиоланского, Августин понял рациональную убеждённость раннего христианства. Во время пребывания Августина в Медиолане в 384 — 388 гг. его мать нашла сыну невесту, ради чего он оставил свою конкубину. Однако, он должен был ждать два года до того, как невеста достигнет необходимого возраста, поэтому он завёл другую конкубину. В конце концов, Августин разорвал помолвку со своей 11-летней невестой, оставил вторую конкубину и никогда не возобновил отношения с первой.

После этого он стал читать послания апостола Павла и услышал от викарного епископа Симплициана историю обращения в христианство Мария Викторина. В своей исповеди Августин рассказывает о своей встрече и беседе с христианином Понтицианом, который рассказал ему о подвигах Антония Великого и увлёк идеалами монашества. Беседа эта датирована августом 386 г. По преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад развернуть послания апостола Павла, где ему попалось Послание к Римлянам. После этого он, вместе с Моникой, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками, удалился на несколько месяцев в Кассициак, на виллу одного из друзей. По образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин составил несколько философских диалогов. На Пасху 387 г. он, вместе с Адеодатом и Алипием, был крещён Амвросием в Медиолане.

После этого, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным, Августин вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась.

Часть сведений о дальнейшей жизни Августина основана на составленном Поссидием, общавшимся с Августином почти 40 лет, «Житии». Согласно Поссидию, по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где организовал монашескую общину. Во время поездки в Гиппон Регийский, где уже было шесть христианских церквей, греческий епископ Валерий охотно рукоположил Августина в пресвитеры, так как ему было трудно проповедовать на латыни. Не позже 395 г. Валерий назначил его викарным епископом.

Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами. Его останки были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин (арабов), выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии в церкви святого Петра.

В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами.

В честь Августина в поздней литературе названо течение — августинизм, поскольку часть исследователей считали Августина родоначальником христианской философии истории, по их мнению, христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и западном латинском богословии до XIII в., когда его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; августинизм остался доминирующей философией ордена августинцев, и оказал огромное влияние на августинца Мартина Лютера.

Учение Августина стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп —индепендентов.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх