Женщины-самураи

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1656899695977.png
Онна-бугейся по имени Иши-Джо с традиционным мечом нагината
Японские женщины-воины — онна-бугэйся (онна-бугэйша) — известны наравне с прославленными самураями мужчинами.
1656899741722.png
Женщины-воины появились в Японии еще до зарождения самурайского сословия: они обучались искусству владения оружием для защиты общин и деревень, где не хватало бойцов-мужчин.
1656899853121.png
Император Тюай и императрица Дзингу
Императрица Дзингу и министр Такеучи
Первой онна-бугэйся принято считать легендарную императрицу Дзингу (прижизненное имя — Окинага-тараси-химэ), занявшую престол в начале III в. Как гласит миф, она возглавила страну после внезапной гибели своего мужа, четырнадцатого императора Тюайя, и правила долгих 70 лет (события её правления описываются в «Нихон сёки» и в «Кодзики»).
1656899955763.png
Дзингу
Самым известным достижением императрицы стал поход на «землю обетованную» — территорию на юге Корейского полуострова (королевство Силла, одно их трех государств на землях Кореи). По легенде, Дзингу, будучи беременной, лично повела свою армию в бой, облаченная в мужскую одежду. Древние источники гласят, что ее войску удалось покорить (за три года) новые земли, с помощью божественной силы, не пролив крови.
1656900016190.png
1656900027054.png
Императрица и завоевание Кореи
Впрочем, современные историки сомневаются в самом факте существования императрицы и, следовательно, в ее походе на Корейский полуостров — свидетельств о нем нет в корейских источниках. Одни ученые полагают, что Дзингу могла быть собирательным образом, другие считают ее вождем одного из кланов, а третьи отождествляют с другой легендарной фигурой — шаманской правительницей раннего японского государства Яматай (китайские путешественники, посетившие Японию в III в., задокументировали свои наблюдения и опыт на письме, но в их записях нет упоминания о Дзингу или завоевании Кореи, зато китайцы упомянули о правительнице по имени Химико, властвовавшей в государстве Яматай).
1656900067945.png
Предполагаемая Гробница императрицы Дзингу Гогаси Икегами. В 2008 г. Агенство императорского двора разрешило провести осмотр гробницы Госаси на месте по запросу Японской археологической ассоциации. Это был первый случай, когда запрос археолога позволил исследовать курган. Однако, поскольку обследование проводилось только на поверхностном слое внешней окружности кургана, обследование не дало каких-либо существенных результатов
Достоверно установить, кем была — и была ли — легендарная императрица Дзингу, невозможно, но, ее образ однозначно стал для Японии культовым: в 1881 г. она удостоилась чести стать первой женщиной, изображенной на японской банкноте.
Любопытно, что сын Дзингу, император Одзин, считается официально 15-м императором, несмотря на то, что он тоже фигура подобная Дзингу, поскольку события его жизни также известны лишь по «Кодзики» и «Нихон Секи», то есть имеют столь же сомнительную историческую достоверность. Наиболее важным среди легендарных сказаний об Одзине является древняя вера в то, что он был живым воплощением Хатимана, бога войны.
1656900121775.png
Императрица Дзингу и сын, император Одзин, храм Цуругаока Хатимангу
Итак, в феодальной Японии девочек из самурайских семей, как и мальчиков, обучали владению оружием, только предпочтение отдавалось не мечам, а нагинате (она даже часто являлась частью приданного) — своего рода «посоху» с лезвием на конце. По легенде, именно этим оружием прекрасно владела женщина-воин Ходзё Масако. Она родилась в семье крупного феодала в 1156 г.. Время было неспокойным, и отец воспитал Масако как самурая. Девушка выезжала на охоту с мужчинами и каждый день совершенствовала свои боевые навыки. В сохранившихся источниках Ходзё описывается как воин исключительной храбрости. Ее женихом стал основатель сёгуната Камакура. Правитель вел беспрерывные войны, и после смерти супруга Ходзё взяла на себя управление его землями. Она добилась передачи титула сиккэна (регента) своему племяннику.
Также женщины скрывали в рукавах или поясе кимоно кайкэны — небольшие кинжалы.
Ключевая разница между мальчиками и девочками в самурайских кланах заключалась в цели обучения: сыновей готовили к войнам и сражениям во имя своего господина, а дочерей — к защите собственной неприкосновенности и семьи.
1656900204531.png
Женщина-самурай совершает дзигай
Когда девочка становилась взрослой, ей в подарок преподносился тот самый кайкэн, которым в случае необходимости она могла убить врага или, что не менее важно, себя, совершив дзигай — аналог мужского сэппуку.
Это умение считалось очень важным. При ритуальном самоубийстве женщина должна была предварительно связать себе ноги, чтобы во время агонии сохранить пристойную позу — целомудрие считалось главной добродетелью и воспитывалось в девочках с раннего детства.
Следуя самурайскому кодексу, женщины приучались к самоотречению и самопожертвованию, к служению: как мужчина-самурай служил своему господину, так женщина служила мужу, а навыки ее были предназначены для защиты очага и обучения детей. Обычно навыки женщин-самураев не находили применения на поле боя (их задача – защита дома), но случались и исключения.
Две знаменитые онна-бугэйся появились в Японии во время противостояния влиятельных кланов Минамото и Тайра в 1180 – 1185 гг. (война Гэмпэй), которое привело к появлению первого в Японии сёгуната.
Первой из них была Томоэ Годзэн, которая принимала непосредственное участие в войне на стороне сил Минамото. Она служила генералу Минамото-но Ёсинаке (Минамото Кисо Ёсинака (Йошинака)) и, по некоторым сведениям, была его любовницей или даже женой.
Хотя она и одна из самых известных женщин-бойцов Японии, большая часть ее истории основана на легендах, а не на реальных фактах (однако, в действительности существует могила другой женщины-соратницы Ёсинаки – Ямабуки-годзэн (Yamabuki Gozen), которая также упоминается в «Повести о доме Тайра» («Хэйкэ/Хайке-моногатари»), где, в частности, говорится, что «она захворала и осталась в столице», когда случилась битва при Авадзу). Возможно, это не было ее настоящее имя, поскольку в древней Японии считалось грубым называть женщин по их именам. «Томэ» назвался рисунок на ее плечевых накладках, а «гозен» - это древний японский титул, присвоенный знатным дамам. Одним из основных источников информации об истории Томоэ является Хайке Моногатири, сборник баллад, рассказов и разнородных текстов, объединенных в одну эпическую историческую сагу примерно в 1240 г. Он включает приукрашенную историю о соперничестве между двумя семьями: Тайра и Минамото. Томоэ была самураем Минамото.
Ее мать была нянькой Йошинаки, а Томоэ превратилась из его приемной сестры в одного из его самых доверенных самураев – и, возможно, также в его жену или наложницу, считается, что под её командованием было до 1000 солдат (то есть она была онна-мушей – женщиной, которая участвовала в боевых действиях на поле битвы, а не в обороне дома).
По легенде у Томоэ были «длинные черные волосы и светлый цвет лица, и ее лицо было очень красивым. Более того, она была бесстрашной наездницей, которую не могли испугать ни самые жестокие лошади, ни самые жесткие поля, и она так ловко держала в руках меч и лук, что была под стать тысяче воинов и годна для встречи с богом или дьяволом»; «... Белолица, с длинными волосами, писаная красавица! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю - с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни богов, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а когда начиналась битва, надевала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась мечом, брала в руки мощный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный воин! Не раз гремела слава о ее подвигах, никто не мог сравниться с нею в отваге...»; «… Она обладала великолепным умением укрощать необъезженных лошадей; невредимая спускалась с крутых горных откосов. Какой бы ни была битва, Ёсинака всегда посылал ее вперед как своего первого капитана, экипированную отличной броней, огромным мечом и мощным луком. И она всегда совершала больше доблестных деяний, чем кто-либо другой из его войска». Хотя один из видов нагината назван в ее честь, сама она предположительно предпочитала убивать своих противников с помощью катаны – меча, обычно предназначаемого для самураев-мужчин.
1656900272435.png
Томоэ Годзэн в бою
Томоэ в битве при Йокотагаваре она лично обезглавила семерых воинов, а при Тонамияме вела в бой войско в тысячу бойцов.
1656900313635.png
Томоэ Годзэн верхом на лошади убивает Утиду Иэоши в битве при Авазу-но-хара (1184 г.), где она сражалась вместе со своим возлюбленным Минамото Йошинакой. Второй воин, на сцене – Вада Йошимори
Ёсинака одержал несколько крупных побед в войне против Тайра с 1180 по 1185 гг. К сожалению, его успех настроили против него его родных. В 1184 г. его армия была уничтожена (в битве при Авадзу), и когда он бежал из столицы Киото, у него осталось всего пять или шесть воинов, включая Томоэ. Согласно одной из историй, японская воительница встретила двух известных вражеских полководцев (в ходе этого отступления). Она победила первого, Хатакеяма, и он решил убежать, чтобы не позволить его семье быть запятнанным позором из-за его убийства женщиной. А второго, Учида, она обезглавила.
1656900359828.png
Цукиока Ёситоси (1839 – 1892 гг.) «Томоэ Гдозэн, жена Кисо Ёсинака, побеждает Учида Сабуру». Ксилография
Преданная своему господину, как истинный самурай, Томоэ Годзэн последовала за Ёсинакой в последний бой — их армия сражалась со значительно превосходящим войском двоюродных братьев Минамото. Ёсинака, осознавая близкое поражение, приказал ей бежать, так как не хотел вступать в свою последнюю битву в компании женщины. Возможно, он хотел, чтобы она пошла и совершила ритуальное самоубийство, или чтобы она сообщила о его смерти семье, или что она не была готова к бою, или даже что он чувствовал, что ему было бы стыдно умереть в присутствии женщины – или всё вышеперечисленное одновременно.
1656900408410.png
Последнее сражение Томоэ Годзэн (гибель Ёсинаки)
Но независимо от рассуждений Ёсинаки, Томоэ отказалась. Согласно Хайке Моногатири, она сказала, что хочет убить последнего «достойного противника», чтобы почтить Йошинаку. Личность этого врага, варьируется в зависимости от источника, но по всей видимости, когда к ней приблизились враги, Томоэ напала на них, схватила командира и обезглавила его. «Пусть господин в последний раз увидел бы, как я умею биться! – и, с этой мыслью остановив коня, стала она поджидать врагов. В это время внезапно появился прославленный силач Моросигэ Онда, уроженец земли Мусаси, и с ним дружина из тридцати вассалов. Томоэ на скаку вклинилась в их ряды, поравняла коня с конем Онды, крепко-накрепко с ним схватилась, стащила с коня, намертво прижала к передней луке своего седла, единым махом срубила голову и швырнула ее на землю. Потом сбросила боевые доспехи и пустила коня на восток». Что с ней случилось после этого боя точно не известно …
1656900450485.png
Томоэ Годзэн
По одной из версий, она бежала с поля битвы и стала буддийской монахиней, умершей в возрасте 90 лет. По другой версии бесстрашная Годзэн была взята в плен Вада Йошимори и была вынуждена выйти за него замуж или стать его наложницей. В другой летописи героиня отомстила и убила всех врагов Ёсинаки, прежде чем броситься в море, чтобы никто не мог ее осквернить.
1656900489235.png
Фестиваль Джидай Мацури (и «Томоэ»») в Киото (проходит ежегодно 22 октября)
Другая знаменитая воительница — Хангаку Годзэн — отличилась на поле боя уже после победы клана Минамото в войне Гэмпэй и установления сёгуната. Женщина происходила из клана Дзё, преданного клану Тайра, который потерпел поражение в гражданской войне.
Будучи дочерью воина (по имени Ё Сукэкуни) Хангаку Годзэн, с ранних лет интересовалась военным делом. И так уж получилось, что она смогла прославиться не хуже своего отца, доказав, что женщина может быть сильной, мудрой и воинственной.
После победы Минамото брат Хангаку Годзэн (глава клана Ё) поднял восстание (в провинции Этиго) и был убит, из-за чего онна-бугэйся повела 3000 армию (восстание Кэннин) против 10000 войска нового сёгуна (Камакуры) и армии Ходзе.
1656900543775.png
Хангаку Годзэн
Битва была проиграна.
1656900594410.png
Однако, Хангаку Годзэн выжила, хотя и получила серьезное ранение (стрелой). Она попала в плен, где ее познакомили с сёгуном Минамото-но Ёрииэ. В плану в женщину влюбился доблестный воин Асари Ёсито, который каким-то чудом добился разрешения жениться на ней.
Еще не раз онна-бугэйся вставали во главе войска. Одной из них стала «японская Жанна д’Арк» (из-за претензий на божественное вдохновение в сочетании с боевыми навыками) — Охори Цурухимэ, которая подняла воинов на защиту родного острова и
1656900737565.png
1656900671197.png
1656900712060.png
Статуя Цурухимэ (святилище Оямазуми)
Статуи Цурухимэ (слева) и ее погибшего возлюбленного Ясунари Оти (справа) в парке Цурухимэ на острове Омисима
Святилище Оямадзуми на острове Омисим
Цурухимэ родилась в 1526 г. Она была дочерью Охори Ясумоти, настоятеля Оямадзуми-дзиндзя в провинции Иё. Храм находится на острове Омисима во Внутреннем Японском море, примерно в 50 км к юго-востоку от Хиросимы.
В 1534 г. началась война между родом Оути и родом Коно из региона Сикоку, который владел храмом Оямадзуми. Два старших брата Цурухимэ погибли на войне, а когда ей было 16 лет, её отец умер от болезни, и она унаследовала должность настоятеля. С детства Цурухимэ занималась боевыми искусствами, и когда род Оути в 1541 г. в первый раз напал на остров Омисима, она возглавила вооружённое сопротивление. Цурухимэ провозгласила себя аватаром Мёдзина из Мисимы, могущественного ками (божества) из святилища. Во главе народной армии она отбросила войска Оути в море.
По легенде, четыре месяца спустя войска рода Оути вернулись, флот Цурухимэ встретил их в море, корабль Цурухимэ взял на абордаж флагман, и она вызвала военачальника Охара Накацукаса на поединок. По другой версии, Цурухимэ взобралась тайком на корабль, где пировали самураи Оути. В схватке Цурухимэ убила Охара Накацукаса, а флот Оути удалось закидать зажигательными бомбами – хорокухия. В 1543 г. флот Суэ Такафусы разбил войска Коно, в боях погиб и Оти Ясунари, возлюбленный Цурухимэ. Цурухимэ устроила засаду, в которой разбила войско Оути, а затем утопилась в море из-за скорби по возлюбленному. Доспехи домору, которые хранятся в храме Оямадзуми, считаются доспехами, которые носила в бою Цурухимэ. В 1959 г. эти доспехи вошли в список национального достояния Японии.
Пример этих воительниц веками вдохновлял японских женщин браться за оружие: они защищали деревни, открывали школы боевых искусств, воспитывая новые поколения воинов.
Славу последней онна-бугэйся заслужила Накано Такэко, погибшая в битве за Айдзу в 1868 г.
1656900810052.png
Постановочная фотография гейши в образе женщины-самурая, которую часто ошибочно принимают за портрет Такэко
Она родилась около 1847 г. в семье влиятельного чиновника. Известно, что Накано получила хорошее образование. Способная девушка стала инструктором боевых искусств.
В это время шла война Босин между сторонниками сёгуна и императорской армией: после падения сёгуната верные сегуну (Токугава) войска продолжали сражаться. Одним из очагов сопротивления стал замок Айдзу-Вакамацу.
Во время обороны замка Накано Такэко, повела в бой против императорских сил отряд воительниц, вошедший в историю под названием «женская армия». Официально он не входил в состав войска (женщинам было запрещено сражаться). По легенде, Такэко уничтожила 172 самурая противника. Однако войнам императорской армии удалось ее ранить, поэтому женщина попросила сестру отрезать ей голову и похоронить. В этом случае она могла не сомневаться, что ее голова не станет трофеем врагов.
1656900866611.png
Накано Такэко
До сих пор в Японии каждую осень проходит фестиваль, во время которого японки с белыми повязками на головах изображают Накано Такэко и членов ее отряда.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх