Русская Аляска

amitexing

Александр Несмачный
Команда форума
Русская Аляска
Предполагается, что первыми европейцами, увидевшими берега Аляски, были участники экспедиции Семёна Дежнёва в 1648 г., которые первыми проплыли по Берингову проливу из «Студёного моря» в «Тёплое». Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII в. Существует предположение, что часть мореходов после кораблекрушения одного из кочей могла высадиться на американский берег и основать первое нежизнеспособное поселение Кынговей. В «Хронографе» энциклопедиста Сибири Семёна Ремезова (умер после 1720 г.) содержались сведения об Америке с указанием источника: «В космографии же писано об Америке, яко стоит средь великого моря окияна, человеком вся та земля непостижна суть …».

В 1700-х гг. движение русских в Америку осуществлялось по двум направлениям, по Алеутскому пути и через Берингов пролив, наиболее интенсивно использовали Алеутский путь. Первыми европейцами, посетившими Аляску 21 августа 1732 г., были члены команды бота «Св. Гавриил» под началом геодезиста М.С. Гвоздева и подштурмана И. Фёдорова в ходе экспедиции А.Ф. Шестакова и Д.И. Павлуцкого 1729 — 1735 гг. Экспедиция Беринга на двух пакетботах «Святой Петр» (Беринг) и «Святой Павел» (Чириков) в 1741 г. исследовала Алеутские острова и берега Аляски. А в 1745 г. русские промышленники Неводчикова на судне «Св. Евдоким» ступили на берег алеутского острова Атту, где произошла стычка с местными жителями (в 1760 г. остров посетило очередное русское судно «Св. Иоанн Предтеча»). Иоганн де Родес писал в 1652 г. из Москвы шведской королеве Кристине о подготовке экспедиции в Америку якутским воеводой Францбековым (Фаренсбахом), для которой якобы собирались отрядить 200 стрельцов под командой иностранных офицеров. По всей видимости, экспедиция не состоялась: в том же году Францбеков потерял своё место из-за злоупотреблений. В 1753 г. русские промышленники высадились на остров Адак, в 1756 г. — на остров Танага. В 1758 г. бот «Св. Иулиан» под начальством морехода Степана Глотова достиг острова Умнак из группы Лисьих о-вов Алеутской гряды. Промышленники три года провели на Умнаке и соседнем большом острове Уналашке, занимаясь промыслом и торговлей с местными жителями.

В 1763 — 1765 гг. на Алеутских островах произошло восстание туземцев, жестоко подавленное русскими промышленниками. В 1772 г. на алеутской Уналашке было основано первое торговое русское поселение. Летом 1784 г. экспедиция под командованием Г.И. Шелихова (1747 — 1795 гг.) высадилась на Алеутских островах и 14 августа основала русское поселение Кадьяк (оно получило название Павловская гавань). В 1783 г. Екатерина II утвердила Американскую Православную епархию. В 1791 г. уже на американском материке был основан форт св. Николая. В 1792/1793 г. экспедиция промышленника Василия Иванова достигла берегов реки Юкон.

Одновременно с компанией Шелихова Аляску осваивала конкурировавшая с ним компания купца Павла Лебедева-Ласточкина. Снаряжённый им галиот «Св. Георгий» (Коновалов) прибыл в 1791 г. в залив Кука, а его экипаж основал Николаевский редут. В 1792 г. «лебедевцы» основали поселение на берегах озера Илиамна и снарядили экспедицию Василия Иванова к берегам реки Юкон. В 1793 г. на остров Кадьяк прибыла православная миссия в составе 5 монахов Валаамского монастыря, которых возглавил архимандрит Иоасаф (епископ Кадьякский). Миссионеры незамедлительно начали возводить храм и обращать язычников в православную веру. Тем временем в 1795 г. русским промышленникам под предводительством Александра Баранова удалось продвинуться до Якутата. Компания Лебедева-Ласточкина к 1798 г разорилась, не выдержав конкуренции с шелиховцами, из-за отсутствия хорошего снабжения из метрополии в Сибири и восстания индейцев атна.

На остров Кадьяк в сентябре 1794 г. прибыла православная миссия в составе 8 монахов из Валаамского и Коневского монастырей и Александро-Невской Лавры во главе с архимандритом Иоасафом (с 10 апреля 1799 г. епископ Кадьякский). Сразу же по приезде миссионеры незамедлительно начали возводить храм и обращать язычников в православную веру. С 1816 г. на Аляске служили и женатые священники. Православные миссионеры внесли весомый вклад в освоение Русской Америки.

История русской православной церкви на Аляске – особая страница её истории. Первый православный храм в Америке — церковь Воскресения на острове Еловом — был освящен иноками Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом через два года. И почти сразу и в Синод, и в Валаамский монастырь один за другим пошли отчеты о крещении и венчании тысяч алеутов и кадьякцев. В 1796 г. архимандрита Иоасафа вызвали в Иркутск, где он был рукоположен в сан епископа Кадьякского и «всей тамошней страны» с титулом викария Иркутской епархии. Однако вернуться к своей пастве ему не удалось: три года спустя судно «Феникс», на борт которого в Охотске вместе со священником взошло еще 87 человек, бесследно пропало в океане.

Миссионерские успехи со временем стали сходить на нет. Если мягких по нраву островитян обращать в новую веру удавалось легко, то с воинственными индейцами, населявшими материк, дело обстояло гораздо сложнее. Иеромонах Ювеналий, отправившийся на Аляску проповедовать слово Божие, настолько разгневал индейцев танайна, что его, связанного, бросили на растерзание соседним племенам людоедов копиан и конниан. Затем индейцы разгромили находившуюся поблизости артель, перебили там всех россиян и кадьякцев и впредь на переговорах стали выдвигать обязательное условие: если русские хотят торговать, священников пусть не присылают, иначе «убьют первого приехавшего к ним».

Промысловики и работники торговой компании в Америке, которые поначалу, не жалея сил и средств, помогали инокам, постепенно стали уделять их деятельности все меньше и меньше внимания. Донесения о 27000 крещеных язычников оказались сильно преувеличены, так как «одни и те же семейства были вдвойне или даже втройне под разными именами внесены в списки новокрещеных». К тому же местных языков иноки не учили и даже исповедь вели через местных толмачей, которые русский знали весьма приблизительно. Более того, монахи, пытавшиеся противопоставить свою духовную власть светской, вошли в прямой конфликт со служащими Российско-Американской компании (РАК), и в Петербург во множестве полетели жалобы: иноки указывали на произвол и казнокрадство чиновников, на случаи притеснения алеутов, а служащие РАК обращались с просьбами ограничить бесконечные поездки монахов по островам, жалуясь, что «ездят сии посетители под видом осмотра, не имеют ли в чем нужду тамошние жители, и будто бы для проповеди, а вообще для получения меховых вещей на табак и водку».

Шли годы, и от Первой Кадьякской миссии не осталось и следа: одни иноки были отозваны, высланы или самовольно бежали обратно в Россию, другие погибли. Службы в Кадьякском храме прекратились, церковь Воскресения оказалась заброшенной. Только самый младший член миссии, монах Герман до конца дней своих уединенно жил на острове Еловом, который сам называл Новым Валаамом, сумев своим смирением и трудолюбием завоевать уважение и доверие как местного населения, так и русских поселенцев. Еще при жизни отец Герман своей святостью славился по всей Русской Америке, а в 1970 г. был канонизирован, став первым православным святым в Западном полушарии.

Со временем череда неудач в «стране диких» ко славе Православной церкви сменилась просветительским подвижничеством. Прибывший в 1804 году на Кадьяк уполномоченный Священного Синода иеромонах Гедеон основал так называемое «правильное училище», где 50, а затем 100 детей алеутов, эскимосов и индейцев изучали катехизис, обучались грамоте, географии, математике и даже французскому языку. Обучение шло за счет компании, поэтому выпускники обязывались отработать в ней не менее 6 — 10 лет.

В 1840 г. по постановлению Священного Синода вместо викариата была образована Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, объединившая приходы Русской Америки, Охотска и Камчатки. Через год после этого на территорию Русской Америки прибыл епископ Иоанн Вениаминов, впоследствии — митрополит Иннокентий, ставший самым ярким представителем духовного сословия за всю историю этих земель и затем признанный «апостолом Америки». Еще молодым священником в 20-е гг. XIX в. он год провел на острове Уналашка, где построил с местными жителями церковь Вознесения Господня из им же самим изготовленных кирпичей. Выучив язык алеутов, он впоследствии составил алеутский букварь, перевел катехизис, Евангелие от Матфея и сочинил для туземцев знаменитую проповедь «Путь в Царствие Небесное», выдержавшую 47 изданий.

Прибыв в Америку уже во второй раз в сане епископа, Иоанн продолжил свою просветительскую деятельность, постоянно изучая культуру и традиции коренных народов. Им были учреждены новые школы и училища, и к 1850 г. благодаря его усилиям в Русской Америке насчитывалось уже 9 церквей и 35 часовен. За свои труды святитель Иоанн был награжден орденом Святого Александра Невского. Став после продажи Русской Америки митрополитом Московским и Коломенским, он не забыл о своей далекой пастве, так же как, впрочем, никогда уже не забывали в Америке и его, человека, чьи дела завоевали славу и уважение к Русской Православной церкви едва ли не на всем Западном полушарии. Иоанн Вениаминов был канонизирован в 1978 г.

В 1799 г. была основана Михайловская крепость (Ново-Архангельск). Посёлок быстро рос. К 1819 г. там проживало больше 200 русских и 1000 туземцев. Появились начальная школа, верфь, церковь, цейхгаузы, арсенал и разные мастерские. Компания вела охоту на каланов и торговлю их мехом, основала свои поселения и фактории. Основной рабочей силой в колониях были алеуты. С 1808 года столицей русской Америки стал Ново-Архангельск. Фактически управление американскими территориями вела Российско-американская компания, главный штаб которой находился в Иркутске. Официально Русская Америка была включена в состав сначала Сибирского генерал-губернаторства, а после его разделения в 1822 г. на Западное и Восточное — в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Первым губернатором Аляски стал А.А. Баранов. За годы правления Баранова значительно расширились границы русских владений на Аляске, возникли новые русские поселения. Появились редуты в Кенайском и Чугацком заливах. Началось строительство Новороссийска в заливе Якутат.

11 сентября 1812 г. Иван Кусков основал крепость Росс (в 80 км к северу от Сан-Франциско в Калифорнии), ставшую южным форпостом русской колонизации Америки. Формально эта земля принадлежала Испании, однако Кусков купил её у индейцев. Вместе с собой он привёл 95 русских и 80 алеутов.

В 1825 г. была подписана англо-русская конвенция о разграничении их владений в Северной Америке (в Британской Колумбии): устанавливалась пограничная черта, отделявшая владения Британии, которая проходила в 10 милях от кромки океана. До этого неофициальной границей считался хребет Скалистых гор. При этом русская сторона никогда не делала попытки переходить за Скалистые горы, хотя на протяжении почти полустолетия там была абсолютно безлюдная территория.

Так случилось, что 31 декабря 1841 г. население Форта-Росс — русские, креолы и алеуты — вместе со своими семьями и скарбом погрузились на бригантину «Константин» и навсегда покинули эти берега. «Состоявшие в том селении здания и рогатый скот проданы по контракту, засвидетельствованному местными властями, поселившемуся там гражданину И.А. Суттеру», — говорилось в отчете правлению РАК. Суттер приобрел Форт-Росс за 30 пиастров сроком на 4 года.

Но богатства и процветания новому хозяину бывшая русская земля так и не принесла. Судьба жестоко обошлась с Суттером. Этот человек приехал в Америку из Швейцарии, чтобы разбогатеть, и к моменту покупки Росса прошел нелегкий путь от упаковщика на нью-йоркском складе до весьма состоятельного калифорнийского фермера. Через 7 лет неподалеку от форта его работники обнаружили месторождение золота. В считанные недели земли Суттера наводнили толпы золотоискателей. Уже за первые полгода их количество выросло с 4000 до 40000 человек. Фермы и селения по всей округе были оставлены людьми, Сан-Франциско стоял почти пустой, дезертировали гарнизоны крепостей и команды кораблей — все рвались на прииски в долину Сакраменто, где за неделю можно было обогатиться на всю оставшуюся жизнь.

Старательские усилия самого Суттера успехом не увенчались, его владения оказались разорены золотоискателями, которым не было дела до чьих-то прав на эту землю. Когда Калифорния стала одним из штатов США, обнищавшему Суттеру удалось отстоять свои права в суде. Но даже выиграв процесс, он остался нищим, не получив ни цента ни от золотодобытчиков, ни от правительства. В довершение всех бед Суттер потерял жену, один за другим погибли трое его сыновей, после чего несостоявшийся миллионер помешался и умер нищим бродягой 17 июня 1880 г.

Почти 100 лет русские люди занимались освоением и обустройством территорий, лежащих далеко за пределами северной оконечности Российской империи. Земли эти, включавшие Аляску, Алеутские острова и часть Северной Калифорнии, были названы просто — Русской Америкой. Но несмотря на, казалось бы, прочное положение поселенцев, Русской Америке не суждено было остаться частью Российского государства.

В связи с этим в российской публицистике распространено мнение о том, что Аляска в действительности была не продана, а сдана в аренду на 99 лет, но СССР по определённым политическим причинам не потребовал её обратно. Эта же версия даже обыгрывается в романе Джеффри Арчера «Дело чести». Однако никакой реальной почвы под этими версиями нет, поскольку договор 1867 г. об уступке Аляски Соединённым Штатам Америки составлен в окончательной форме и не предусматривает возврата уступленных территорий и имущества. Продажа Аляски — сделка между правительствами Российской империи и Соединённых Штатов Америки, в результате которой в 1867 г. Россией за 7,2 млн долларов были проданы её владения в Северной Америке (общей площадью 1518800 км²; Российская империя продала труднодоступную и необжитую территорию по 1.9 цента за акр (0,0474 доллара за гектар)).

Популярна также легенда, будто Россия не получила причитавшегося ей по договору золота, которое якобы утонуло вместе с перевозившим его барком «Оркни» (Orkney) во время шторма. Тем не менее в государственном историческом архиве РФ хранится документ, написанный во второй половине 1868 г., гласящий, что «За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11362481 р. 94 коп. Из числа 11362481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и для других железных дорог – 10972238 р. 4 к. Остальные же деньги поступили наличными деньгами». Что же касается «Оркни», то он значится в справочниках Ллойда в 1870 — 1871 гг., что подтверждает необоснованность легенды.

Проданная территория была практически не обжита — по оценке самой РАК, на момент продажи население всей русской Аляски и Алеутских островов составляло около 2500 русских и примерно до 60000 индейцев и эскимосов. В начале XIX в. Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало понятно, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой и уязвимой, с геополитической точки зрения, территории будут перевешивать потенциальную прибыль.

Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьёв-Амурский в 1853 г., указывая, что это, по его мнению, является неизбежным, и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи.

В этих условиях весной 1854 г. от американского правительства, желавшего предотвратить оккупацию Аляски Британской империей, поступило предложение о фиктивной (временно, сроком на три года) продаже Русско-американской компанией всех своих владений и имущества за 7 млн 600000 долларов. РАК заключила соглашение с частной Американо-русской торговой компанией в Сан-Франциско о том, что её суда будут ходить под американским (нейтральным) флагом.

И вскоре, российское правительство с легкостью продало Аляску, проигнорировав и её стратегически важное положение, позволяющее главенствовать на Тихом океане, и сведения о месторождениях золота, не раз поступавшие в Санкт-Петербург. После того как в 1850-х гг. Россия возвратила себе Приамурье, Сахалин и приобрела Приморье, судьба Русской Америки оказалась предрешена. Государственная казна не в состоянии была вкладывать деньги в развитие этих удаленных, фактически оторванных от метрополии земель. К тому же, учитывая, что вооруженная команда РАК составляла всего 150 человек, в случае войны эти территории не удалось бы сохранить. Наиболее ярко это проявилось в период Крымской войны 1853 — 1856 гг., когда возникла реальная опасность захвата колонии Англией, и Северо-Американские Штаты впервые предложили России продать им Аляску. Но если Николай I категорически отказался от этого проекта, так как был твердо убежден, что «где станет русская нога, оттуда уходить нельзя», то Александр II так уже не считал.

Формально, следующее предложение о продаже исходило от российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стёкля, но инициатором сделки на этот раз был великий князь Константин Николаевич (младший брат Александра II), впервые озвучивший это предложение весной 1857 г. в специальном письме министру иностранных дел А.М. Горчакову. Горчаков поддержал предложение. Позиция МИДа сводилась к изучению вопроса, и было решено отложить его реализацию до истечения срока привилегий РАК в 1862 г. А затем вопрос временно стал неактуальным в связи с Гражданской войной в США.

В марте 1867 г. барон Эдуард Стекль (российский посланник в Вашингтоне) прибыл в Вашингтон и напомнил государственному секретарю Уильяму Сьюарду «о предложениях, которые делались в прошлом о продаже наших колоний» и добавил, что «в настоящее время императорское правительство расположено вступить в переговоры».

18 марта 1867 г. президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, почти сразу же состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7,2 млн долларов.

Подписание договора состоялось 30 марта 1867 г. в Вашингтоне. 3 (15) мая 1867 г. договор был подписан императором Александром II, 6 (18) октября 1867 г. Правительствующий сенат принял указ об исполнении договора, русский текст которого под заголовком «Высочайше ратифицированная конвенция об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам Российских Северо-Американских Колоний» был опубликован в Полном собрании законов Российской империи за № 44518. К США переходили территории Северной Америки: полуостров Аляска, береговая полоса шириной в 10 миль вдоль западного берега Британской Колумбии; Александровский архипелаг; Алеутские острова с островом Атту; Ближние острова, Крысьи, Лисьи, Андреяновские, острова Шумагина, Тринити, Умнак, Унимак, Кадьяк, Чирикова, Афогнак и другие более мелкие острова; острова в Беринговом море: Св. Лаврентия, Св. Матвея, Нунивак и острова Прибылова — Св. Георгия и Св. Павла.

За первые после продажи Русской Америки 22 года, ещё до открытия на Аляске месторождений золота и развития там интенсивного рыболовства, доходы США почти в 15 раз превысили затраты на её приобретение. А через 20 лет после продажи на Аляске повторилась история Калифорнии. 17 июля 1897 г. в Сан-Франциско на пароходе «Портленд» прибыли 68 рудокопов, которые привезли с собой полторы тонны золота с легендарного Клондайка. К 1920 г. там было добыто золота на 320 млн долларов. А ведь этот гигантский по тем временам капитал мог бы пополнить российскую казну.

Десятки русских географических названий, множество русских слов, навсегда вошедших в языки коренных жителей, православные церкви да редкие деревни староверов, сохранившиеся ещё на Аляске, — вот и всё, что в наши дни напоминает о временах былого российского присутствия в Северной Америке.
 
Последнее редактирование модератором:

Мы участники конкурсов

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх