Метод Тик-Тэк-Тоу (или «крестики-нолики»)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Tic–Tac–Toe — метод (пришедший к нам из Сингапура) направленный на развитие критического и креативного мышления. Обучающимся предлагается составить предложение с обязательными словами в схеме (расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали), используя набор слов (например, три).
1675056476527.png
Метод используется на этапах актуализации знаний, закрепления материала.
1675056507249.png
*Ситуация Jot Thoughts («запишите мысль»), в которой участники команды записывают ключевые слова по данной теме.
1675056548198.png
1675056575043.png
1675056589846.png
1675056607762.png
Как это работает?
На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать «партнеру по плечу». Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать «партнеру по лицу». Теперь каждый участник делит лист на части. И записывает на каждом из них (можно предложить от 3 до 8 предложений) свой пример.
* Ситуация Continuous Round Robin «продолжительный раунд робин» – в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде (4 ученика) по очереди более одного круга. То есть организуется своеобразный мозговой штурм.
Инструкция по применению: Каждый член команды (в команде 4 человека) получает по три маленьких листочка. Учитель дает понятие или тему, а ученики должны написать на каждом листочке по одной ассоциации, которые у них возникают. Ту ассоциацию, которую уже записали, повторять нельзя. Таким образом, в команде записано (например) 12 разных ассоциаций по теме. Затем листочки перемешиваются и убирается любых три. Остается 9 листов. Они раскладываются по три в ряд. Каждый член команды составляет три предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали). Каждый школьник зачитывает все свои предложения членам своей команды. Команда выбирает лучшие предложения, которые потом озвучиваются всему классу.
Урок обществознания. Предлагаются темы и понятия: форма правления, Конституция РФ, политический режим, органы самоуправления и др.
Урок географии. Предлагаются темы и понятия: морские обитатели, климат России, природные ресурсы Сибири, выветривание и др.
Результаты работы:
Учащиеся:​
- умеют формулировать проблему, анализировать сделанное – почему получилось/не получилось, видеть трудности / ошибки;
- умеют анализировать материал на определенную тему, использовать его; осознанно воспринимают информацию;
- начинают выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, толерантно относится к чужому мнению;
- возрастает интерес к предмету, особенно к экспериментальной (или исследовательской) части.
У этой методики есть разновидности

Игра «Крестики-нолики»
В игре принимают участие двое учащихся или весь класс, поделенный на две команды («крестики» и «нолики»). На доске вычерчивается таблица, в которую учитель вписывает тот материал, который необходимо отработать на данном уроке, например:
1. составить предложения с новыми словами;
2. вспомнить три формы неправильных глаголов;
3. задать специальные вопросы.
WHO
0
WHAT
0
WHEN
x
HOW
0
WHERE
x
WHY
0
WHAT FORHOW MANYWHOSE
«Учащиеся-крестики» и «учащиеся-нолики» по очереди составляют вопросы таким образом, чтобы выстроился ряд крестиков или ряд ноликов. Например: x Who discovered America? – 0 When did Columbus discover America?
Выигрывает тот, кто быстрее это сделает.
Такую игру можно рекомендовать не только для уроков иностранного языка. Учитель литературы, например, может проверить знания названий художественных произведений, вписав в таблицу имена главных героев. Учитель точных наук может проверить знание формул или решение задач и примеров на скорость.
Подобным образом эта игра-разминка может быть использована и на уроках на которых преподаются предметы естественного цикла.

Кроссенс
Кроссенс рекомендуется начинать читать сверху вниз и слева направо. Хотя можно начать с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат в центре с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
123
456
789
Методика работы над кроссенсом​
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
1. определить тематику, общую идею;
2. выделить 9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме;
3. найти связь между элементами, определить последовательность;
4. выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6. выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).
Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом их можно заменить образами (картинками).
Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.
Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- на стадии определения темы урока,
- для определения и постановки проблемы,
- для закрепления теоретического материала,
- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,
- как творческое домашнее задание и т, д.
Кроссенс ученика (созданный учеником по ранее заданной теме) ещё полезней, чем созданный учителем. В первую очередь он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх