Олдрич Эймс, ветеран ЦРУ и его работа на КГБ

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1672674109414.png
Эймса называют одним из самых ценных агентов советской и российской разведки в истории. Разоблачение и арест Олдрича Эймса в 1994 г. вызвали значительный резонанс в США и России и повлекли за собой отставку директора ЦРУ. Он был арестован ФБР вместе с женой, Марией дель Росарио Касас Дюпи, которая, как считается, была его пособницей. Эймс признал вину и сообщил, что переданные им на «Восток» сведения привели к аресту нескольких человек, работавших на ЦРУ и ФБР, в результате чего некоторые из них были казнены. Расследование в отношении двойного агента продолжалось в течение года. Следователи установили, что Эймс начал работать на СССР с 1985 г.
Посредством специальных тайников в обмен на доллары он передавал информацию о советских гражданах, завербованных американцами, о тайных операциях спецслужб своей страны, большое количество другой секретной информации.

1672674161184.png
Контрразведка США вышла на след семьи Эймс именно из-за её подозрительных денежных трат. Однако к тому времени американская шпионская сеть в России была уже практически уничтожена. Олдрич Эймс сегодня продолжает отбывать пожизненное заключение (без права на помилование). Его жена воспользовалась соглашением о признании вины, и отсидела всего пять лет.
Олдрич Эймс – руководитель контрразведывательного отдела ЦРУ, который курировал всю работу против Советского Союза, а потом и России. По своей инициативе он передал записку в наше посольство в Вашингтоне, где называл свою должность и попросил 50 тыс. долларов за информацию по «кротам» в государственных советских органах. Конечно, он их получил и стал самым ценным агентом Кремля. Как разворачивалась эта шпионская история, расскажем более подробно.
Заметим, что английская Guardian за период существования ЦРУ насчитала в его рядах 120 предателей, а бывший директор Центрального разведывательного управления Роберт Гейтс как-то заявил, что ЦРУ состоит из людей, одни из которых слабы, другие – растратчики, а третьи – работают на другую сторону. И еще Гейтс добавил, что оказался в значительной мере разрушенным бытовавший внутри ведомства миф, будто ЦРУ «лучше любого другого учреждения».

1672674210069.png
Свою карьеру в ЦРУ Эймс начал в 1962 г. после учебы в колледже. Он сразу же попал оперативником в советский отдел, поскольку изучал русский язык. Одним из первых его «клиентов» стал известный Александр Огородник – он же Трианон (известный многим по роману Ю. Семенова). Именно Эймс передал Огороднику капсулу с ядом, вмонтированную в авторучку. Потом Олдричу Эймсу поручили вести Сергея Федоренко, входившего в состав советской делегации в ООН эксперта по ядерному оружию. Позже Эймс заявит, что Федоренко раскрыл ЦРУ ключевую информацию по управляемым ракетам и важнейшие подробности их испытаний. В начале 1978 г. Эймсу поручили еще одно «важное» дело – курировать второго по важности человека в ООН – чрезвычайного и полномочного посла СССР Аркадия Шевченко, который к тому времени уже более двух лет шпионил в пользу США. Эймс прятал Шевченко от КГБ после провала и утешал, когда супруга Шевченко порвала отношения с мужем-перебежчиком и вернулась на родину. Сам Аркадий Шевченко, как известно, умер от алкоголизма, оставив после себя долг в сумме 600000 долл. Но это был уже «отработанный материал», и никого в Америке его судьба не интересовала.
Впрочем, служба шла у него не шатко не валко. Эймса больше привлекала аналитическая работа. А тут ещё начались проблемы в семье. Дело шло к разводу. Эймс снимал стресс алкоголем. Находясь в командировке в Мексике, он познакомился с атташе колумбийского посольства по культуре Марией Розарио. Они отлично проводили время на курорте Акапулько.
В 1983 г. Эймс был назначен начальником советского отдела ЦРУ по контрразведке. Он получил доступ к личным делам завербованных американцами агентов в Советском Союзе. Был удивлен таким количеством агентуры ... в то время в Советском Союзе действовало такое количество агентов ЦРУ, как никогда прежде ... Его особое внимание привлекли двое, оба были офицерами КГБ, сотрудниками советского посольства в Вашингтоне. Валерий Мартынов, работавший под псевдонимом Gentile, отвечал за научно-техническую разведку. Другой, Сергей Моторин, известный как Ganze, был майором КГБ. ФБР использовало их, чтобы раскрыть тайные операции КГБ в Вашингтоне.
1672674250999.png
Тем временем Мария приехала в Вашингтон и потребовала от Эймса, чтобы он развелся с женой. Новая жена вела роскошную жизнь, ни в чем себе не отказывая. Эймс залез в долги. Его денежного содержания не хватало чтобы покрыть их. А тут ещё рождение ребенка. Ничего лучшего он не придумал, как одолжить необходимую сумму у тех, против кого работал.
Тем временем руководство поручило Эймсу завербовать пресс-атташе советского посольства, но тот с самого начала дал понять, что сотрудничать с американской разведкой не намерен, однако предложил обратиться к эксперту по контролю над вооружениями Сергею Чувахину. Причем не без умысла: все в советском посольстве знали, что Чувахин терпеть не может все американское и завербовать его нет никакого шанса.
В итоге, Эймс написал записку: «Мне требуется 50000 долларов. Готов за эту сумму сообщить имена сотрудников советского посольства, завербованных ЦРУ». И передал ее в советское посольство – он имел право без уведомления посещать наше посольство по оперативной необходимости.
Через некоторое время Эймсу была назначена встреча в загородном ресторане («Червик», где он встретился с Сергеем Чувахиным, первым секретарем советского посольства в Вашингтоне) и вручен пакет с деньгами.
Так весной 1985 г. у советской разведки появился ценный агент. Благодаря полученным от Эймса сведениям, было разоблачено более 20 агентов ЦРУ в различных ведомствах советской системы, включая органы политической и военной разведки. В их числе резидент КГБ в Лондоне Олег Гордиевский (шпионил в пользу МИ-6 – британской разведслужбы), генерал ГРУ Дмитрий Поляков (легендарный «Цилиндр», генерал советской армейской разведки; в течение многих лет Поляков снабжал ЦРУ данными о советских стратегических ракетах, противотанковых системах, ядерной стратегии, химическом и бактериологическом оружии и гражданской обороне, в 1990 г. было объявлено о его поимке, позднее его судили, и он был казнен) и другие (всего Эймс выдал КГБ не менее 25 американских агентов из числа советских и российских граждан). Почти все они были арестованы и приговорены к расстрелу (10 из них были приговорены к смертной казни). Именно поэтому после того, как Эймс был разоблачен и результаты его шпионской деятельности стали известными, ему в США дали прозвище «серийный убийца».
Когда пошла серия провалов американских агентов в Советском Союзе, в ЦРУ забили тревогу. Стало ясно, что в штаб-квартире управления сидит советский «крот». Назначили внутреннее расследование, которое на первых порах не дало никаких результатов. Поначалу подозрение пало на Эдварда Ли Говарда, который допустил нарушение режима примерно в то же время, когда Эймса завербовало КГБ. Но вскоре выяснилось, что Говард не мог знать обо всех агентах и тайных операциях. Немедленно началось внутреннее расследование, но вместо того, чтобы искать «крота», в ЦРУ стали искать логические объяснения провалам. В 1986 году следствие пришло к заключению, что аресты агентов в Москве взаимосвязи не имели, а возможной причиной некоторых провалов был все-таки Говард, который к тому времени уже бежал в СССР.
Эймс не думал, что КГБ начнет массовые аресты сданных им агентов, от греха подальше Эймс уехал в Италию, заняв вакантную должность заместителя резидента.
В Риме чете Эймсов можно было не скрывать свое благосостояние, полученное от советской разведки. Супруг носил дорогие итальянские костюмы и щеголял золотым «Ролексом». Супруга ездила на спортивном «Ягуаре» и покупала драгоценности. Чтобы было не так заметна их жизнь на широкую ногу, она пустила слух о, якобы, полученном наследстве в Колумбии.
Расследование провалов агентуры ЦРУ в середине 80-х гг. в СССР тем временем продолжилось. Обнаружить «крота» с помощью скрупулезной аналитической работы не удавалось. Тем более что КГБ, опасаясь за своего агента, проводил мероприятия, чтобы сбить расследование с правильного пути и навести подозрение на других людей.
Вот тут и появился в группе аналитиков, расследующих это шпионское дело, специалист, имеющий бухгалтерский опыт следователя. Он считал, что самым верным способом поймать «крота» это искать несоответствия в доходах лиц, допущенных к делам агентов, с реальными их расходами.
В ноябре 1986 г. по настоянию жесткого и бескомпромиссного офицера разведки по имени Пол Редмонд руководство ЦРУ поручило Джин Вертфойл, скромной служащей с 32-летним стажем работы, еще раз проанализировать «потери 1985 года». Проблема заключалась в том, что еще никто и никогда не обнаруживал «крота», опираясь только на детективную работу. Все тайные агенты, раскрытые американской службой разведки за последние годы, были уличены по доносам.
КГБ сделало все, чтобы сбить Вертфойл с толку. В течение первого года она с небольшой группой аналитиков сфокусировалась на Клейтоне Лаунтри, морском офицере, которого во время пребывания в Москве в августе 1987 г. уговорили работать на СССР. К весне 1987 г. Джин Вертфойл пришла к выводу, что Лоунтри к провалу все-таки непричастен. Примерно в это же время к группе Вертфойл присоединился новый сотрудник ЦРУ Дэн Пейни. Это был амбициозный 29-летний следователь с бухгалтерским опытом работы, который считал, что лучший способ поимки «крота» – искать «необъяснимое богатство».
В 1989 г. Эймс с Марией вернулись из Рима. Перед отъездом он получил инструкции от своего куратора из КГБ о дальнейшей деятельности в США. Эймсу было обещано ежегодно выплачивать 300000 долларов. В пригороде Вашингтона он купил прекрасный загородный дом, а Мария обставила его дорогой мебелью.
«Бухгалтер» дал указание проверить, насколько богаты родственники Марии в Колумбии, от которых она, якобы, получила наследство. Правда, офицер ЦРУ в Боготе не стал утруждаться, сообщив, что её семья одна из самых состоятельных. И, все-таки, «бухгалтер» нашел подозрительные моменты в жизни Эймса. Даты его банковских вкладов совпадали с датами встреч с сотрудником советского посольства, который был, якобы, на разработке у Эймса.
За Эймсом поставили слежку, телефоны его прослушивали, в доме установили микрофоны. В ходе негласного обыска были обнаружены косвенные доказательства его сотрудничества с советской разведкой. Прослушанные телефонные разговоры доказывали, что Мария, постоянно требуя от мужа денег на драгоценности и наряды, знала о противозаконной деятельности мужа.
1672674316188.png
Дело на Эймса ФБР завело 12 мая 1993 г. Операцию по его раскрытию назвали «Ночной странник». Утром 21 февраля 1994 г. Эймс вышел из своего дома в Ардингтоне, сел в «Ягуар» и, едва отъехав, был арестован сотрудниками ФБР. Арест Эймса и его жены произошел за день до его отъезда по делам ЦРУ в Москву.
Выяснилось, что бывший начальник контрразведывательного подразделения Центрального разведывательного управления США, начальник советского отдела управления внешней контрразведки ЦРУ Олдрич Хейзен Эймс на протяжении почти 10 лет работал на кремлевские спецслужбы. Это шпионское дело подорвало престиж США, одержавших победу над Советским Союзом в ходе «Холодной войны».
Сам Эймс, как он заявил на суде, не считает, что «национальные интересы США заметно пострадали» в результате его деятельности. Ведь фактически речь не шла о передаче советской стороне политической, военной или экономической информации – ее у Эймса просто не было. С ним согласен и известный американский писатель Пит Эрли, который побывал в тюрьме, где отбывает пожизненное заключение Эймс, и провел с ним 50-часовую беседу с глазу на глаз. По мнению Эрли, тот же шифровальщик Дж. Уокер, работавший на русских, нанес куда больший ущерб безопасности США. А шум, который вызвал арест Эймса, определялся не масштабом причиненного им ущерба, а глубиной психологической травмы, нанесенной ЦРУ, и подрывом его престижа.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх