Жан Бар

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Жан Бар

jb1.jpg

Жан Бар (Jean Bart (1650 — 1702 гг.)), или Жан Барт – самый знаменитый французский корсар эпохи Людовика XIV, прославившийся многочисленными победами в прибрежных водах Европы и Северо-Западной Африки. Был кавалером ордена Св. Людовика; во Франции считается национальным героем.

Он родился в Дюнкерке 21 октября 1650 г. в семье рыбака, бывалого моряка и корсара Корниля (Корнелия) Бара и Катерины Янссен. Дед Жана Бара по отцовской линии, Люк Бар, тоже был известным корсаром (как и дед по материнской линии – фламандец Михел Якобсзоон). Отец Жана погиб в бою (во время корсарского рейда) оставив после себя двух маленьких сыновей: Жана и Гаспара.

С 12 лет Жар начал плавать на каботажных судах в Северном море и Ла-Манше – сначала юнгой, потом матросом, а в 1666 г. стал помощником капитана на бригантине «Кошон Грас». Долгое время он служил в голландском флоте под командованием знаменитого адмирала Михела де Рёйтера (де Рюйтера) во время Второй англо-голландской войны, но когда Франция вступила в войну с Голландией (в 1672 г.; Голландская война (1672 – 1678 гг.)), он вернулся в Дюнкерк, стал корсаром и начал охотиться за торговыми судами противника.

Уже с началом войны, молодой Жан Бар (в возрасте 21 год) поступил на службу на корсарский корабль. Всего с 1674 по 1678 г. Бар захватил 74 судна. На 2-х пушечном галиоте «Руа Давиде» (с командой из 36 человек; по одним данным его назначили на эту должность, по другим, он снарядил корабль на собственные сбережения) им в первой половине 1674 г. было взято 6 вражеских судов, в том числе голландская бригантина с углем, голландский бриг с вином и испанский 18 пушечный фрегат. На новом корабле (10 пушечной бригантине) «Ла Руаяль» во второй половине 1674 г. и в 1675 г. Жан Бар захватил 26 судов, в том числе 8 пушечное голландское судно «Гренландия», голландский 12 пушечный фрегат «Эсперанс», 12 пушечный корабль «Герб Гамбурга» (на нём нашли груз золотого песка, слоновой кости и сахара) и 18 пушечный корабль «Бергер».

На 18 пушечном фрегате «Пальм», имевшем на борту 150 матроcов, он в 1676 и 1677 гг. овладел 33 судами, в том числе 24 пушечным голландским фрегатом «Сванембург», прекрасным 32 пушечным кораблем «Нептун» и ост-индским судном «Пеликан», в трюмах которого находились пряности, индиго и красное дерево.

В 1676 г. Жан Бар попал в поле зрения Людовика XIV и его всесильного министра Кольбера. Кольбер писал интенданту королевского флота в Дюнкерке Юберу: «Его Величество был очень обрадован известием, что корсарский корабль из Дюнкерка под командованием капитана Жана Бара захватил голландский военный корабль («Нептун») с 32 пушками. Признавая чрезвычайно важным поощрение этих капитанов … Его Величество соизволил распорядиться, чтобы вы передали капитану Жану Бару … золотую цепь в качестве награды …».

8 января 1679 г. король произвёл Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. Когда война с Голландией завершилась, и был подписан Нимвегенский мир, Жан Бар на время оказался не у дел.

Позже он сражался на Средиземном море против североафриканских пиратов. В июне 1681 г. он вышел в море, на сей раз с 2 небольшими судами – 14 пушечным «Випером» и 12 пушечным «Арлекином», получив задание атаковать пиратов. В 1686 г. он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале — главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привёз 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота. Бар побывал у берегов Пиренейского полуострова. Ему удалось захватить испанский транспорт, шедший из Кадиса на Балеарские острова. Позже его перевели служить лейтенантом на военный корабль «Модере», который патрулировал воды Средиземного моря. Бар участвовал в бомбардировке Кадиса, захвате Генуи и нападениях на испанские корабли; в этих сражениях он был несколько раз ранен, после чего вынужден был вернуться в Дюнкерк на лечение.

Между тем назревал крупный военный конфликт между Францией и коалицией европейских держав, объединившихся в 1686 г. в Аугсбургскую лигу (Испания, Голландия, Швеция и другие; позже к коалиции присоединилась Великобритания). С началом войны за Пфальцское наследство 1688 — 1697 гг. мощный английский флот заблокировал Дюнкерк, полностью заперев выход из него. Французы оказались в бездействии. Неутомимый Жан Бар не мог с этим смириться, он обратился к маркизу де Поншартрену, тогдашнему морскому министру, с предложением вооружить эскадру из небольших судов.

Вскоре Жан Бар получил приказ возглавить эскадру фрегатов для борьбы на голландских и английских морских коммуникациях. Ему были переданы фрегат «Ла Райез» и «Серпан» (Змея). В апреле 1689 г., крейсируя в Ла-Манше, он обнаружил голландскую торговую флотилию (Бар перевозил из Кале в Брест бочонки с порохом), эскортируемую 50 пушечным военным кораблём «Морской конёк». Сражение «Ла Райез» против голландца было яростным и кровопролитным, в ходе которого корабль корсара в любой момент мог взлететь на воздух. В этот момент взгляд капитана упал на юнгу, в испуге присевшего за мачтой. Бар приказал: «Привяжите его к мачте. Кто не умеет смотреть смерти в глаза, тот не заслуживает жизни». 12-ти летним юнгой был его сын Франсуа-Корниль Бар, впоследствии ставшим вице-адмиралом французского флота. В итоге, когда оба судна были изрядно разбиты артиллерийским огнем, а голландский капитан погиб, его первый помощник сдал корабль Бару. «Серпан» между тем захватил 10 торговых судов. Вскоре ему пришлось выдержать ещё один бой – на этот раз с английским судном. И снова победа досталась французам.

В мае 1689 г. Жан Бар, командовавший фрегатом «Ле Же», и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший фрегатом «Ла Райез», охраняли торговый караван из 20 судов на маршруте Гавр – Брест. 22 мая на траверзе острова Уайт им повстречались 2 английских фрегата. На военном совете Бар решил с «Ле Же» и «Ла Райез» атаковать 48 пушечный фрегат «Нансач» («Нонсач»), а три вооружённых купеческих судна бросить на второй английский фрегат. Когда началось сражение, «купцы» неожиданно ушли, и высвободившийся второй английский фрегат поспешил на помощь «Нонсачу». Неравный бой длился около трёх часов, и к моменту сдачи на французских судах не было ни мачт, ни пороха. Бар был ранен в голову, а Форбэн получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут и поместили в небольшой гостинице, превращенной в тюрьму. Через 12 дней, подкупив охрану, французы совершили побег. На украденной лодке, вместе с 20 другими моряками они за двое суток пересекли Ла-Манш и благополучно достигли берегов Франции.


jb2.jpg
Жан Бар

Слава Жана Бара разнеслась по всей Европе, он стал национальным героем Франции. Английские и голландские эскадры ежегодно блокировали Дюнкерк, чтобы не выпустить Бара в открытое море, но всё было тщетно. В том же, 1689 г., Жан Бар, несмотря на все попытки организации союзниками морской блокады, смог взять на «Серпане» в плен два испанских корабля, один голландский 14-пушечный капер и три голландских китобоя и получил очередной чин капитана 1-го ранга.

Командуя 36 пушечным «Альсьоном» («Зимородок»), в 1690 г., он уничтожил голландский рыболовный флот, захватил два корабля с датскими солдатами (450 человек) и 10 торговых судов из Гамбурга. В том же году участвовал в величайшей победе французского флота — в морском сражении при Бичи-Хед (Battle of Beachy Head — морское сражение между французским флотом (70 линейных кораблей, 4600 орудий) под командованием Анн Илариона графа де Турвиля и объединённым англо-голландским флотом (63 линейных корабля, 3850 орудий; адмирал Артур Герберт Торрингтон) состоявшееся 10 июля 1690 г. у мыса Бичи-Хед, в Ла-Манше, во время войны Аугсбургской лиги), в котором он командовал кораблём «Алкион». А в 1691 г., воспользовавшись штормом, Бар и Форбэн с несколькими кораблями прорвались сквозь строй англо-голландской эскадры контр-адмирала Джона Бенбоу (1653 – 1702 гг.), блокировавшей Дюнкерк, и через неделю захватили 4 английских судна, направлявшиеся в Россию, в порт Архангельск. Затем корсары сожгли голландский сельдяной флот (86 судов) и 6 китобоев. В 1692 г., появившись у английского побережья, Бар высадил десант у Ньюкасла, разорил окрестности, сжёг замок Уодрингтон и 200 домов, вновь прорвал блокаду у Дюнкерка и вернулся в родную гавань с призами на 1500000 ливров. В конце того же года он на «Графе», сопровождаемый «Геркулесом» и «Тигром», разгромил голландский торговый флот в составе 16 судов и захватил военный корабль. Король оказал Бару честь, приняв его в своём дворце в Версале. Во время этого приёма Жан Бар «отличился», грубо нарушив дворцовый этикет. Ожидая аудиенции он достал трубку и закурил. На робкие попытки придворных вынести ему замечание, корсар ответил: «Я привык к курению на королевской службе, это стало для меня потребностью, и думаю, что справедливо не менять правил».

В 1693 г., командуя «Глорией» («Глуар» («Слава»)), он отличился при захвате французским флотом (у Лагуша) под командованием графа де Турвиля каравана торговых судов из Смирны. Тогда Бар настиг у входа на рейд португальского порта Фару 6 голландских судов, гружённых шёлком, загнал их на мель и сжёг. Затем, сопровождаемый 5 судами, он вернулся в Ла-Манш и перехватил англо-голландский хлебный караван.

Очередные победы были одержаны Баром в 1694 г. Король поручил ему привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван (более 100 судов). Флотилия Бара никак не могла покинуть Дюнкерк. Сначала её удерживали там ветры, а затем пришла английская эскадра. Обманув бдительность блокирующей английской эскадры при помощи шести рыбачьих барок, которые вышли из порта с огнями, а обнаружив за собой погоню, затушили огни и вернулись в порт, Бар вышел в открытое море. Его флотилия состояла из 6 кораблей, имевших на борту 312 пушек; флагманом был «Мавр». Не дойдя до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже перехвачен голландской эскадрой из 8 кораблей (387 пушек) под командованием контр-адмирала Гидда де Фриса. Недалеко от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. Обменявшись с противником орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. В разгар абордажного боя Бар победил де Фриса, и через полчаса голландский флагман сдался. Были захвачены и 2 других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией и боеприпасами. Призы были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов, гружённых зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьепп и Гавр.


jb3.png

По повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден Св. Людовика и право иметь золотую лилию в своём гербе. На памятной медали, отчеканенной в честь этой победы, стоит надпись: «Франция обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры».

Этот «подвиг» Жан Бара привёл союзников (противников Франции) в ярость. И они решили действовать, то есть разрушить Дюнкерк — корсарское гнездо. Денег для этой цели не жалели, выделив на вооружение флота огромную сумму.

В августе 1695 г. Жан Бар и граф де Реленг оказали героическое сопротивление англичанам, которые подвергли бомбардировке Дюнкерк. Англичане поставили на якорь в канале Мардика восемь военных кораблей на расстоянии одной мили от города. Несколько дней они бездействовали, и всё это время к ним прибывало подкрепление. Через неделю рано утром на рейд вышли 120 кораблей — больших и малых. Один из фортов больше других выдавался в море и потому был самым уязвимым. Именно там находился Жан Бар со своим старшим сыном. С девяти утра неприятель беспрерывно бомбардировал город. В три часа по сигналу английского адмирала большинство кораблей стало приближаться к берегу. Французы выслали навстречу противнику несколько кораблей, но на них обрушился такой шквал огня, что они вынуждены были отступить.

Первая атака неприятеля была отбита. Ещё два часа англичане и голландцы пытались взять дюнкеркский берег. Но огонь береговых батарей не позволял неприятелю выполнить свои замыслы. Англичанам мешало сильное волнение на море, однако они не хотели мириться и признавать поражение, упорно продолжая вести бомбардировку. И только около семи часов вечера атаки прекратились. Неприятель уходил, потерпев полное фиаско.

Людовик XIV по достоинству оценил подвиг, определив Жану Бару 2000 талеров пенсиона в год, а сына его пожаловав званием лейтенанта. В память об этом событии была также выпущена медаль.

Летом 1696 г. шевалье Бар во главе эскадры из 7 фрегатов, 1 брандера и 3 корсарских судов снова прорвал англо-голландскую блокаду Дюнкерка и 17/18 июня встретил у Доггер-Банки голландскую торговую флотилию (из 91 судна) с хлебом, конвоируемую 5 военными кораблями. В результате боя ему удалось захватить 45 торговых судов стоимостью 20 млн. ливров (по другой версии, было захвачено и сожжено 30 торговых судов и 3 военных корабля).

Едва закончилось сражение, как французы увидели в море 13 мощных военных кораблей, спешивших на помощь противнику. Сражаться с ними на равных французы не могли. Однако Жан Бар и тут не растерялся. Он велел поджечь четыре захваченных корабля, посадил на пятый их экипажи, заклепал на этом корабле пушки и залил водой порох. Капитанов он оставил у себя заложниками, а фрегат отпустил с условием, что голландцы приведут его в Дюнкерк. Напоследок Бар поджёг 30 купеческих кораблей и оторвался от погони. С несколькими богато нагруженными купеческими судами Жан Бар вошёл в Дюнкерк.

Действия Бара совершенно парализовали промысел голландских рыболовных судов. Если раньше ежегодно из голландских портов выходило по 500-600 кораблей на лов сельди, то после того как в водах стал хозяйничать Жан Бар, их число сократилось до 40.

Тем временем Ян Собеский, польский король умер, и в Польше наступило безвластие. За вакантный престол развернулась борьба между несколькими влиятельными кандидатами. Одним из главных претендентов был родственник французского короля принц де Конти (Франсуа Луи Бурбон). Ему было необходимо прибыть в Польшу. Однако в Европе шла война, и сухопутные пути, связывающие Францию с Восточной Европой, проходили по территориям враждебных государств. Было решено сформировать специальную эскадру и доставить принца в Данциг (Гданьск) по морю. Выполнение чрезвычайной миссии поручили Жану Бару.

И в начале сентября 1697 г. Бар с 7 кораблями выскользнул из блокированного противником Дюнкерка, чтобы выполнить ответственную миссию – доставить в Польшу претендента на корону – принца де Конти.

Миновав Остенде, французы неожиданно натолкнулись на флотилию английских судов. Когда опасность миновала, принц осведомился у Бара, что бы он предпринял, если бы неприятель настиг их и попытался захватить. «Неужели Вы думаете, что я сдался бы? — проворчал Жан Бар. — Я был готов ко всему и приказал моему сыну стоять с факелом у крюйт-камеры и взорвать корабль по моему сигналу». Принц побледнел и заметил: «Лекарство страшнее самой болезни. Я запрещаю вам употреблять его, пока я на вашем корабле». Задание Баром было успешно выполнено, хотя принц королём так и не стал.

Рейс в Данциг оказался последним заметным событием в морской биографии Жана Бара. После подписания Рисвикского мира (1697 г.) корсарские поручения были отменены, и Бар осел на берегу.

1 августа 1697 г. Жан Бар был произведён Людовиком в чин капитан-командора (chef de l’escadre) и назначен командовать всеми морскими силами во фландрских водах.


jb4.jpg
Памятник Жану Бару в Дюнкерке

В самом начале Войны за испанское наследство, ранней холодной весной 1702 г., распоряжаясь снаряжением кораблей для Дюнкеркской эскадры, он подхватил простуду, перешедшую в воспаление легких, от которого и скончался 20 (или 27) апреля 1702 г.

Один из биографов великого корсара писал: «Король Людовик XIV, узнав о смерти Жана Бара, поражён был горестью. Скоро известие распространилось по всей Европе, произведя всеобщую печаль во Франции. Сами неприятели воздали его достоинствам дань… Все жители Дюнкерка орошали слезами гроб его … Преждевременная смерть похитила его у славы … но слава за него отомстила, наградив его бессмертием».

Жан Бар был дважды женат и имел 13 детей, из которых лишь шестеро смогли пережить своего отца. Самым известным среди его сыновей был Франсуа-Корниль Бар, ставший вице-адмиралом французского флота.

Бронзовый памятник Жану Бару был установлен в его родном Дюнкерке в 1845 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх