Индийская цивилизация (от средневековья до XX в.)

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
С незапамятных времён Индия отличалась причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. Ещё в начале VIII в. вместе с воинами Арабского халифата в западные области Индии проник ислам. Но тогда он не прижился в стране, потому что индийцы через некоторое время оттеснили арабов на запад. Позднее, в XI – XII вв., уже с севера в Индию вторглись афганцы-мусульмане. С этого времени ислам стал довольно активно распространяться среди индийцев.
Тем не менее, в стране по-прежнему преобладал индуизм. У индусов (последователей индуизма) было множество богов, главными из которых считались Шива и Вишну. Индуизм предусматривал строгое деление общества на касты – замкнутые группы людей, объединённых происхождением и правовым положением. Принадлежность к определённой касте сохранялась за человеком и его потомками навечно. Каст (если учитывать самые мелкие деления) было более 3000, и для каждой существовали свои нормы поведения в обществе, в семье, на работе. Индусы верили, что соблюдение этих правил поможет их душам после физической смерти воплотиться в человека более высокой касты. Тех же, кто нарушал нормы поведения, ждало перевоплощение в неприкасаемых (самую низшую касту), зверей, деревья или цветы.
Основную территорию Индии занимали самостоятельные княжества. Управляли ими махараджи или раджи (князья). Многочисленные народности и племена, населявшие страну, сильно различались и по уровню развития.
Подавляющее большинство индийцев жило в сельской местности, где господствовала традиционная община, а кастовый принцип дополнял и укреплял её. Гордостью страны были города, поразившие первых появившихся в Индии европейцев своими размерами и красотой. Великолепные изделия индийских ремесленников, выполненные из золота, серебра, драгоценных камней, пользовались огромным спросом за пределами страны. С началом проникновения в Индию европейских купцов в ней стали быстрее развиваться портовые города. Раджи охотно помогали росту таких городов, поскольку основная часть доходов от торговли шла в их казну. Но именно несметные богатства Индии постепенно и привели к коренному изменению судьбы страны.
В средневековой Индии не сложилось единого государства и сильной центральной власти. Существовало несколько десятков мелких и крупных государств, враждовавших друг с другом. Их правители носили титулы раджей и махараджей. В это время Индия часто становилась жертвой иноземных завоевателей, которых влекли богатства страны. В V в. на территорию индийского государства Гуптов вторглись племена кочевников-гуннов (эфталиты). В начале VI в. они овладели его западной и центральной частью, но около 528 г. гунны были разбиты и их власть в Индии уничтожена. Однако ослабленное войнами с эфталитами государство Гуптов в конце VI в. распалось.
Многие государства в первой половине VII в. на севере страны были покорены одним из индийских правителей — Харшой. Он создал империю, примерно равную державе Гуптов. Столицей новой империи стал Канаудж. Но состоявшая из большого числа вассальных княжеств империя Харши распалась сразу же после его смерти в 646 г.
Наступивший затем Исламский период в истории Индии включает в себя историю исламских султанатов и параллельных индуистских государств вплоть до английской колонизации, в данный период входит также история государств маратхов, воевавшими против мусульман и англичан.
Первые военные походы мусульман на Индию относятся к середине VII в. Лет 15 спустя после смерти Мухаммеда арабы высадились на Бомбейском берегу (около 647 г.). Последующие набеги были предприняты в 662 и 664 гг., однако не принесли существенных результатов. В 711 г. Мухаммад ибн Касим захватил долину Инда, но дальнейшее движение арабов вперёд было остановлено после его смерти в 714 г. Индусы отчаянно защищались. В 750 г. раджпуты в Синде изгнали мусульманского губернатора, однако полностью вернуть провинцию смогли только в 828 г. Завоевания мусульман проходили медленно. Только два с половиной века спустя после попытки Касима (в 711 г.) Субуктигину (977 г.) из афганской династии Газневидов удалось утвердиться прочно в Пенджабе. Его сын, знаменитый Махмуд Газневи (1001 — 1030 гг.), сделал 17 набегов на Индию. Газневид Масуд (около 1100 г.) первый из мусульманских правителей переносит свою резиденцию в Индию (в Лагор). Династия Газневидов угасла в конце XII в. (Хосру Малик умер в 1186 г.).
За ней следует ещё одна афганская династия Гуридов (Гхор), давно враждовавшая с Газневидами и, наконец осилившая их. В 1193 г. Мухаммад Гури завладел Дели, а в год его смерти (1206 г.) вся Северная Индия от устья Инда до устья Ганга принадлежала мусульманам. Ему наследовал его наместник, бывший раб Кутаб Эддин (1206 — 1210 гг.), основавший династию Гулямов (буквально — рабов), правившую до 1290 г. Династия Гулямов должна была бороться с набегами монголов, приходивших в Пенджаб через афганские проходы (с 1245 по 1288 гг.), с дикими индийскими горными племенами и с мятежными раджпутами. Знаменитым в этой династии был третий султан, Алтамш (Шамс ад-дин Илтутмиш; 1211 — 1236 гг.). При нём монголы под предводительством Чингисхана опустошили Афганистан, но не дошли до Индии, остановленные р. Индом. Алтамш уже владел всей Индией на север от Виндия. Ему наследовала его дочь, энергичная, талантливая и образованная султанша Раззия, заменившая своего развратного брата, единственная женщина, занимавшая престол Дели. Её любовь к невольнику-абиссинцу, которого она сделала главнокомандующим, вызвала дворцый заговор, жертвой, которой она и стала. Предпоследний правитель династии, Гийас уд-Дин Балбан (1265 — 1287 гг.), должен был ещё усмирять восстания своих же наместников. Они сопровождались неслыханными зверствами. Так, в Мевате (к югу от Дели) было убито 100000 восставших раджпутов.
Наследник Бальбана был отравлен в 1290 г., и на престол Дели вступил Джелаледдин, наместник Хильджи и основатель новой династии Хильджи (1290 — 1320 гг.). При нём власть мусульман распространилась и на юг Индии. Его племянник Ала-Эддин овладел Деканом. Предательски умертвив 77-летнего дядю, он захватил престол. Его правление (1295 — 1315 гг.) окончательно утвердило власть мусульман в Южной Индии. Ему пришлось отражать монголов, дошедших в набеге до самого Дели; в 1304 — 1305 гг. таких набегов было четыре. Ала-Эддин умер в 1315 г., отравленный, по-видимому, своим полководцем, евнухом Кафуром. Власть перешла к Хосру-хану (1316 – 1320 гг.), индусу из низшей касты, перешедшему в ислам, который умертвил Кафура и наследника Ала-Эддина развратного Мубарика. Его ренегатство было притворно: он надругался над Кораном и в мечетях поставил идолов индусских богов.
Хосроу-хан был убит возмутившимися солдатами под предводительством Гази Эддина Туглака, бывшего раба, а потом пенджабского наместника. С него (1320 – 1325 гг.) начинается династия Туглаков (1320 — 1414 гг.). Столица была перенесена из Дели (на восток) и названа Туглакабад.
Его сын Мухаммад-шах Туглак был образованным человеком (знакомым даже с греческой философией), храбрым и искусным вождём. Он вёл почти аскетическую жизнь, но отличался суровой жестокостью, бессердечием и необузданностью нрава. Его завоевательные планы стоили жизни сотням тысяч солдат, и совершенно разорили страну. Земледельцы бежали от сборщиков увеличенных в 10 и 12 раз податей в джунгли и образовали шайки разбойников. Он преследовал и жестоко наказывал беглецов. Всё это вызвало голод; бедствия населения не знали пределов. Было поднято множество восстаний, с 1338 г. до смерти Мухаммада. В 1338 г. восстал его родной племянник в Мальве, но был схвачен, и с него заживо содрали кожу. В 1340 г. возмутились мусульманские наместники Нижнего Бенгала и Коромандельского берега, которых так и не удалось усмирить. Бенгал сохранял свою независимость с этих пор до 1538 г., когда был завоёван (на время) Моголами. В 1344 г. отложились южные царства Карната и Телинга, прогнавшие мусульманские гарнизоны. Магометанские наместники Декана также возмутились. Мухаммад двинулся против них, но был отозван назад мятежом войска в Гуджерате и восстаниями Мальвы и Синда. Смерть застала его в погоне за мятежниками на Нижнем Инде.
Сын Мухаммада Фируз-шах Туглак (1351 – 1388 гг.), болезненный и слабый, но разумный и кроткий, заботился о благоустройстве страны, строил плотины и каналы для орошения, водоемы, караван-сараи, мечети, школы, больницы и мосты. Ему приходилось бороться с придворными интригами и признать независимость магометанских властителей Бенгала и Декана. При нём стал самостоятельным Гуджерат (1371 г.), завоёванный Акбаром (1573 г.). После него династия Туглака скоро пала из-за бунтов магометанских вельмож и восстаний индусов. При последнем Туглаке, Махмуде, в 1398 г., Индия стала добычей Тамерлана, который вошёл в Индию из Афганистана, разбил Махмуда и взял Дели. Резня в городе длилась 5 дней; некоторые улицы стали непроходимы от мертвых тел. В 1399 г. Тамерлан вернулся в Среднюю Азию. А династия Туглаков угасла в 1414 г.
За ней последовали Саиды (1414 — 1450 гг.) и афганская династия Лоди (1450 — 1526 гг.). Власть этих правителей никогда не простиралась дальше Дели и его окрестностей; в течение их правления индусские князья и магометанские цари были фактически независимы от них.
Тем временем на юге от Виндхья продолжали существовать старые тамильские царства Чера (столица Талькад в Майсоре), Чалукья, Кадамба, Паллава, Чола (столицы Камбаконам и Танджор) и Пандья (столица Мадура, древняя Матхура,). Кроме них, на юге Индии существовало индусское царство Виджаянагара, или Нарсинха (1118 — 1565 гг.). Столица его находилась в Мадрасском округе Беллари, на правом берегу р. Тунгабхадры. В течение, по крайней мере, трёх веков Виджаянагара господствовала над южной частью полуострова. А в Декане возникла мусульманская династия Бахмани (1347 — 1527 гг.). Основателем её был бывший раб, афганец Зафар-хан. В лучшую пору своего могущества Бахмани владели половиной Декана. В борьбе с Дели их поддерживали индусские царства Виджаянагар и Варангал, но в продолжение большей части своего существования Бахмани служили делу ислама и были во враждебных отношениях с индусами. Высшего могущества династия Бахмани достигла при Ала-Эддине II (около 1437 г.); падение их началось с 1489 г. и завершилось в 1525 г.
Из «обломков» Бахманидского султаната образовалось пять независимых мусульманских монархий в Декане:
Биджапурский султанат (1518 — 1686 гг.) во главе с династией Адиль-шахов, предположительно основанной сыном турецкого султана Мурада II. Владения эти были присоединены Ауренгзебом в 1686 — 1688 гг.;
Голкондский султанат (1512 — 1687 гг.) во главе с тюркской династией Кутаб-шахов. Эти земли присоединены Ауренгзебом в 1687 — 1688 гг.;
Ахмаднагарский султанат (1490 — 1636 гг.) во главе с династией Низам-шахов, основанной брахманом-ренегатом из Виджаянагара. Завоеван Моголами в 1636 г.;
Берарский султанат (1490 — 1574 гг.) во главе с династией Имад-шахов со столицей в Элличпуре, основанной индусом из Виджаянагара. Берар был присоединен к Ахмеднагару в 1574 г.;
Бидарский султанат (1527 — 1619 гг.) во главе с династией Барид-шахов, основанной турком или грузином-невольником. Бидар был захвачен Моголами в 1619 г.
В 1565 г. эти султанаты сокрушили индусское царство Виджаянагар (битва при Таликоте), воспользовавшись его внутренними усобицами. При императоре Акбаре они ещё сохраняли свою независимость. Окончательно покорить мелких феодальных владетелей (так называемый «наяк» — буквально военачальник) не удалось. От наяков ведут своё начало Мадрасские Палигоры и махараджи Майсура.
Один из членов царского дома бежал в Чандрагири и основал там династию, член которой впоследствии уступил англичанам, в 1639 г., Мадрас. Другая ветвь стала вассалами правителей Хайдарабада, управляя землями вблизи развалин Виджаянагара. Из других южных индусских князей долго сохраняли свою независимость Манджарабадские раджи (1397 — 1799 гг.).
Итак, в Южной Индии доминировало несколько династий, под покровительством их правителей расцвели наука, искусство, литература, астрономия и философия.
В итоге возникшее в Северной Индии могущественное мусульманское государство Дели (Делийский султанат) оказалось непрочным, а после вторжения в Индию Тимура в 13981399 гг. произошёл распад султаната. В XV в. его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джамны, и в начале XVI в. Индия являлась разделённой на множество небольших и непрочных государств. Это облегчило завоевание Индии Тимуридами (1526 г.) под предводительством Бабура (Захиреддин Мухаммед Бабур из рода Барлас; 14 февраля 1483 — 26 декабря 1530 г.).
Империя Великих Моголов или Могольская империя (самоназвание на персидском گورکانیان‎ — Gurkâniyân происходит от мансаба эмира Тимура Gurkānī («зять Хана»)) — Тимуридское государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш и юго-восточного Афганистана в 15261540 и 15551858 гг. (фактически до середины XVIII в.). Границы империи на протяжении её существования значительно изменялись. Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах, ни основатель Империи, ни его потомки сами себя так не называли. Термин «могол» применялся населением в Индии для обозначения всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии.
Империя была основана Бабуром, вынужденным вместе со своими соратниками откочевать из Средней Азии на территорию Индостана. В составе войска Бабура были представители разных народов и племён, входивших в состав государства Тимуридов того времени, такие, как, например, тюркские, могольские и другие племена.
Столицу империи город Дели защищали многочисленные воинские отряды. Для них в Индию из Афганистана и Средней Азии ввозили боевых коней для конницы и волов для пехоты. Центром этноса Индии являлся народ хинди, живущий по течению реки Ганга.
Основатель империи Моголов Бабур родился в городе Андижан (сегодня – Узбекистан), располагавшемся в Ферганской долине, входившей в состав государства Тимуридов. Оттуда он был вынужден бежать от враждебных кочевых дештикипчакских узбеков в Афганистан (Герат). Откуда он пошёл с походом в Северную Индию. Основанную Бабуром династию индусы по традиции стали называть Моголами. Европейские путешественники XVII в. называли эту династию «Великие Моголы». Великих Моголов можно называть и тимуридами, также как и Бабуридами по имени основателя династии и государства Бабура. Члены династии были двуязычными и говорили на тюркском и персидском языках. Правители империи из династии Бабуридов обладали сложной титулатурой, основу которой составлял заимствованный у персов титул «падишах», принятый Бабуром в 1506 г.
В административном отношении государство Моголов делилось на 21 область (по другим данным на 19 областей). Во главе каждой области стояли наместники – субадары. Они имели собственные войска, бюрократический аппарат, автономные органы управления. Единственное, что не входило в круг их обязанностей, это сбор налогов. Налоговая администрация назначалась из центра и подчинялась непосредственно центральному налоговому управлению – дивани. Часть районов Индии находилась в руках князей, которые образовывали свои династии.
В это время основой социальной структуры Индии была восходящая к древнеиндийским варнам и освящённая индуизмом система каст. Традиционное индийское общество делилось на четыре варны, а именно: брахманы (жрецы), кшатрии (правители, администраторы, воины), вайшьи (свободные члены общины, часто ремесленники и торговцы) и шудры (несвободные члены общины, часто слуги). Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и определяла его статус на всю жизнь. Конечно, иногда жёсткая схема нарушалась. Например, шудры по рождению, став правителями государств или княжеств, приобретали статус кшатриев, раждпуты-воины также выполняли функции кшатриев. Иное дело, наследственный статус брахманов. Его очень трудно было утратить, даже если брахман переставал быть жрецом, но ещё труднее, практически невозможно было обрести статус брахмана заново.
В средние века и в Новое время изменялся статус вайшьев и шудр. Разница между ними в иерархии статусов всё уменьшалась, и к периоду колониального завоевания Индии была уже невелика: к вайшьям стали преимущественно принадлежать касты торговцев и ремесленников, а к шудрам – земледельцы.
Что же такое индийская каста? Каста – это замкнутая, эндогамная группа людей, обусловленная вследствие выполнения ими специальных социальных функций, наследственных занятий, профессий. Она имела этническую и религиозную общность. Традиционная индийская община, построенная на основе варново-кастовой системы, была незыблемым фундаментом индийского общества. Менялись династии и правители, а Варны и касты оставались, они цементировали нижние этажи общества. Ибо с одной стороны, каста защищала своих членов от чрезмерного насилия со стороны государства. С другой же – сохраняла традиционные методы организации труда, хранила опыт поколений. Правда, каста не поощряла применение технологических новшеств. В отличие от средневековой Европы, где социальная градация общества перманентна, индийская каста существует вне времени: она была в древности, сохранилась и сейчас. То есть каста – это религия и сознание, культура и быт.
Сын Бабура, Хумаюн (правил в 1530 — 1556 гг.), унаследовал от отца государство в Индии, простиравшееся от Ганга до Амударьи, но не удержал его, и довольно долго (15 – 25 лет) власть над Индией принадлежала афганской династии Шир Шаха (Суридов).
«Реальным» основателем империи Великих Моголов был сын Хумаюна — Акбар (1556 — 1605 гг.). Он был одним из самых видных мусульманских правителей Индии. Отличаясь военным талантом (не проиграл ни одного сражения), он не любил войны и предпочитал мирные занятия. Акбар перевёл на персидский язык священные книги и эпические поэмы индусов, интересовался их религией и уважал их законы, хотя запретил некоторые бесчеловечные обычаи. Последние годы его жизни были омрачены семейными неурядицами и поведением старшего его сына, Селима, мстительного и жестокого, восставшего против отца. Правление Акбара (49 лет) было посвящено объединению и умиротворению государства. Независимые мусульманские государства он превратил в провинции своей империи, индусских раджей сделал своими вассалами, частью путём союзов, частью силой. Назначение министров, наместников и других чиновников из индусов снискало расположение и преданность индусского населения новому монарху. Был уничтожен ненавистный налог на немусульман (джизью). Проникнутый широкой веротерпимостью, Акбар допускал свободное обсуждение догматов ислама. Отойдя от ислама он провозгласил создание новой синкретической религии «божественной веры», а себя объявил её пророком и главой этой веры.
Отметим, что начиная с XVI в., несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали «битву» за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 г. большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании.
Процесс колонизации облегчался тем, что в Индии не существовало единого государства. Небольшие княжества поддерживали между собой торгово-хозяйственные связи, но они не могли создать общее сильное войско, способное противостоять натиску извне. Правда, северные области Индии в 1206 – 1526 гг. формально находились под властью правителей Делийского султаната. Но эта власть была недостаточно прочной, к тому же в султанате господствовал ислам, который никак не смог бы объединить большинство индийцев, сохранявших приверженность индуизму.
Итак, со времён Великих географических открытий в Индии соперничали португальцы, французы и англичане. Португалия в конце XVI в. уступила свои преимущества сначала голландцам, а затем англичанам. В 1600 г. для торговли с Индией была основана английская Ост-Индская компания. Нидерландская Ост-Индская компания создана только в 1662 г. Первые французские купцы появились в Индии в 1664 г. В XVIII в. самыми мощными были английская и французская компании, и между ними шла борьба за фактории на побережье Индостана. Е. В. Тарле считал, что соперничество двух держав за Индию прошло два этапа.
Первый этап англо-французской борьбы в Индии был связан с войной за австрийское наследство (1740 – 1748 гг.) и Семилетней войной (1756 – 1763 гг.), по её результатам все владения Франции на востоке Индии (кроме пяти прибрежных городов) перешли к англичанам. Ост-Индская компания стала «хозяйкой» значительной части Индии и продолжала расширять свои владения. Но формально в ряде княжеств власть оставалась у местных раджей. Это сохраняло видимость независимости страны и довольно долго защищало англичан от серьёзных конфликтов с населением. Второй (и последний) этап борьбы двух держав за Индию связан с англо-французской войной (1777 – 1783 гг.). Она шла в Европе и североамериканских колониях. Обе державы имели сильные и слабые стороны в индийской политике. Но перевес был на стороне англичан. Английская экономика развивалась быстрее французской; для английского государства борьба за заморские владения играла большую роль, чем для французов (для них важнее были Эльзас и Лотарингия); англичане обладали самым мощным торговым флотом в Европе; и конечно, у Англии было больше опорных пунктов в Индии.
В это время основу индийской экономики составляло сельское хозяйство с его высокой нормой прибавочного продукта. К середине XVII в. индийское земледелие находилось на относительно высоком уровне развития. Крестьяне собирали по два-три урожая в год, применяли удобрения, орошали свои поля. В случае неурожая земледельцы уходили на промыслы.
Народы, населяющие Индостан накануне Нового времени находились на различных стадиях общественного развития – от разложения родового строя до развитых форм государственности. Термин «феодализм» применительно к Индии в современном отечественном востоковедении употребляют редко, чаще исследователи пишут о «государственном феодализме» или «восточном феодализме». Действительно, для Индии XVII – XVIII вв. было характерно вмешательство государства во все сферы жизни общества при сохранении государственной формы собственности на землю. Это выражалось в том, что государство присваивало себе определённую долю урожая в виде налога-ренты практически со всей земли, заставляя земледельцев платить налог в натуральной форме, позже – в денежном эквиваленте. Таким образом, обработка земли превращалась в государственную повинность. Государство же выражало монополию на землю всего класса землевладельцев, обеспечивая и самое себя и всех промежуточных земельных собственников. В Индии в этот период было три группы землевладельцев: крупные (субадары и джагирдары); средние (заминдары); мелкие (раджпуты).
Земли обрабатывали крестьяне – члены сельской общины. В индийской сельской общине наряду с земледельцами жили представители четырёх ремесленных каст – это кузнецы, плотники, кожевники и гончары. Ремесленники-ткачи не входили в общину и им не платили из доли урожая, как джаджмани. Система джаджмани, то есть прямого натурального обмена, охватывала только ремесленников, производящих орудия труда. Она составляла основу кастовой иерархии, присущей индуизму. И именно индуизм был жизненной основой этой системы.
Для индийской общины характерна совместная обработка и чередование полей; планомерное распределение труда и продуктов труда; содержание за свой счёт общинных старост и землемеров. С одной стороны, сельской общине Индии присуща хозяйственная замкнутость, ибо в общине жили земледельцы и ремесленники, и община не имела выхода на рынок. С другой стороны, сельская община была социально разобщенной. Разобщенность – это результат кастовой, а затем и имущественной принадлежности общинника. Можно выделить четыре категории общинников:
– мирасдары – полноправные общинники, имеющие наследственные права на полный надел;
– паттидары – полноправные общинники, имеющие наследственное право на часть (патти) надела;
– пришлые арендаторы и ремесленники; они не имели собственного надела;
– слуги и рабы, часто они принадлежали к касте неприкасаемых.
В стране было довольно много городов, среди которых можно выделить три типа:
1) центры ремесла и торговли;
2) ставки правителей-князей;
3) полуаграрного типа, в которых жители наряду с ремеслом занимались сельским хозяйством.
Самыми жизнеспособными в эпоху Великих географических открытий оказались города, относящиеся к первому типу. Хотя в каждом из них правил князь – политический и юридический глава города, однако ремесленники и торговцы втягивались в рыночные отношения, имели связи с другими государствами. Парадокс состоял в том, что в таком городе базары, лавки, торговые дома принадлежали князьям. Им же принадлежали мечети и храмы. Земля, на которой стоял город, принадлежала государству, городское население платило в государственную казну налог с земли. Как правило, город вместе с областью или округом давался султаном в качестве джагира и управлялся градоначальником. В Индии не было городов-республик, городов-коммун, население городов не боролось за независимость или самоуправление. Протест торгово-ремесленных кругов против существующей системы выражался в религиозных сектантских движениях, да и те не оставили существенного следа в истории.
Индийское ремесло делилось на внутриобщинное (сельское и городское) и необщинное. Ремеслом занималось 10-15 % населения. И, несмотря на застой в развитии техники, в ремесленном производстве сохранялось высокое технологическое совершенство. Причем всё производство шло по памяти, если ремесленник что-то забывал, качество падало, ибо не было письменных руководств, всё опиралось на обычай предков. Связь с рынком, развитие товарно-денежных отношений изменяло традиционные формы ремесла. Увеличилось количество ремесленников работающих по найму, росла кооперация труда. Следует заметить, что в XVII – XVIII вв. кооперация проходила не на свободной рыночной основе, а на государственной. Первые мануфактуры возникли при дворе падишахов и обслуживали нужды знати и армии. Квалифицированный ремесленник не был свободным продавцом своей рабочей силы, регламентация и контроль делала его государственно-зависимым человеком.
Как итог – на рубеже XVIII – XIX вв. растёт спрос на ремесленные изделия, укрепляется местный рынок. В страну проникает европейский торговый капитал и привносит свои формы организации труда. Следует отметить, что зачатки капиталистических отношений возникали в Индии лишь спорадически, в отдельных пунктах и только в некоторых отраслях экономики, например, в ткачестве. Большинство отраслей оставалось традиционными.
Вспомним, что весь XVII в. прошёл в Индии под знаком расширения и видимого роста могущества Могольской державы. Но к концу века она оказалась на грани распада.
Преемник Акбара, Селим, принял титул Джахангира («завоеватель мира»). Всё его правление (1605 — 1627 гг.) прошло в усмирении восстававших сыновей, прославлении султанши Нур Джахан («свет мира») или Нур Магаль («свет дворца») и в ночных оргиях. Он пытался завоевать Декан, но неудачно. Интересно, что Джахангир отправлял значительные средства на реставрацию мавзолея своего предка Тимура в Самарканде.
Специально надо отметить подчинение Джахангиром раджпутского княжества Мевар, до этого упорно отказывавшегося подчиняться завоевателям, несмотря на разрушение при Акбаре его древней столицы Читора (Читоргарха). Рана (князь) Амар Сингх признал себя вассалом Моголов (до 1680 г.). Другой удачей Джахангира было умиротворение Бенгалии. Несмотря на то, что она считалась частью империи, во время правления Акбара, местные князьки продолжали воевать с наместниками. Джахангиру удалось договориться с ними и получить их признание (как верховного правителя). Но его успехи на юге и на западе были скромнее. На юге он не сумел присоединить Ахмаднагар, а на западе столкнулся с могущественным шахом Ирана Аббасом I, что помешало ему завоевать Афганистан, а борьба с Персией за Кандагар продолжалась с переменным успехом и позднее при Шах Джахане.
Во время правления внука Акбара Шах Джахана (1628 – 1658 гг.) завоевания Моголов продолжались. Он занял Ахмаднагар и поставил в зависимость от Моголов султанаты Биджапур и Голконду. В этот период начинаются мятежи в Махараштре. С частью из них Шах Джахану удалось на первых порах договориться и получить, по крайней мере, на словах, изъявление покорности.
Джахан, начал своё правление с убийства родного брата и других родственников, что не помешало ему быть справедливым монархом, хорошим хозяином, и позволяли блестящие постройки, пышный двор и далёкие походы. Он завоевал Декан и оставил великолепные постройки в Агре и Дели. При нём империя Моголов достигла великолепия и могущества. Роскошь двора, по описаниям европейских путешественников, имела сказочный характер. В 1645 г. Джахан пытался присоединить к своему государству родину своего предка Бабура, но был разбит Аштарханидами (Аштарханиды или Джаниды, узбекская династия ханов Бухары 15991756 гг., происходившая от астраханских ханов из дома Джучи; пришла на смену династии Шейбанидов в Бухарском ханстве).
Шах Джахан известен не столько завоеваниям, сколько возведённого мавзолея Тадж Махал в Агре. Император приказал построить его для своей любимой жены — Мумтаз Махал (одним из детей которой был и следующий падишах Аурангзеб). Строительство мавзолея длилось около 22 лет (1632 – 1653 гг.). В нём участвовало более 20000 человек. Стены мавзолея выложены мрамором и инкрустированы полудрагоценными камнями. Площадка для строительства была специально укреплена и поднята над уровнем реки Джамны на 50 м. Величественное здание было построено в традиционном для Моголов стиле, сочетающем персидские и местные традиции; оно напоминает мавзолей императора Хумаюна в Дели (1565 – 1572 гг.). Само здание окружено четырьмя минаретами. Внутри расположены гробницы Мумтаз Махал и самого Шах Джахана. Купол Тадж Махала высотой в 35 м возвышается над четырьмя меньшими. Общая высота сооружения вместе с каменным постаментом составляет 74 м.
При Джехане управлять деканскими субами (провинциями) Могольской империи и осуществлять контроль над вассальными деканскими султанатами был назначен Аурангзеб, амбиции которого при правлении отца были направлены на юг — окончательное подчинение Биджапура и Голконды. Но Шах Джахан и его старший сын Дара Шукох, считавшийся официальным наследником престола, мешали намерениям Аурангзеба, опасаясь его усиления в ущерб центральной власти.
В сентябре 1657 г. Шах Джахан заболел, и его сыновья стали готовиться к борьбе за власть. Старший сын Дара Шукох был объявлен наследником, но братья не собирались с этим мириться. К тому же Дара не пользовался авторитетом у делийской знати. Аурангзебу удалось привлечь на свою сторону братьев Шуджу и Мурада, от которых он потом избавился, а отца посадил в темницу (где тот умер в 1666 г.) и занял трон на долгие годы (1658 – 1707 гг.), взяв титул Аламгира (владыка вселенной).
Он довёл государство до наибольших размеров, но пошатнул его силу. Правитель был царственный по внешности, простой в привычках, неутомимый работник и блестяще образованный. Он казнил своих двух братьев и их сыновей. Был ревностным ортодоксальным мусульманином и вновь ввёл джизья. Аурангзеб поощрял развитие тюркской литературы, при нём были составлены тюркские (чагатайские) словари. Индусов он совсем оттолкнул от себя. При нём продолжались завоевания в Южной Индии. А Декане в это время возникла новая политическая сила — маратхи. Их вождь, воинственный и энергичный Сиваджи / Шиваджи (1627 — 1680 гг.), ревностный приверженец индуизма и заклятый враг мусульман, провозгласил себя независимым царём.
При сыне Сиваджи, Сибхаджи, столица маратхов была взята, и могущество их, казалось, сокрушено (1701 г.). Но маратхи собрались с силами и в 1705 г. вернули свои крепости, тогда как Аурангзеб истощил свои богатства, войска и собственные силы в долгой войне. Последние дни жизни его были омрачены подозрением сыновей в измене и боязнью, что с ним поступят так же, как он — со своим отцом. Его внутренняя политика разрушала труды его предшественников, опор на мусульманские слои восстановило против него индусских князей. Индусское дворянство, составлявшее опору Акбара, сделалось при Аурангзебе фактором позднейшего разложения и падения империи Моголов. В 1677 г. отложились раджпуты, а в 1680 г. к ним присоединился мятежный сын Аурангзеба — Акбар со своим отрядом. С этих пор раджпуты более не входили в состав империи Моголов. В то же время богатство империи Аурангзеба, несмотря на вечные смуты, было весьма велико.
Ближайшие преемники Аурангзеба были куклами в руках своих полководцев и придворных, которые сажали их на престол, руководили ими и убивали при малейшей попытке освободиться от их опеки.
Зарубежные и отечественные исследователи связывают упадок империи с правлением султана Аурангзеба. После 1680 г. он проводил политику «кровожадной подозрительности и религиозной нетерпимости». Ответом на «вызов» султана стала индуистская реакция – ересь сикхов, войны маратхов. Страна, объединяющая две религии, две цивилизации – мусульманскую и индуистскую, раскололась надвое. Этот раскол открыл путь английскому завоеванию. Начавшийся процесс колонизации усугубляет сложившуюся ситуацию, ибо ухудшается положение всех слоёв индийского общества. Чрезмерное увеличение прямых и косвенных налогов, рост произвола местных князей привели к ряду народных восстаний. Эти движения носили антимогольский характер и являлись важным свидетельством ослабления державы Великих Моголов.
Первые признаки цивилизационного раскола появились ещё раньше. В северо-западной Индии, в Пенджабе / Панджабе ещё в XV в. возникла секта сикхов. Слово «сикх» означало «ученик». Часто представители секты носили фамилию «сингх», что означало «лев». Основатель секты учитель (гуру) Нанак (1469 – 1539 гг.) создал оригинальное учение, отличающееся как от индуизма, так и от ислама. Основными постулатами сикхизма были: положение о всеобщем равенстве людей независимо от веры и касты; ориентация на земную жизнь и деятельность; положение – женщины не ниже мужчин. Гуру Нанак писал, что люди достойны лучшей жизни и должны бороться за рай на земле. Так как на Панджаб совершали набеги афганцы и иранцы, сикхи создали армию. Она называлась хальсы – «армия чистых». Ещё члены секты давали ряд обетов: не стричь волосы, сбривать усы и бороды; всегда носить в волосах особый гребень, а на правой руке ритуальный браслет; у пояса – кинжал; и короткие кожаные штаны. Религиозный вождь сикхов Говинд (1675 – 1708 гг.) запретил сикхам курить, прикасаться к мусульманкам. Он возглавил восстание против властей и впервые выдвинул лозунг создания независимого государства Халистан.
Вторым крупным движение стало восстание военно-земледельческой касты джатов, живущей к югу от Дели. В 60-е гг. XVIII в. джаты распространили свою власть на часть северной Индии, их восстание было созвучно восстанию сикхов.
Ещё одним движением, охватившим центральные районы Индии, стало восстание маратхов. Их борьба длилась с середины XVII до начала XVIII столетия. Им удалось создать самостоятельное государство в центре Индии (в Махараштре). В первой трети XVIII в. границы государства маратхов простирались от Бенгалии на востоке до Гуджарата в центре Индии. Это означало начало конца Империи – колосса на глиняных ногах.
Некоторое время Великие Моголы ещё правили империей из Дели. Ближайшие преемники Ауренгзеба уже были марионетками в руках своих полководцев и придворных, которые сажали их на престол, руководили ими и убивали при малейшей попытке освободиться от их опеки. Двое из ближайших наследников Ауренгзеба (сын Ауренгзеба — Богадур Шах (1707 — 1712 гг.) и старший сын последнего Джагандар Шах (1712 — 1713 гг.)) были под опекой министра Зульфикар Хана, а четверо остальных (Фарукшияр, племянник Джагандар Шаха (1713 — 1719 гг.), два его преемника, правившие всего несколько месяцев, и Мухамед Шах, внук Багадур Шаха (царствовавший в 1719 — 1748 гг.)) являлись креатурами двух авантюристов, братьев Саидов (Гуссейн и Абдалла), прозванных «делателями царей».
В 1710 г. произошло очередное восстание сикхов (сейков) в Пенджабе, усмиренное только в 1716 г.
С 1720 г. становится очевидным распад империи. В этом году при султане Мухамеде Шахе наместник Декана Низам-уль-Мульк (17201748 гг.) образовывает своё независимое государство. Его примеру последовал наместник Ауда, сделавшийся из простого персидского купца визирем, а потом первым навабом аудским, под именем Наваба Визиря аудского (1732 — 1743 гг.).
К этому времени маратхи наложили дань на всю Южную Индию, прорвались на север и вынудили у Мухамеда Шаха уступку Малвы (1743 г.), а у его сына и преемника Ахмада Шаха (1748 — 1754 гг.) отняли Ориссу и получили право дани с Бенгала (1751 г.).
К тому же к внутренним раздорам присоединились нападения извне.
В 1739 г. персидский шах Надир сделал набег на Индию. После взятия Дели и 58-дневного грабежа города, персы возвратились домой через северо-западные проходы с добычей, оценённой в 32 млн фунтов стерлингов. За персами последовали афганцы, несколько раз врывавшиеся в Индию под предводительством Ахмед-шаха Дуррани (он известен как
Ахмад-шах Абдали (1723 — 1772 гг.) — основатель Дурранийской империи, которая является началом современного Афганистана) и возвращавшиеся с богатой добычей. Кабул, последнее афганское владение Моголов, был отнят у них ещё в 1738 г.; целые области были опустошены афганцами, а их население вырезано или уведено в рабство. В 1754 г. султан Ахмед Шах был низложен, и его место занял Аламгир II, который скоро был убит (1759 г.) своим первым министром Гази Эддином.
Итак, в начале XVIII в. на территории султаната Великих Моголов существовало несколько крупных независимых княжеств: Панджаб, Маратхское государство, Бенгалия, Ауд, Хайдарабад. Кроме них, было несколько десятков мелких независимых княжеств. Владения Моголов ограничились лишь городом Дели и его округой. Слабостью Индии воспользовались афганцы. Ахмед-шах Дуррани захватил северную часть Индии. До 1761 г. ему сопротивлялись только маратхи, затем и они потерпели поражение (в 1761 г. Ахмед-шах нанёс сокрушительное поражение в битве при Панипате маратхскому войску во время афгано-маратхской войны 1758 – 1761 гг.). Однако завоевать Индию оказалось значительно легче, чем сохранить завоёванные земли. Ахмет-шах не смог объединить страну и вскоре был вынужден вернуться в Афганистан. Не смогли объединить Индию и маратхи. Междоусобные войны ослабили молодое государство маратхов, обрекли страну на неудачи в дальнейшем.
Постепенно всё более важную роль в делах Могольской империи начинает играть Британская Ост-Индская компания. Падишахи периодически пытались бороться с англичанами, но, в конце концов, склонились к союзу с Компанией против враждебных им феодалов. Номинальным императором Дели после смерти Аламгира II являлся Шах Алам II, который жил в Аллахабаде до 1771 г. английским пенсионером.
Империя Моголов в 1761 — 1765 гг. окончательно пала. В войне между французами и англичанами в Южной Индии (1748 — 1761 гг.) уничтожены были последние следы могольской власти в Карнатике. Бенгал, Бихар и Орисса были уступлены англичанам в 1765 г. именем Шаха Алама II, хотя его власть ещё раньше сделалась только номинальной. В 1771 г. действительными хозяевами Дели стали маратхи, захватившие и Шаха Алама II, который был ослеплён и посажен в тюрьму своими восставшими подданными. Маратхи восстановили его, но держали его своим пленным до 1803 г., когда были разбиты англичанами.
Центральная Индия в 1780-е гг. стала ареной войны между мусульманскими и маратхскими феодалами за господство над землями Могольской империи. В 1789 г. победили маратхи, формально восстановившие власть Великих Моголов, но фактически сами ставшие хозяевами на землях бывшей империи, включая Дели.
В 1803 г., в ходе второй англо-маратхской войны Дели захватили войска Ост-Индской компании. Престарелый Шах Алам окончательно признал власть англичан. 23 мая 1805 г. падишаху было назначено постоянное содержание — 120000 фунтов стерлингов. С этого времени он перестал быть сюзереном и не управлял даже теми землями, с которых получал доходы. В распоряжении Шах-Алама остался только Красный форт в Дели. За его стенами управление городом и окрестностями находилось в руках английского резидента. В следующем году Шах Алам умер. Его сын Акбар Шах II и внук Мухаммад Бахадур Шах II (17-й Великий Могол и последний из рода Тамерлана; Сирадж уд-Дин Абу-л-Музаффар Мухаммад Зафар или Бахадур Шах, Бахадур Шах II (24 октября 17757 ноября 1862 гг.) — правил с 28 сентября 1837 по 14 сентября 1857 гг.; Бахадур Шах был сыном Муин уд-Дин Абу Наср Мухаммада Акбар Шаха II и его жены Лалбай) хоть и носили титул падишахов, но не имели никакой реальной власти и проводили время в обществе наложниц, придворных поэтов и музыкантов.
На 82-м году жизни Бахадур Шаху суждено было сыграть заметную роль в ходе Индийского народного восстания 1857 — 1858 гг. 11 мая 1857 г. восставшие сипаи заняли Дели и заставили Бахадур Шаха подписать воззвание, в котором падишах сообщал о восстановлении имперской власти и призывал всех индусов объединиться для борьбы за родину и веру. Таким образом, волею восставших беспомощный старец был поставлен во главе антианглийского восстания.
В сентябре 1858 г. английские войска штурмом взяли Дели, Бахадур Шах сдался в плен. Англичане объявили о ликвидации Могольской империи. Шах, приговорённый английским судом к ссылке, умер в 1862 г. в Рангуне.
При этом, одним из главных результатов народного восстания 1857 – 1859 гг. стало упразднение Ост-Индской компании, и с августа 1858 г. Индия стала колонией Великобритании. На этом история Империи Великих Моголов окончательно завершилась. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии – страны, ставшей «алмазом в британской короне».
Отметим, что на развитие индийской цивилизации большое влияние оказала почти двухвековая британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация – тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции.
Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана ещё в 1690 г., что влияет и на её современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Сомали. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».
Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905 – 1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, то есть полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60 %.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх