Египетская архитектура

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Египетская архитектура

eg1.png

Во времена Нового Царства Фивы превратились в политический и религиозный центр империи, отчего их триада богов — прежде всего сам Амон, его супруга Мут и их сын Кхон — приобрела исключительное значение. В результате храм Амона был провозглашён центром, от которого шла широкая сеть храмов, расположенных недалеко от него, в окрестностях Фив, как, например, храмы Карнака и Луксора, и даже в более отдаленных областях.

У входа в храм Амона в Луксоре выделяется обелиск (высотой 25 м), один из двух обелисков, которые возвышались у входных ворот храма, а также две колоссальные статуи сидящего Рамзеса II. На всех четырёх сторонах обелиска (символа Солнца), пирамидон, который первоначально был покрыт позолоченной бронзой. Рамзес II изображался молящимся Амону-Ра. Остальная поверхность покрыта иероглифами, высеченными и раскрашенными в красный цвет ради их возвеличивания

Карнак представляет собой комплекс священных построек, возводившихся на протяжении многих столетий сменявшими друг друга фараонами. Результатом этого является множество пилонов, площадей, ворот, залов, обелисков, коридоров, – окруженные стеной из необожженного кирпича с трапецеидальным периметром. Этот архитектурный комплекс начал увеличивать число своих построек с XVI в. до н. э.

Храм Амона является главным строением в Карнаке, в своём центре имеющим форму типичного храма с его пилонами, вестибюлями, залом и святилищем. К этому центру прибавлялись различные дворы, пилоны, гипостильные залы и другие вспомогательные храмы, так что окончательный вид представляет собой целую серию зданий и сложных архитектурных строений.


eg2.png

Египетские храмы, помимо церемониальных помещений, имели многочисленные апартаменты, которые по мере удаленности от святилища становились всё более крупными. Среди них стоит упомянуть залы, монументальные пространства, которые включают в себя обширный комплекс колонн. Эти залы являют собою наивысшее после пирамид достижение египетской архитектуры. Зал в Карнаке является одним из крупнейших в мире. Это похоже на лес из колонн, украшенных выгравированными надписями и сценами из жизни.

В своей южной части он соединяется со святилищем Мут, богини плодородия, усеянной пилонами дорогой, которая ведёт во внутреннее помещение, где её продолжает аллея сфинксов. Параллельно этой аллее начинается другая священная дорога, ведущая опять же в южном направлении, к великолепному храму в Луксоре.

В Карнаке находится и знаменитый храм и божественная святыня, посвященная Амону-Ра. Храм в Карнаке являлся вечным творением, в котором каждый фараон — от начала строительства и до периода римского господства — стремился запечатлеть своё правление. Комплекс состоит из трёх ансамблей, два из которых соединены величественной аллеей со сфинксами. Хотя они и связаны друг с другом, каждый из них защищён своей собственной стеной.


eg3.png

Внутри храма за первым пилоном и большим двором находится второй пилон, который ведёт в большой зал. Считающийся наиболее символическим во всей египетской архитектуре, этот зал был построен под покровительством фараона Рамзеса II. Он является колоссальным комплексом из 134 колонн грандиозных размеров (103 м длиной и 52 м шириной), которые образуют разделяющую зал ось, создавая, таким образом, длинный и широкий (для процессий) коридор. Число и размеры колонн создают у посетителя впечатление, будто он попал в густой лес. Этот эффект усиливается формой колонн, капители которых напоминают, хотя и в весьма стилизованном виде, цветки папируса с открытыми и закрытыми лепестками. Многоцветность, в настоящее время утраченная, несомненно, также способствовала достижению такого эффекта.

Храм в Луксоре, первый из характерных для Нового Царства храмов, приобретший неизменную планировку, был построен Аменхотепом III в XIV в. до н. э. с последующими пристройками Рамзеса II (XIII в. до н. э.). Двор представляет собой ту часть, которая выделяется из всего комплекса красотой своих гранитных колонн. Эти колонны окружают три стороны двора двойным рядом со стволами, покрытыми дольчатыми канавками, символизирующими связки папируса, и с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. Изысканность этих форм заставляет считать храм в Луксоре самой утонченной постройкой в египетской культуре.

Вид леса расположенных рядами колонн в форме папируса, которые образовывали три стороны двора храма в Луксоре. Этот храм, построенный фараоном XVIII династии Аменхотепом III, превратился по своей элегантности в архетип для других, более поздних построек религиозного назначения. Тем не менее, это сооружение было зависимым от «великого храма» в Карнаке, так как он использовался исключительно в процессии, посвященной богу Амону, по случаю Нового года. Колонны выглядят так, будто они выполняют функцию поддерживающих элементов, а создают впечатление, словно они свободно поднимаются до небес в устремленности к божественному.

Фараон Рамзес II распорядился построить в южной части Египта, Нубии, два храма в ознаменование своих военных подвигов. Большой Храм посвящён фигуре самого фараона, а Малый построен в честь его супруги Нефертари. Это храмы с таким же строением, как и склепы, поскольку их пространства углубляются в гору. Тем не менее, они выполняют не погребальную функцию, а исключительно почётную и культовую.


eg4.png

Большой Храм имеет эффектный фасад, у которого возвышаются четыре грандиозных статуи фараона, каждая высотой 21 м. Эти сидящие фигуры, «часовые храма», производят впечатляющий эффект на зрителя. Внутри находится сам храм со многими разрушенными помещениями (вестибюлем и святилищем), расположенными вдоль оси храма. В первом зале имеется 8 установленных на опоры статуй Озириса. Там есть и боковые залы, которые служат (?) в качестве складских помещений. Далее перед святыней находится атриум с четырьмя пилястрами, ведущими в помещение, в котором расположены статуи фараона и бога Пта. В течение двух равноденственных дней в году Солнце проникает в ворота храма и освещает статую фараона, расположенную в конце святыни. Тем самым движение светила воплощает символическую связь между фараоном и богом Солнца – Ра. Бог своими лучами придаёт сакральный характер фигуре фараона.

Снаружи, по сторонам входных ворот расположены четыре колосса. У ног фараона — ряд статуй, изображающих мать и детей фараона, в небольших размерах. Обескураживающий контраст между статуями фараона и его родственников, должно быть, объясняется иерархической картиной. Колоссальный размер фараона символизирует тем самым его ранг.

Малый Храм был посвящен Нефертари, супруге Рамзеса II, и богине Хатхор. На фасаде в попеременно расположенных нишах шесть колоссальных статуй высотой по 10 м воспроизводят царицу, Рамзеса II и богиню Хатхор.

Как Большой, так и Малый Храм понадобилось перенести после строительства Ассуанской плотины во избежание их неизбежного затопления водой.
 

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх