Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа, философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)

Денис

Рома и Калифорнии 1848 года
Команда форума
Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)

- Космоцентризм (материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, - основной предмет изучения).
- Онтологизм (философы этого периода искали «причины и начала бытия»). Из чего всё? – основной вопрос.
- Человек и общество, с точки зрения досократиков, оказываются включенными в космические ритмы жизни. Человек – это Микрокосм.
Выделяют два основных направления доклассической философии:
1) «ионийское» – Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит Эфесский.

Характеризуется:
• эмпиризмом;
• сенсуализмом (разновидность эмпиризма);
• акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира.
2) «италийское» (пифагореизм и элеаты – Пифагор, Парменид, Зенон).

Характеризуется:
• приоритетом рационально-логических начал;
• интересом к числовой и структурной ипостаси вещей.

Милетская школа:
Фалес как ученый:
1. принес в Элладу из Египта геометрию (установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник).
2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев.
3. объяснил причину солнечного затмения.

Фалес как философ:
Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес
Фалес считал первоосновой воду (архэ) – «все происходит из воды и все в нее возвращается». Вода в понимании Фалеса – это «физис» (жидкое состояние вещества). Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем. С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная.
Мир – изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением».
Первопричина мира – соотношение противоположностей.

Анаксимандр
Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.
• первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; «апейрон» содержит в себе противоположности – горячее и холодное, сухое и влажное. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени);
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен
- первопричиной всего сущего считал воздух;
- воздух – это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. «Душа приводит в движение тело человека, а воздух – Вселенную»;
- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень);
- проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;
- отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит
• первоначалом всего сущего считал огонь;
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды», «всё течёт, всё изменяется»);
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
• признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души;
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;
• движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».

Парменид и Зенон
Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. Он поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же; Мысль и то, что я мысль – одно и то же)
- Полностью исключает движение (по Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).
- В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание.
Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.
В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.
- Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.
- Согласно взглядам Зенона, все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
- Из неподвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания.
- Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем.
- Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, то есть движение не может закончиться, так как оно не может начаться.
- Второй – АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его.

- Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх