Мотивация, где ты?

В числе множественных упреков в адрес школьных учителей сегодня часто можно слышать, что, дескать, они не создают мотивацию к обучению. В тоже время родители стали более агрессивны (в отношение учителей) в силу того, что государство постепенно отказывается от своих социальных обязательств. Родители хотят гарантий для своих детей и требуют их почему то от школы. А школьные администрации перенаправляют родительские запросы и вопросы, а чаще всего гнев непосредственно на учителей.
Спору нет: учитель может отбить охоту к учебе, может вдохновить любовью к своему предмету. Всякое бывает. Однако, было бы неоправданным преувеличением возлагать на учителя полностью всю ответственность за мотивацию. Сразу возникает вопрос, а как быть с мотивацией со стороны родителей?
Слишком просто и линейно это все выглядит, учитель всегда НЕПРАВ. Впрочем, из концепции «образовательной услуги» данный сомнительный подход напрямую как раз и вытекает ...
Мотивация детей и подростков к обучению — один из ключевых вопросов всех методик и подходов современной педагогики. Времена розог прошли, да и для массового применения не годится. Человечество значительно продвинулось области прав человека и основ психологии.
Кстати, нелишним будет напомнить, что в прежние времена и учение само по себе было действительно светом, потому что открывало дорогу к лучшей жизни для носителей знания. И вопрос мотивации не стоял тогда так остро еще и потому, что мотивация к обучению полностью совпадала с мотивацией к повышению или сохранению социального статуса. Кроме того, образование не было всеобщим и обязательным, поэтому недостаточно мотивированные «объекты образования» быстро сходили «с дистанции».
В наши дни все стало сложнее. С одной стороны, образование само по себе перестало быть гарантией социального лифта, а знание — привилегией. С другой стороны, обучение стало всеобщим и обязательным, поэтому даже полное отсутствие интереса к учебе перестало быть поводом для прекращения обучения.
И «дети» вынуждены доучиться. Хоть как-нибудь. Возможно, что это лучше ... Но не замечать побочные эффекты ситуации с принудительным и немотивированным обучением — позиция весьма и весьма сомнительная.
Сегодня школы заполнены детьми и подростками, чье будущее никак не коррелирует с полученными в школе знаниями. Знание в обыденном понимании этого слова окончательно утратило свое социальное значение, перестало опознаваться как фактор, ведущий к лучшей жизни. Что усиленно подогревается современными концепциями образования, уверяющими наивного обывателя, что сегодня абсолютно все можно «нагуглить» и найти в Интернете. И эта ложь подкрепляется псевдонаучными педагогическими теориями, противопоставляющими «деятельностный подход» такому злу, как «знаниевая парадигма».
И у тех школьников, которые благодаря, в частности, всему перечисленному, совершенно не уважают знание, как таковое, нет никакой возможности прекратить обучение в силу закона об «обязательном всеобщем образовании». И вот с этой ношей должен справиться учитель. И что совсем уж страшно – без помощи государства и родителей. Учитель должен замотивировать ребенка ...
А вот насколько это реалистично и, главное, насколько это конструктивно ... Да и надо ли возлагать эту функцию полностью на учителя?
Что может побудить таких школьников к учебе?
Разумеется, есть природная мотивация или любознательность, изначально вложенная в психику каждого ребенка – когнитивная потребность. Но, во-первых, у большой части детей эта потребность убивается уже на стадии раннего развития, в семье. Среди средств, которыми семья последовательно может убить в ребенке желание учиться в дальнейшем, можно отметить ограничение впечатлений, нежелание (и неумение) взрослых отвечать на детские вопросы, отсутствие книг в доме, недостаток времени у родителей на познавательное времяпрепровождение с детьми, неуважительное отношение к знанию и чтению как таковым самих родителей и отсутствие примеров для подражания, бесконтрольное поглощение детьми суррогатов информации из телевизора и Интернета. Никакими кружками и школами раннего развития не восстановить потом то, что утрачено в специфической домашней атмосфере. У тех детей, у кого родители позаботились, чтобы не убить любознательность и тем самым хорошо подготовили ребенка к школе, потребность познания может быть «убита» в первые годы школьной системой обучения, ориентированной на стандарт, с уравниловкой, с вынужденной ориентацией на отстающих, перегрузками (и учителей и обучающихся). В итоге: в средней школе учеба вызывает часто отвращение даже у развитых и любознательных детей.
И внутри школьной системы отдельный учитель с каждым годом все меньше может на что-то повлиять. Несправедливо и совершенно неконструктивно вешать на кого-либо (то есть на учителя) решение тех задач, для которых нет инструментария.
Поэтому ответственность учителя за мотивацию к обучению, равно как и за качество образования, может быть только частичной, и величина этой части прямо пропорциональна степени свободы, которая дана учителю.
Вот почему понятие «академические свободы» так и осталось «пустым звуком». А ведь это свобода выбора учителем методик и подходов, свобода от вмешательства в работу педагога, свобода выбора учебных пособий и многое другое. Но если реальной свободы нет, то и ответственность получается фиктивной.
На деле же (сегодня), кому не лень, учат школьного преподавателя как он должны учить. Методисты, контролеры, пресса, школьные администраторы и родители. Нужды нет, что все эти «специалисты – знающие как надо» заваливают учителей требованиями и никому не нужными советами, зачастую прямо противоположного свойства. Например, оценивать учебный труд по личным результатам и достижениям. Или «создавать ситуацию успеха», комфорт образовательного процесса для каждого ученика, одновременно жестко следуя программе. Или возложить на учителя ответственность за мотивацию. Или школу оценивать по рейтингу и результатам ЕГЭ. Неудивительно, что при такой системной шизофрении результат (в том числе и мотивация к обучению) все хуже.
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх