[ЗАДАНИЕ] Задания. Обществознание 11 класс

zhuhray fg

.
Команда форума
ЗАДАНИЯ
1. Являются ли верными приведенные суждения? Ответы «да» или «нет» запишите в таблицу:

1. К формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, относятся: опека, попечительство, воспитание в приемной семье.
2. Современные банкноты (бумажные деньги) относят к полноценным деньгам.
3. Социальная дифференциация – это иерархическое расслоение общества.
4. Наличие территории проживания и языка – одни из главных признаков этноса.
5. В современном мире федеративных государств больше, чем унитарных.
6. Нормативно-правовой акт относится к континентальной правовой системе.
7. Государственная Дума РФ прошлого созыва была избрана по пропорциональной системе.
8. Политический абсентеизм предполагает активное участие в политике.
9. К престижным потребностям человека относится потребность в самовыражении.
10. Амнистию в России объявляет Совет Федерации РФ.


1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

2. Задания на ряды

2.1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных:

2.1.1.


А) форма правления, Б) форма государственного устройства, В) форма государства, Г) политический режим

Ответ_______________

2.1.2.

А) социальный контроль, Б) выговор, В) социальные санкции, Г) социальные нормы, Д) традиции

Ответ:_____________


2.2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.
2.2.1.


А) гражданский процесс, Б) арбитражный процесс, В) уголовный процесс, Г) дисциплинарный процесс
Ответ:____________________________________________________________________

2.2.2.

А) государственный герб, Б) государственный флаг, В) государственная идеология, Г) государственный гимн
Ответ:______________________________________________________________________

3. Задание по культуре

Посмотрите изображения памятников искусства и заполните таблицу


1.
2.
3.
image001.jpgimage003.jpgimage005.jpg


1.
2.
3.
автор и название произведения искусства______________________________________________________________________________________________________
страна или культура, к которой относится произведение искусства_______________________________________________________________________________________
время создания произведения искусства__________________________________________________________
_____________________________
местонахождение произведения искусства в настоящее время_______________________________________________________________________________________

4. Логическая задача

Дипломаты

Встретились два знакомых дипломата, которые не виделись много лет.

- Как жизнь?

- Хорошо. Женат, сын, внук.

- А сколько им лет?

- Внуку столько лет, на сколько уменьшилось количество субъектов РФ по сравнению с 1993 г.

- А сыну?

- Сын младше меня в два раза, а сумма возрастов всех трех родственников равна количеству субъектов РФ сегодня.

Укажите возраст сына и внука дипломата. Обоснуйте свой ответ_____________________________________________________________________

5. Задание по философии

5.1 Заполните пробелы в таблице


Законы ________________________

Закон _________________ _______________________Закон _________________ _______________________Закон _________________ _______________________
Пример: существование антагонистических классов (рабов и рабовладельцев) в рабовладельческом обществеПример: при переходе к постиндустриальному обществу, в отличие от индустриального, большое внимание стали уделять созданию качественно новых товаровПример: смена общественно-экономических формаций
5.2 Укажите автора данной философской системы: _______________________

6. Суфийская притча. Впишите продолжения фраз Учителя.


Четыре утешения

По приказу правителя города наставник суфийской школы был брошен в тюрьму. Через несколько дней его ученики пришли проведать его. К их удивлению, учитель совершенно не переменился, не выглядел подавленным или огорченным, он радостно приветствовал их, словно дело происходило в их родной школе, а не в тюрьме.

– Учитель, вы совершенно спокойно переносите заточение. Что служит вам утешением здесь, в этом доме печали?

– Четыре изречения, – ответил учитель.

– Первое: «Зла никому не избежать, ибо _________________________________

____________________________________________________________________».

– Второе: «Что может делать человек в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь __________________________________________________________

____________________________________________________________________».

– Третье: «Будь благодарен судьбе за то, что ______________________________

____________________________________________________________________».

– Четвертое: «Избавление может быть ____________________________________

____________________________________________________________________».

Как только суфий сказал это, в камеру вошел стражник и объявил, что поскольку обвинение было ложным и лжец во всем сознался, суфий может быть свободен.

7. Решите обществоведческий кроссворд

В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.


1. Самонаблюдение.

2. Метод теоретического познания, заключающийся в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений предметов и одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.

3. Денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

4. Процесс усвоения знаний.

5.Процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

6. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества.

7. Совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Теория (модель, постановка проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательской задачи.

8. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

9. Этико-политическое, религиозно-философское учение о нравственном поведении человека, основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

10. Эмиссионная долговая ценная бумага.

11. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

12. Тип политического режима.




8a018fdefa66c9fc4acfe7b19d4c33e8-3.jpg


___________________ - ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

8. Правовая задача

Манохин во время распития спиртных напитков рассказывал другу, как метко стреляет из принадлежащего ему травматического пистолета по бутылкам. Решив продемонстрировать свои умения, Манохин достал из сейфа пистолет, снял с предохранителя, навел на бутылку, стоящую на столе, и выстрелил. Осколки бутылки разлетелись по комнате, попали в лицо приятелю, причинив тяжкий вред его здоровью.

Квалифицируйте содеянное Манохиным, назовите и охарактеризуйте элементы состава совершенного Манохиным правонарушения.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

9. Работа с текстом


ДИНАМИКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(по результатам социологического мониторинга)

На протяжении 25 лет Центр социально-политического мониторинга РАНХиГС (до 2012 г. Социологический центр РАГС) осуществляет мониторинг исторической памяти в российском обществе. Первое исследование было проведено В.И. Меркушиным и А.И. Афанасьевой в 1990 г. под рук. В.Э. Бойкова и Ж.Т. Тощенко. На каждом этапе мониторинга опрос осуществлялся в 20–30 субъектах Российской Федерации по сопоставимой методике и выборке, репрезентирующей территориальное размещение российского населения, соотношение жителей разных типов поселений, социально-профессиональные и демографические группы людей. В качестве научного исследования использовался анкетный опрос населения в возрасте 18 лет и старше. Формирование и реализация выборочных совокупностей опрошенных осуществлялись по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершающем этапе ее реализации. Объем выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составлял в разные годы 1600–2400 человек. Опрос 2015 г. осуществлен в рамках научно-исследовательской работы РАНХиГС. С 18 по 24 марта 2015 г. было опрошено 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 30 субъектах, представляющих федеральные округа Российской Федерации. Статистическая погрешность не превышает 2,5%. Основные результаты опроса рассмотрены в сопоставлении с данными проведенных ранее исследований. Исследователи исходили из того, что историческая память – феномен общественного сознания, сложная и многоплановая категория, интерес к которой увеличивается в последнее время, когда происходят интенсивные изменения внутриобщественного устройства и международных отношений. Все чаще к проблеме сохранения исторической памяти в российском обществе обращаются первые лица государства, принимаются нормативные документы, призванные защитить память о событиях и периодах прошлых лет от преднамеренного искажения (см., напр.: [Путин: цель…, 2015; Федеральный закон…, 2014]). Историческая память формируется и актуализируется под воздействием доминирующей в данный момент в обществе политической, экономической или социальной ситуации. В контексте текущих событий историческая память определяет отношение людей к прошлому народа, своей страны, обусловливает оценки событий истории. События прошлого служат историческим фоном для восприятия преобразований и реформ сегодняшнего дня. Человек опирается на прошлое, ищет в нем факты, позволяющие определить жизненную позицию, сформировать взгляды и убеждения. Историческая память “по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания” [Тощенко, 2000: 5]. Это “одно из важнейших качеств человека, его способность осмысленного отношения к собственному прошлому, и вместе с тем, это память общества, сохранение и осмысление его исторического опыта, коллективного, массового сознания” [Меркушин, Тимофеев, 2009: 59].

Особенности формирования исторических знаний, представлений россиян. Результаты исследований 2001–2015 гг. показывает, что интерес к истории российского государства и народа у граждан нашей страны стабильно сохраняется на уровне 70–80%. По данным опроса 2015 г., 80,3% россиян интересуются отечественной историей. Интерес к отечественной истории относится как к молодежи, так и к людям среднего и старшего возраста. При этом в большей степени проявляют интерес к истории в возрастных группах от 30 лет и старше – 81–84% (18 до 29 лет – 72–73%). Интерес населения к истории России во многом обусловлен желанием расширить кругозор (56,5%), потребностью узнать и понять корни своей страны и своего народа (46,9%). Треть респондентов свой интерес объясняет стремлением найти в истории ответы на злободневные вопросы, поскольку часто в средствах массовой информации неоднозначно оценивается то или иное событие. Это вызывает у россиян недоверие к полученной информации и желание самим докопаться до истины. Такой мотив, как увлеченность собственно историей, свойственен только 14,8%. Подобное соотношение мотивов изучения истории наблюдалось в исследованиях предыдущих лет. Но стоит отметить расширение спектра индивидуальных мотивов, другими словами, внутренних побуждений, составляющих мотивацию отдельного человека. В связи с чем следует говорить не о количественном, а о качественном увеличении интереса к истории. Так, со временем актуализировался такой мотив, как стремление изучать историю для объяснения событий сегодняшних дней (в 2003 г. – 20,5%, в 2009 – 26,7, в 2015 г. – 32,0%). История все больше выступает в качестве инструмента для реализации потребности “узнать и понять корни своей страны и своего народа”. Этот мотив в качестве причины изучения истории в 2003 г. отметили 36,5%, в 2009 г. – 48,7, в 2015 г. – 46,9%. Интерес респондентов к тематике отечественной истории неоднороден (рис. 1).


image008.png

При этом распределение приоритетных тем практически не меняется. Наибольший интерес вызывают великие люди российской истории (55,1%), становление и развитие российского государства (50,8%), события военной истории (36,4%). К сожалению, заявленный высокий интерес населения к истории мало подкрепляется активными действиями, стремлением прикоснуться к “живой” истории. Следует констатировать недостаточный уровень посещаемости музеев и выставок, редкое участие людей в деятельности общественных организаций исторической направленности. А ведь именно в музеях, на исторических выставках сохраняется и воссоздается “живая” история. Именно здесь можно познакомиться воочию с культурой и бытом прошлых времен, увидеть реликвии и артефакты. Однако только четверть россиян сообщает о посещении музеев, выставок, исторических памятников. Посещение мнемонических мест – мест памяти российской истории, является важным способом для побуждения воспоминаний о прошлом и укрепления исторической памяти, развития чувства сопричастности к истории своего народа, формирования чувства патриотизма.

Интерес населения чаще всего проявляется в пассивных формах, а историческое сознание формируется преимущественно благодаря случайной и часто недостоверной информации из кинофильмов, телепрограмм, в ходе обсуждений с близкими, друзьями, при чтении художественной исторической литературы. Доля сторонников активного изучения “живой” истории очень мала. Активная познавательная деятельность – посещение культурно-исторических объектов (музеев, выставок, исторических памятников), участие в различных специальных и массовых мероприятиях, посвященных изучению истории, историко-краеведческие исследования, военно-исторические фестивали, праздники и деятельность военно-исторических клубов и др. – привлекает только 29% опрошенных (в 2010 г. такие ответы встречались в 32%) (рис. 2).

image010.png

Знания и представления о событиях отечественной истории могут формироваться посредством источников и механизмов передачи информации, к которым относятся как имеющие научную основу, так и те, в которых история переосмысливается, получает художественное воплощение или мифологизируется. В исторической памяти народа сплетены научные и обыденные представления об историческом прошлом, сведения, подтверждаемые в документальных источниках, и эмоционально окрашенные образы, перешедшие в разряд легенд и мифов. Границы между реальным и нереальным, истинным и вымышленным размыты; информация об исторических событиях может быть как полная, так и фрагментарная.

Ответы на вопрос об источниках приобретения исторических знаний свидетельствуют, что предоставляющие возможности получить достоверную информацию музеи и историческая литература недостаточно востребованы населением. Популярны как источники информации – по-прежнему кинофильмы, телепередачи и учебная литература (табл. 1). Учебники, в которых собрана систематизированная информация по истории, предполагают получение хороших знаний по отечественной истории. Однако эта литература не избежала ошибок в описании исторических событий, не всегда является надежным источником достоверной информации. Нередко история оказывается во власти идеологии. В учебной литературе вместо правдивого отражения конкретных исторических фактов оказываются “стертыми” страницы истории, или они оцениваются идеологически. Такого рода искажениям, например, было подвержено историческое образование в 1990-е гг., когда критике подвергался весь период советского

image012.png

прошлого. Возможно, отчасти эти проблемы привели к снижению востребованности учебной литературы в качестве источника исторических знаний: за период с 2001 по 2015 г. популярность учебной литературы снизилась с 70,3 до 47,0%. Население России выражает высокую заинтересованность исторической тематикой. К сожалению, при этом россияне не всегда хорошо осведомлены об историческом прошлом своего Отечества, своей малой Родины, о своей родословной, о прошлом своей семьи. Доля респондентов, оценивающих свои знания такого рода как хорошие, составляет: по истории России – 25,1%; по истории своего края или республики – 20,3%; по истории своей нации или народа – 22,8%. Подтверждением слабых знаний истории малой Родины служат ответы на вопрос о годе основания города (поселка, села), в котором они проживают. О точных знаниях с 2001 по 2015 г. сообщают около половины опрошенных. Ответы существенной части респондентов (31–38%) при приблизительных знаниях не дают оснований утверждать, что эти знания реально имеются. Результаты исследований иллюстрируют отсутствие у населения страны традиций сохранения информации о корнях, о своей родословной. В лучшем случае люди обладают информацией о старших родственниках не дальше третьего поколения, то есть дедушках и бабушках. Знают имена и отчества всех дедов – 73,2%, прадедов – 25,7%. Это говорит о преимущественно созерцательном отношении к истории, о пассивном отношении к своему личному прошлому. Сохранить традицию составления семейной летописи для россиян оказалось довольно затруднительно. В годы советской власти не было принято демонстрировать родственные связи. Многое замалчивалось, скрывалось и не рассказывалось в семьях, информация не передавалась детям. Это было связано с болезненным историческим прошлым страны, о котором люди не хотели, не могли рассказывать, просто боялись; терялась преемственность поколений, распадались связующие звенья родства. В 1990-е гг. о практике составления родословной сообщали 7%, 82% такую деятельность отрицали [Историческое сознание…, 1991: 92]. В последнее время интерес к родословной заметно возрос. По результатам опроса 2015 г., родословную своей семьи знают 23,5%. Этому способствуют разнообразные предложения в сети Интернет по выяснению происхождения фамилии, составлению генеалогического дерева, летописи рода, поиску архивных материалов, библиографических данных и другой значимой информации. Отношение населения к историческим достижениям, событиям, личностям. Историческая память – совокупность фактов, событий, выдающихся исторических личностей, носящих как позитивный, так и негативный характер. Это “неотъемлемая часть исторического сознания, в которой аккумулирована наиболее актуальная и социально значимая в данный период времени совокупность исторических представлений и чувств” [Бойков, 2011: 47].

В исторической памяти накапливаются и сохраняются представления о героических достижениях страны, которые выступают ценностными ориентирами, способствуют укреплению гражданского самосознания и консолидируют российское общество. Данные опроса демонстрируют, что в памяти народа сохраняются не только яркие победы и великие достижения, но и факты репрессий, невзгод, бесславных войн и реформ, несущих значительные человеческие, материальные и нравственные потери. Эти обстоятельства вызывают у людей негативное восприятие исторического прошлого и могут приводить к безразличному и даже неуважительному отношению к своей стране и государству.

Таким образом, результаты исследований показывают, что современному историческому сознанию не хватает научности. Оно формируется в основном под влиянием случайной информации, часто эмоционально окрашенной и недостоверной. У населения России имеются потребности в информации, касающейся истории страны, но они не реализуются в полной мере, что подтверждается низкими самооценками людей знаний истории, а также их недостаточностью для объективной оценки прошлого. Невысока активность населения в изучении “живой” истории, в отношении сохранения символов прошлого, в деле возрождения исторической памяти. В то же время стремление представителей разных социально-демографических групп к изучению как семейной, так и отечественной истории очень важно для развития общества, преодоления дезинтеграционных процессов, поскольку историческая память является связующей нитью, которая соединяет отдельного человека и общество. Как показывают данные исследования, в памяти людей в наибольшей степени сохраняются события, личности или проводимые ими реформы, которые способствовали прогрессу России, превращению ее в великую, сильную державу, способную постоять “за себя”, оказать достойное сопротивление врагам, посягающим на ее независимость. Для развития современного общества важен социальный и исторический опыт, раскрытие сущности исторических процессов и явлений. Необходимо активное освоение истории, способствующее гармоничному развитию внутреннего мира человека, его самоидентификации на основе культурного и исторического наследия. В этой связи историческое прошлое – консолидирующий фактор для российского общества.

Задания по тексту

9.1.


Подумайте и предложите определение понятию «политика памяти»_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9.2.

В статье указано, что формирование и реализация выборочных совокупностей опрошенных осуществлялись по многоступенчатой квотной выборке. Раскройте сущность данного типа выборки ___________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9.3.

Перечислите темы, вызвавшие наибольший интерес у респондентов, интересующихся историей российского государства и общества, в 2015 г. по сравнению с прошлыми этапами исследования. Назовите причины изменений в оценках граждан. ____________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9.4. Поясните вывод исследователей о том, что современному историческому сознанию россиян не хватает научности. _______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9.5. Что такое мнемоническое место? Что дает посещение таких мест? _______________

_________________________________________________________________________


Сочинение-эссе

Выберите из предложенных тем одну и напишите эссе.

Темы для написания сочинения-эссе

1. Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки (Б. Паскаль)

2.
Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица (А. Энштейн)

3.
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет — потребует жертв (П. Буаст)

4.
Без экономической свободы никакой другой свободы быть не может. (М. Тэтчер)

5.
Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда (К. Маркс)

6.
Погоня за прибылью — единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают (Ф. Хайек)

7.
Власть только выигрывает и усиливается оттого, когда ею пользуются умеренно (Ю. Цезарь)

8.
Искусный управленец не позволит людям состариться на их должности (Н. Бонапарт)

9.
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. (Ф. Достоевский)

10.
Справедливость наших суждений и наших поступков не более как удачное совпадение нашего интереса с общественным (К. Гельвеций)


Критерии оценивания сочинения-эссе (для 9-11 классов)

Понимание темы и соответствие ей содержания работы.
Владение теоретическим и фактическим материалом по теме.
Логичность авторского текста.
Общая гуманитарная эрудиция.
Навык организации академического текста, связность, системность, последовательность изложения, культура письма.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх