Первый российский автомобиль

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Автомобиль Фрезе и Яковлева — первый российский серийный автомобиль, представленный публике в 1896 г. на Нижегородской выставке. Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. «Журнал новейших открытий и изобретений» в 1896 г. отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм.
1674087116581.png
Сейчас уже невозможно установить точно, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно можно сказать точно, конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный коммерческий автомобиль.
В 1898 г. Е.А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали завод. Фрезе пришлось покупать двигатели за границей. В 1910 г. Фрезе продал свою фабрику Русско-Балтийскому заводу.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась настоящей гонкой среди инженеров, пытавшихся создать «безлошадный экипаж». За право называться первым изобретателем автомобиля боролись около 400 человек. Все они строили, конструировали в надежде первыми запатентовать свое изобретение. Опередили всех инженеры Готлиб Даймлер и Карл Бенц. Даймлер в 1883 г. разработал первый работоспособный двигатель внутреннего сгорания, а два года спустя Бенц создал автомобиль.
В России первым автолюбителем стал издатель газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. В 1891 г., возвращаясь из поездки во Францию, Навроцкий привез на родину машину марки Panhard & Levassor, основанной пятью годами ранее. По другой версии, первый импортный автомобиль, появившийся в Российской империи, принадлежал компании Benz. Вероятно, путаница произошла из-за того, что на автомобили обеих марок устанавливались двигатели Daimler. В Петербурге первый автомобиль появился в 1895 г. Сразу четыре машины моделей Benz Victoria и ее уменьшенной версии Benz Velo начали покорять улицы северной столицы. Benz Velo подтолкнула российских конструкторов Евгения Яковлева и Петра Фрезе к мысли создать отечественный аналог машины и одновременно стала его прототипом.
1674087210196.png
1674087219649.png
Benz Viktoria
Benz Velo
На рубеже веков автомобильная промышленность стала бурно развиваться во многих странах. Российская империя не была исключением.
1674087238972.png
Евгений Яковлев и Петр Фрезе
Идея собрать и выпустить в России автомобиль пришла Фрезе и Яковлеву еще в 1893 г. на выставке в Чикаго. Там они увидели машину Карла Бенца, которая поразила их простой и эффективной конструкцией.
Конструкцию автомобиля частично заимствовали русские изобретатели образцов из Германии и Франции: еще в 1883 г. московский «философ техники» Петр Энгельмейер встречался с немецким инженером и пионером автомобилестроения Карлом Бенцем, а спустя 10 лет на выставке в Чикаго произошла судьбоносная встреча Евгения Яковлева и Петра Фрезе, изучавших тогдашний «гвоздь программы» – машину «Бенц-Виктория». Оба русских предпринимателя оказались в Чикаго со своими изобретениями. Отставной лейтенант военно-морского флота Яковлев (Яковлев основал в 1891 г. небольшой машиностроительный и меднолитейный завод в Петербурге, предприятие производило нефтяные, керосиновые, газовые, а с 1893 г. – и бензиновые моторы) привез в Новый Свет газовые двигатели, а горный инженер Фрезе (Павел Фрезе, дальний родственник «нижегородского Архимеда» Ивана Кулибина, организовал каретную мастерскую, где с 1876 г. производил конные экипажи) представил на суд публики образцы конных повозок. Изобретатели получили в Чикаго по бронзовой медали, но решили не останавливаться на достигнутом и объединили силы для будущих открытий.
Русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести коляску на собственном ходу заново.
Создавая автомобиль, Яковлев и Фрезе опирались на конструкцию легких конных колясок. Колеса у тех были довольно крупными, чтобы поглощать дорожные толчки, и вращались на бронзовых втулках. Двигатель и трансмиссию автомобиля разработал Евгений Яковлев. Обратив внимание на ошибки Бенца, он усовершенствовал некоторые принципы работы, и двигатель первой российской машины был более легким, а мощность его составляла две лошадиные силы. Кроме того, механизм Яковлев снабдил испарительной системой охлаждения. Когда двигатель работал, вода кипела, пар шел в конденсатор, охлаждался и конденсировался в воду. Часть ее потом испарялась. 30-ти литровый запас воды помещался в двух боковых баках, сделанных из латуни. Конденсатор представлял собой длинный горизонтальный цилиндр и находился за спинкой сиденья. Зажигание двигателя Яковлев сделал электрическим.
Петр Фрезе отвечал за создание шасси. Рессоры передней подвески он прикрепил рядом с колесами. Хотя коляска автомобиля была относительно нетяжелой (320 килограммов), Фрезе принял в расчет особенности булыжных мостовых и добавил конструкции прочности. Колеса машины он сделал деревянными с обычными сплошными резиновыми шинами. Благодаря огромным колесам – передним радиусом 780 мм и задним радиусом 836 мм – машина могла передвигаться по бездорожью.
Первое детальное описание автомобиля содержится в одном из выпусков «Журнала новейших открытий и изобретений», вышедшем незадолго до начала выставки. Специалисты отметили, что еще не оконченный экипаж по внешнему виду не сильно отличался от аналогичных зарубежных конструкций, однако российским изобретателям удалось усовершенствовать машину. Яковлев и Фрезе приделали складной верх, что было очень кстати в условиях российского климата. Кожаные передаточные ремни уступили место резиновым, что уменьшило скольжение на шкивах.
Тормозов также было два: ножной – для коробки передач, ручной – для задних колес. Длина автомобиля составляла почти 2,5 м.
Вес готовой модели составил 300 кг. Бензиновый двигатель заключал в себе две лошадиные силы, позволял проехать без дозаправок 10 часов и мог разгоняться до скорости в 21 км в час. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода. Вмещала машина двух пассажиров. Цену изобретения установили в 1500 рублей – вдвое дешевле немецких и французских. Для сравнения: лошадь тогда стоила 50 рублей, а среднее жалованье рабочего составляло 25 рублей в месяц.
Летом 1896 г. (14 июля 1896 г.; в этот день машину сфотографировал Максим Дмитриев, освещавший императорский визит; большинство фотографий «бензиномотора» до наших дней не сохранилось, зато изображение автомобиля есть в «Иллюстрированном вестнике культуры и торгово-промышленного прогресса России» за 1900 г.) на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде императору Николаю II была представлена первая модель отечественного автомобиля, совместного проекта экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева. По своим характеристикам автомобиль ничем не уступал аналогичным зарубежным изобретениям, стоил дешевле них и вполне подходил для путешествий по сложным дорогам того времени.
Невзирая на все достоинства первого русского автомобиля, серьезно им никто не заинтересовался. «Смотреть не на что, за границей лучше», – так в своем дневнике резюмировал Николай II впечатления от изобретения Фрезе и Яковлева. Интересно, что сам император, приобретая свои первые два автомобиля, отдал предпочтение французской марке Delaunay-Belleville. В 1905 г. Николай II заплатил за каждый 9200 рублей. В историю автомобили вошли под аббревиатурой «SMT», которая расшифровывается как «Sa Majeste le Tsar» – «Его Величество Царь».
1674087346174.png
Один из автомобилей фирмы Delaunay-Belleville
Год проведения нижегородской выставки вообще был богат на технические достижения. К ее открытию в мае 1896 г. в городе пустили первый электрический трамвай и пароходную скоростную линию, установили фуникулеры и выстроили несколько административных зданий. Осмотреть выставку полностью получилось бы как минимум за неделю. Она расположилась на левом берегу Оки, между главной железнодорожной линией из Москвы и Шуваловским лесом. Всего сооружений, возведенных для демонстрации новшеств в промышленности и художественном искусстве, насчитывалось около семидесяти. Самый пышный павильон – императорский – был возведен в модном тогда русском стиле по проекту профессора Александра Померанцева. Павильон после окончания выставки Николай II распорядился оставить в качестве подарка городу. Кстати, в 1896 г. увидели свет и правила дорожного движения.
1674087384021.png
Один из павильонов на промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. 1896 г.
1674087418437.png
Вид фабричного отдела на выставке в Нижнем Новгороде
1674087449860.png

Император Николай II на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г.
Итак, императора машина не впечатлила, возможно, поэтому и пресса, и техническая комиссия выставки решили про изобретение умолчать. Так или иначе, после ярмарки надежды талантливых изобретателей рухнули. За двигатель и экипаж Яковлев и Фрезе были удостоены лишь серебряных медалей. О главном же их труде практически никто нигде не упоминал. Богачи не рискнули вкладывать средства в развитие нового вида транспорта. Автомобиль пришлось забрать обратно в Петербург ...
Инженеры первой российской самодвижущейся коляски планировали пустить ее в серийное производство, однако смерть одного из них, Евгения Яковлева (в 1898 г.), поставила крест на затее.
Петр Фрезе в 1900 г. начал серийный выпуск автомобилей с иностранными двигателями. Предприятия Фрезе находились в Москве, Петербурге и Варшаве. Трудились над созданием грузовиков, карет «скорой помощи», таксомоторов и пожарных машин. В 1903 г. фирма Фрезе обрела нового заказчика в лице Почтового ведомства. Увы, почтовые машины, созданные Петром Фрезе, прослужили ведомству всего полгода, и виной тому стал несчастный случай. В марте 1904 г. в гараже почтамта начался пожар. Все машины сгорели.
1674087503369.png
Пожарный автомобиль Фрезе
Считается, что это происшествие подтолкнуло Петра Фрезе к работе над созданием пожарной машины. Уже в июне 1904 г. фабрика производит первый такой автомобиль. Машина предназначалась для перевозки десяти пожарных, двух лестниц и стендера (механического рукава) на 80 саженей. Прибыв на место пожара за 10 минут до конного обоза, автомобиль доказал свою состоятельность. Приобрели его в Александро-Невской пожарной части Петербурга. Во многих сферах отечественного автомобилестроения Петр Фрезе оказался настоящим пионером: помимо пожарной машины он построил первый грузовой автомобиль в Российской империи, а также впервые наладил серийное производство машин и провел испытания первого в мире узкоколейного поезда. В 1910 г. Фрезе продал свою фабрику рижской компании «Руссо-Балт» и последние 8 лет жизни провел в родовом имении в Тверской области.
В итоге, самой популярной маркой автомобилей в царской России стал «Руссо-Балт», впервые выпущенный в 1909 г. Основных моделей было две: «С» и «К». Первая – крупнее и мощнее, с расчетной мощностью двигателя в 24 лошадиные силы. Вторая – меньше, с 12 лошадьми под капотом. «Руссо-Балты» были автомобилем мирового класса. Об этом свидетельствуют, к примеру, победы на гонке Санкт-Петербург – Монако в 1912 и 1913 гг., а также тот факт, что «Руссо-Балт» стал первой машиной, покорившей Везувий. Вообще этот автомобиль оказался одним из самых надежных в мире.
Долгие десятилетия считалось, что автомобиль Яковлева и Фрезе утрачен навсегда. Но спустя 100 лет, в 1996 г., первый отечественный автомобиль вновь предстал перед публикой в московском автосалоне. Коллектив инженеров-энтузиастов смог отреставрировать машину.
В архивах реставраторы отыскали единственный дошедший до наших дней негатив и изучили на нем каждую просматриваемую деталь. При помощи специальной программы ученых из Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, реставраторы построили проекционные виды сбоку, спереди и сверху. Учитывая размеры среднего человека конца XIX в., исследователи определил наиболее возможные размеры видимых деталей машины. Инженеры разработали общие чертежи автомобиля, собственноручно ковали, сваривали и окрашивали металл для него, а также строгали древесину и кроили кожу. Год спустя реконструкция было готова. Сейчас копию машины можно посмотреть в экспозиции Политехнического музея.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх