Горькая судьба педагогического работника в современной России

Еще раз поговорим о работниках сферы образования – одной из наиболее важных сфер в современном обществе, поскольку сегодня именно учитель (и школа) формирует основы для всестороннего развития личности человека, делая его «творцом» в будущей профессии.
Без сомнения, педагогический работник – это творческий человек, имеющий навыки в области психологии, обладающий (к сожалению, не всегда) организационными качествами, которые используются в учебном процессе, применяющий различные методы обучения (тоже, далеко не всегда), которые помогают ученикам получать знания (это все в теории). Несмотря на всю важность профессии в работе педагога имеется огромное количество различных проблем.
Современный учитель должен выполнять огромное количество должностных обязанностей, заполнять сложные (не имеющие отношения к педагогике) бюрократические отчёты, которые приходят сверху, владеть Интернетом и социальными сетями, вести электронный журнал (а то и электронный дневник), а также текущую бумажную документацию (от которой его (учителя) все время обещают избавить), тратить огромное время на проверку тетрадей учеников, нести ответственность за жизнь и здоровье учеников в момент их нахождения в учебном заведении (отвечать за поведение своих воспитанников) и многое другое (различные переписи, голосования (по поводу и без), выборные компании …).
И это несмотря на большую учебную нагрузку, которую (вынужденно) берет на себя учитель, чтобы получить более высокую заработную плату (поскольку разговоры о повышение заработной платы закончились, как только закончилась очередная выборная кампания).
Всё это по факту только мешает учителю выстроить учебный процесс, больше заниматься своими прямыми обязанностями и учениками на уроках, лучше готовиться к занятиям, улучшая подачу материала (готовить оригинальные формы заданий (презентации, видеоролики, тесты)), повышать (без подлога) уровень знания и успеваемость учащихся.
Стоит отметить и юридический аспект, сегодня педагогический работник практически не защищён законом, его обвиняют во всех проблемах, он не имеет права морально «давить» (то есть мотивировать) на учеников (которым по факту (как и их родителям) нужна только лишь оценка). По закону учитель обязан соблюдать права детей, на него могут жаловаться родители, предъявлять ему претензии, писать на него жалобы в администрацию учебного заведения (а также в другие органы управления образованием), писать заявления в органы прокуратуры. И никто не даст учителю ответ, а кто защитит ЕГО ПРАВА (похоже все забыли, что учитель тоже ГРАЖДАНИН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ!). По факту, руководство учебного заведения может (с подачи вышестоящих органов, а то без оного) очень легко уволить педагогического работника …
У педагога сегодня нередко возникают проблемы с профессиональной этикой, у которой порой размыты границы, учитель – это по факту лицо публичное, фактически у него не может быть своей личной жизни, ученики, коллектив и родители ведут за ним пристальное наблюдение (на улицах и в сети Интернет), читая его публикации и посты, оставленные в социальных сетях …
По содержанию педагогической работы учитель зачастую находится в постоянном психологическом напряжении, ему постоянно приходится следить за дисциплиной во время занятий. Не секрет – бывают случаи хулиганских действий, хамства, оскорблений со стороны учеников в адрес учителя, жалобы учеников и родителей на действия учителя, что в итоге приводит к профессиональному стрессу (работать – «гореть» на работе – уже мало кто хочет), а со времен и к профессиональному выгоранию. При этом администрация (всех уровней, начиная от руководства ОУ и заканчивая представителями бюрократии от образования) требует (даже не нисходя до просьб) ставить завышенные оценки (вопрос: а на каком основании?; при этом забыть о неудовлетворительных оценках (вопрос: а почему?); в каком нормативно-правовом документе это прописано?). Забывая при этом что «сколь веревочке не виться – конец близок». А затем наступает период ВПР и других проверочных работ, а потом и ГИА (провальные результаты которых – новый повод обвинять во всем УЧИТЕЛЕЙ) и все становиться на свои места (если есть сомнения, вспомните результаты ГИА 2021).
Одной из главных проблем в работе педагога является его низкая заработная плата, а следовательно его низкий социальный статус. Учителя получают унизительно мало, это создаёт образ специальности педагога как непрестижной профессии в России, заработная плата порой отталкивает людей (талантливых) от получения педагогического образования (а тем более от работы в ОУ). Многие молодые специалисты часто сразу покидают образовательное учреждение, а на их место приходят те, кто даже не имеет базового образования! В результате в системе образования наблюдается текучесть педагогических кадров, в школах попросту не хватает учителей, что только ухудшает качество образования детей, которое в нашей стране и так падает с каждым годом.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в 2012 году, нанёс больше вреда для российского образования, нежели пользы. У образовательных учреждений появился рейтинг ... выбор ТОП лучших учебных заведений ... Вследствие этого учителей заставляют (и администрация и чиновники от образования) не выставлять низкие баллы ученикам при промежуточный и итоговой аттестации, результаты ГИА и победы на Олимпиадах и различных конкурсах важнее, чем качество знаний учеников, и об этой проблеме в образовательных организациях думают всё меньше. В итоге страна получаем выпускников с документами о среднем образовании, которые имеют пробелы в знаниях (по большинству изучаемых в школе учебных предметах), а у части из них есть явные проблемы с орфографией и пунктуацией.
В итоге можно сказать, что острых и нерешённых проблем в работе учителей очень много, и наконец надо серьёзно подумать о будущем нашей страны, ведь образование является важной частью в жизни общества. И закрывать глаза на сложившуюся ситуацию – ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх