Забытый герой – Петр Котляревский

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Генерала Петра Степановича Котляревского – стратега и отличного тактика (прославившегося на Кавказе) современника регулярно сравнивали с А.В. Суворовым, называя «Генерал - метеор» или Кавказский Суворов. Он занимает одно из ведущих мест в отечественной военной истории не случайно. Этот человек, всю свою жизнь отдавший служению на благо России на одном из сложнейших театров военных действий – Кавказе, буквально десятки раз совершал невозможное.
Талантливый тактик, расчётливый стратег, прирожденный лидер, Котляревский просто опровергал правила устоявшейся военной науки. Выигрывая сражения, а их был не один десяток, он никогда не имел численного превосходства над противником, силы противника имели превосходство иногда в 10-12 раз. Его знали и уважали русские императоры и полководцы, боялись и ненавидели персы. Стихи о нем (в 1821 г.) слагал сам А.С. Пушкин (в «Кавказском пленнике»), сравнивая его с неумолимой стихией.
«Тебя я воспою, герой,
О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой –
Твой путь, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена …
Ты здесь покинул саблю мести,
Тебя не радует война;
Скучая миром, в язвах чести,
Вкушаешь праздный ты покой
И тишину домашних долов
».​
Многие считают, что славное имя Петра Котляревского осталось в забвении и в тени героев Отечественной войны 1812 г. Следует вспомнить слова Павла Ивановича Ковалевского, сказанные им на собрании Общества ревнителей истории 30 октября 1913 г.: «Когда светит солнце, не видно блеска звезд». Гром сражений Отечественной войны на полях России затмил удивительные подвиги русских войск на Кавказе». Профессор закончил свою речь так: «Нам, русским, нужно учиться подвигам не у далеких греков или римлян, а у самих себя. Котляревский принадлежит к русским национальным героям, которым — вечная слава и незабвенная память».
1658242410210.png
1658242379523.png
1658242395171.png
Портрет генерала Котляревского, 1871 г. И.К. Айвазовский. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Генерал П.С. Котляревский
Генерал от инфантерии Пётр Степанович Котляревский
Представитель одного из древнейших (но, обедневших) российских дворянских родов (имевших польское происхождение), Петр Котляревский родился 12 (23) июня 1782 г. в селе Ольховатка Купянского уезда Воронежского наместничества Харьковской губернии. Петр благодаря отцу (священнику) получил отличное образование и воспитание, отец отправил его учиться в Харьковский коллегиум, отличался смышленостью и крайне живым умом, причем сочеталось это с отличной физической формой. Отец, Степан Яковлевич, готовил Петра к духовной службе, но судьбу наследника изменил, как это водится, случай. По настоянию подполковника Ивана Лазарева, который однажды гостил в доме Котляревских (дома в тот момент находился и юный студент), Петра отдали обучаться военному делу, и отец Петра согласился, истребовав с подполковника клятву заботиться о Петре как о родном сыне.
В марте 1793 г. в Ольховатку прибыл сержант, который увёз Петю в Моздок. Там квартировал Кубанский егерский корпус, в 4-й батальон которого в звании фурьера был записан отрок Котляревский. Командовал этим батальоном, естественно, Лазарев. Тяжёлую армейскую науку мальчик постигал так же быстро и легко, как и риторику в коллегиуме. В 1794 г. в 12 лет он дослужился до сержанта, а ещё через 2 года, в 14 лет, впервые понюхал пороха отправившись в свой первый военный поход, в 15 лет он уже участвует в штурме Дербента (в ходе Персидского похода). Сержантскую лямку юный вояка тянул 6 лет. В 17 лет будущий генерал в был произведен в офицеры (в чин подпоручика и адъютанта неизменного наставника и уже генерал-майора Ивана Петровича Лазарева). После многочисленных боев и ранений в 1808 г. Котляревский стал полковником, а в 29 лет – стал генералом.
В ноябре 1799 г. русские войска по просьбе царя Георгия XII Ираклиевича вошли в Грузию (Картли-Кахети), чтобы защитить её от персидских притязаний. Котляревский, находившийся при командовавшем экспедиционным корпусом Лазареве, исполнял не только военные, но и дипломатические, в том числе секретные, поручения. Три тысячи русских солдат охраняли порядок в Грузии, отражали набеги лезгинских племён и наголову (в 1800 г.) разбили вторгшегося (с 15000 войском) в страну Омар-хана Аварского (Лазарев выступил ему навстречу и на реке Иори вместе с грузинским ополчением нанёс ему решительное поражение).
1658242523883.png
Битва на Иоре 7 ноября 1800 года. Худ. Н. С. Самокиш
Битва на реке Иори, известная также как Какабетское сражение, в ходе которой вторгшееся в пределы войско аварского хана в союзе с оппозиционным грузинским царевичем Александром, потерпело сокрушительное поражение от двух русских батальонов генерал-майоров Ивана Лазарева и Василия Гулякова совместно с грузинским ополчением царевичей Ивана и Баграта. В значительной мере под впечатлением битвы на реке Иори умирающий картли-кахетинский царь Георгий окончательно изъявил волю своего государства вступить в российское подданство
За это сражение Котляревский получил свой первый орден Святого Иоанна Иерусалимского и чин штабс-капитана. 16 февраля 1801 г. Грузия была, по завещанию Георгия XII (царь умер 20 декабря 1800 г.), официально присоединена к России.
Присоединение Грузии имело для России драматические геополитические последствия. Воспитанный католическими миссионерами грузинский царевич Александр, младший брат Георгия, начал длившуюся много десятилетий партизанскую войну против России, возмущая её соседей. Всполошилась Персия, считавшая Грузию своей сферой влияния, и началась русско-персидская война 1804 – 1813 гг. Персию оружием и золотом поддерживала Британия, опасавшаяся, что через Кавказ Россия ищет дорогу в Индию. Охотно поддерживали антироссийские комбинации наполеоновская Франция и Турция, с 1806 г. так же вступившая против России в войну.
Два десятка наследников умершего царя были этим недовольны, что закончилось вероломным убийством. 18 апреля 1803 г. вдовствующая царица Мариам Георгиевна Цицишвили заколола Лазарева кинжалом прямо в своих покоях (услышавший шум адъютант Котляревский ворвался с саблей наголо и ранил царицу в голову, но та осталась жива и прожила до 1850 г., до 1811 г. она находясь в заключении в Белгородском женском монастыре, а затем проживала в Москве). Новый командующий войсками в Грузии князь Цицианов предложил Котляревскому продолжить службу его адъютантом, но Пётр Степанович предпочёл армейскую службу и принял под своё начало роту 17-го егерского полка.
1658242580161.png
Князь Павел Дмитриевич Цицианов (1754 – 1806 гг.), происходивший из древнего знатного грузинского рода Цицишвили (ответвление древнего рода Панаскетели) занял одно из выдающихся мест среди государственных деятелей Российской империи. Это был человек, с чьим именем связано начало покорения Кавказа и его интеграции в общероссийское государственное пространство
Тут то и раскрылся в полную силу военный гений П. Котляревского, и этим объясняется молниеносная его карьера, удивительная даже для русской армии, не чуравшейся «молодых генералов своих судеб». Котляревский умел воевать не числом, а умением, обрушиваться противнику «как снег на голову», бросаться в штыковую. Осознавая низкий боевой дух персидского воинства, он умел низводить его до паники. Взятые им малым числом при ничтожных потерях крепости становились неприступны.
1658242633397.png
Взятие Гянджи
3 января 1804 г. русские войска начали штурм крепости Гянджа, предупреждая намерения тамошнего правителя Джават-хана захватить Кахетию. Рота Котляревского была на острие атаки. Во время штурма крепостной стены штабс-капитан был ранен в ногу. Из-под огня его вывел молодой офицер Михаил Воронцов, будущий всесильный начальник Юга России (Новороссии и Кавказа). Спустя 30 лет кавказский наместник князь Воронцов установит в Гяндже обелиск в честь Котляревского. Сам Пётр Семенович получил за этот штурм чин майора.
Летом 1804 г. Персия объявила России войну. Многие её сражения той войны связаны с именем П.С. Котляревского.
Посмотреть вложение 10782
Русско-персидская война 1804 – 1813 гг.
Летом (в июне) 1805 г рота Котляревского в составе отряда полковника Карягина из 600 человек (направляясь в Карабах) участвовала в сражении с персидской армией (во главе с сыном шаха и главным персидским военачальником Аббас-Мирзой; соотношение сил было 1:50) в урочище Кара-Агач-баба (битва при Аскарани; позорным фактом стало дезертирство поручика Лисенко вместе с группой солдат (58 человек) перешедшего на сторону персов). Вырвавшись из окружения (бросив обоз на разграбление персов, русские ночью налегке не замеченные врагом, увлекшимся разграблением лагеря, выдвинулись в сторону крепости Шах-Булах), русский отряд по предложению П. Котляревского взял штурмом крепость Шах-Булах ((Шах-Булах тоже оказался ловушкой – в нем не хватало продовольствия, ели конину и траву)), где выдержал 13-дневную осаду. Позднее Котляревский совершил новый рывок – в горную крепость Мухрату, которую успешно оборонял до подхода основных сил (во главе с Цициановым). Когда 15 июля к Мухрату подошли основные русские силы, в строю осталась всего сотня его защитников.
1658242793822.png
Аббас-Мирза
Неподалёку от Мухрата произошёл героический эпизод, воспетый поэтами и художниками. На пути к крепости дорогу русскому отряду преградил глубокий ров. Налаживать мост было некогда — персы наступали. Тогда егеря стали бросаться в ров, создавая мост из собственных тел.
1658242847059.png
Картина Ф. Рубо «Живой мост» (1898 г.)
Современным искусствоведом происходящее описано так: Сюжетом этого произведения послужило реальное событие, произошедшее во время русско-персидской войны 1804— 1813 гг. Небольшой отряд русской армии, ядро которого составлял шефский батальон 17–го егерского полка, отступал под натиском армии Аббас-Мирзы. Путь преградила глубокая промоина, преодолеть которую две имевшиеся в отряде пушки не могли. Ни времени, ни материалов для строительства моста не было. Тогда рядовой Гаврила Сидоров со словами: «Пушка — солдатская барыня, надобно ей помочь» первым лег на дно ямы. За ним устремились еще человек десять. Пушки перевезли по телам солдат
Вскоре (в начале 1806 г.) Цицианова предательски убивают (на встрече с Гуссейн-Кули-хану (главой города)) при переговорах о сдаче Баку. Голову русского военачальника отсылают шаху в Персию (русские были деморализованы и отступили, но через год вернулись и захватили город). Но и при преемниках Цицианова – Гудовиче, Тормасове, Паулуччи карьера Котляревского идет вверх. В 1807 г. он подполковник, в 1808 г. – полковник.
1658242945044.png
1658242959143.png
1658242970756.png
Иван Васильевич Гудович
Александр Петрович Тормасов
Филипп Осипович Паулуччи
В 1806 г. Котляревский отличился в сражении при Хонашинском проходе, в 1807/1808 г. — участвовал в штурме Нахичевани, после чего ему (27-летнему полковнику) командующим войсками на Кавказе генералом Тормасовым была поручена задача защитить весь Карабах от вторжения персов. В июне 1810 г. русский отряд, состоявший из 400 пеших и 40 конных бойцов, штурмом взял считавшуюся неприступной и обороняемую 2000 гарнизоном горную крепость Мегри/Мигри. Русские, воспользовавшись излюбленным приемом Котляревского, ночью совершили атаку, ворвались в крепость по отвесным скалам. Потери Котляревского при этом составили всего несколько человек. Разгневанный Аббас-Мирза приказал отбить Мегри. Но Котляревский сам напал на лагерь персов, наголову разбив врага. Русских было так мало, что они получили приказ пленных не брать, а все трофеи сваливать в Аракс. Персы в ужасе бросались в реку, но на другой берег Аракса смогли выбраться лишь 2500 воинов. За это сражение Котляревскому был пожалована золотая шпага с надписью на клинке «За храбрость», Георгиевский крест четвертой степени и … очередное ранение.
1658243151920.png
1658243125081.png
Персидские солдаты
Русские солдаты на Кавказе
В 1811 г. силу Котляревского испытали на себе уже турки (вступившие в 1806 г. в войну с Россией). Перед его отрядом была поставлена задача овладеть крепостью Ахалкалаки на юге Грузии. Задача была выполнена – у турок было взято 2 знамени и 16 орудий. Кстати, штурмовавший до Котляревского Ахалкалаки (в 1808 г.) граф И. Гудович не смог взять крепость и отошел с потерями, а Котляревский имел всего 2 батальона и успешно завершил штурм, потеряв всего 40 человек.
А в 1812 г. Петр Степанович удостоился звания генерала-лейтенанта. Дело было так …
1658243273449.png
Николай Фёдорович Ртищев, русский военный и государственный деятель; генерал от инфантерии, главнокомандующий в Грузии; сенатор
Чтобы персы не ослабили русские войска своими военными вылазками в период войны с Наполеоном Бонапартом, нужно было дать им отпор и склонить к переговорам. Тем временем Аббас-Мирза вторгся в Карабах. Котляревский, понимая, что персы уважают только силу, нарушил приказ начальства (Н. Ртищева) и начал боевые действия против Аббас-Мирзы. 19 октября 1812 г. 2221 человек под командованием Котляревского атаковали 30000 персидскую армию (в которой находились и иностранные (британские) советники (еще в марте 1812 г. английский посол в Тегеране подписал с Персией договор об антироссийском союзе, а в июне 1812 г. в Персию прибыл генерал Малькольм с 350 британскими офицерами и унтер-офицерами для подготовки персидской армии против России)) у Асландуза. В итоге ожесточённого боя персы в ужасе бежали, потеряв весь обоз и артиллерию, 537 человек пленными и около несколько тысяч убитыми (погибли и британские майоры Лейтен и Кристи). В победной реляции Котляревский, чьи потери составили 28 убитыми и 99 ранеными, записал, что у противника погибли 1500 человек. На вопрос офицеров, почему эта цифра явно не соответствует количеству вражеских трупов, Пётр Семёнович вздохнул: «Всё равно ведь не поверят». За такое успешное «невыполнение приказа» Котляревский получил орден Св. Георгия III степени и очередное звание.
1658243326940.png
«Штурм Ленкоранской крепости русскими войсками 1 января 1813 года». Ф.А. Рубо
А вскоре Петр Котляревский с 1759 солдатами (в новогоднюю ночь 1 января 1813 г.) штурмовал крепость Ленкорань, которая была хорошо защищена, и брать ее малым числом солдат было самоубийством. Но Котляревский пошел на это. Осознавая сложность задачи, Котляревский написал в донесении: «Мне, как русскому, осталось только победить или умереть». Русский генерал потребовал у коменданта гарнизона Садых-Хана сдачи. Тот ответил: «Один Аллах располагает судьбой сражения и знает, кому пошлет свою помощь». На стены Ленкорани своих солдат повёл сам генерал, не обращая внимания на ранения. Воодушевлённые командиром солдаты после яростной рукопашной схватки овладели крепостью. Правда, при этом потеряли половину своих солдат. Персы же были уничтожены все до одного. Тело раненого генерала только днём однополчане нашли в груде трупов. Неожиданно Котляревский открыл уцелевший глаз и очнулся … Выходившему его полковому лекарю Пётр Семёнович до своей смерти выплачивал пенсион из собственных средств.
За взятие Ленкорани генерал Котляревский был удостоен ордена Св. Георгия II степени.
После такого серьезного поражения главнокомандующий персидской армией пошел на переговоры. 24 октября 1813 г. был подписан Гюлистанский мир, по которому Персия признала вхождение в состав Российской империи Восточной Грузии и северной части современного Азербайджана, Имеретии, Гурии, Мегрелии и Абхазии. Также у России на Каспийском море появился свой флот. Пётр Семёнович на подписании мирного договора не присутствовал: ещё с 9 июля он числился в бессрочном отпуске до полного исцеления многочисленных ран.
В 1814 г. Пётр Семёнович на 50000 рублей, подаренных ему императором Александром I, купил село Александрово в Екатеринославской губернии. В обширное имение 32-летний отставной генерал перевёз своего престарелого отца (а всеми делами в поместье заведовал его боевой товарищ, подполковник Иосиф Шультен). Семейная жизнь Котляревского не удалась. В 1816 г/ он женился на 17-летней Варваре, дочери своего сослуживца майора Енохина, но через год молодая супруга умерла при родах. Не выжил и младенец. В 1826 г. в связи с началом новой русско-турецкой войны император Николай I присвоил Котляревскому чин генерала от инфантерии, рассчитывая назначить его командующим кавказской армией. Но ветеран от этой должности отказался, сославшись на проблемы со здоровьем.
Из-за этого в конце 1820-х гг. Котляревский перебрался в тёплую Феодосию, купил дачу «Добрый приют» и проводил там время, общаясь с жившими в Крыму старыми боевыми товарищами.
Там в октябре 1851 г. Котляревский и умер. Во время похорон на рейде Феодосии выстроилась эскадра кораблей Черноморского флота с приспущенными траурными флагами. Генерал от инфантерии Котляревский был навечно зачислен в списки Грузинского гренадёрского полка. На ежевечерней перекличке фельдфебель первой роты первого батальона выкликал: «Генерал от инфантерии Пётр Степанович Котляревский». Правофланговый рядовой отвечал: «Умер в 1851 году геройской смертью от сорока ран, полученных им в сражениях за царя и Отечество!». Эта традиция сохранялась до расформирования полка в 1918 г.
Начавшиеся новые времена оказались неблагодарны к герою кавказских войн. Обелиск в Гяндже был снесён властями советского Азербайджана, строительство мавзолея-часовни, которую спроектировал друг генерала по Феодосии Иван Айвазовский, так и не завершилось, а в 1930-х гг. усыпальницу и вовсе сравняли с землёй. Даже могила Петра Котляревского затерялась.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх