Ключевые акценты технологии разработки и проведения учебных проектов

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Учебный исследовательский проект. Выполняется в рамках учебной деятельности: монопредметный, интегративный, межпредметный. Соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Выполняется частично или полностью в рамках учебного времени. Соблюдается технология исследовательской деятельности.
Практико-ориентированный проект.
Применение проблемного обучения. Направлен на развитие мышления высокого уровня. Для введения в проект формулируются учителем или уточняются вместе с участниками проекта в ходе дискуссии проблемные вопросы.
Возможность самостоятельного выбора учебной траектории в проекте. Формирование исследовательских групп происходит, исходя из пожеланий участников проекта.
Вовлечение родителей в круг учебной деятельности и интересов ребенка. Учитель представляет родителям информацию о проекте: цели, направление и практическая значимость для детей учебной деятельности в проекте.
При этом необходима:
Тщательная проработка целеполагания при организации проекта.
Коллективное планирование выполнения проекта.
Сформированная группа самостоятельно составляет план работы над проектом.
Предоставление критериев выполнения заданий до его выполнения. Заранее разработаны показатели и критерии оценивания, которые предоставляются до начала выполнения проекта.
Применение системы оценивания. Учитель разрабатывает стратегию и инструменты оценивания.
Использование информационно-коммуникационных технологий. Проект направлен на освоение и полноценное применение ИКТ, сетевого взаимодействия, социальных сервисов сети Интернет.
Публичное представление результатов проектной деятельности в форме выступления на конференции, публичной защиты с приглашением родителей, педагогического коллектива, учащихся других классов.
Как и при применении любой педагогической технологии в проектной можно выделить ее преимущества, недостатки и конечно риски.
Трудность в организации такого обучения в основном составляет неподготовленность как учителей, так и учеников к такой форме работы. Учителям следует – обучаясь формам и методам организации на курсах, в методических и сетевых сообществах, непосредственно у коллег на семинарах, стажировках и т. п. Готовить учеников можно только одним способом – проводить проекты как можно чаще и по различным предметам.
Чтобы предусмотреть риски и снизить уровень трудности от учителя требуется тщательная проработка проекта. Нельзя начинать проект, не подготовив его самым тщательным образом. Что входит в требования к разработке:
1. Длительность проекта. Описание приблизительного времени в часах, необходимого для выполнения данного проекта.
2. Связь со стандартами. Ссылки на стандарты.
3. Задачи проекта в целом и по урокам. Указание конкретных задач урока, позволяющее учителю учесть способности отдельных учеников и класса в целом и внести необходимые коррективы.
4. Задача для учеников с требованиями и критериями по итогам работы. Информация, которая должна стать источником вдохновения для учеников. Над какой задачей они должны работать в этом проекте. Кто войдет в команду. Какова будет роль.
5. Инструкции для обучения и достижения результатов. Конкретные пошаговые инструкции по обучению работе с конкретными ресурсами, выбранными для реализации проекта и его презентации.
6. Детали проекта. Общая информация о проекте и подробная информация о необходимой подготовке для достижения успешного результата.
7. Требования к технологическим умениям учеников. Список обязательных умений и навыков для выполнения данного проекта.
8. Применение технологий в классе. Список требуемых программ, доступа в интернет. Информация, помогающая подготовить компьютеры в классе, необходимое программное обеспечение и материалы.
9. Материалы для учителя. Пошаговые инструкции, примерное планирование проекта и отдельных занятий.
10. Классная работа. Описание хода работы над проектом, начиная с вступления. Рекомендации по стратегиям и процедуре объединения учеников в группы, и по руководству учениками при выполнении проекта. Предполагаемое описание конечного результата, который должны получить ученики.
11. Советы по оценке. Описание методов оценки с примерами рубрик, позволяющее легко и точно оценить работу школьников.
12. Стратегии работы на уроке. Подсказки по потенциальным проблемам, предложения дополнительных альтернативных задач для групп. Рекомендации по дифференциации задач по уровню компетенций учащихся.
13. Рекомендуемые сайты. Ссылки на сайты, имеющие отношение к проектам, проверенные заранее на работоспособность.
14. Дополнительные справочные материалы и ресурсы. Описание материалов, которые могут быть использованы в проекте.
15. Обучение учащихся.
Использование информационных технологий помогает учащимся глубже понять важнейшие концепции, поддерживает и развивает мыслительные умения высокого уровня и развивает жизненные умения. Информационные технологии улучшают качество обучения, увеличивают продуктивность и способствуют развитию творческих способностей. ИТ соответствуют возрасту учеников и учитывают индивидуальные особенности учащихся. Использование ИТ улучшает качество моего портфолио через творческую поддержку и развитие навыков исследования, создания публикаций, сотрудничества и навыков общения. ИТ, использованные в портфолио, обоснованы и выполнимы в конкретных условиях учебной ситуации
В процессе работы над проектом может возникнуть проблема оценивания в ходе выполнения проекта. И надо учесть следующее:
Оценка – это процесс или система сбора свидетельств обучения, позволяющих принять обоснованные решения или действия, связанные с программой обучения каждого ученика.
Формирующая роль оценивания – возможность системно и непрерывно оценивать достижение целей, поставленных в проекте, и вносить коррективы в процесс индивидуального или группового обучения в ходе выполнения проекта.
Конечная цель оценивания – усиление ответственности ученика за процесс непрерывного самообразования.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх