Метапредмет

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Информация к размышлению
Главные особенности метапредметов

1. Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.
2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.
3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.
4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке.

Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Вводя эту новую учебную форму и соответствующую ей новую модель школы, авторы стандартов исходили из основной мировоззренческой идеи выдающегося психолога В. В. Давыдова, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей. Нам ясно, что в рамках имеющихся предметных форм обучения культивировать практику мышления во всей своей теоретической полноте невозможно. Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы.

Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Попадая на уроки по метапредметам, ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания. Осуществив работу на разном предметном материале (например, на материале биологии, литературы и химии), он делает предметом своего осознанного отношения уже не определение понятия, но сам способ своей работы с этим понятием на разном предметном материале.

Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия (неважно из биологии или из химии, из истории или из физики). И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае — знания.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».


Метод​
УУД​
↓​

Цель и действие​
Метапредметность​
↓​

Объект и атрибут​
Фор.проф.комп.​
↓​

Технология​
Метод проектов​
↓​

Метод​
УУД​

Пример МЕТАПРЕДМЕТА
Вадим Маркарьян

Я хотел бы остановиться на предмете «История». На сегодняшний день для учителя истории не является очевидным, что он должен формировать понятия. Скорее, учитель представляет, что он должен передавать совокупность фактов и какие-то размытые представления, сопровождающие эти факты. Сегодня же если понятия формируются, то они формируются, во-первых, случайным порядком, во-вторых, разрозненно и фрагментарно.

Допустим, что нам интересно заняться понятием «революция», его диагностикой, построением сценария, направленного на его формирование. И что выясняется? Оказалось, учитель считает, что передать понятие – это научить ребенка давать ему определение. Если в ответ на вопрос, что такое революция, ученик дает словесное определение, которое соответствует учебнику, значит, он, по мнению педагога, освоил материал. Повторяет – значит, владеет понятием.

Но! Есть и другой подход. Во-первых, понятие связано с владением идеей, которая заложена в этом понятии. Во-вторых, на базе этой идеи человек овладевает набором различений, которые позволяет делать идея. Если я владею понятием «революция», я могу отличить революцию от бунта, смуты или переворота. Например, «оранжевые революции» - это революции? Понятийно это не революции. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С определённой точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства.

Отсюда может возникнуть вопрос для составителей учебников и программ – а зачем тогда немалое количество времени тратить на изучение французской, английской революций? Это можно прочитать в художественных книгах, посмотреть в кино. А учитель должен только передавать понятийную структуру явления РЕВОЛЮЦИЯ.


Важные вопросы для формирования новых знаний
1. Для чего необходимо формировать универсальные учебные действия?
2. Что позволит успешно формировать универсальные учебные действия?
3. К чему приведет применение метапредметного подхода в процессе обучения?
4. Какие изменения произойдут в образовательной среде вследствие применения метапредметного подхода?
5. С помощью чего можно формировать универсальные учебные действия?
6. Как формировать у учащихся способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха?
7. Что способствует формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности?
8. Как организовать процесс овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям?
9. Через что происходит формирование умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления?
10. С помощью каких методик и диагностик можно формировать базовые УУД?
11. Что входит в арсенал инструментария педагога для оценки универсальных учебных действий?
12. Как сформировать у учащегося умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления?
13. Какие технологии и методики, применяемые педагогами, дают наиболее положительные результаты?
14. Как готовить ученика (воспитанника) к выполнению ученического проекта?
15. Что же такое метапредметность?
16. Как с помощью проектирования в ОУ идет формирование УУД?
17. Как будут «выглядят» метапредметные уроки и занятия?
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх