О подготовке к итоговому сочинению выпускников
2 декабря 2020 г. состоится важное событие для всех учащихся 11-х классов: написание итогового сочинения. Сочинение носит надпредметный характер и нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на изученный литературный материал. Оценивается по шкале «зачет-незачет». Количество обязательных слов в сочинении не менее 250, а рекомендуемое количество слов – 350.
На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут, для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на 1,5 часа больше. Во время работы над сочинением можно пользоваться орфографическим словарем, запрещено – средствами связи, фото, аудио и видеоаппаратурой; справочными материалами, письменными заметками; собственными орфографическими и (или) толковыми словарями; текстами литературного материала.
Для получения зачета необходимо выполнить два требования: выдержать объем сочинения и написать работу самостоятельно, а также иметь положительный результат (зачет) как минимум по трем критериям, два из которых (№ 1 и № 2) являются обязательными – соответствие теме и аргументация (привлечение литературного материала), плюс один из трёх других. Если по одному из вышеназванных критериев обучающийся получает «незачет», то по всем остальным критериям (№ 3 – композиция и логика рассуждения, № 4 – качество письменной речи, № 5 – грамотность) будет «незачет». И в 5-ом критерии «незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
На сайте ФИПИ размещены нормативные документы по подготовке к итоговому сочинению: методические рекомендации по подготовке учащихся, методические рекомендации по проверке итогового сочинения, критерии оценивая, комментарии к направлениям, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:
- Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).
- Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).
- Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).
- Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
Уже началась активная работа по подготовке учащихся: разобраны и прокомментированы направления (сентябрь), подбирается аргументированная база из художественной литературы, изучаются критерии оценивания сочинения, пишутся пробные сочинения. Возможность получить дополнительную информацию учащимся 11-х классов предоставляют методические практикумы, которые проводятся ежемесячно по плану КНМЦ (Муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар «Краснодарский научно-методический центр») в школах города.
Олофинская Н.П.,
заместитель директора КНМЦ
заместитель директора КНМЦ