История Жиля де Рэ («Синей бороды»)

zhuhray fg

.
Команда форума
История Жиля де Рэ («Синей бороды»)
Согласно некоторым исследователям, прототипом Синей Бороды был маршал Жиль де Рэ, сожженный в 1140 г. Во всей Бретани Жиль де Рэ известен под именем Синей Бороды. Долгое время в Нанте, в церкви святого Николая, показывали надгробный камень, под которым были похоронены жены Синей Бороды.
На самом деле история «Синей Бороды» была известна еще до рождения Жиля де Рэ. Легенда, смешавшая историю Жиля де Рэ и «Синюю Бороду», родилась в Анжу в конце XVI в. Исследователи идентифицируют «Синюю Бороду» с бретонским королем VI в. по имени Кунмар или Коморр, Кономор, который женился на святой Трифиме (Трефинии), дочери герцога Ваннского (или графа Героха). Фрески в церкви Морбихана и «Большие Хроники» Алэна Бушара (1531 г.), а также «Жизнеописание святых Бретани», так рассказывают эту историю: «…Коморр уже убил нескольких своих жен. Герох, граф Ваннский, долго не хотел отдать ему в жены свою дочь Трифиму, но потом согласился, при условии, что святой Гильд воскресит ее, если понадобится. Новая королева, нарушив наказ мужа, однажды зашла в часовню, где были похоронены жены Коморра, и ей явились их тени, предупредившие королеву, что король убивает свою жену, как только та забеременеет. Так как Трифима была в положении, она испугалась. Тени убитых попытались помочь ее бегству. Коморр настиг беглянку и отрубил ей голову. Граф Герох упросил святого Гильда выполнить свое обещание, а браьтя Трифимы отомстили ее мужу за все преступления…»

image001.jpg
Известно, что, собирая бретонские легенды, Шарль Перро, в частности, записал такую: мимо замка Жиля де Рэ ехали граф Одон де Тремеак и его невеста Бланш де Лерминьер. Барон пригласил их на обед. Но когда гости уже собрались уезжать, он приказал бросить графа в каменный мешок, а испуганной Бланш предложил стать его женой. Та отказалась. Тогда он повел ее в церковь и стал пылко клясться, что в случае согласия «навсегда отдаст ей душу и тело». Бланш согласилась — и в тот же миг превратилась в Дьявола синего цвета. Дьявол засмеялся и сказал барону: «Теперь ты в моей власти». Он сделал знак — и борода Жиля тоже стала синей. «Теперь ты не будешь Жилем де Лавалем, — прогрохотал Сатана, — Тебя будут звать Синяя Борода!»
Имя Жиля де Монморанси-Лаваля сира де Рэ, богатейшего феодала и маршала Франции, живет уже пять веков, пожалуй, не только из-за чудовищных пороков, которые оно символизирует. Больше всего притягивает и завораживает в этой фигуре невероятное соединение крайностей.
Он родился около 1404 г. в замке Машкуль на границе Бретани и Анжу. Родители Жиля де Рэ происходили из известнейших французских родов: Краон и Монморанси. Этот род дал Франции двенадцать маршалов и шесть коннетаблей. В Жиле де Рэ текла кровь прославленного коннетабля Бертрана Дюгесклена — знаменитейшего из полководцев страны, погибшего в 1380 г. Жиль унаследовал громадное состояние, когда в возрасте 11 лет остался без отца (Ги де Лаваля), погибшего во время военных действий (по другим сведениям на дуэли), мать снова вышла замуж (по другим сведениям скончалась), и Жиля воспитывал дед, Жан де Краон. 30 ноября 1420 г. он женил Жиля на Катерине де Туар, чьи обширные владения граничили с владениями де Рэ. Он получил вдобавок к и без того немалому состоянию два миллиона ливров приданого и обширные земли в Пуату (в том числе замок Тиффож, которому суждено будет сыграть немалую роль в его дальнейшей судьбе). Около 1425 г. Жиль де Рэ появляется при дворе дофина. Положение Карла VII в то время оставляло желать лучшего – Франция была опустошена войнами, а Жиль де Рэ – богатейший барон Франции, и он появляется при дворе с войском, которое снарядил за свой счет. Во главе своих отрядов он совершал — с 1422 по 1429 г. — весьма удачные рейды по землям, занятым врагом, штурмом взял несколько замков. К моменту прибытия ко двору короля в Шинон барон де Рэ прославился в боях с англичанами в Анжу и Мэн. Король собирается укрыться на юге, предав свою страну, и вот тут появляется Жанна д'Арк, и Жилю де Рэ поручено охранять и защищать ее. Барон де Рэ поверил в нее, он следует за ней в битвах, вместе они снимают осаду с Орлеана, доходят до самого Парижа. Он рядом с Жанной д'Арк в день коронования в Реймсе, где за храбрость король дает ему титул маршала Франции (в это время барону де Рэ исполнилось 25 лет).

image004.jpg
Жертвы Синей бороды
Жанне д'Арк не удалось освободить Париж, а под Компьеном, осажденном бургиньонами, ее берут в плен и передают англичанам. По обвинению в колдовстве и ереси Жанна приговаривается к сожжению на костре. Есть свидетельства того, что, Жиль де Рэ пытался ее освободить, в мае 1431 г. его видели с войском в окрестностях Руана. После смерти Жанны Жиль основывает в поместье Машкуль-ан-Рэ церковь, посвященную невинно убиенным младенцам, для хора которой он отбирает самых красивых мальчиков, а потом запирается в своем замке Тиффож. И здесь его мистицизм достигает небывалого размаха, побуждая его на самые жуткие преступления. Поскольку Жиль стремится к небывалой, утонченной роскоши, ему приходится тратить огромные деньги. Постепенно его состояние истощилось, и он начинает закладывать замки, продавать земли. Наследники маршала обращаются за помощью к королю. В 1436 г. Карл VII издает постановление, запрещающее Жилю де Рэ продажу какой бы то ни было крепости, замка или земли. Герцог Бретани Иоанн V пользуется этим и объявляет себя единственным претендентом на владения Жиля.
В надежде добыть золото барон де Рэ занимается колдовством и алхимией. Рядом с ним появляется итальянский маг (алхимик), Франческо Прелати, и они вместе пытаются получить золото при помощи черной магии, принося при этом кровавые жертвы. Жиль пишет трактат «Об искусстве вызывать демонов». Убийства детей начались не сразу, Жиль де Рэ стал насиловать детей уже после того, как алхимия оказалась бессильной. В деревнях в окрестностях замка Тиффож практически не осталось мальчиков. С 1432 по 1440 г. в Анту, Пуату, Бретани после появления людей маршала – Франческо Прелати, Рошера Брикевиля, Жиля Силлэ пропадали дети. Современные исследователи насчитывают от семи до восьми сотен жертв. Но, возможно, маршала так бы никто и не тронул, если бы не желание герцога бретонского завладеть его замками. Повод к захвату не замедлил представиться. В декабре 1439 г. (по другой версии 1436 г.) замок Тиффож внезапно посетил дофин, будущий король Людовик XI. После этого над Жилем нависла реальная угроза ареста, и он дал к нему повод. 15 мая 1440 г. маршал со своими людьми ворвался в свои бывшие владения – замок Сент-Этьен де Мер-Морт, проданный Жоффруа де Ферону. В замковой церкви служил обедню священник Жан де Феррон, брат хозяина. Жиль де Рэ врывается в церковь, избивает священника, грозя задушить его. В последующие дни он запирается в своем замке, а 14 сентября 1440 г. прибывшие из Нанта войска осадили замок Тиффож по приказу нантского епископа Жана де Малеструа. Жиль де Рэ был арестован, привезен в Нант и заключен в башню. При осмотре его замка в подземельях были обнаружены горы детских костей и черепов, которые не успели сжечь слуги.
Процесс над убийцами начался 13 октября и завершился 26 октября 1440 г. Были также схвачены слуги Жиля и женщина по имени Меффрэ, которая считалась главной поставщицей живого товара. В начале Жиль де Рэ отпирался, заявляя, что все, возводимое на него – сплошная ложь и клевета, но через несколько дней (возможно, после допроса с пристрастием) раскаялся в своих прегрешениях и умолял снять наложенное на него отлучение от церкви. Постепенно он стал просить прощения у родителей замученных им детей. Барон сам назвал число замученных им детей — 800 (таким образом, он должен был умерщвлять по одному ребенку в неделю последние 15 лет!). Но суд посчитал, что было убито 150 детей.
Жиля де Рэ приговорили к повешению и к сожжению его трупа. Приговор был приведен в исполнение 25 (или 26) октября 1440 г. в Нанте. Были казнены двое слуг-телохранителей и, по их собственным показаниям, помощников в нечестивых делах — Анри Гриар и Этьен Корийо. Вместе с ними был казнен и Жиль де Рэ, которого палач задушит гарротой, потом «символически» подожжет хворост под мертвым телом, но тут же вытащит труп, который передадут родственникам. Те, впрочем, остерегутся хоронить «изверга» в фамильном склепе — он найдет вечное упокоение под безымянной плитой в кармелитском монастыре на окраине Нанта.
Прошло несколько столетий, прежде чем некоторые историки стали указывать на разного рода изъяны и нестыковки обвинений в процессе над героем Столетней войны. Сомнителен уже сам факт совершения инкриминированных ему деяний. Подозрения вызывает и такой факт: самые одиозные персонажи процесса, вроде Франческо Прелати, подверглись всего лишь заключению. Возможно, оговорили де Рэ по почину короля, он был уверен, что Жиль поддерживает опального дофина Людовика, а главное, Карлу очень не хотелось возвращать маршалу огромный долг.
Только в 1992 г. французские ученые добились исторической справедливости — организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов маршала полностью оправдал.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх