Мотивационные факторы:
1. Успех.2. Продвижение в системе иерархии (в том числе и школьной).
3. Признание заслуг.
4. Высокая ответственность.
5. Возможности творчества и роста.
Десять способов повысить уровень мотивации обучения
Независимо от того, насколько сильна внутренняя мотивация, бывают моменты, когда она ослабевает. Ниже приводятся некоторые способы её оживления и причины, по которым эти способы могут оказаться действенными.- «Вознагради себя». Это повысит настроение, станет подтверждением достижений и вызовет желание продолжать.
- «Остановись и сделайте легкую разминку». Для эффективной работы мозгу требуется много насыщенной кислородом крови. Физические упражнения помогут расслабиться и снять волнение. Вполне возможно, что во время разминки найдётся решение проблемы.
- «Сделай перерыв». Перерыв каждые 20-30 минут освежит ум, не отвлекая от выполняемой работы. Смена обстановки помогает взглянуть на проблему с другой точки зрения.
- Проверьте, сформировали ли вы общую картину. Мозг постоянно пытается установить связи, и поэтому предварительное формирование общей картины даст ему время на осознание смысла поступившей информации и "сбора" всех известных сведений о данном объекте.
- Найдите другой способ разбивки изучаемого материала на части меньшего объёма. Мозгу легче справляться со сложными задачами в том случае, когда они разбиты на отдельные элементы.
- Попытайтесь получить информацию другим способом. Например, если вы долгое время воспринимаете информацию на слух, попробуйте переключиться на визуальное восприятие. Таким образом вы подключите к проблеме другую часть своего мозга. Большую помощь может оказать и визуализация успеха в решении данной задачи.
- Отметьте свои достижения. Оценка своих достижений поможет продолжить занятия.
- Найдите, над чем можно посмеяться. Доказано, что при смехе в мозге вырабатываются эндорфины, которые вызывают релаксацию.
- «Обратитесь за помощью к другу, педагогу или члену семьи». Одна голова хорошо, а две лучше!
- Остановитесь и вспомните, как вы поступили в прошлый раз, испытывая те же ощущения. Составьте список вариантов действия, которые использовались в подобной ситуации раньше.
Нематериальная мотивация, стимулирование
1. «Вознаграждение пониманием». Своеобразная ежемесячная лотерея, победитель которой может потребовать выполнения в течение 8 часов (например, учебного дня) своих обязанностей любым должностным лицом или другим учеником. Таким образом, периодически обязанности руководителей могут «временно исполнять» ученики. Подобные обмены способствуют повышению уровня морального состояния обучающихся.2. «Университет в столовой». Речь идет о презентациях, устраиваемых (если брать образовательные учреждения) учителями-предметниками и «продвинутыми» учениками, для всех учащихся в столовых во время принятия пищи. Цель презентаций состояла в том, чтобы ученики получили более полное представление о предлагаемых им образовательных услугах.
3. «Программа тренингов для «контролеров». Программы сертификации/развития для «контролеров», в рамках которых педагоги получают образовательные кредиты для посещения предлагаемых им курсам повышения квалификации.
4. Персональные поздравления. Желательно поздравлять сотрудников (например, ОУ и учеников) с днем рождения, годовщинами важных для них событий, с достижением высоких показателей в труде.
5. Доска почета. Выставлять на публичное обозрение полученные членами коллектива благодарности, грамоты и т.д., что еще более мотивирует к успехам.
6. День свободной формы одежды. Один день в неделю объявляется «днем свободной формы одежды», что способствует релаксации и улучшению морального климата».
Мотивы деятельности – побуждения к деятельности |
Потребности – переживаемые и осознаваемые необходимости в чем-либо | Интересы – форма проявления потребностей человека, социальной группы или общества в целом | Социальные установки – устойчивая предрасположенность, готовность действовать определенным образом по отношению к какому-либо объекту | Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки | Бессознательные факторы – те, в которых человек не отдает себе отчета |
Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности?
Ученые выделяют четыре фактора:
- значимость достижения успеха;Ученые выделяют четыре фактора:
- надежда на успех;
- субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
- субъективные эталоны достижения.
Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию:
- вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);- материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
- социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
- лишение свободы;
- физическое наказание.
Уметь себя мотивировать означает:
- заменять отрицательные эмоции на положительные;- образно уменьшать проблемы, не принимая их близко к сердцу;
- решать проблемы сразу, а не откладывать и постоянно думать о них.