Краткая история (период средневековья) основных государств Аравийского полуострова

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Саудовская Аравия

Историческую область Аравийского полуострова, которую сегодня занимает западная Саудовская Аравия, принято обобщенно называть Хиджазом и Неждом.
Территория нынешней Саудовской Аравии — историческая родина арабских племён, которые первоначально обитали на северо-востоке, а во II тысячелетии до н. э. заняли весь Аравийский полуостров. При этом арабы ассимилировали население южной части полуострова — негроидов. Эти кочевые арабские племена, называли себя «аль-араб» (арабы). В I тысячелетии до н. э. в различных частях полуострова начинают складываться древнеарабские государства – Минейское (до 650 г. до н. э.), Сабейское (около 750 – 115 гг. до н. э.), Химьяритское царства (около 25 г. до н. э. – 577 г. н. э.). В VI – II вв. до н. э. на севере Аравии возникают рабовладельческие государства (Набатейское царство, ставшее в 106 г. н. э. римской провинцией, и другие). Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало развитию таких центров торговли, как Макораба (Мекка) и Ясриб (Медина). Во II – V вв. на полуострове получают распространение иудаизм и христианство. На побережье Персидского залива и Красного моря, а также в Хиджазе, Наджране и Йемене возникают религиозные общины христиан и иудеев. В конце V в. в Неджде сформировался союз арабских племен во главе с племенем кинда. В дальнейшем влияние союза распространилось на ряд соседних областей, включая Хадрамаут и восточные районы Аравии. После распада союза (529 г.) важнейшим политическим центром Аравии стала Мекка, где в 570 г. родился будущий пророк Мухаммед. В этот период страна стала объектом борьбы между эфиопскими и персидскими династиями.
В середине VI в. арабы во главе с племенем курейшитов сумели отразить нападение эфиопских правителей, пытавшихся захватить Мекку.
В начале VII в. в Мекке начал проповедовать пророк Мухаммед (Мухаммада), основавший новую религию — ислам, но мекканские язычники опровергли его. Через тринадцать лет в 622 г. он переселился в оазис Ясриб (будущую Медину – названный позже Мадинат ан-Наби (город Пророка)), который стал центром зарождающегося арабского государства. После переселения Мухаммада в Ясриб, был подписан договор между мусульманами во главе с пророком Мухаммадом и местными арабскими и иудейскими племенами. Мухаммаду не удалось обратить местных иудеев в ислам, а через какое-то время отношения между арабами и иудеями приняли откровенно враждебный характер. С 632 по 661 гг. Медина являлась резиденцией халифов и столицей Арабского халифата, охватившего практически всю территорию Аравийского полуострова.
Ко времени начала правления второго халифа Умар ибн Хаттаба (634 г.), все иудеи были изгнаны из Хиджаза. К этому же времени относится правило, согласно которому в Хиджазе, а сегодня — в Медине и в Мекке, не имеют права проживать немусульмане.
Под руководством халифов в конце VII в. развертываются завоевательные войны вне Аравийского полуострова. Перемещение столицы халифов из Медины сначала в Дамаск (661 г.), а затем в Багдад (749 г.) привело к тому, что Аравия стала окраинной областью огромного государства. В VII – VIII вв. большая часть территории современной Саудовской Аравии входила в халифат Омейядов, в VIII – IX вв. – Аббасидов.
В результате завоеваний к IX в. арабское государство раскинулось на территории всего Ближнего Востока, Ирана, Средней Азии, Закавказья, Северной Африки, а также Южной Европы (Пиренейский полуостров, острова Средиземного моря).
С падением Аббасидского халифата на территории Аравийского полуострова возникло множество мелких самостоятельных государственных образований. Хиджаз, сохранявший значение религиозного центра ислама, в конце X – XII вв. оставался в вассальной зависимости от Фатимидов, в XII – XIII вв. – Айюбидов, а затем – мамлюков (с 1425 г.). В 1517 г. Западная Аравия, включая Хиджаз и Асир, были подчинены Османской империи. В середине XVI в. власть турецких султанов распространилась на Эль-Хасу, область на побережье Персидского залива. К 1574 г. Османская империя во главе с султаном Селимом II окончательно завоевала Аравийский полуостров.

Йемен

Йемен (южная часть Аравийского полуострова) — один из древнейших очагов цивилизации. В силу своего удобного географического положения и благоприятных климатических условий здесь быстрее, чем в других районах Аравии, начало складываться кочевое скотоводство и оседлое земледелие. Древнейшие, наиболее известные нам, царства на территории Йемена: были Асуанское царство, Катабан, Хадрамаут, Маин, Сабейское и Химьяритское царства. Данные царства не обязательно представляли собой государства; Маин, например, возможно, правильнее было бы обозначить как гражданско-храмовую общину. В последствии оно вошло в состав государства Саба, где уже в VIII в. до н. э. была создана обширная ирригационная система, вода в которую поступала из огромного водохранилища, построенного в его столице Марибе. На юге в середине I тысячелетия до н. э. господствовало государство Аусан. В последующем оно было завоевано Катабаном, который в конце V в. до н. э. пал под ударами сабейцев. Районы к востоку от Катабана занимал Хадрамаут с центрами в Ирме и Шабве (с IX в. до н. э.). Основой процветания всех этих государств являлась торговля миррой, ладаном и другими благовонными смолами. В I в. н. э. Саба вошла в состав Химьяритского царства, в дальнейшем распространившего своё владение на восток. В IV в. весь Йемен был объединён химйаритами. В конце того же века химйаритские цари приняли иудаизм в качестве государственной религии.
В 30-е гг. IV в. в Йемен вторглись войска Аксумского царства, которое находилось на территории современной Эфиопии. Задолго до нашей эры в Йемен стали переселяться евреи, а в период эфиопского правления здесь появились христиане – при эфиопском наместнике Абрахе в Сане была построена большая церковь. Наибольшее распространение христианство и иудаизм получают в период второго Химьяритского царства (378 – 525 гг.). Борьба химьяритского правителя Зу Наваса против византийского влияния и христианизации послужила предлогом для нового эфиопского вторжения, осуществленного в 525 г. при поддержке византийского императора Юстиниана I. Переживавшее период раздробленности государство Химьяр исчезло. Йемен попал под влияние Эфиопии, что привело к его временной христианизации. Новое эфиопское владычество продолжалось недолго. В 575 г. аксумские правители были разбиты Сасанидами, и уже через полвека была разрушена Марибская плотина.
В 628 г. происходит арабское завоевание Йемена, и последний персидский губернатор Йемена принимает ислам.
В 30-е гг. VII в. вся территория Йемена вошла в состав Арабского халифата. В течение нескольких последующих столетий страна находилась под властью Омейядов и Аббасидов. Ослабление халифата в IX в. способствовало возвышению местных династий. В Йемене возникли государства Зиядидов (820 – 1017 гг.) и Яфуридов (861 – 994 гг.), формально находившихся в вассальной зависимости от Аббасидов. В 872 г. халиф был вынужден признать Абдаллаха ибн Яфура в качестве своего йеменского наместника, который вскоре заявил о своей полной независимости.
Борьба местных династий против халифата часто принимала религиозный характер. Раскол между суннитской и шиитской ветвями ислама в Йемене проявился очень рано. В горных районах севера, в Иббе, господствующие позиции заняли зейдиты, последователи умеренного направления в шиизме, а на юге, в Тихаме, а также в Хадрамауте господствовали сунниты, главным образом последователи шафиитской религиозно-юридической школы. Принципы зейдитского теократического правления были заложены в IX в. имамом аль-Хади, который стал первым правителем династии Рассидов (894 – 1301 гг.). В 898 г. глава зейдитов закрепился в городе Саада и провозгласил там создание имамата. Наиболее ожесточенное сопротивление им оказали Яфуриды. После многолетней войны с ними Рассиды захватили Сану и распространили свою власть на ряд других районов Йемена. Постепенно имамы шиитской секты зейдитов были признаны духовными лидерами всей северной части йеменского региона.
С начала XI в. большая часть Йемена оказалась в вассальной зависимости от Фатимидов. В этот период почти весь Йемен был объединен под властью Сулейхидов (1037 – 1098 гг.), приверженцев шиитской секты исмаилитов. В середине XI в. их войска нанесли поражение зейдитам и захватили Медину, Сану и Аден. После ослабления Сулейхидов их земли присоединили к себе Зурейяды (1083 – 1174 гг.), представители влиятельного семейства Зурейя, занимавшие господствующее положение в Адене. Вплоть до конца XII в. они оставались главным оплотом исмаилизма в Южной Аравии. В 1173/1174 г. Йемен был захвачен Айюбидами, низложившими Сулейхидов и Зурейядов. Господство Айюбидов в Йемене продолжалось до 1229 г., когда здесь воцарилась династия Расулидов (1229 – 1454 гг.). Под их властью оказались все западные районы Южного Йемена, Дофар и Хадрамаут. В этот период процветала культура, торговля и ремесла. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, утратили свое положение в регионе. В 1454 г. Аден был захвачен войсками Али ибн Тахира из племени Бени Тахир. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена перешла под власть Тахиридов (1454 – 1517 гг.). Было образовано единое йеменское государство, простиравшееся от Тихамы до Дофара.
В начале XVI в. Йемен стал объектом борьбы между Португалией и Османской империей. В 1513 г. португальцы захватили Аден, но уже в 1516 г. были изгнаны египетскими мамлюками. Дальнейшее наступление мамлюков было остановлено турками-османами. В 1517 г. Йемен был захвачен Османской империей, но уже в 1597 г. в стране началось восстание под руководством зейдитского имама аль-Касема, который основал сильное теократическое государство (1633 г.). После того, как турки-османы покинули страну (1638 г.), зейдитские имамы распространили свою власть на большую часть Северного и Южного Йемена.

Оман

Исключительно благоприятное географическое положение Омана, расположенного на стыке путей, соединявших древнейшие цивилизации бассейнов рек Нила, Тигра, Евфрата и Инда, способствовало тому, что уже в IV тысячелетии до н. э. на побережье возникли порты, в которых сосредоточивалась посредническая торговля между этими районами. В IV — III тысячелетии до н. э. мореходы Омана поддерживали торговые связи с портами Египта, Эфиопии, Персидского залива и Индии. Арабы оманского побережья были первыми навигаторами в Индийском океане. В начале I тысячелетия до н. э. господствующую роль в древнем Омане играло переселившееся из Йемена племенное объединение ямани, у которого уже сложились раннеклассовые отношения. Это привело к усилению контактов с Йеменом, ускорило развитие в Омане раннеклассовых отношений.
В VI — V вв. до н. э. прибрежные районы находились под властью Ахеменидов. В III — I вв. до н. э. портовые города Омана играли большую роль в посреднической торговле между Индией, Двуречьем (Месопотамией) и бассейна Нила. Порт Оман стал крупнейшим центром судостроения на Ближнем и Среднем Востоке.
В VI в. н. э. Оман был разграблен войсками Сасанида Хосрова I Ануширвана. Опустошительное персидское нашествие, а также набеги кочевников из соседних районов Аравии привели к разрушению существовавшей с древности ирригационной системы, отрицательно сказались на экономическом развитии страны.
В середине VII в., в период становления феодальных отношений в Омане, его территория была включена в состав Арабского халифата, что в известной степени ускорило процесс феодализации. Ислам стал господствующей в стране религией. Население Омана активно участвовало в борьбе, развернувшейся в халифате против Омейядов; в середине VIII в. в стране произошло всеобщее восстание против наместника халифа. После свержения Омейядов (750 г.) верховным правителем страны стал имам (духовный глава местных мусульман), а Оман — независимым государством — имаматом. В конце IX в. Аббасиды подчинили Оман, а его имамов превратили в своих данников. Независимость имамата Омана была восстановлена в конце XI в. В течение длительного времени Оманом управляли наследственные правители из влиятельного арабского племени набхан. В 1429 г. в Омане была восстановлена выборная власть имама. В средние века гавани Омана играли по-прежнему важнейшую роль в торговле Востока. К началу XV в. значительная часть торговли между Индией и странами Юго-Восточной Азии, с одной стороны, Османской империей и странами Восточной Африки — с другой, контролировалась купцами Омана. Колонии оманских купцов имелись во многих портовых городах Индии и Юго-Восточной Азии. В 1508 г. Маскат и прибрежные районы Омана были захвачены португальцами, которые установили контроль над побережьем Восточной Африки. К 1515 г. почти всей прибрежной частью Омана овладели португальцы. Захват ими господствующих позиций в торговле в Индийском океане нанёс тяжёлый удар судоходству и торговле Омана, которые были основным занятием населения его прибрежных районов. В 20-е гг. XVII в. португальское господство в Персидском заливе, в частности в Омане, было ослаблено действиями иранских войск и англо-голландского флота против Португалии, а в дальнейшем — мощным антипортугальским движением племён Омана, проходившим под руководством правителей династии Яриба. В 1650 г. Оман был полностью освобожден. Вооруженные силы имама Абу Яриба захватили острова Ормузского пролива и ряд островов Персидского залива, заняли часть юго-восточного побережья Ирана. В 60-е гг. XVII в. Оман подчинил себе остров Занзибар и часть восточно-африканского побережья.

Объединённые арабские эмираты

Территория, на которой расположены эмираты (княжества), входящие в ОАЭ, в древности, в средние века и в начале нового времени составляла часть Омана; однако в течение столетий многие княжества пользовались значительной самостоятельностью. В VI в. до н. э. подпала под власть персидской династии Ахеменидов. В III — VI вв. н. э. входила в состав государства Сасанидов, в VII в., в период становления феодальных отношений, эта территория была включена в состав Арабского халифата; господствующей религией стал ислам. В этот период возникли города Дубай, Шарджа, Эль-Фуджейра.
В середине VIII в. население страны (в частности, княжеств Шарджа и Дубай) участвовало в восстании племён Омана против наместника Омейядского халифа; в результате в середине VIII — IX вв. княжествами управляли фактически самостоятельные правители. В конце IX в. они превратились в данников Аббасидов. В XXI вв. восточная часть Аравийского полуострова входила в состав государства карматов. По мере ослабления Халифата шейхства получали всё большую автономию. В XIII в. территория ОАЭ подвергалась вторжениям Хулагуидов, в начале XVI — середине XVII вв. — частично под властью португальцев, позднее — объект борьбы между Ираном, Турцией, правителями Омана, ваххабитами.
В конце XV в. Португалия сумела первой из западных держав закрепиться на полуострове, установив контроль над Бахрейном и Джульфаром а также над Ормузским проливом. С XVIII в. население прибрежных арабских княжеств, занимавшееся главным образом торговлей, втягивается в борьбу с Великобританией, корабли которой монополизировали грузоперевозки между портами Персидского залива и лишили жителей главного источника существования. Это привело к непрекращающимся конфликтам между «Ост-Индской компанией» и местным арабским населением, которое англичане называли пиратами, а район княжеств — «Пиратским берегом».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх