Рено де Шатильон

Николай

Модератор
Команда форума
Рено де Шатильон

«Славный рыцарь» Рено, будучи младшим отпрыском знатного семейства, в своём стремлении к славе и богатству он мог полагаться только на себя. Получив в наследство коня, отцовский меч, да кольчугу, он, в возрасте 20 лет, обратил свой взор на богатый Восток, присоединившись ко Второму Крестовому походу.

К тому времени в Палестине уже без малого пятьдесят лет шла война – благословенное время для удальцов всех мастей! Пора, когда вчерашние бастарды становились повелителями новоявленных королевств, а нищие рыцари владетельными сеньорами завоёванных земель и замков.

В схватках с арабами Рено проявил себя как умелый и храбрый воин и вскоре, в качестве наёмника, оказался в Иерусалимском королевстве, попав в свиту князя Антиохии Раймунда де Пуатье. Вскоре Раймунд скончался, а супруга князя Констанс закрутила роман с Рено. Была ли это настоящая любовь, или молодой авантюрист, воспользовавшись ситуацией, цинично обольстил богатую вдовушку мы никогда не узнаем. Так или иначе, но в 1153 г. состоялась свадьба, по результатам которой де Шатильон стал князем-консортом Антиохии – одного из крупнейших государств, основанных крестоносцами.

image002.png
Рено перед императором Византии

Воцарившись на престоле, новоиспечённый правитель, и без того обладавший сложным характером, стал практически не управляем. Не признавая авторитетов, Рено даже захватил и подвергнул пыткам главу Антиохийской церкви. Только заступничество Императора Византии спасло патриарха от неминуемой расправы.

Главной движущей силой де Шатильона была нажива. Не заботясь о последствиях, в условиях перемирий, он совершал жестокие набеги на своих соседей мусульман, чем нарушал и без того хрупкое равновесие в регионе. В союзе с византийцами Рено грабил армян, а потом, объединившись с теми же армянами опустошал византийские владения. В 1156 г. войска де Шатильона подвергли разграблению Кипр, от которого остров так никогда и не смог оправиться. В короткое время князю удалось снискать славу беспринципного разбойника и одновременно стать сосредоточием ненависти мусульман, греков и католиков, осыпавших проклятьями его голову.

image004.jpg
Рено в плену в Алеппо

Однако, когда византийская армия оказалась недалеко от Антиохии, князь благоразумно поспешил принести клятву верности Императору, представ перед ним босым, с непокрытой головой и верёвкой на шее. Истошно воя, он валялся в ногах грозного правителя и сумел вымолить прощение.

Получив помилование, Рено немедленно принялся за старое. Правда, в 1160 г. излишняя самоуверенность подвела князя. Предпринятый в период перемирия набег окончился полной катастрофой. В окрестностях Эдессы отряд крестоносцев попал в окружение и был уничтожен. Сам Рено был схвачен и последующие 16 лет провёл в казематах Алеппо.

Известие о пленении де Шатильона в регионе было встречено с воодушевлением. По горло сытые его художествами, не только христианские правители, но даже и его жена не спешили выкупать Рено из плена. В конце концов де Шатильону удалось выйти из заключения только уплатив огромную по тем временам сумму в 120000 золотых динаров.

К этому времени жена давно скончалась, а княжеством Антиохия управляли другие люди. Казалось Рено вновь остался у разбитого корыта. Характер князя стал ещё более скверным. Привыкший полагаться только на себя рыцарь, теперь одинаково ненавидел, как мусульман, так и крестоносцев. Однако ему вновь сопутствовала удача. Де Шатильону удалось жениться на Стефании де Мильи, получив в качестве приданого земли Трансиордании, являвшейся на тот момент фронтиром, пограничной территорией между государствами крестоносцев и землями мусульман. Главной жемчужиной его владений оказался неприступный замок Керак, возвышавшийся над безжизненными пейзажами.

Используя крепость в качестве своей основной базы, Рено, плюнув на все прежние договорённости, начал совершать набеги на мусульманские территории. Отряды де Шатильона, состоящие из беспринципных авантюристов, фанатиков-крестоносцев и, не боявшихся ни бога ни дьявола, наёмников, громили караваны, сжигали поселения и жестоко подавляли любое сопротивление в округе. С пленными тоже особо не церемонились. По личному приказу де Шатильона мусульман живыми сбрасывали с крепостных стен замка, а оставшиеся счастливчики, как правило отправлялись гнить в земляные ямы. Вскоре за неуёмную жестокость, звериное чутьё и уединённый образ жизни суровый князь получил кличку «Волк Керака».

Не нужно думать, что мусульмане не пытались покончить с де Шатильоном. Войска Саладина, объявившего Рено своим личным врагом, дважды осаждали логово ненавистного князя. Но оба раза были отбиты с большими потерями.

Однако грабежи караванов, деревень и кочевых племён это были игрушки по сравнению с тем, что задумал Рено. В начале 80-х гг. XII в. де Шатильон предпринял несколько попыток прорваться в центр исламского мира и завладеть несметными сокровищами Мекки и Медины. Совершив по тем временам фантастический 800 км переход через пустыню, войска де Шатильона сожгли города Табук и Тайму, оказавшись в нескольких переходах от Медины, чем привели в ужас весь мусульманский мир. Только известия об ответном набеге неверных заставили крестоносцев отказаться от предприятия. Успешно отбив мусульманское наступление, де Шатильон вновь предпринял поход к святым местам. Однако в этот раз, крестоносцы перетащили через пустыню галеры и вдоль берегов Красного моря двинулись на юг. В течение полугода крестоносная эскадра приводила в трепет мусульманское побережье, пока не была вытеснена обратно флотом сельджуков.

Правители ближневосточных христианских государств буквально с ужасом смотрели на выходки неуёмного князя, считая, что такая самодеятельность в конечном счёте взорвёт регион и погубит всех. Пытаясь привести Рено в чувство, крестоносное войско даже однажды осадило Керак, впрочем так же безуспешно, как и мусульмане.

image006.png
Казнь Рено

Во время очередного перемирия отряд де Шатильона совершил налёт на богатейший караван (в его составе были близкие Саладину люди), захватив в качестве добычи около 200000 золотых динаров. Захват каравана стал для мусульман последней каплей, после чего войска султана Саладина немедленно выступили в поход возмездия.

В 1187 г. в битве при Хаттине объединённые силы христианских государств потерпели сокрушительное поражение. В плен попали король Иерусалима Ги де Лузиньян и сам князь Рено де Шатильон (его казнил сам Саладин).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх