Метод Коучинга

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Метод Коучинга
Другие названия метода: «Развивающее консультирование». Автор метода: Тимоти Голлвей (США), 1974 г.
Применяется для решения широкого круга задач и проблем в различных областях жизни и деятельности теми, кто уже многого достиг и хочет достичь большего. При его использование происходит существенное (в разы) повышение эффективности деятельности личности.
Коучинг (coaching, дословно – «тренировка, репетиторство, подготовка») – это один из инструментов развития творческого мышления. Его цель – максимальное повышение результативности личности в ее персональной и профессиональной деятельности.
В общем коучинг – это набор техник, заимствованных из различных профессий, дополненный целым рядом специфических приемов и направленный на быстрое достижение результата.
Основная процедура коучинга – диалог, задавание эффективных вопросов и внимательное выслушивание ответов. Во время этого диалога происходит полное раскрытие потенциала клиента, повышается его мотивация и он самостоятельно приходит к важному для себя решению и реализует намеченное.
Коучинг проходит в несколько этапов:

  • Определение целей коучинга. Установление правил взаимодействия между коучем и клиентом.
  • Анализ текущей ситуации.
  • Уточнение целей, постановка задач, определение путей достижения.
  • Составление плана действий.
  • Контроль и поддержка в процессе реализации плана.
Коучинг возник на стыке психологии, менеджмента, философии, логики и жизненного опыта. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни и деятельности. Одним из эквивалентов, выражающим идею коучинга, является «совместное достижение» или «развивающее консультирование».
Следует отметить, что идеи коучинга в большинстве своем провозглашал еще Сократ, но его философия не нашла должного понимания в обществе.
«Я не могу никого ничему научить, я только могу заставить думать» (Сократ (470 – 399 г. до н.э.), древнегреческий философ).
Основная задача коучинга – не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. В коучинге, в том числе в рамках целей организации, клиент сам формулирует свои цели и критерии достижения, стратегии и шаги, сопоставляя их с целями организации.

Дополнительная информация (достоинства):

  • Коучинг способствует четкой постановке целей и их успешной реализации.
  • Коучинг применяется как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
Недостатки метода:
  • Психологическое сопротивление личности, так как реализация идей коучинга предполагает разрушение многих стереотипов в сознании и формирование новых привычек.

На чем основывается успех тренера? Можно выделить три составляющие, необходимые для успеха.

1. Профессиональные компетенции

Сегодня уже окончательно утвердилось мнение, что тренер/учитель – это профессия, а, значит, предполагает определенные знания, умения, навыки и владение профессиональными технологиями.
Зачастую представление о его компетенциях очень узкое. Что необходимо коучу? – Навыки работы с группой, умение провести тренинг интересно, динамично. Работа тренера представляется с того момента, когда тренер открывает дверь, заходит в группу и … Сам тренинг видится, главным образом, как процесс коммуникации с группой, в основе которого – импровизация и собственное мастерство ведущего.
На самом деле, профессиональные компетенции тренера/учителя значительно шире, а тренинг – не только процесс обучения. Это еще и:

  • инструмент в решении задач, который важно уметь грамотно применять;
  • продукт, нуждающийся в продвижении как внутри так и вне учреждения/организации;
  • учебно-методический комплекс, разработанный в соответствии с определенными требованиями;
  • компонент в системе корпоративного обучения и развития персонала учреждения/организации;
  • этап/этапы работы тренера/учителя.
Чтобы подготовить коуча, в основе обучения должна лежать четкая концепция или модель профессиональных компетенций, признанная специалистами и проверенная практикой.

2. Личность тренера.

Личные качества (личные компетенции) тренера/учителя столь же важны, как и профессиональные знания и навыки, поскольку выступают одним из главных инструментов работы с группой. При этом нет универсального педагогического/тренерского портрета, под который стоит «подгонять» себя в надежде на успех в любой аудитории. Главное, научимся работать с собой, формировать особую субличность – «Я-Тренер».
Сбалансированная тренерская личность строится на знании и принятии своих индивидуальных проявлений в группе (принятие как любви, признания, так и сопротивления участников, которые, так или иначе, вызывает каждый тренер), осознанном их использовании в тренерской работе.


3. Особенности мышления тренера:
  • ориентация на конкретный запланированный результат;
  • достаточно жесткий временной формат и глубокое погружение в ходе работы с учеником;
  • совмещение целей тренера/учиттеля и индивидуальных целей ученика в едином процессе обучения;
  • оперирование категориями профессиональной эффективности, успешности, результативности;
  • ориентация на конкретные действия, решение реальных ситуаций, направленность на практику ежедневной работы.
В ходе обучения недостаточно научить ученика, что и как делать. Важно сформировать у него видение: где и как я могу это применить? Для каких целей? Чего достигну? Как использовать полученные возможности?
 

Вложения

Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх