Губернатор — буканьер

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Губернатор – буканьер

1631289397284.png

В начале бурного XVII в. на свет появился человек, всю жизнь пытавшийся обуздать «хаос». Надо сказать, долгое время ему это удавалось. Бертран Д`Ожерон больше десяти лет правил самой что ни на есть «горячей точкой» – пиратской столицей, островом Тортуга.

Бертран Д’Ожерон (Бертран Д’Ожерон де ла Буэра; Bertrand d'Ogeron de La Bouëre, 19 марта 1613 — 31 января 1676 гг.) — французский дворянин (уроженец города Рошфор-сюр-Луар (провинция Анжу)), офицер и колониальный чиновник, губернатор Тортуги в 1665 — 1675 гг.

В 1641 г. он получил звание капитана и принимал участие в Каталонской войне (1646 — 1649 гг.), получил за боевые заслуги дворянское звание и чин капитана. В 1656 г. он вступил в компанию, основанную для колонизации реки Онантиниго. Прибыв на Мартинику в сентябре 1657 г., Бертран отказывается от своего проекта.

Примерно в 1662 г. д’Ожерон становится буканьером на северо-западном побережье Сан-Доминго, в Пети-Гоав, а также управляет табачными плантациями. Он внёс большой вклад в развитие колонии Сан-Доминго, которая тогда ещё не имела губернатора, обеспечивая транспортировку рабочих из Нанта и Ла-Рошели, и поселенцев с Мартиники и Гваделупы. Назначение бывшего буканьера и колониального торговца капитана Бертрана д’Ожерона, Французской Вест-Индской компанией губернатором Тортуги датировано 7 октября 1664 г. В 1665 г. (летом) он приступил к исполнению обязанностей. В то время остров был известен как транспортный узел для перевозки табака и кожи, а также как убежище для пиратов, власть французской короны в котором была лишь номинальной.

Д’Ожерон работал над организацией колонии, предоставив пиратам разрешение нападать на испанцев. Одна из его мер заключалась в увеличении роста населения острова, поскольку некоторые пиратские кодексы отрицательно относились к женщинам, а такие социальные институты, как мателотаж (похожий на брак социальный институт, существовавший среди пиратов XVII и XVIII вв. – формальный и постоянный союз между двумя взрослыми мужчинами; они объединяли свои средства, сражались вместе и заботились друг о друге в случае болезни, иногда мателотаж выражался в контракте, в котором закреплялось, что в случае смерти одного из партнёров другой наследовал всё его имущество), препятствовали образованию гетеросексуальных пар. Д’Ожерон организовал транспортировку женщин из Франции, чтобы поощрить создание семей на острове. Это укрепило французскую колонию Сан-Доминго, позволив основать новые поселения с культивированием какао, кукурузы, табака, кошенили и кофе.

В мае 1670 г. подстрекаемые голландскими контрабандистами жители Тортуги и Берега Сен-Доменго восстали. Д'Ожерон, действуя методом «кнута и пряника», сумел договориться с ними. С одной стороны, он распустил слух о подходе к острову мощной правительственной эскадры, с другой вёл переговоры, которые закончились компромиссным решением, согласно которому французским судам было дозволено торговать на побережье колонии Сен-Доменго, отчисляя в пользу Вест-Индской компании 5 % цены со всех проданных или приобретенных товаров. В конце апреля 1671 г. Тортуга была умиротворена. А. Эксквемелин сообщает: «Губернатор приказал повесить парочку самых явных зачинщиков, но остальных действительно простил».

А в октябре 1671 г. от короля Людовика XIV был получен указ о полной амнистии жителей Тортуги и Берега Сен-Доменго.

В дальнейшем никаких трений между д'Ожероном и жителями Тортуги не возникало. Прекрасные отношения у него были и с «береговым братством», он даже перестал брать с корсаров пошлины за паспорта и разрешение свободно покидать гавань Тортуги. Он также выдавал каперские свидетельства бесплатно, в то время, как губернатор Ямайки брал за каперские грамоты 20 фунтов стерлингов (200 экю).

Много лет Д´Ожерон успешно отражал набеги испанцев на Тортугу – оборону он тоже наладил! Но однажды испанцам повезло. Шторм выбросил его корабль на испанский берег Санто-Доминго, и «пиратского» губернатора взяли в плен. Правда, он бежал при первой возможности, но все эти перипетии подорвали его здоровье – к этому моменту Д´Ожерону было уже 60 лет. Управлять Тортугой становилось всё тяжелее, и Бертран отправился в Париж, препоручив дела острова племяннику. В 1675 г. д’Ожерон прибыл в Париж, где умер 31 января 1676 г.

Во Францию он отправился не просто доживать отмеренные ему годы. Административные аппетиты Д´Ожерона всё не давали ему покоя – он мечтал получить королевское одобрение на полное освоение Флориды. Аудиенцию у короля он так и не получил. А Франция так и не получила Флориду.

Впрочем, заслуги его были-таки отмечены на родине. В соборе Святого Северина в Париже можно увидеть мемориальную доску в его честь.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх