Саладин и Бейбарс — великие воины ислама

zhuhray fg

.
Команда форума
Саладин и Бейбарс – великие воители ислама
Нур ад-Дин Махмуд ибн Занги (1116 – 1174 гг.) – атабек Халеба, сын Имад ад-Дин За(е)нги ибн Ак-Сонкурсельджукский военачальник, эмир Дамаска, непримиримый противник крестоносцев.

В 1146 г. мосулский атабек Имад ад-Дин Занги, был убит собственным рабом. Занги (Зенги) оставил свои владения сыновьям Зефе (Сайф) ад-дину и Нур ад-дину. Со смертью Занги отпала Эдесса, где восстали христиане, которые восстановили власть графа Жослена II. Нур ад-дин взял Эдессу, а над жителями учинил расправу. Иерусалимское королевство терпело поражение от войск атабека и вынуждено был призвать на помощь европейских монархов.

В 1148 г. крестоносцы во главе императора Священной Римской империи Конрада III и французского короля Людовика VII прибыли в Палестину (Второй крестовый поход). Вместо того, чтобы в соответствии с целью похода напасть на наследников Занги, крестоносцы атаковали союзный Иерусалиму Дамаск. Нур ад-Дин поспешил на помощь единоверцам Дамаска и крестоносцы сняли осаду города. В последовавших затем сражениях с крестоносцами Нур ад-Дин всегда одерживал победы, пока в 1158 г. ему не нанесли поражение у Тивериадского озера. Тогда он вынужден был заключить мирный договор с крестоносцами и иерусалимским королем Балдуином III.

В 1154 г. умер правитель Дамаска Муин ад-дин Анар — Нур ад-Дин стал править этим городом. Таким образом, Нур ад-Дин стал единственным лидером Сирии и к этому времени целенаправленно стремится объединить под своей властью мусульманский Ближний Восток.

Попытка правой руки Нур ад-Дина захватить Александрию в 1167 г. провалилась. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить богатого союзника, халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 г. Ширкух захватил Египет, и принял титул великого везиря. Так государства крестоносцев оказались в кольце владений Нур ад-Дина Махмуда ибн Занги.

Ширкуха сменил в 1171 г. его племянник Салах ад-дин ибн Айюб. Нур ад-дина беспокоило усиление власти Салах ад-дина, объявившего себя султаном. Эмир стал готовится к вооруженному столкновению со своим вассалом, но в начале 1174 г. скончался.

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-0.jpgСаладин; Салах ад-Дин (на арабском صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎, Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, 1138 г., Тикрит4 марта 1193 г., Дамаск) — султан Египта и Сирии, полководец, мусульманский правитель XII в. Собственное имя этого правителя — Юсуф, сын Айюба. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах-ад-дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «Защитник веры».

Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII в. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Египта, постоянно «проверялась на прочность» визирями. Сельджукскую державу после 1104 г. делили между собой турецкие атабеки.

Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 г., существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил «священную войну» и начал свои кампании в Сирии (1135 – 1146 гг.). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и провозглашал джихад.

Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама.

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-1.jpgВладения династии Зенги граничили с государствами крестоносцев в Палестине, возникшими после Первого крестового похода в 1099 г. На Востоке рыцари жили так же, как привыкли на Западе. Выстроив в удобных для обороны местах замки, они обложили различными повинностями крестьян, как переселенцев из Европы, так и местных арабов, армян, греков и сирийцев. Формально их владения подчинялись королю Иерусалима, но фактически были независимы. Их правители сами вершили суд и расправу, устанавливали законы, объявляли друг другу войны и заключали мир. Многие из них не брезговали разбоем, нападая на купеческие караваны и торговые корабли. Торговля приносила крестоносцам большие доходы. По подсчетам французского историка Фернана Броделя, торговый оборот между Западом и Востоком в тот период увеличился в 30 — 40 раз. Большую роль в государствах крестоносцев играли военно-рыцарские ордена — тамплиеры и иоанниты (госпитальеры). Их члены принимали монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания начальству. Помимо этого, они клялись сражаться против иноверцев и защищать христиан. Во главе каждого ордена стоял великий магистр, которому подчинялись несколько сотен рыцарей.

Постепенно крестоносцы вписались в политическую систему Ближнего Востока. Враждуя с одними местными правителями, они заключали с другими союзы и обменивались подарками. Единства среди мусульман не было: сторонники багдадского халифа враждовали с шиитской династией Фатимидов в Египте, а тюркская империя Сельджукидов раскололась на части, контроль над которыми перешел к султанским воспитателям — атабекам. Среди них были и Зенгиды, которые сделали своей целью изгнание «франков» из Палестины, и особенно из Иерусалима (аль-Кудса, как называли его мусульмане). Кроме христианских и иудейских святынь там находились и исламские, включая мечеть Куббат ас Сахр (Купол скалы), откуда пророк Мухаммед, по преданию, поднялся на небо на крылатом коне Бораке. После завоевания города крестоносцами все они были превращены в христианские храмы, и Нур-ад-дин Зенги поклялся их вернуть. Его помощником в этом и стал Саладин.

Саладин родился в курдской семье в Тикрите (ныне город в Ираке) в 1138 г., происходившей из Киликийской Армении. Отец его, Найим ад-Дин Айюб (Иов) или Надж-ад-дина Айюба ибн Шади, сын Шади Аджданаканского, был военачальником (как и его дядя Ширку (Щирках)) в армии Зенги. По происхождению он был курдом, представителем дикого горного народа, который ревниво оберегал свою свободу и веру езидов. Но к Саладину это не относилось. Матерью его была арабка, и воспитала своего сына в исламской вере (суннитского толка).

image008.jpgО ранних годах жизни Саладина мы не знаем почти ничего. Известно, однако, что уже в 1139 г. отец будущего героя ислама перебрался в Сирию, на службу к атабеку Имад-аддину Зенги. Оценив способности полководца, Зенги приблизил его к себе и дал в управление город Баальбек. После смерти господина Айюб поддержал в борьбе за власть его старшего сына Нур-ад-дина, за что последний в 1146 г. сделал его правителем Дамаска. В этом великолепном городе Саладин вырос и получил образование, которое для знатного восточного юноши в то время сводилось к основам веры, верховой езде и владению саблей. Не исключено, правда, что Саладина научили также грамоте и азам стихосложения. Во всяком случае, став султаном, он умел читать и писать в отличие от многих европейских правителей. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.

В течение нескольких лет юный Саладин жил в Дамаске. Он был представлен при дворе тогдашнего халифа Нур ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники. Под началом одного из них — своего дяди Ширкаха — Саладин завершил своё военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-х гг. XII в.

Вначале юноше пришлось сразиться не с «неверными» у стен Иерусалима, а с единоверцами на берегах Нила.

Карьеру Саладина можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 – 1174 гг.), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 – 1186 гг.), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 – 1192 гг.).

Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков (Фатимидов). Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 г. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 г. вместе с Саладином (ему было 25 лет), одним из командиров его войска (сотник). Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир предал единоверцев и обратился за помощью к королю Иерусалима Амальрику (Амори) I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 г. и заставить его отступить (в этой битве отличился молодой Саладин). Тут-то Саладин впервые проявил себя: когда упавшие духом соратники уже были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил порт Александрию и помешал крестоносцам получить подкрепление. Крестоносцы обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся Ширку. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться гарнизон из христианских рыцарей. Но беспорядки организованные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 г. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 г. морем послал в Египет флот и 9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-3.jpg небольшой воинский отряд. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшие противника неудачи, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами – всё это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер, скорее всего, от яда, в мае 1169 г. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта – визирем с титулом «аль-Малик аль-Назир» (Несравненный Правитель).

Как представитель суннизма Саладин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил шиитский халиф Аль-Адид (1160 — 1171 гг.). Когда в сентябре 1171 г. Аль-Адид умер, Саладин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти. С этого времени Саладин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории султана сельджуков Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

К удивлению многих, Саладин проявил себя не бесхитростным рубакой, а умелым политиком, привлекавшим на свою сторону придворных и народ. Саладин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (в 1174 г.) Саладин принял титул султана Египта. Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Ещё на протяжении десятилетия Саладин присоединял прилегающие к своей державе земли.

В 1172 г. египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию, потом в 1174 г. он овладел Хамой и Дамаском, а в 1175 г.Халебом. Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.

Когда за Зенгидов вступился их родич, могущественный атабек Мосула, Саладин разбил его и заставил признать свое главенство. Враги попытались натравить на султана ассасинов — безжалостных убийц, которых боялся весь Восток. Но тот создал такую секретную службу, которая в один прекрасный день арестовала всех ассасинов в Дамаске. Узнав об их казни, вождь убийц, знаменитый «Горный старец», предпочел заключить мир с решительным султаном.

В 1175 г. Саладин запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 г. он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 г. он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе.

С 1177 по 1180 гг. Саладин вел войну против христиан и выгнал их из Египта, а в 1180 г. заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 – 1183 гг. он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 г. Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 г. добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был, наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей Саладина.

Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 г.

Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV – Сибилле, его враг Гвидо Лузиньян (Ги де Лузиньян), который не пользовался авторитетом и не мог помешать самоуправству феодалов. В 1187 г. четырехлетнее перемирие было нарушено и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. Самый буйный из европейских феодалов, барон Рено де Шатильон (Рейнальд де Шатильон) из замка Крак де Шевалье, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к её жениху. Она не пострадала и была отпущена, но прежде барон реквизировал у неё все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением.

image013.jpg

Саладин, как правитель, совершил много деяний. Однако самым известным среди них стала его борьба с крестоносцами. В июне 1187 г. войско мусульман выступило в поход.

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-5.jpgСначала султан с приблизительно двадцатитысчной армией осадил крепость Тивериаду (Тиверию на западном берегу Генисаретского озера). Король Гвидо выступил против него, но Саладин завлек его армию в безводную пустыню, где многие христианские рыцари погибли от стрел врагов и палящего солнца. Пока они выбирались оттуда, крепость была вынуждена сдаться. Армия крестоносцев, в которой было 1200 рыцарей, 4000 конных воинов и 18000 пехотинцев, направилась к Тивериаде и была встречена Саладином между двух холмов, называемых Рогами Гаттина (Хаттина). 4 июля 1187 г. произошло решающее сражение. Укрепившись на холмах, мусульмане обстреливали сверху своих противников, которые страдали от жажды и дыма подожженных по приказу султана сухих веток. Отчаянно сражаясь, рыцари сумели захватить «Рога», но потеряли почти всех лошадей и были окружены вражеской конницей. Граф Раймунд Триполийский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина) и спастись. Остальным к вечеру пришлось сдаться. В плен попали: сам король Гвидо, его брат Жоффруа, магистры тамплиеров (грандмастер Жерар де Ридфор) и иоаннитов — почти вся крестоносная знать, кроме графа Раймунда, но и он, прибыв в Триполи, умер от ран.

В плену оказался и обидчик султана Рено де Шатильон. Он усугубил свою вину дерзким поведением, и Саладин собственноручно отсек ему голову. А потом по курдскому обычаю смочил кровью врага палец и провел им по лицу в знак того, что месть свершилась. Других пленников отправили в Дамаск, где решалась их судьба. Саладин велел казнить всех тамплиеров и иоаннитов (230 человек), считая их заклятыми врагами ислама. Казнены были и мусульманские союзники крестоносцев как пособники врага. Остальных рыцарей, включая короля Гвидо, освободили, взяв с них клятву никогда не воевать с султаном. Простых воинов продали в рабство.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра (ныне – Акко в Израиле) и Аскалон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине), а последний оплот христиан – порт Тир спасся только благодаря прибытию из Европы маркграфа Конрада Монферратского с сильным отрядом воинов.

image021.jpg

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-6.jpg20 сентября 1187 г. султан Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Поначалу осажденные отвергли относительно великодушные предложения Саладина. Но защитникам города не хватало продовольствия, стены Святого города сильно обветшали. Да и самих защитников было не очень много. И 2 октября (не смотря на отчаянное сопротивление) город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы. Вступив в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и проведя ритуал его очищения, он проявил великодушие к христианам Иерусалима.: он позволил всём жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и тоже стали рабами. Их было почти 15 тысяч. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети (кроме храма Воскресения). Кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.

image024.jpgВесть о падении Иерусалима вызвала в Европе горе и гнев. Монархи крупнейших стран — Англии, Франции и Германии — собрались в новый (Третий) крестовый поход. Согласия между ними, как обычно, не было, поэтому армии двинулись к цели поодиночке. Первым в мае 1189 г. в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал по суше, захватив по пути сельджукскую столицу Конью (Иконию). Но в июне 1190 г. император неожиданно утонул в Киликийской Армении при переправе через горную речку Салеф. Его войско частью вернулось домой, частью всё же дошло до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане Ричарда I с французами Филиппа II ещё добирались до Святой Земли по морю. По пути им пришлось повоевать. Король Ричард сражался с восставшими жителями Сицилии. Затем он отнял у византийцев Кипр, отданный беглому королю Иерусалима Гвидо Лузиньяну. Только в июне 1191 г. два короля прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра (Акка). У её стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 г. оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись девять крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.


image026.jpg
Взятие Иерусалима сарацинами в 1187 г. Книжная иллюстрация. 1400 г.

8 июня 1191 г. под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным мусульманам на выручку, после чего Ричард повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.

Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон, что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. Здесь проявилось превосходство европейской тактики: рыцари смогли быстро выстроить оборону, против которой накатывающие волны мусульманских всадников оказались бессильны. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.

Английский король захватил Яффу и Аскалон и начал копить силы для удара по Иерусалиму. Однако скоро удача вновь отвернулась от христиан: Ричард и Филипп вступили в ожесточенный спор за корону уже несуществующего Иерусалимского королевства. Первый поддерживал своего ставленника Гвидо Лузиньяна, второй — маркграфа Конрада Монферратского. Проиграв спор, Филипп в гневе увёл свою армию во Францию. Сыграла свою роль и зависть: француз не совершил подвигов, и никто не называл его Львиным Сердцем.


image029.jpg
Поединок между крестоносцем и мусульманином, считается, что между Ричардом Львиное Сердце и Саладином. Книжная миниатюра. Англия. Около 1340 г.

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил ему корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и даже пугали им детей. На то были причины: рыцарственный король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у её стен он предал мечу около 2000 пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После этого крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Султан в сердцах говорил: «Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». Что и говорить, если за спинами сражавшихся египтян дежурили мамлюки с саблями наголо. У рыцарей такого не было: каждый из них знал, за что сражался.

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-9.jpgВ течение 1191 – 1192 гг. имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей конечной целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли – уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. Саладин велел своим визирям снаряжать и гнать в Палестину всё новые армии. Он знал, что деревни пустеют и стране угрожает голод, но священная война была прежде всего. Она была для султана не самоцелью, а средством укрепления империи. В январе 1192 г. бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 г. Ричард одержал две великолепные победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября 1192 г, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Султан пошёл на эту уступку: главное, чтобы страшный англичанин «с сердцем льва» вернулся домой. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу. По пути на родину Ричард сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг австрийского герцога Леопольда, который тот поднял первым. Герцог затаил обиду и теперь взял Ричарда, оказавшегося в его землях, в плен и заточил в замок. Король был отпущен только через два года за громадный выкуп. Это ничему не научило взбалмошного монарха: дома он сразу же ввязался в очередную войну и в 1199 г. погиб от случайной стрелы при осаде небольшого французского замка. «Все, что завоевала его храбрость, потеряла его неосмотрительность» — такими словами подытожил хронист судьбу Львиного Сердца.

Его врага Саладина к этому времени тоже уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 г. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.
9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-10.jpg
Саладин обладал ярким характером . Будучи типичным мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Саладин был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из подневольных рабов. В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

Саладин — персонаж «Божественной комедии» Данте, где показан как праведник-нехристианин, находящийся в Лимбе, самом «мягком» кругу Ада.


Саладин (Салах ад-Дин). Хронология жизни и свершений
1137 (1138) г. – в семье Наима ад-Дина Айюба, военного коменданта крепости Текрит, родился третий сын, Юсуф.

1152 г. – Юсуф поступает на службу к своему дяде Асад ад-Дину Ширку и получает в собственность небольшую территорию.

1152 г. – Юсуф входит в состав военного командования Дамаска.

1164 – 1169 гг. – участие Юсуфа в египетских кампаниях эмира Асада ад-Дина Ширку.

1169 г. – после смерти эмира Ширку Юсуф становится визирем египетского халифа и получает от него титул «Несравненный Правитель» («аль-Малик аль-Назир»).

1173 – 1174 гг. – первые кратковременные кампании Саладина против крестоносцев.

1174 г. – Саладин захватывает Дамаск после смерти Нур ад-Дина Зенги.

1176 г. – признание власти Саладина над Сирией со стороны Зенгидов (кроме правителя Мосула), а также – со стороны багдадского халифа. Поход на земли ассасинов (хашишинов) и заключение договора с Рашид ад-Дином Синаном (Горным Старцем).

1177 г. – поражение Саладина от армии иерусалимского короля Болдуина IV при Рам-Аллахе.

1186 г. – принятие Саладином вассальной клятвы от правителя Мосула.

4 июля 1187 г. – победа Саладина над объединенной армией крестоносцев при Хаттине.

10 июля 1187 г. – захват Акры армией Саладина.

6 августа 1187 г. – падение Яффы и Бейрута.

2 октября 1187 г. – окончательный разгром христианского Иерусалимского королевства, взятие Иерусалима мусульманами.

1189 – 1191 гг. – военные действия у Акры.

12 июля 1191 г. – взятие Акры крестоносцами под предводительством короля Ричарда (Львиное сердце) I Английского.

7 сентября 1191 г. – поражение Саладина от войск короля Ричарда Львиное Сердце при Арсуфе.

2 сентября 1192 г. – подписание мирного договора султана Саладина с королем Ричардом Львиное Сердце.

4 марта 1193 г. – смерть султана Египта и Сирии Салах ад-Дина Юсуфа ибн Айюба (Саладина).

После смерти султана Саладина его империю разделили наследники. Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю — Дамаск, аз-Захиру — Халеб. Увы, никто из Айюбидов не проявил качеств основателя династии. Доверив безопасность своих владений министрам (визирям) и полководцам, они предались пьянству и развлечениям с наложницами. Довольно скоро мамлюки решили, что сами справятся с делами страны, и в 1252 г. утопили в Ниле последнего Айюбида, мальчика Мусу. После кровавых разборок к власти пришел кипчак Бейбарс, который не только окончательно изгнал крестоносцев со Святой Земли, но и разбил страшных монголов, завоевавших половину мира. В 1260 г. он выгнал Айюбидов из Дамаска, а в 1342 г. умер последний представитель этой династии.

Бейбарс I (Байбарс), полное имя — аль-Малик аз-Захир Рукн ад-дунийа ва-д-дин Бейбарс аль-Бундукдари ас-Салих (на арабском الملك الظاهر ركن الدين بيبرس البندقداري‎‎; 1223 или 12251 июля 1277, Дамаск) — мамлюкский султан Египта и Сирии (1260 — 1277 гг.) из династии бахритов. Судьба четвертого султана Мамлюкского государства – Рукн ад-дин Бейбарс – Аль-Мансури Аль-Мисри – очень интересна и противоречива. Бейбарс – человек, который смог подняться от раба до властелина обширной территории, в которую входили земли Египта, Шама (современная Сирия, Ливан, Иордания, Израиль, Палестина, Ирак до Евфрата), средиземноморские крепости до Рума (современная Турция).

Бейбарс родился предположительно в 1225 г. в кыпчакском (кипчакском) роду Елбарлы или Берш в междуречье Едиля / Итиля (Волги) и Жайыка (Урала). Египетский историк XIV в. аль-Айни в своем труде Икду аль-джуман фи тарих ахл аль-азман («Жемчужное ожерелье о жителях времени») сообщает: «Байбарс бин Абдулла, по национальности кипшак, принадлежит великому тюркскому племени по названию Бурш (Берш)». По сведениям ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из племени Елбарлы. В Крыму распространена точка зрения, что родиной султана были крымские степи. Во всяком случае, известно, что, став султаном, Бейбарс посылал богатые подарки в крымский город Солхат, где по его заказу была построена мечеть.

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-12.jpgОтец его Жамак и мать Айнек были людьми из знатных родов. Имя, данное ему при рождении, – Махмуддин или Махамеддин. Султаном Бейбарсом он станет в зрелые годы. Во время монгольского нашествия племя Бейбарса обратилось с просьбой к булгарскому хану Анару разрешить перебраться в район современного крымского города Судак и воспользоваться тамошними землями. Хан согласился. А во время перекочевки он вероломно напал на кыпчаков, захватив большое количество добычи и пленных.

В числе пленников оказался и Бейбарс, которому тогда было около четырнадцати лет. Пленников погнали на невольничий рынок и продали в рабство. Купив нового раба на дамасском рынке, покупатель вскоре вернул его обратно. Оказалось, что у Бейбарса имелся дефект (небольшое бельмо на глазу). Так мальчик был продан по самой низкой, почти бросовой цене – за 800 дирхамов эмиром мамлюков Ала ад-Дин Айтегином (Айдакином) аль-Бундукдар. Юноша стал прозываться Бейбарс аль-Бундукдари. Для сравнения: будущий султан кыпчак Калауын был продан за 1000 динаров (золотых). Крепких юношей покупали для личной охраны.

Эмир Айтегин стал его учителем, советчиком и даже другом. Купленный Айтегином кыпчак был замечен султаном Египта Аюби (ас-Салихом Айюбом ибн Мухаммадом) и вскоре стал его нукером. После покупки правитель Египта даровал Бейбарсу свободу и назначил его начальником стражи. Вместе со своим наставником Бейбарс участвовал в Думиятском сражении с крестоносцами. В этом деле он проявил себя в качестве искусного стратега. После этого сражения Бейбарс был удостоен титула эмира.

Бейбарс участвовал в заговоре против последнего султана рода Аюби (1249 – 1250 гг.). Когда в 1250 г. на трон взошел новый султан Айбек и стал править Каиром, Бейбарса, как заговорщика, ждала жестокая казнь, и он бежал в Сирию. Когда в том же году мамлюки убили султана Айбека, Бейбарс вновь вернулся в Каир.

image041.gifВ 1250 г. потомок пророка Мухаммеда Фатима и её муж Гали-Арыстан после многолетних раздоров и споров между наследниками пророка создали мамлюкское государство. Это было тревожное и неспокойное время для арабского мира (и его правителей), отражавшего нападения и с востока, и с запада. Для защиты своего государства они, опасаясь военных переворотов, привлекали не местное население, а сильных и молодых наемников.

3 сентября 1260 г. около Наблуса (при Айн Джалуте) мамлюки под руководством Бейбарса разгромили монголо-татар, и их владычество в Сирии закончилось, а Египет был спасен от страшного вторжения. Правитель Кутуз, находившийся тогда у власти, остановил монгольскую агрессию. Эта победа вызвала всеобщее ликование и укрепила мнение современников, что именно полководческому таланту Бейбарса исламский мир обязан спасением от катастрофы – монгольского порабощения.

Кутуз с триумфом вернулся в Каир, но дни его были сочтены. Обиженный Бейбарс, надеявшийся получить за победу власть над одним из Сирийских Эмиратов, организовал заговор. 24 октября 1260 г. Кутуз, правивший всего 11 месяцев, был убит сподвижниками Бейбарса во время охоты в пустыне (24 октября 1260 г.), по другой версии убит самим Бейбарсом. После этого Бейбарс при поддержке бахритских мамлюков был провозглашен новым султаном.

Главной задачей внешней политики Бейбарса в первые годы правления было создание коалиции против монголов и их союзников, которые, несмотря на поражения при Айн Джалуте и Хомсе (11 декабря 1260 г.), могли угрожать безопасности страны. Он наладил дипломатические контакты с Конийским султанатом и Грузией, заключил в 1262 г. с византийским императором Михаилом VIII, незадолго до этого отнявшего у латинян Константинополь, договор о свободном доступе египетских судов в Чёрное море. Бейбарс поддерживал дружественные отношения с Манфредом Сицилийским и гибеллинской партией на Востоке. Но самого ценного союзника он нашёл в лице золотоордынского правителя Берке, который будучи не в лучших отношениях с Хулагу, мог сковать армию ильхана военными действиями на Кавказе.

9648d13b3622ecb276e5b0883cмс0fd6de-14.jpgКогда Бейбарс стал султаном, кыпчакские земли принадлежали Алтын (Золотой) Орде, которой управлял монгольский хан Берке Хулагу. Бейбарс первым делом направил ему письмо с выражением дружественных намерений. В 1262 г. султан отправил в Орду своего посла, и с монгольской империей установились военные, торговые, культурные, религиозные связи. Желая упрочить этот военно-политический союз, Бейбарс женился на дочери Берке-хана и имел от этого брака двоих сыновей, которые после смерти отца недолго правили страной (старший правил три года, младший – три месяца).

Особое внимание Бейбарс уделял Сирии, где подчинил своей власти многие города, включая Халеб. 17 января 1261 г. войска Бейбарса под командованием Айтегина аль-Бундукдари 9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-14.jpgсместили мамлюка Санджара аль-Халаби, которого вскоре после Айн-Джалута Кутуз поставил управителем (наибом) Дамаска и который провозгласил себя независимым правителем после прихода к власти Бейбарса. Айюбидского эмира ал-Мугис Умара, владевшего ключевой крепостью Эль-Карак в Иордании, Бейбарс в 1263 г. заманил свою ставку, обвинил в связях с монголами и низложил. Он приказал укрепить Эль-Карак, заново отстроить сирийские цитадели и крепости, которые были разрушены монголами, создать новые арсеналы, построить военные и грузовые суда. Бейбарс упрочил свой авторитет в мусульманском мире, провозгласив в июне 1261 г. халифом в Каире аль-Мустансира, признанного сыном багдадского халифа аз-Захира (12251226 гг.). Теперь султан Египта как воин ислама мог вести планомерное наступление на христианские государства ЛевантаИерусалимское королевство, Антиохийское княжество и Киликийское царство.

В 1262 г. отряды мамлюков разорили окрестности Антиохии. Этим было положено начало ежегодных походов египетской армии в Палестину. В 1263 г. войска под личным командованием султана опустошили области Акры, Тира и Триполи. В ответ крестоносцы на следующий год совершили набег на окрестности Аскалона и Бетсана, а киликийские армяне и монголы вторглись в Сирию, но были отброшены Бейбарсом.

Весна 1265 г. стала для Бейбарса временем первых крупных успехов в завоевании христианских крепостей. Сначала была захвачена Бира, затем после пятидневной осады — Кейсария, в апреле пал замок госпитальеров Арсуф. Осада тамплиерского замка Атлит оказалась безуспешной, и мамлюкская армия вернулась в Египет. 7 июля 1266 г. Бейбарс ударил на Сафед, твердыню тамплиеров, преграждавшую доступ к Акре. В этот день штурм крепости не принёс успеха осаждавшим, так же как и следующие попытки — 13 и 19 июля. Тогда Бейбарс пообещал сохранить жизнь всем защитникам местного происхождения. Гарнизон крепости начал таять. К концу июля рыцари вступили с Бейбарсом в переговоры. В ответ на обещание султана дать им свободу, тамплиеры сдали крепость (25 июля), но все были казнены. В том же году мамлюками были взяты город Библ и замок Торон. Воины Иерусалимского королевства и Кипра попытались совершить контрнаступление на Тивериаду, но были разбиты при Кареблиэ близ Акры, и, потеряв 500 человек, отошли.

9648d13b3622ecb276e5b0883c0fd6de-15.jpgБейбарс прибыл в Дамаск и направил послов к киликийскому царю Хетуму с требованием вернуть несколько пограничных крепостей, захваченных в своё время армянами с монгольской помощью. Опасаясь, что ильхан Абага расценит передачу крепостей как подчинение Киликии Египту, царь отказался. Султан двинулся в Халеб, откуда отправил против армян войска под командованием эмиров Изз ад-Дина Игана и Калауна. Хетум поспешил за помощью к монголам, а его сыновья Левон и Торос выступили навстречу мамлюкам. 24 августа армяне были разбиты в битве при Мари, Торос погиб, а Левон попал в плен. Мамлюкские войска разорили Киликию, дойдя до Аданы, предали огню столицу Сис, увели в плен множество мирных жителей.

Особенно успешным для Бейбарса стал 1268 г. 7 марта он взял крепость Яффу, затем, после десятидневной осады, замок тамплиеров Бофор. В начале мая египетские войска опустошили окрестности Триполи, а затем неожиданно направились к Антиохии. 14 мая антиохийские рыцари были разбиты под стенами города, и началась осада. Защитники отказались сдать город, уверенные, что им придёт на помощь их князь, Боэмунд VI. Но Боэмунд пребывал в это время в Триполи, не зная, что его столица осаждена врагами. Через два дня Бейбарс штурмом взял город, 18 мая — его цитадель. Часть христиан была жестоко вырезана, другая — продана в рабство, а сам город разрушен. Захваченная добыча была столь велика, что деньги мерились чашками, а рабов отдавали почти даром — юноша стоил 12 дирхемов, девушка — 5. Галеры из флота князя, захваченные мамлюками в Антиохии, были отправлены в Суваййдию, гавань в устье Оронта.

В саркастическом письме Боэмунду Бейбарс описал свои свершения. В ответном письме Боэмунд просил о мире, который и был заключён в Триполи, причём Бейбарс под видом собственного посла въехал в город и разведал находящиеся там оборонительные сооружения. С христианским посольством из Акры, позднее прибывшим к Бейбарсу в Дамаск, также был заключён мир — сроком на десять лет. Тамплиеры, не в силах защищать замок Баграс к северу от Антиохии, самостоятельно срыли его. Они вынуждены были оставить ещё и Рош де Руссель. В 1271 г. Бейбарсу удается взять замок Монфор. Таким образом, Северная Сирия была окончательно потеряна для христиан.

Семнадцать лет правил Бейбарс не родной для него территорией, оставив яркий след в истории и в памяти народа. Взяв власть, Бейбарс покончил раз и навсегда с междоусобицами, которые имели место во дворце. Он укрепил каждый город и в каждом из них держал постоянную армию. В его владениях утвердился строгий порядок: было запрещено употребление вина, искоренена проституция.

Бейбарс стал властителем почти всех арабских владений Востока. Сельджуков Средней Азии, Малую Армению, берберов он подчинил себе полностью. Славой покрыл свое имя Бейбарс, разбивший крестоносцев при Дамиетте (Думияте) и пленивший французского короля Людовика IX в сражении при Мансуре.

На всех реках по его приказу были построены мосты и плотины. В каждом городе появились как минимум по одной мечети и базару. Была внедрена канализационная система. Бейбарс с одинаковым успехом проявлял себя в разных сферах деятельности. Он основоположник архитектурного стиля, известного как «раннемамлюкский». При нём в его империи начинается значительный подъем исторической литературы, создаются энциклопедии. Появился и исторический труд, посвященный биографии султана Бейбарса, написанный его секретарем земляком Абд-аз-Захиром. Наивысшего расцвета достигает развитие ремесла и торговли. К мамлюкским правителям стали приезжать купцы со всех стран света.

В 1277 г. Бейбарса отравил его визирь кыпчак Калауын, подсыпав яду в кумыс. Есть версия, что, желая умертвить амира – главу сирийских Айюбидов, Бейбарс подал ему во время пира чашу с отравленным кумысом. Но эмир, почувствовав опасность, незаметно переменил чаши, когда султан отвернулся. Бейбарс выпил отравленный напиток и умер через 13 дней в ужасной агонии. По другой версии, после отравления своего врага, желая показать, что в чаше не было яда, Бейбарс налил себе туда же вина, не сполоснув её предварительно, что и стало причиной его гибели. Согласно последней просьбе султана, его похоронили в городе Дария (ныне входит в Дамаск), на кладбище Баб аль-Барид. Как утверждают его биографы, Бейбарс хотел закончить свои дни на родине, откуда вышел. Но похороненный в Сирии, этот кыпчак, мамлюк, султан – на чужбине сумел сделать больше, чем сами арабы.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх