Выросли ли экономики республик (бывшего СССР) за 30 лет без СССР (что изменилось)

zhuhray fg

.
Команда форума
Выросли ли экономики республик (бывшего СССР) за 30 лет без СССР (что изменилось)
СССР, занимавший второе место в мире по экономической мощи, распался 30 лет назад, а на его месте образовались страны с общим ВВП (валовой внутренний продукт — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг для конечного использования, то есть предназначенных для потребления, а не для производства других товаров или услуг; макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства; впервые это понятие было предложено в 1934 г. Саймоном Кузнецом; ВВП страны может быть выражен как в национальной валюте, и при необходимости справочно пересчитан по биржевому курсу в иностранную валюту, так и может быть представлен по паритету покупательной способности) почти на 2,5 трлн. $.
В 1990 г., незадолго до своего распада, Советский Союз номинально все еще был второй крупнейшей экономикой мира с ВВП в долларовом эквиваленте объемом 791 млрд $ в текущих на тот момент ценах (оценки ООН). Однако, по мнению большинства историков и экономистов, в 1960 – 1980-х гг. темпы роста советской экономики непрерывно падали, что в конце концов привело к исчерпанию плановой системы.
В самом СССР вплоть до конца 1980-х гг. не применяли статистическое понятие ВВП, основанное на системе национальных счетов. Вместо этого использовалось понятие «национальный доход», которое, грубо говоря, представляло собой ВВП без учета «непроизводительных» секторов — пассажирского транспорта, жилья, здравоохранения и образования, развлечений и так далее. В силу нерыночного характера официальной экономики само сопоставление объемов выпуска Советского Союза и ВВП западных экономик достаточно условно.
Тем не менее, исходя из оценок ООН, в 1990 г. доля Советского Союза в мировом ВВП (в пересчете на постоянные цены 2015 г.) составляла 4,6 %, а сейчас доля суммарного ВВП пятнадцати бывших советских республик составляет около 2,6 % (аналогичные данные ООН по 2019 г.). Международный валютный фонд (МВФ), исходя из паритета покупательной способности (ППС (сравнительная характеристика двух или нескольких валют различных стран по их способности к приобретению одного и того же комплекта товаров или услуг; соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг), позволяет сопоставлять ВВП разных стран с поправкой на курсы валют), долю ВВП всех стран бывшего СССР в мировой экономике оценивает выше — в 4,7 % (3 % — это доля России).
В «регионе» бывшего СССР «слабые» не догоняют «развитых», и нет конвергенции (сближения) ни по ВВП на душу населения, ни по покупательной способности как с развитыми странами, так и внутри «региона». Кроме того, существует высокая корреляция между темпами роста постсоветских стран: «если кризис, то проблемы у всех».
ВВП на душу населения по ППС большинства постсоветских стран падал до 1996 – 1999 гг., затем была синхронная просадка или замедление в 2009 г. из-за глобального финансового кризиса, в 2015 – 2016 гг. снижался подушевой ВВП у нефтезависимых стран региона (Россия, Казахстан, Азербайджан, Белоруссия), и в этот период Казахстан и Азербайджан, в частности, отпустили свои валюты в свободное плавание и девальвировали их, и, наконец, последний на данный момент синхронный спад произошел в 2020 г. на фоне пандемии коронавируса, что следует из данных Всемирного банка.
Особняком на постсоветском пространстве стоят страны Балтии, у которых подушевой реальный ВВП рос уже по крайней мере с 1995 г., а Эстония в 1996 г. перегнала по этому показателю Россию и вышла на первое место. Сейчас Эстония, Литва и Латвия занимают лидирующие места по ВВП на душу населения среди бывших стран СССР. В 2002 г. эти страны подали заявки на вступление в Евросоюз и НАТО и стали их участниками в 2004 г. В то же время достижение высокого уровня жизни в странах Балтии сопровождалось масштабной депопуляцией: с 1990 г. совокупное население Латвии, Литвы и Эстонии сократилось на 25 % — с 7,9 млн до менее чем 6 млн $ к 2020 г. — как на фоне естественной убыли, так и на фоне эмиграции русскоязычных меньшинств.
Изолированно, но уже по другой причине, смотрится Туркмения. Номинально эта страна, основой экономики которой стал экспорт природного газа, продемонстрировала самый высокий прирост реального ВВП к 2020 г. по сравнению с 1991 г. — в 3,6 раза (на втором месте Узбекистан — в 3,4 раза), по данным Всемирного банка. По уровню ВВП на душу населения по ППС (в постоянных ценах 2017 г.) Туркмения занимает седьмое место, опережая в том числе Армению, Украину и Грузию. Однако эти цифры вызывают сомнения, так как есть факты расхождения между радужными официальными цифрами экономического роста и суровой реальностью (в частности это утверждал портал Eurasianet в 2019 г.).
Украина — единственная постсоветская страна, у которой подушевой ВВП по ППС упал по итогам доковидного 2019 г. по сравнению с 1990 г. (на 19 %). В 1990-х гг. Украина пережила даже больший экономический провал, чем Россия, а в 2010-х гг. так и не вышла на траекторию устойчивого роста. Значительную роль в этом сыграли конфликт (как внутри страны (де-факто потеря индустриального Донбасса, где было провозглашено создание Донецкой и Луганской народных республик) так и с Россией).
В целом, экономические траектории на постсоветском пространстве главным образом определяются следующими факторами:
- разница в стилях (моделях) управления и наличие или отсутствие прогресса в этой сфере (примеры успешного внедрения лучших мировых практик — Армения, Грузия, «антипример» — Азербайджан);
- демография (у Казахстана, Таджикистана и других странах Средней Азии население увеличивается за счет естественного прироста, а Узбекистан — еще и за счет значимого улучшения качества школьного образования в последние годы);
- внешний вектор – всем странам на постсоветском пространстве необходимо балансировать учитывая отношения с Россией и прочим миром;
- наличие ресурсов тоже является важным детерминантом экономического развития: исходное распределение ресурсов могло дать большое стартовое преимущество (пример — Азербайджан, где в 2000-х гг. был нефтяной бум, а сейчас экономика страны фактически стагнирует).
Во многих из этих стран экспортная зависимость от сырьевых товаров выросла по сравнению с 1990-ми гг. (Казахстан, Азербайджан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан и Украина (как один из крупнейших в мире экспортеров зерна, в том числе кукурузы)). Белоруссия и Литва являются особыми примерами: они экспортируют нефтепродукты, которые либо не производят сами (Литва, перевалка российского топлива), либо производят из российского сырья (Белоруссия).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх