Методика становления и развития данного проекта

Программа модернизации педагогического образования становится новым шагом в разработке современной образовательной политики России, общие принципы которой определены в Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ, охватывающей период до 2025 года.
Основным признаком любой современной образовательной системы (или объекта), отличающим ее от традиционных педагогических систем/структур, является её инновационное содержание. Понятно, что инновационные процессы, происходящие в образовании, влекут за собой изменения в подходах к управлению ими.
На сегодняшний момент актуальными являются основные три понятия педагогической инноватики: во-первых, образовательная новация — средство обновления, качественного изменения или модернизации образовательной системы (внедрение новых технологий в образовательный процесс); во-вторых, образовательная инновация — все виды деятельности по созданию и внедрению новаций.
В рамках системы модернизации образования, в зависимости от соотношения субъектов (участников образовательного процесса) и новации могут складываться отношения, развивающиеся в несколько стадий: осознание, проектирование, освоение, апробация, внедрение, тиражирование.
На этапе осознания происходит осмысление или создание новаций/новел и продумывание того, как это новшество может быть привнесено в практическую деятельность, то есть содержание инновации. Стадия проектирования характеризуется созданием инновационного (индивидуального или группового) проекта (как пример, данный блог). Освоение новации предполагает расширение профессиональных знаний и умений, то есть осуществление собственной образовательной деятельности по повышению квалификации педагога (и развитие знаний учащегося) в любой её форме. И лишь затем — этап реализации на практике данного инновационного проекта, причем как в режиме освоения, так и апробации, и внедрения. Заключительная стадия развития — тиражирование — предполагает разработку программы дополнительного образования (знания) в аспекте внедренной новации и новую организацию всех субъектов образовательной деятельности в образовательном учреждение, заинтересованных в собственной реализации этого инновационного проекта.
Авторы полагают, что им поможет диалог — как способ познания себя и окружающей действительности (в том числе и образовательного процесса в школе) в условиях субъектно-смыслового общения (педагогов и учащихся). Ведь именно для диалога свойствен поиск смысла ценностей одинаково важных для всех участников образовательного процесса. Попробуем выделить характерные особенности диалога. К ним относятся: объективная проблемность; субъективно переживаемая ситуация поиска смысла; отношения между участниками диалога; особое отношение к другому, стимулирующая мыслительную активность. То есть, диалог — это своего рода «лаборатория». И в ней нет знаний в готовом виде, есть проблемы и варианты поиска: через систему вопросов, актуализацию знаний, обнаружение пробелов, раскрытие творческих способностей. Причем этот процесс должен опираться на широкий обмен имеющимися знаниями, знакомство со сведениями всех (или многих) участников, сосуществование разнообразных мнений по одной проблеме, поощрение разных подходов к одной и той же проблеме, возможность высказывать критические замечания, стимулирование поиска консенсуса.
В рамках этой технологии передается разнообразная информация, как по существу разговора, так и о собеседниках (участниках форума), их внутреннем мире и уровне коммуникативной и диалоговой культуры. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, умении определять смысл явлений и предметов, и что немало важно оставаться критичным (в том числе и по отношению к самому себе).
Можно выделить несколько типов диалога, которые позволят особым образом предъявлять ценности и создают основу для глубокого их рассмотрения. Например, духовный диалог, для которого свойственны глубокое понимание сущности проблемы (например, патриотизм или проблема фальсификации исторического процесса), высокий уровень культуры диалогического взаимодействия. В ходе, которого происходит процесс проникновения в мир истин личности, возможно изначально противоположных распространённым в обществе интеллектуальных идей.
Возможен смыслотворческий диалог, активно включающий участников в поиск смыслов, в процесс определения системы индивидуальных ценностных ориентиров. Имеет большое значение рефлексивный диалог, позволяющий оценить собственный потенциал и определить линии обратной связи «участники — ведущий».
Авторам представляется, что важное значение может иметь мотивационный диалог, который обозначает интерес к проблеме, возможно, а возможно и к самой диалоговой технологии. Для участников субъектно-смыслового общения может стать привлекательным самореализующий диалог, назначение которого — прежде всего в утверждении личности, полноценной самопрезентации и самовыражении.
Сюжетно-познавателъный диалога создает «пространство» общения, актуализирует необходимые сведения, мотивирует деятельность участников, дает возможность выразить себя в заданной или выбранной роли. Чувственно-аналитический связан с попыткой глубокого познания обсуждаемых истин, мира человека как системы ценностей.
Мы предлагаем всем участникам проекта вести диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах (на форуме), анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления»); привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы.
При этом в рамках форума мы попытаемся активно использовать разновидность диалога — дискуссию, упорядоченный обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины). При этом будут формироваться следующие элементы системы общения: работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников (педагоги и ученики). В процессе развития блога помимо прочего предполагается использовать разнообразные формы дискуссии: «круглый стол»; заседание экспертной группы; симпозиум; дебаты; судебное заседание.
Это позволит:
— стимулировать инициативу и продуктивный обмен идеями;
— развивать рефлексивное мышление;
— побуждать к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли;
— повышать восприимчивость и толерантность к новым идеям;
— учить видеть явление объемно и многопланово;
— предлагать способы углубленной работы с содержанием проблемы.
Таким образом, по мнению авторов, произойдет — активизация учебно-познавательной деятельности за счёт повышения уровня учебной мотивации, направленность в другие аспекты организации учебного процесса, развитие индивидуальных стремлений и возможностей всех участников. И как следствие разовьются:
— гибкость — сочетание вариативности подготовки, с возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения её направленности;
— элективность — возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов — элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся;
— контекстный подход — подчинение содержания и логики изучения учебного материала исключительно интересам профессиональной деятельности (как педагогов, так и будущей школьников).
И главное, произойдёт развитие сотрудничества — практическое осознание необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава.
 

Комментарии

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх