Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников

Подготовил: В.Г. Маркарьян

«Мыследеятельностная педагогика» является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках её разработана уникальная отечественная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Именно работа со способностями определяет выход в содержание образования и открывает для педагога новые возможности в контакте с ребенком. Формируя способности, педагог тем самым организует образовательное движение учащегося в разных полях предметного знания нефиктивным образом.

Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В. В. Давыдова. Для нас особенно важно то, что данный подход помогает сохранять и развивать теоретическую форму мышления, которая в силу ряда обстоятельств находится сегодня под угрозой уничтожения. В рамках мыследеятельностной педагогики центральным звеном являются метапредметы.

Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Они, как пишет Ю. В. Громыко в своей монографии «Мыследеятельностная педагогика», «с одной стороны, обязательно построены в соответствии со схемой предметно-дисциплинарной организации (они сами сконструированы как учебные предметы), с другой стороны, они выступают в рефлексивной функции по отношению к другим предметным и непредметным системам мыследеятельности – процессам мышления, действия, мыслекоммуникации в конкретной практической области. Это достигается за счет того, что в основу каждого предмета положена определенная организованность мыследеятельности – своеобразная мыследеятельностная вещь, которая в нем целенаправленно прорабатывается. В качестве подобных вещей нами были выделены: знание, знак, проблема, задача. С этой точки зрения, осваивая метапредметы, каждый учащийся учится обнаруживать в любых системах мыследеятельности – предметизованных и непредметизованных – данные организованности и работать с ними

Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории, запоминает важнейшие определения и лежащие в их основе понятия. А с помощью метапредметов ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает важнейшие понятия, которые определяют данную предметную область знания. Он переоткрывает открытие, некогда сделанное в истории, переоткрывает форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале истории, биологии, литературы и химии), ученик предметом своего осознанного отношения делает уже не понятия, но сам способ своей работы на разном предметном материале. Он начинает рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью – с организованностью знания. Понятие же является одним из важнейших моментов данной организованности.

Универсализм метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Отсюда – МЕТАпредметность как принцип, положенный в основу данных учебных предметов нового типа.

То есть, метапредметы – это наш ответ на то, в чем может состоять интегративность и как она может выстраиваться. Это означает, что в форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:

  • с логикой развития какой-то конкретной организованности (знания, знака, проблемы, задачи), которая надпредметна и носит универсальный характер (отсюда и название метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача»);
а также обычный учебный материал переорганизуется в соответствии:
  • с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации (схема, опорный конспект, кластер). Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслит или промыслить, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах. Но схему того объекта, который ты пытаешься промыслить, исследовать, познать, построить непросто. Далеко не всякое графическое изображение или рисунок является схемой. Поэтому учащиеся осваивают специальные техники и приемы, осваивают специальный схематизационный алфавит для того, чтобы научиться работать со схемами на разном предметном материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных предметов (например, на химии – формулы химических соединений и записи химических реакций; на истории – различные таблицы с данными; на геометрии – чертежи фигур и сами фигуры; на физике – формулы и чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.

В рамках другого метапредмета – «Знание» – формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т.е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации; идеализация – это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия). Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают порождение нового знания, и в рамках данного метапредмета обучающиеся их осваивают. Одна из них – техника «знающего незнания». Осваивая ее, школьники научаются выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Сформулировать, что именно ты не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска, – это, как в свое время показал философ Николай Кузанский, решить полдела. Прежде всего, потому, что можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

Метапредметы как интегративная форма «вбирают» в себя другие типы интегративности и универсализма. Например, универсализм, основанный на работе с ключевыми научными понятиями. Так, работа с организованностью знания вбирает в себя работу с формой понятия, поскольку, как это показал ещё В. В. Давыдов, порождение нового знания для школьника обязательно связано с развитием понятийных структур его мышления.

Метапредметы включают в себя также такой тип универсализма, как работа с парадигмальными текстами. Так, учащиеся постигают суть русской революции (1917 г.), восстанавливая разные позиции (социал-демократическую, либеральную, монархическую), опираясь на разные парадигмальные тексты. Через это школьники учатся формировать собственную позицию относительно данного события.
 

Комментарии

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх