Насими

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Насими

Насими, Несими (псевдоним; настоящее имя Сеид Имадеддин (1370 – 1417 гг.); на азербайджанском İmadəddin Nəsimi, на персидском عمادالدین نسیمی) – выдающийся азербайджанский поэт и мистик, писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках. Насими считается отцом азербайджанского дивана (около 15000 строк), кроме того, он создал диван на персидском языке (около 5000 строк); ряд стихов Насими написал на арабском языке. Он создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка.
123453213453212345345.jpg
Памятник Насими в Баку
Место рождения Насими точно неизвестно: в качестве предполагаемых мест рождения называются Шираз, Тебриз, Диярбакыр, Шемаха и Бурса, Алеппо или даже Багдад.
Будущий поэт вырос среди ремесленников; изучал математику, астрономию, логику и теологию. Он был знаком с художественными произведениями известных ученых-сектантов Востока, знал как азербайджанскую, так и арабскую и персидскую поэзию и философию. В начале своего творчества Насими, подобно его учителю Наими, стоял на позициях суфизма и был последователем знаменитого суфийского шейха Шибли. Кроме того, он был поклонником иранского суфия и поэта X в. Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я – Бог!». Так он выражал сектантскую мысль, что Бог, или его частица в каждом из нас. В своих стихах Насими часто повторяет эту фразу. Таким образом, он стал последователем хуруфизма. В его произведениях упоминаются: Джалаладдин Руми (Руми), Саади, Ибн Сина, Фаридаддин Аттар. После казни Наими Насими покидает пределы Ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает продолжать распространять идеи хуруфизма. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и бывало попадал в темницу.
Позднее Насими перебрался в Сирию и останавливается в городе Халеб. Творчество Насими носило бунтарский характер, его стихи призывали к борьбе с социальной несправедливостью, выступали против насилия над личностью, тирании и жестокости правителей. Вследствие обвинений, выдвинутых духовенством, Насими был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. Во время ожидания казни Насими пишет ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)», где выразил свои горестные размышления о несправедливости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Султан Муайад отдал приказ о казни поэта. Согласно приказа султана с Насими содрали кожу и выставили его тело в Халебе на всеобщее обозрение.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх