Лаос. Краткий обзор

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В Лаосе сегодня проживают не менее 49 этнических групп, и каждая из них сохраняет свои собственные обычаи, традиции и культуру. Однако, более половины населения страны принадлежит к народности «лао», и поэтому их влияние на общую культура Лаоса носит определяющий характер.
Богатая культура Лаоса уходит своими корнями в буддизм Тхеравады, который считается самой консервативной школой в этой религии. С большим размахом в Лаосе празднуют Новый год по китайскому календарю, а также лаосский Новый год – Бун Пимаи. Другие популярные праздники в Лаосе – праздник воплощения короля Вессантары как Будды, праздник рождения и смерти Будды, фестиваль урожая Тат Луан и водный фестиваль Бун Нам.
История Лаоса развивалась во многом параллельно таиландской: на местную аборигенную аустроазиатскую этноязычную основу наложился вначале мон-кхмерский, а затем таи-лаосский слой. Но, в отличие от Таиланда, города и протогосударства здесь оформились довольно поздно, в основном уже под влиянием кхмерской и даже тайской культур и через них – индо-буддизма. Этому процессу способствовали все те же волны тайской миграции, вызывавшиеся политическими событиями в Наньчжао в IX – XIII вв.
С XII в. в Лаосе образуются тайские государства (мыанги / мыонги), заселённые племенами таи и лао.
В начале XIII в. таи-лаосский элемент в этносе стал доминировать в Северном и Центральном Лаосе над местным австроазиатским. И потом, в 80-х гг. XIII в. Северный Лаос вошёл в состав тайского государства Сукотаи (Сукходая), где господствующей религией был буддизм Тхеравада (хинаяна). Наиболее крупным из лаосских княжеств, подчинённых Сукотаи, было княжество Мыанг-Шва в долине р. Нам-Ун. А южные районы Лаоса в это время находились под влиянием кхмерских государств.
С XIV в. на территории современного Лаоса было образовано государство Лансанг (Лан Санг; Лан Санг Хом Кхао — «Королевство миллиона слонов и белого зонта» — первое в истории лаосское феодальное государство – одно из крупнейших государств Индокитая), с которого принято отсчитывать историю Лаоса. С этого времени происходит разделение племён таи и лао; по поводу идентификации племён лао ведутся споры между таиландскими и лаосскими историками.
Известно, что в первой половине XIV в. на территории современного Лаоса существовало множество княжеств-мыонгов, номинально подчинявшихся либо Кхменскому государству, либо государству Сукхотаи. Фа Нгум, сын принца Тао Пи Фа, изгнанного из родного (самого крупного из северолаосских мыонгов) княжества Мыанг-Шва (Суа), вырос при кхмерском дворе, женился на дочери кхмерского короля и в 1349 г. с кхмерским войском из 10000 воинов выступил в Лаос.
Фа Нгум завоевал южнолаосские княжества, затем двинулся в Восточный Лаос и даже вторгся в пределы Вьетнама. После того, как вьеты заключили с ним договор о дружбе и границе, он вошёл в северный Лаос, свои родовые владения. В 1353 г. Фа Нгум был провозглашён королём (1353 – 1373 гг.) нового государства Лансанг.
В 1354 г. Фа Нгум перешёл Меконг и вторгся в княжество Ланна, населённое лао. Правитель Ланна прибыл к Фа Нгуму и предложил мир. Захваченные Фа Нгумом земли остались за Лансангом. В 1356 г. Фа Нгум разгромил вьентьянскую армию и убил в поединке правителя страны. В 1357 г. Фа Нгум вторгся в Аютию. Рама Тибоди I заключил с ним мир, подкрепив договор дарами.
1674525331847.png
Юго-Восточная Азия в 1400 г.:
Темно-зелёный: Лансанг; Пурпурный: Ланна; Оранжевый: Сукхотаи;
Фиолетовый: Шан; Красный: Кхмерская империя; Синий: Аютия;
Жёлтый: Чампа; Голубой: Дайвьет.
Фа Нгум расширил границы Лансанга до территории, сопоставимой с территорией современного Лаоса, куда дополнительно входила часть современного северного Таиланда и провинция Стунг Тренг современной Камбоджи. Он также привёз в качестве дара от ангкорского короля золотого Будду Пхра Банг, который стал национальной реликвией и ознаменовал принятие буддизма Тхеравады.
Верховным правителем тяусивитом (в буквальном переводе — «властелин жизни») контролировались местные правителями тяумнанги. Тяумнанги обеспечивали потребности своего сюзерена в транспортных перевозках по территориям своих владений, осуществляли там общественные работы, а в период войны передавали в его распоряжение свои вооружённые формирования.
Административная структура Лансанга, как и тайская, вобравшая, видимо, немало из китайской традиции через посредство Наньчжао, представляла собой иерархическую сеть центральных и окружных администраторов, каждый из которых управлял определенным ведомством либо округом, заботясь при этом о взимании с крестьян ренты-налога, об осуществлении необходимых общественных работ. Видимо, окружные начальники ведали и соответствующими военными формированиями. Тайское население считалось привилегированным; в основном именно из него набирали воинов. Большим влиянием в стране пользовались буддийские монахи. Строились многочисленные монастыри и храмы, бывшие одновременно – как и в Бирме, Сиаме, на Цейлоне, в Камбодже и других буддийских странах – центрами образования, грамотности, культуры.
1674525401602.png
Фа Нгум
У земледельческого населения приречных долин и плато Корат и Сиангкхуанг господствовали феодальные отношения, у остальных лаосцев и малых народностей процесс феодализации ещё не завершился (особенно в горных районах). В борьбе за гегемонию в лаосских княжествах, находившихся на территории современного Северного Таиланда, интересы Лансанга сталкивались с интересами Аютии, крупнейшего тайского государства. Лансанг часто воевал с бирманскими государствами, претендовавшими также на этот район. Более дружественными были отношения с вьетнамским государством Дайвьет, которому Лансанг оказывал помощь в борьбе с Китаем в 1421 г.
Потом в XIV – XV вв. Лансанг вел длительные войны с Аютией (Сиамом) за контроль над некоторыми тайскими княжествами. Затем начались войны с Дайвьетом, а с XVI в. – с Бирмой. Эти века были временем расцвета единого лаосского государства, его литературы и культуры.
В конце XV в. после нападения дайвьетских войск на княжество Мыянг Пуен и захвата столицы Лансанга, лаосские земли оказались ослабленными. Лишь королю Потисарату (1530 — 1559 гг.) удалось укрепить государство, ведя войны против Сиама и установив мирные отношения с Дайвьетом. После смерти Потисарата власть перешла к Сеттхатирату, правившему до 1571 г., который начал воевать с Бирмой, сумев привлечь на свою сторону в 1560 г. Аютию.
С 1563 г. столицей Лансанга становится Вьентьян, с того времени превратившийся в главный административный и культурный центр лаосской государственности. В 1565 г. бирманским войскам удалось захватить Вьентьян, и Сеттхатирату пришлось отступить в труднодоступные для противника районы джунглей, где они вели партизанскую войну против армии противника. В результате изматывающих боёв бирманцам пришлось уйти из Лансанга. Следующая экспедиция бирманцев в Лаос началась в 1569 г., и вновь лаосский король ушёл со своими сторонниками в джунгли. Спустя два года после этих событий, во время военного похода против горных кхмеров, без вести пропал Сеттхатират, и вскоре бирманцы превратили Лансанг в своего вассала. Эта зависимость прекратилась лишь в период правления Суминья Кумана (1591 — 1596 гг.). После его смерти страну стали раздирать междоусобные противоречия, поставившие Лансанг на грань распада.
К середине XVI в. удалось укрепить экономическое и политическое положение Лансанга, расширить его территориальные владения, в состав которых вошло, в частности, тайское княжество Чиенгмай.
В XVI – XVII вв. Лансанг достиг наибольшего расцвета и могущества. Происходил экономический подъём, феодальные отношения и буддийская религия распространялись на новые (внутренние) районы; создавались значительные памятники архитектуры, религиозной литературы. Но, в первой половине XVII в. вновь вспыхнула борьба за власть между лаосскими правителями. Лишь к 1637 г., с восхождением на престол Симиня (Сулигна) Вонгса (1637 – 1694 гг.), Лансанг вновь становится сильным централизованным государством (были улажены территориальные споры с большинством соседских государств). Тогда же в Лансанге появляются первые европейцы-миссионеры, торговцы-голландцы и представители ордена иезуитов.
1674525462873.png
Таксин Великий
Однако централизация государства, достигнутая во второй половине XVII в., оказалась непрочной, крупные феодалы стремились к политической самостоятельности. После смерти короля Симиня Вонгса (в 1694 г.) не осталось наследника (государство распалось на ряд княжеств, из которых сильнейшим вскоре стал Вьентьян, правители которого, опираясь на поддержку бирманского Авского государства, соперничали с тайской Аютией), и Вьетнам и Аютия послали войска в Лаос. После десятилетия войны и безвластия Лансанг распался на три королевства — Луангпхабанг, Вьентьян (сильнейшее из королевств, имевшее (с 1710 г.) в вассальной зависимости княжество Сиангкхуанг (Сиенг-Куанг); в 1713 г. от Вьентьяна отделилось княжество Тямпатсак (Чампассак, Бассак) в Южном Лаосе) и Тямпасак. Все три были вассалами Сиама (Аютии), а последние два ещё и платили дань Вьетнаму.
1674525500052.png
Рама I
В начале XVIII в. большая часть территории Лаоса находится в составе Сиамского государства, меньшая часть подчинена Дайвьету (Вьетнаму). Усиление Сиама в конце XVIII в. и ориентация на него враждебных Вьентьяну князей привели к походу тайцев в Лаос, завершившемуся превращением Лаоса на некоторое время в вассала Сиама.
Ни одно из лаосских королевств не имело выхода к морю, и поэтому интерес к ним европейских держав был достаточно ограничен. Об их истории в XVIII в. сохранилось мало источников. В 1763 г., в ходе войны между Сиамом и Бирмой (в результате которой Аютия перестала существовать, а столица Сиама (Аюттхаи) была перенесена в Тхонбури, а затем в Бангкок) бирманские войска заняли все лаосские земли. В ходе той же войны, новый король Сиама, Таксин (Таксин Великий (17 апреля 1734 — 6 апреля 1782 гг.) — король Сиама с 1768 по 1782 гг., освободитель Сиама от бирманского правления), в 1778 г. отправил своего военачальника, Тхонг Дуанга (позже ставшего королём Сиама под именем Рама I (или Буддха Йодфа Чулалок (20 марта 1737 — 7 сентября 1809 гг.) — первый король Таиланда с 1782 по 1809 гг. из династии Чакри)) в поход на север. Сиамцы взяли и разграбили Вьентьян, забрав в Бангкок главное сокровище города, статую Изумрудного Будды, и установили свою власть в Лаосе. Король Вьентьяна бежал, но вскоре умер, и в дальнейшем трон занимали марионеточные правители, назначавшиеся в Бангкоке. Многие аристократические семьи были насильственно переселены в Сиам.
1674525958151.png
Храм Изумрудного Будды в Бангкоке
Тямпасак также перешёл под контроль Сиама, хотя некоторые его провинции на востоке продолжали платить дань вьетнамскому двору, расположенному в Хюэ. В 1792 г. сиамцы оккупировали Луангпхабанг, хотя, в отличие от Вьентьяна, город не был разграблен, а король остался на троне.
Новая династия Сиама начала использовать своё влияние для перевода государства, существовавшего по системе мандалы, к более современному государственному устройству. Это был болезненный процесс, растянувшийся более чем на сто лет. Вначале лаосские королевства фактически не были затронуты этим переустройством, влияние Сиама ограничивалось тем, что они платили дань и соблюдали протокольные процедуры.
Вьетнамцы в 1802 г. взяли и разорили Вьентьян и установили контроль над северным Лаосом. К власти в 1804 г. в королевстве Вьентьян пришёл король Анувонг (Ануруттхалат), который при помощи Вьетнама начал постепенно восстанавливать государство. Сиамцы поначалу не обращали на это никакого внимания, так как были заняты своей внутренней политикой. Анувонг построил во Вьентьяне Ват Сисакет, ставший символом возрождения Лаоса, и к 1823 г. усилился настолько, что мог распространить свою власть на соседние государства. Его правление запечатлелось в народной памяти как «золотой век»: налоги были малы, государственные повинности — необременительны, был составлен «Свод законов Вьентьяна». Его сын уже был королём Тямпасака, будучи назначен туда королём Сиама Рамой II в знак признания Анувонгу, помогавшему Сиаму в военном отношении. В 1823 г. Анувонг послал лаосские войска в северный Сиам, на другой берег Меконга. В планы Анувонга входило разрушение или серьёзное разорение Бангкока, и Сиам больше не смог восстановить своё влияние в Лаосе.
Войскам Анувонга удалось захватить город Корат в центральном Сиаме, но вскоре жителям Кората удалось самостоятельно избавиться от лаосской армии и восстановить независимость. В то же время король Луангпхабанга занял сторону сиамцев, ожидаемое подкрепление от вьетнамцев так и не пришло, а король Рама III начал наступление на Лаос. Королевство Луангпхабанг перешло на сторону сиамцев. В 1827 г. лаосская армия потерпела окончательное поражение от Сиама южнее Вьентьяна. Город, за исключением нескольких храмов, был сожжён до основания, а его население выселено. На следующий год Анувонг был взят в плен и увезён в Бангкок, где он и умер. Королевство Вьентьян было упразднено и превращено в провинцию Сиама. Лаосские территории управлялись напрямую из Бангкока. Королевство Луангпхабанг сохранило относительную самостоятельность.
В 1832 г. значительная территория Сиангкхуанга вошла в состав Вьетнама. Крупнейшие из оставшихся лаосских княжеств – Луангпрабанг и Тямпатсак (на юге по обоим берегам среднего течения Меконга) – находились под сильным сиамским и более слабым вьетнамским влияниями.
Середина XIX в. была самой тяжёлым периодом в истории Лаоса. Королевство Луангпхабанг сохранило формальную независимость, но было вынуждено платить дань Китаю, Сиаму и Вьетнаму. Остальные лаосские территории управлялись напрямую из Бангкока, при этом Сиам не занимался их развитием. Проводились насильственные переселения, в городах увеличилось количество китайского и вьетнамского населения. В 1860-е гг. над лаосским народом возникла прямая угроза потери этнической идентификации и превращения в один из субэтносов королевства Сиам.
В августе 1858 г. под предлогом защиты жизни и имущества христианских миссионеров объединенная франко-испанская эскадра вошла в бухту города Дананга, обстреляла порт и высадила десант. Французские войска захватили крепость, но были окружены вьетнамцами и оказались в положении осажденных. Эскадра отправилась на юг Вьетнама, овладела городом Сайгоном, и оставила там гарнизон. Так начался захват французами Вьетнама (Индокитая). В марте 1860 г. французские войска были вынуждены оставить Дананг.
Вторую попытку захвата Вьетнама французы предприняли в 1861 г.: для захвата чего было подготовлено 150 кораблей и 8000 солдат. Началась оккупация страны. В 1862 г. южный Вьетнам и восточная Камбоджа стали французским протекторатом. Франция добилась от короля Нородома признания Камбоджи протекторатом. Королю Камбоджи запрещалось поддерживать какие-либо отношения с иностранными государствами без санкции от Франции. 1867 г. завершился захват французами территорий на юге Вьетнама.
Во Вьетнаме против захватчиков была развернута широкая партизанская война. В этих условиях, 15 марта 1874 г. в Сайгоне был подписан между правительством Южного Вьетнама и французами договор, который предоставлял право французским торговцам вести торговлю, используя порты Вьетнама, в том числе порт Ханой, и продолжили наступление в Северном Вьетнаме.
Созданием государства (в Новое время) Лаос обязан французским колонизаторам, хотя это и не афишируется в официальной лаосской историографии.
Бирма, в течение многих столетий угрожавшая Лаосу, постепенно, с 1826 по 1885 гг., попала под влияние Великобритании и была аннексирована Британской Индией. В этот же период Франция подчинила себе Вьетнам – в 1862 г. южный Вьетнам и восточная Камбоджа стали французским протекторатом, а в 1885 г. тот же статус получил и северный Вьетнам. Тем самым Сиам оказался между двумя быстро расширяющимися колониальными державами. Во время правления королей Рамы IV (или Монгкут (18 октября 1804 — 15 октября 1868 гг.) — четвёртый король Таиланда с 1851 по 1868 гг. из династии Чакри) и Рамы V (Чулалонгкорн или Рама V (20 сентября 1853 — 23 октября 1910 гг.) — пятый король Сиама с 1868 по 1910 гг. из династии Чакри), Сиам надеялся, проведя модернизацию, защитить свою независимость. Оказалось, однако, что государство столь велико, что его границы невозможно защитить. Договор с Вьетнамом, заключённый в 1883 г., дал Франции право контроля над всеми территориями, которые платили дань Хюэ, и Франция, вполне ожидаемо, решила интерпретировать положения договора максимально широко. Большинство лаосских территорий в тот или иной момент платили дань Вьетнаму, что формально давало право Франции на включения Лаоса (всей бывшей территории Лан Санг) в колониальную империю.
Главным представителем Франции в Лаосе был Огюст Пави, который перед этим уже провёл 17 лет во Вьетнаме и Камбодже, представляя интересы Франции. В 1886 г. Пави был назначен вице-консулом в Луангпхабанг. Он рассматривал колонизацию как освобождение народов Юго-Восточной Азии от средневековых предрассудков под предводительством просвещённой Франции, и, соответственно, рассматривал сиамское правление в Лаосе как реакционное и коррумпированное. Когда на Луангпхабанг напали племена таи и сиамская власть бежала, Пави организовал оборону города и фактически спас престарелого короля Унхама. В благодарность король попросил о французской защите вместо сиамского правления. Хотя Пави удалось присоединить населённую таи область Сипсонг-Чу к Вьетнаму, у него не было ресурсов для включения всего Лаоса в состав Франции.
1674526043613.png
В 1890 г. французская администрация в Ханое, поддержанная французским парламентом, приняла решение о включении Сиама (в долгосрочной перспективе) в состав Франции. Присоединение Лаоса должно было стать первым шагом в реализации этого плана. В 1892 г. Пави был назначен французским генеральным консулом в Бангкоке и потребовал, чтобы сиамское правительство допустило французских «торговых агентов» в основных лаосских городах. Полностью осознавая, к чему ведёт французская политика, сиамские власти поторопились назначить как можно больше администраторов в Лаос и по возможности укрепить своё там присутствие, однако Сиам был слишком слаб, чтобы удержать далёкие лаосские провинции. Кроме того, надежды Рамы V на то, что его поддержит Великобритания против Франции, не оправдались.
В июле 1893 г. пограничные стычки переросли в крупномасштабный конфликт между Францией и Сиамом, и французский военные корабли поднялись по Чаупхрайе и угрожали Бангкоку. Сиам вынужден был капитулировать, и Франция установила свой протекторат над всеми землями к востоку от Меконга. В 1904 г. в результате ещё одной войны Сиам вынужден был передать Франции две полосы земли к западу от Меконга — Сайнябули на севере и Тямпасак на юге. В это же время часть территории была передана из Лаоса в Камбоджу и немного изменена граница между Лаосом и Вьетнамом. С тех пор граница Лаоса не изменялась.
По договору от 3 октября 1893 г. Франция установила свой протекторат над всеми землями к востоку от Меконга, и выплачивал контрибуцию 3 млн франков. В 1904 г. Сиам вынужден был передать Франции области, примыкающие к Камбодже. В это же время часть территории была передана из Лаоса в Камбоджу и немного изменена граница между Лаосом и Вьетнамом. С тех пор граница Лаоса не изменялась.
Полное присоединение Сиама к Франции предотвратила Великобритания, которая после колонизации Бирмы и Малайи нуждалась в нём как в буферном государстве. В преддверии Первой мировой войны Франция решила не форсировать дальнейшее расширение за счёт неизбежного ухудшения отношений с Великобританией. Именно это и зафиксировало границы Лаоса.
В 1898 г. все лаосские территории были переподчинены верховному резиденту, находившемуся во Вьентьяне и подчинённому французскому генерал-губернатору в Ханое. В ведении местных властей оставались здравоохранение, образование и правосудие. Предполагалось, что эти области деятельности должны финансироваться из местных налогов.
1674526096347.png
Сисаванг Вонг
После того, как французы отказались от планов завоевания Сиама, они потеряли и интерес к Лаосу. Формально, королевство Луангпхабанг и княжество Тямпасак были протекторатами с внутренней автономией, на практике они контролировались представителями Франции. В 1904 г. королём Луангпхабанга стал Сисаванг Вонг (14 июля 1885 — 29 октября 1959 гг.), последний король Луангпхабанга (28 апреля 1904 — 20 октября 1945 гг.) и первый король Лаоса (23 апреля 1946 — 20 октября 1959 гг.)), и в течение всего своего правления он оставался, лоялен Франции (его вполне устраивал статус французского протектората, и в 1945 г. он отказался сотрудничать с националистами, предложившими провозгласить независимость Лаоса; в результате он был отстранён от власти движением Лао Иссара, но в апреле 1946 г. французы вернули ему трон, сделав его королём уже всего новообразованного Королевства Лаос). Остальной Лаос сначала был разделён в административном отношении на два региона, Верхний Лаос и Нижний Лаос, каждый из которых управлялся комендантом, из Луангпхабанга и Паксе соответственно. Позже Лаос был разделён на одиннадцать провинций, во главе каждой из которых стоял французский резидент.
В 1904 г. французские колонизаторы присоединили к Французскому Лаосу часть правобережья Среднего Меконга. Французские колониальные власти начали экономическую эксплуатацию Лаоса, превращенного, главным образом, в рынок сбыта и источник налоговых поступлений. Французские колонизаторы стремились к сохранению в Лаосе отсталых феодальных отношений, капиталистические отношения развивались крайне медленно. Народ Лаоса неоднократно поднимал восстания против французского господства (наиболее крупные в 1901 – 1907 гг., 1910 – 1936 гг.).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх