История Древней Греции в вопросах и ответах

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Греки действительно разбавляли вино водой?
1635219234160.png
Да, действительно, причем порой очень сильно. Нормальным считалось разбавление одной доли вина двумя долями воды, а порой доходило и до десяти долей воды.
Существуют разные объяснения, откуда взялась эта традиция: греческие авторы пишут только, что разбавление вина отличает греков от варваров.
Вероятнее всего, греческое вино существенно отличалось от современного по технологии производства. Чтобы повысить долю сахара, виноград подвяливали, и в результате получался очень сладкий и густой напиток.
Впрочем, в некоторых обстоятельствах вино не разбавляли: например, в холодное время года, когда его пили как лекарство. А вот варвары пили неразбавленное вино, грекам такое поведение казалось недостойным.

А что греки ели, кроме оливок?
1635219317260.png
Оливки в обработанном виде или оливковое масло, конечно, не были единственным блюдом на греческом столе. Впрочем, в своем разнообразии он сильно уступал современной кухне. Важнейшими в греческом питании были зерновые культуры — пшеница и ячмень. Из пшеницы делали хлеб, кроме того, из нее, так же как и из других круп, например, проса или полбы, варили каши.
Другой важной основой пищи были бобовые. В Греции росли горох, чечевица и разные виды вики, которая сейчас считается кормом для скота. Бобовые использовали в сыром виде и как основу для густой похлебки. Также ели лук, перец, огурцы, которые тогда были очень горькими, и другие овощи.
Мясо, как и в других древних культурах, появлялось на греческом столе не каждый день, а его основным источником были овцы и козы. Чаще всего их использовали как жертвенных животных, а после жертвоприношения съедали на специально организованном пиршестве. Говядину ели нечасто: ее могли позволить себе только богатые люди. Свинина была не очень популярна. Из птицы часто готовили курицу, ну и конечно, ели куриные яйца. Охотились на кабанов и оленей, а также различных птиц. Из молока овец, коз и коров делали сыры, которые тоже были распространенным продуктом.
Если в глубокой древности аристократия брезговала есть рыбу — об этом говорится в поэмах Гомера, — в архаической и классической Греции все продукты моря шли в пищу. Особенно ценился тунец и осетровые, которых добывали в устьях крупных рек Черного моря. Рыбу солили и вялили, также ели крабов, омаров, осьминогов, каракатиц и так далее. Моллюски, в первую очередь устрицы и мидии, употреблялись в пищу в огромных количествах.
Из фруктов греки ели яблоки, груши, фиги и виноград. На десерт — сушеный инжир, изюм и мед, который также добавляли в салат и хлеб.
Пили воду, молоко (часто козье) и вино. Пиво было известно, но не особо популярно.

Греки реально верили, что гром и молнии — это Зевс сердится, а под землей их ждет пес с тремя головами?
1635219413695.png
Зевс. Амфора с краснофигурной росписью
С глубокой древности мифы объясняли устройство мира, и большинство греков, конечно, не подвергали их сомнению: за проявлениями природы они видели волю богов, молнии метал Зевс, а морскими волнами управлял Посейдон. Однако с развитием философии и науки, то есть уже к VI в. до н.э., образованные греки стали сомневаться в такой картине мира. С одной стороны, мир богов казался им недостаточно структурированным и логичным, с другой — концепция Аида, в котором все становились бестелесными, потерявшими память тенями, казалась безысходной. В некоторых новых философских идеях главенствующая роль отводилась могучим стихиям, в других боги вообще не фигурировали. Но все же интеллектуальные размышления о мироустройстве были характерны для узкой образованной прослойки, а простые люди продолжали верить во всесильных богов, могучих героев и страшных чудовищ. Эти истории они принимали как данность, но поклонялись богам скорее по традиции, нежели из-за истинной веры.

Насколько больше было бедняков, чем богатых, и какие между ними были отношения?
Точное соотношение богатого и бедного населения в Древней Греции мы не знаем: оно очень сильно отличалось от города к городу и от эпохи к эпохе. Даже если говорить о таких городах, как Афины и Спарта, эти данные очень приблизительны. В Афинах V в. до н.э. жило примерно 300000 человек. Среди них было около 40000 свободных мужчин, то есть 10-15 %. Если прибавить членов их семей, получится примерно 150000 человек. Около 100000 жителей были рабами, а остальные были свободными негражданами — метеками. Рабы были не просто бедняками: они вообще не имели собственности. Реформы Солона VI в. до н.э. распределили свободных жителей Афин на четыре имущественных класса. Самые богатые, чей годовой доход превосходил 26000 литров зерна, вина или масла, назывались пентакосиомедимнами (то есть 500-медимновыми). Такой грек мог владеть большими землями и садами, а возможно, и собственными кораблями. В случае войны они должны были за свой счет снарядить боевой корабль. Те, чей доход составлял 300-500 медимн, назывались гиппеями, то есть всадниками. Это значит, что их дохода хватало для содержания коня. В бедной плодородными землями Греции для этого требовался либо кусок незасеянного поля, либо покупной корм, что было весьма дорого. Такие граждане владели большим количеством земли и богатыми просторными домами. Во время войны они, естественно, служили в коннице. Граждане, чей доход располагался между 200 и 300 медимнами, называли зевгитами. Это были крепкие хозяева, которые могли содержать дом и обладали достаточным для этого количеством земли. Именно такие граждане были основой греческих полисов и первоначально составляли большинство. Во время войны они служили в тяжелой пехоте — гоплитами, так как их дохода хватало для того, чтобы купить себе оружие и доспехи. Наконец, те, чей доход был еще меньше, назывались фетами. Это были люди, которые едва сводили концы с концами: они были освобождены от любых повинностей в городе, так как это могло подорвать их и без того небольшой бюджет. Фактически феты были бедными крестьянами и рабочей беднотой. Во время войны они служили легковооруженными пехотинцами, и гребцами во флоте (рабов на галерах у греков не было, на веслах сидели бедные, но свободные люди). Первоначально фетов было относительно немного, но постепенно бедноты в крупных городах становилось все больше. Из этих примеров видно, что самые богатые люди были не менее чем в два с половиной раза богаче бедных и примерно в два раза богаче среднего класса — зевгитов. Разрыв между богатыми и бедными в Древней Греции был меньше, чем в современном обществе.
Конечно, бедные граждане и свободные неграждане недолюбливали богатых, но, так как любые вопросы можно было решить в суде (а для граждан — и на народном собрании или в других органах власти), до открытых конфликтов дело доходило редко. В некоторых случаях гражданам платили за участие в народном собрании, службу в суде или даже выделяли средства на посещение театра во время праздников. К властям можно было обратиться и за социальной поддержкой. Такие меры не давали случиться социальному взрыву. Положение рабов было разным в греческих государствах: порой случались и небольшие восстания. Самой тяжелой в Афинах была работа на Лаврийских серебряных рудниках, откуда рабы сбегали при первой возможности. Кроме того, различалось положение частных рабов и государственных, которые могли служить полицейскими, писцами, тюремщиками, глашатаями. Фактически они были государственными работниками и находились в лучшем положении относительно других рабов. В Афинах, где к рабам отношение было довольно сносным, что даже порой вызывало недовольство граждан, считавших их слишком дерзкими, восстаний не случалось.

Были ли греки воинственны? Часто ли воевали?
1635219543107.png
Греки были очень хорошими воинами и воевали довольно часто, но их воинственность была особой. Они были хорошими воинами, потому что знали, за что сражались, и были прекрасно готовы к бою. В идеале каждый гражданин греческого полиса вооружался за свой счет и в случае необходимости должен был пополнить ряды ополчения. Обычно такая «милиция», то есть войско вооруженных граждан, обладает неплохим боевым духом, но не может состязаться на поле боя с профессиональными солдатами. Однако постоянные спортивные упражнения и соревнования делали греков сильными, меткими и готовыми к бою.
Кроме того, греки обладали блестящей тактикой ведения боя. Они строились плечом к плечу в длинные шеренги, прикрытые щитами, подходили к противнику на расстояние вытянутой руки и сражались врукопашную короткими копьями и мечами. Такой способ ведения боя требовал хладнокровия, а также давал почувствовать поддержку товарищей, стоявших справа, слева и сзади. Чтобы научиться передвигаться в фаланге — так назывался этот строй, — греки проводили военные тренировки. Лучшими были спартанцы, которые почти ежедневно упражнялись в военном деле.
Военные конфликты, возникавшие между греческими государствами и их соседями были скоротечными и не приводили к большим потерям. Если одна фаланга опрокидывала другую, проигравшие бежали, бросая щиты. Победители не могли оставить тяжелые щиты на земле — это считалось недостойным воина, — а бежать с ними в руках было неудобно. Поэтому проигравшие не несли потерь во время бегства. Обычно сразу после боя заключалось перемирие: нужно было похоронить погибших.
Греческие земледельцы не любили воевать без необходимости, так как это отвлекало их от хозяйственных занятий, но всегда были готовы к войне и прекрасно подготовлены. Это сыграло огромную роль в разгроме таких опасных врагов, как персы.

Греки придумали Олимпийские игры?
1635219622442.png
Да, в этом нет никаких сомнений. У греков была традиция проводить в честь богов соревнования, так как считалось, что боги испытывают удовольствие от процесса выбора победителя (выиграть мог только их избранник). Самые важные соревнования проводились под эгидой крупных святилищ с определенной периодичностью. Например, в Афинах были Панафинейские игры в честь Афины, в Коринфе — Истмийские в честь Посейдона, в Дельфах — Пифийские в честь Аполлона. Однако самыми крупными и почетными считались Олимпийские игры, проводившиеся в святилище Зевса в Олимпии, на полуострове Пелопоннес. По данным Аристотеля, первые игры состоялись в 776 г. до н.э., хотя, возможно, это легенда. Олимпийские игры проводились раз в четыре года. Чтобы спортсмены могли, не опасаясь за свою жизнь и свободу, добраться в Олимпию и уехать обратно домой, на время игр объявлялось общегреческое перемирие. Сначала единственным видом соревнований был бег, но постепенно к нему добавились и другие виды спорта. Победа в этих соревнованиях была весьма почетной и прославляла не только спортсмена, которого называли олимпиоником, но и его город. Игры просуществовали до конца IV в. н.э., когда были запрещены вместе с другими языческими праздниками.
В Новое время некоторые европейские соревнования по традиции называли Олимпийскими играми, а с 1896 г. игры возродили, и они стали, как раньше, проходить раз в четыре года.

Почему все античное до сих пор считается красивым?
1635219690217.png
Венера Милосская
Ученые предполагают, что отчасти чувство красоты объясняется биологическими причинами. Например, человеку нравится разделение какого-то предмета по длине в отношении 68 к 32 % — это «золотое сечение». С другой стороны, красивым считается то, что связано с культурной традицией того или иного народа.
Древнегреческие скульпторы, художники и архитекторы отличались высоким художественным чутьем и часто интуитивно находили приятные для человеческого глаза соотношения. Большое значение они придавали точному копированию человеческой анатомии, при этом следуя строгой симметрии в изображении лица и тела, что соответствует стандартам красоты, принятым в различных культурах.
Однако самым существенным является то, что греческое искусство, несколько переработанное римлянами, легло в основу искусства некоторых европейских народов. В период Возрождения мастера снова обратились к Античности, активно используя древние образы, а порой и копируя произведения искусства. С этого времени начинает развиваться классическое образование, которое включало в себя изучение древнегреческого и латыни, а также знакомство с античным искусством. С XVIII в. оно становится общепринятым, а искусство Древней Греции считается идеалом и основой европейского искусства. Несмотря на то что сегодня искусство сильно изменилось, античные основы европейской культуры общеизвестны, продолжают оказывать влияние на современную культуру, и в силу этого античное искусство многим кажется красивым.

Почему Греция не стала империей, как Рим?
1635219781761.png
Александр Македонский вступает в Вавилон
Основать большую империю грекам помешала сама структура их общества. Древние греки жили в самостоятельных городах-государствах — полисах, которым обычно принадлежали близлежащие, легко обозримые земли. Колонии, выведенные в отдаленные земли, обычно сразу становились самостоятельными государствами, которые поддерживали со своими метрополиями дружеские отношения, но были независимы от них. Для решения различных задач, например войны против общего противника, полисы объединялись в союзы: некоторые из них сохранялись столетиями, другие существовали недолго. Если какой-то город усиливался, против него сразу же складывалась коалиция противников, которые пытались ослабить соседа. Некоторым государствам, в частности Афинам и Спарте, удалось подчинить себе довольно большие по греческим меркам территории, но свою власть они распространяли преимущественно через союзнические отношения. Римское же государство было, по сути, властью одного города, которому удалось подчинить себе огромные территории.
Большое государство грекам удалось установить только под управлением македонян — народа, возможно, родственного, но считавшегося варварами. Под единым управлением царя Филиппа II македоняне захватили и фактически объединили Грецию, а потом благодаря выдающемуся воинскому таланту его сына Александра III, прозванного Великим, разгромили Персидскую империю и захватили некоторые сопредельные ей территории. Несмотря на ведущую роль македонян, огромную роль в этом завоевании сыграли греки, а их язык и культура стали объединяющими для завоеванных территорий. Правда, это государство ненадолго пережило своего создателя, но на его развалинах образовались большие греческие государства: Египет Птолемеев, империя Селевкидов и Пергамское царство. Постепенно большую часть этих государств подчинили себе римляне.

Как и куда исчезла греческая цивилизация?
Греческая цивилизация не исчезла, подобно государствам американских майя или мифической Атлантиде. Римляне, захватившие греческие территории, с почтением относились к греческой культуре, признавая вкус и образованность греков, а также сохраняли в городах местное самоуправление, что давало возможность хранить и развивать древние традиции. Поэтому греческая культура никуда не исчезла, а продолжала развиваться в составе римского государства. После распада Римской империи на Западную и Восточную на территории последней постепенно формируется Византийская империя, ядром которой было греческое население, говорившее на среднегреческом языке — поздней форме древнегреческого. С конца VII в. он становится официальным языком империи. Конечно, основной религией Византии стало православие, но ее культура наследовала древнегреческой и древнеримской. Своего культурного своеобразия греки не потеряли и под властью Османской империи, сохранив его до начала XIX в., когда была возрождена греческая государственность. Таким образом, современная Греция — полноправная культурная преемница древнегреческих государств, с которыми она связана непрерывной линией исторического развития.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх