Дистанционные образовательные технологии сегодня

Поиск альтернативных форм, средств, технологий обучения в условиях пандемии выявил множество проблем, с которыми столкнулись все участники образовательного процесса.

В Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 статья 16 разъяснятся об «электронном обучении» и о «дистанционных образовательных технологиях». «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников»[1].

Таким образом, формы обучения «дистанционная форма» не существует. То, что мы вкладываем в вышеуказанное понятие, является образовательной технологией. Понятие «технология» более полное, на наш взгляд. Применяя активно на уроках электронное обучение, учителя и обучающиеся не будут испытывать трудности при обучении посредством дистанционных образовательных технологий.

Рассмотрим технологии, эффективные при электронном обучении и при обучении посредством дистанционных образовательных технологий.

В ходе практической работы и апробации выделим наиболее эффективные, понятные, вызвавшие интерес обучающихся технологии. Это онлайн-платформа LearningApps.org, онлайн-доска twiddla.com, система облачного хранения Google-диск.

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным[2].

Данный модуль был создан немецкими разработчиками, однако доступен для других стран на их государственном языке. Его цель – организовать взаимодействие учителя и ученика на расстоянии. Для этого им необходим компьютер или гаджет с доступом в Интернет. Суть взаимодействия заключается в выполнении различных заданий учеником, которые ему предоставляет педагог. На сайте представлены уже готовые задания и упражнения, однако можно разработать и собственную коллекцию контрольных опросов, викторин, кроссвордов и других заданий в игровой форме.

Интерактивные задания и упражнения модуля LearningApps.org в условиях классно-урочной системы можно использовать на различных этапах урока:

- на этапе выявления затруднений можно предложить выполнить одно из заранее подготовленных на модуле заданий. Обучащиеся могут продемонстрировать некоторые знания по теме урока или посредством работы на модуле выявится область незнания. Исходя из этого данный сервис поможет сформулировать цель и задачи урока, а на этапе повторения вернуться к нему, когда ученики уже усвоили необходимую информацию, сформировали УУД.

- на этапе создания проекта – выхода из затруднения, например, при работе с понятиями обучающиеся могут составить кроссворд, а при рассмотрении войн выстроить последовательность событий «на ленте времени».

Следовательно, образовательная интернет-платформа LearningApps.org. создает конструктор интерактивных заданий, делая образование доступным и современным для педагога и обучающегося.

Онлайн-доска Twiddla. «Twiddla [http://www.twiddla.com/] позволяет рисовать и писать на белом полотне, есть возможность загрузить какую-либо веб-страницу из Интернета и рисовать поверх неё. Также Twiddla имеет встроенный редактор формул.

Панель инструментов содержит следующие кнопки: Whiteboard — Белая доска, Webpage — Веб-страница, Document — Вставка документа, Image — Вставка изображения, Draw — Линия, Erase — Ластик, Shape — Палитра форм, Text — Текст, Save — Сохранить в виде рисунка»[3].

Поделившись ссылкой с учениками при организации дистанционного обучения, или при работе на уроке в классе Twiddla позволяет размещать на рабочей поверхности: текст, иллюстрации, математические формулы, встраивать документы, виджеты и html-код; общаться при помощи чата, в том числе и звукового. Также в Twidla есть возможность совместного просмотра веб-сайтов в режиме онлайн. Более того, на интернет страничках можно делать свои пометки, которые видны тем, с кем совместно работаем в Twiddla. Таким образом, данная онлайн-доска поможет разнообразить как онлайн-урок, так и занятие в обычном классе.

GoogleДиск. Система облачного хранения GoogleДиск – пространство для создания web-квестов. Web-квест – название, которое мы дали творческой организации работы обучающихся на облачном сервисе GOOGLE. В чем она заключается? Дети имеют доступ к папкам из диска, куда они могут зайти с любого устройства. А на них находятся задания, тесты, дополнительная информация, видео-ролики.

Web-квест – тип организации поисково-исследовательской работы, при котором учитель пошагово расписывает четкий алгоритм к действию каждого обучающегося. Например, продемонстрируем отрывок из задания: «Здравствуйте, уважаемые участники квеста «Серебряный век русской культуры». Я предлагаю Вам отправиться именно в данный исторический период …

Алгоритм:

1) Выберите руководителя проекта

2) Организуйте группы, которые будут заниматься поиском и отбором информации:

- литераторы;

- музыканты;

- художники;

- ученые;

- архитекторы;

Отрывок из квеста: Я рад Вас приветствовать, уважаемые литераторы. Очень интересно, почему этот литературный период назван «серебряным», неправда ли?

Ознакомьтесь с видео-роликом, перейдя по ссылке:

Посетите данный сайт, обратите внимание на фамилии и произведения, вы наверняка знакомились с ними на литературе (используйте приобретенные знания).

При подготовке не забудьте попытаться ответить на вопрос, почему данный период в литературе назван «серебряным»»

Почему эффективна данная технология? Нет жестких рамок урока. Обучающиеся не ограничены источниками информации, однако при затруднении имеют все необходимые ссылки: видео, сайты, схемы, композиции. Интересна организация учебной работы – сетевая.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение помогут участникам образовательного процесса сделать обучение мобильным, современным, непрерывным и повсеместно доступным. Представленный в данной статье опыт работы на уроках истории и обществознания выявил вышеперечисленные дистанционные образовательные технологии наиболее действенными. Однако, поиск собственных эффективных технологий – задача каждого учителя.


Литература
1. Закон об образовании в РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения 21.02.2020 г.)

2. Винницкий Ю. А. Учимся – играя, или старый добрый LearningApps [Электронный ресурс]: Сообщество учителей Intel Education Galaxy. Режим доступа:https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=6885&showentry=5530 (дата обращения 21.02.2020 г.)

3. Диков А. В. Школьные доски во всемирной паутине [Электронный ресурс] Режим доступа, https://iedtech.ru/files/journal/2016/2/11_2_2016.pdf (дата обращения 05.03.2021)
 

Комментарии

Мы участник конкурса "Лучший блогер 2021"

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.

Мы участник конкурса "Лучший блогер 2021"

Верх