Нечистая сила адыгских былин

Степанов Андрей

Модератор
Команда форума
Нечистая сила адыгских былин

ДЖИНЭ и ШАЙТАНЫ – классические злые духи полей и лесов, первые женского пола, вторые мужского. Не сказать, чтобы они так уж пугали людей, но считалось, гадостей наделать могли, например, заблудить в лесу, как славянские лешие. Джинэ представлялись красивыми женщинами в белом платье, которых встречали в лесу, у рек или даже в соседнем огороде. Иногда видели лишь их одежду. Если найти гребень (расческу) и забрать, джинэ будет по ночам преследовать и просить отдать его. Так, можно поймать джинэ, чтобы сделать своей женой, прямо как Шелки ирландских сказок, только видеть её будет лишь муж, у которого будет ладно и само собой строиться хозяйство. Правда, если муж начнет болтать об этом соседям, то такая жена может придушить или разорвать их детей, разрушить дом и скрыться. Молитвы на таких духов не действовали, поскольку они знали Коран наизусть. Как и ведьмы, джинэ и шайтаны могли обращаться в животных, чаще всего в волков, как оборотни.

Были и злобные духи с давней историей, например, хозяйка водных стихий и рек ПСЫХОГУАЩЭ, чем-то похожая на славянскую русалку – красивая женщина с рыбьим хвостом. Иногда, у неё просили дождя в засушливые годы и каждый год весной кидали в реку приношения пищей, чтобы она не насылала ураганов и потопов. Её часто видели на берегах рек, расчесывающей волосы гребнем. В отличие от джинэ, укравшему гребень грозила беда. Его перекашивало, он мог смертельно заболеть, а селение его топило или один за другим умирали люди, пока гребень не возвращали хозяйке. Хотя, есть мнение, что только тот, кто испугался, получает возмездие. Аналогичная судьба, считалось, постигала мужчин, которые отказывались от ласк Псыхогуащэ.

Образ злой русалки часто смешивался с образом лесного (снежного) человека АЛМАСТЫ, в форме уродливой огромной и лохматой женщины, часто с отвислыми грудями – прямая отсылка на ведьму из нартского эпоса, схожую с Бабой Ягой. У неё тоже был гребень, судьба которого влияла на того, кто попытается его украсть. Считалось, что алмасты приходит в селения летом по утрам или вечерам и скрывается в садах, посадках кукурузы, у реки, где вылавливает мужчин, чтобы побороть их и иногда силой склонить к связи. Считалось, что, если назвать её по имени, ведьма сделает три шага по направлению к человеку, произнесшему это слово. Отбиться от неё можно было лишь назвав хозяйкой рек или нечистой силой, но в ответ она могла наслать болезнь или вызвать жару.

Пострашнее персонаж встречался в лесу и звали его МЕЗЫЛАЖ – лесной человек. Он очень любил обнимать людей, но вот проблема – грудь его имела форму острого топора. Такие «обнимашки» с легкостью делили человека пополам. Победить его мог лишь умный и хитрый человек, который обманом заставил бы духа обнять толстое дерево или камень, в котором тот застрянет.

Самый яркий представитель мира злых духов – УДДЫ, они же ведьмы, мужчины и женщины, истреблявшие своих детей. Поймать их было невозможно, они превращались в кошек, собак, волков или делались невидимыми. Черкесы (адыги) из северных обществ шапсугов считали, что удды ежегодно в ночь на 1 мая (а иногда и просто по пятницам) собирались на горе Собер-Баш, которую и сегодня видно в южном направлении из Краснодара, а у кабардинцев на Ошхамахо (Эльбрусе). Слетались они туда на диких и домашних животных, тыквах или ручных мельницах, отдавали нечистому отчёт о делах в полночь и устраивали пляски – классическая такая Вальпургиева ночь. С рассветом они хватали мешки с земными благами и вредными вещами и разлетались по миру. Считалось, надо держать в эту ночь окна закрытыми, чтобы удды не закинули в дом болезни. В то же время, выбранные ведьмами злаки в эту ночь, по итогам соревнования, давали людям самый больший урожай.

Кое-где удд представляли только как женщин, старух или молодых, обязательно худых, с ярким цветом глаз (не коричневым) и чаще всего вдов, разведенных, бездетных. Ведьма считалась чрезвычайно опасным существом, против которого человек зачастую был бессилен. Чтобы выявить сущность уд, надо поймать их на месте преступления, но они могли с помощью волшебной плетки превратить в любое существо захватившего их человека. Удды были необычайно умны, имели недюжинные способности, являлись носителями тайных (эзотерических) знаний, недоступных обычному человеку и жили рядом с людьми, не отличаясь от них.

Считалось, удды могут задушить молодого человека, девушку, которые отказались им подчиниться. Особенно уды не любили новобрачных и старались разрушить брак, сделать мужчину бесплодным. С целью внести разлад в семью удд каким-нибудь образом доставал волосы или ногти не понравившегося ему человека, или угли из очага, и заколдовывал эти предметы. В результате околдованная женщина начинала питать непреодолимое совращение к своему супругу. Чтобы уберечь молодых от козней удд, дружка жениха первые три ночи охранял новобрачных. Удды наводили порчу на беременных женщин, вызывая у них выкидыши, высасывали молоко у дойных коров.

Часто во всех бедах общества обвиняли удд, точно, как и в средневековой Европе. Чтобы снять порчу или прекратить эпидемию, привнесенную ими, проводили специальный обряд. Приглашали издалека знахаря (цисюе) или муллу, который собирал всех заподозренных в ауле людей, привязывал голыми между кострами и пытал их отвратительным способом, запихивая в рот на ветке терновника собачью печень. Считалось, с рвотой выйдут и все злые силы. С жертвы брали клятву больше колдовством не заниматься и отпускали. Если в течение тридцати дней, удду удавалось украдкой съесть куриное яйцо, то он мог снова восстановить свои чудодейственные способности. Впоследствии, жертва и сама имела право проводить обряд изгнания, как знахарь. Правда, был и более гуманный способ – просто перекреститься. Такой вот пережиток христианской религии (в начале средних веков христианство было распространено в Причерноморье за долго до распространения ислама). Перед смертью уд должен был избавиться от злых сил, иначе он будет мучиться. Знания наследовала дочь или любая иная родственница женского пола.

«Зомби» черкесских аулов – ХАДАДЖАРД. Считалось, что им становятся после смерти очень злые люди, особенно, если в могилу забыли положить на грудь покойнику острый металлический предмет. По поверьям, у таких людей еще при жизни на груди вырастало что-то вроде свиной щетины. Считалось, что хададжард бродит по ночам по аулу и вокруг него и пугает людей, иногда дерется палкой, стараясь максимально напакостить людям. Он утаскивал скот, прятал вещи и мог утащить человека в могилу. Точных способов побороть его не известно, но можно предположить, что требовалось положить в могилу ножницы или нож\кинжал, чтобы угомонить мертвеца, которого тревожат и используют злые силы, боящиеся металла.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.

Мы участник конкурса "Лучший блогер 2021"

Верх