Современный урок

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Современный урок. Каким ему быть?
Если вы владеете знанием,
дайте другим зажечь от него свои светильники.

Т. Фуллер

Стремительно развивающиеся изменения в современном российском обществе (и его экономике) требуют от человека (а тем более педагога образовательной организации) умения быстро адаптироваться к новым реалиям, находить оптимальные решения самых сложных вопросов (и не только учебных), проявляя гибкость и креативность, не теряться в сложной ситуации (или при неопределенности), уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми (обучающимися, родителями, коллегами и администрацией), и при этом оставаться нравственным человеком и классным специалистом. Учитывая, что задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни (то есть обрести социализацию).

Увы! Традиционное (классно-урочное) репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их разрешения требуются новые педагогические технологии, проектные технологии («Таксономия Кембриджа», «Зеркало» и другие) эффективные формы организации образовательного процесса (парные задание, командные методы работы: «Дебаты», «Шесть шляп» и другие), активные методы обучения (и всё это согласно ФГОС). Следовательно, в настоящее время учитель решает самые сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать (и самому учиться) в новых условиях»?


Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить

Т. Эдисон

Приведенное высказывание убедительно показывает нам, что цель образования – не просто «заложить в головы» учащихся заданный объем знаний (то есть ЗУН), но позаботиться, во-первых, о том, чтобы это были знания актуальные, а, во-вторых, сделать все необходимое, чтобы обучающийся смог осознанно и эффективно применять полученные знания в своей жизни. Такой подход диктует необходимость принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения учителей (педагогов и воспитателей) к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий.

Именно технология позволяет, конечно, при условии её качественного освоения и применения, обеспечивать достойный уровень образовательных результатов даже у начинающих специалистов (педагогов). Образно говоря, технология – это «нить Ариадны» в мире разнообразных и очень часто непростых образовательных процессов, позволяющая обеспечивать высокую стабильность успехов в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Впервые мысль о технологизации процесса обучения высказал Я. А. Коменский (ещё 400 лет назад!). Он призывал, чтобы обучение стало «техническим», то есть таким, чтобы всё, чему учат, не могло не иметь успеха. Таким образом, им была сформирована важнейшая идея технологии обучения – получение гарантированного результата.

Перед любым учителем стояла и стоит (как ранее, так и сегодня) задача: как сделать свой урок интересным, гуманистическим, поддержать и развить индивидуальность ученика, увлечь обучающегося, не растерять, не затормозить рост его творческих способностей, обеспечить развитие его образовательного уровня. Это важнейшие задачи современного урока.

При этом формирование личностных качеств (в том числе и патриотизма (что сегодня важно!)) обучающихся является одной из важнейших задач современной школы. А, следовательно, важным является не только (и не столько) передача знаний, но и формирование активной жизненной позиции, выработка качеств, необходимых для полноценного усвоения личностью в будущем различных социальных ролей.


Что пользы в том, что ты многое знал,
раз ты не умел применять твои знания
к твоим нуждам.

Ф. Петрарка

То есть, современный урок – это урок, в котором учитель – это организатор деятельности учащихся, который направляет познавательный процесс, обеспечивая, самостоятельную деятельность учащихся в рамках социального взаимодействия, обеспечивает, формирует мотивацию обучения, организует исследовательскую работу, самостоятельную работу, часто использует в работе метод мозгового штурма (и другие методы групповой работы), использует рефлексивное управление познавательной деятельностью учащихся (ведь известно, что, человек запоминает только: 10 % того, что он читает; 20 % того, что слышит; 30 % того, что видит). Значит, современный урок – это урок, на котором ученик при помощи учителя сам добывает знания, с желанием и интересом включается в активный мыслительный процесс (известно, что ученик запоминает 50 –70 % при участии в групповых дискуссиях и 80 % – при самостоятельном обнаружении формулировании и решении проблем). Значит, цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных, метапредметных, предметных). Недаром (возвращаясь к вышеизложенному): «Услышал – забыл. Увидел – запомнил, сделал сам – понял» ― Конфуций.

Выходит, что современный урок – урок, в котором учащийся – активный участник педагогического процесса, в котором он самореализуется (как гуманистическая личность) и самоутверждается (как творческая, саморазвивающаяся личность). Урок, в ходе которого у обучающегся «доминирует» внутренняя мотивация, а сам он выполняет исследовательскую работу, применяя знания в сходных и изменённых ситуациях, включается в самоанализ, самооценку мыслительной деятельности (в том числе и умение оценить других).

Следует, что современный «хороший» (качественный) урок – тот, где царит деловая, творческая обстановка, где желание учащихся размышлять прослеживается на протяжении всего урока, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом. Этот урок отличается тем, что он насыщен многообразием учебных ситуаций. А они (учебные ситуации) понуждают учеников к активной познавательной деятельности (к не сонному безделию!). Эти ситуации помогают понимать причинно-следственные связи, учат размышлять, формулировать вопросы, и находить ответы на них, они подводят учащихся к поискам, догадкам, к открытиям новых знаний.

К тому же надо учитывать, что в отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. Выходит, что для современного урока ведущим моментом являются технологии и методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные (например, «Фишбон») – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной (приёмы: «инсёрт», «синквейн», «таблица ПИМ» и другие) и групповой работы («мозговой штурм»). И эти технологии (например, применение технологических карт) имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов обучающихся. Очень важно, по-моему, не скрывать информацию, а учить школьников работать с любой информацией, уметь анализировать, выяснять надежность этой информации (например, используя таксономию Блума). При организации учебного процесса на основе технологии каждый участник выполняет определенные функции, поскольку в технологической цепочке нет, и не может быть лишних элементов. В технологии каждый элемент важен, все его действия целесообразны и нацелены на достижение заранее определённых (запланированных) результатов. Применительно к образованию это означает, что все время урока каждый участник учебной специально созданной учебной ситуации выполняет определённые действия, и все они направлены на обучение, воспитание и развитие личности каждого ученика на уроке (то есть – участника образовательного процесса).

А ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть (если опираться на пять основных принципа коучинга (принципы Милтона Эриксона: – со всеми людьми все в порядке; у нас есть всё необходимое для достижения целей; мы всегда совершаем наилучший выбор; нами движет позитивное намерение; изменения будут всегда и они неизбежны)):


ситуация успеха – для обучающегося должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе.
ситуация поддержки – с целью создания благоприятного микроклимата на уроке, учитель должен оказывать поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах.
ситуация коммуникации – должно быть создано продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и учащегося. Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.

Но нельзя забывать, что организация учебного процесса («давание уроков» – «делание» их под копирку) – дело очень и очень индивидуальное. Как бы мы не стандартизировали учебный процесс, мы не сможем давать «трафаретных» уроков, по крайней мере, на гуманитарных курсах.

Таким образом, можно предположить, что структура современного урока:
1. Создание учителем проблемной ситуации.
2. Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск учениками решения «созданной» учителем проблемы.
4. Применение полученных знаний.
И хотелось бы, чтобы он (урок) был именно таким!


Вадим Георгиевич Маркарьян,
учитель истории и обществознания,
 

morris.turner

Максим Дей
Команда форума
Отличная статья, Вадим Георгиевич.
С удовольствием прочитал. Как ученик, подтверждаю выдвинутые Вами тезисы, на уроке действительно интересно и приятно находится если учитель заинтересован в его проведении, ведь только так учащиеся начинают обращать внимание на его ход (особенно в старших классах). Помимо овладения вниманием учеников также нужно поддерживать обратную связь с ними: отвечать на вопросы, помогать с заданиями, спрашивать их мнения по поводу ситуации из их личного опыта, приводить примеры из своей личной жизни, обыгрывать некоторые сцены, мотивировать на работу.
Шаблонные уроки действительно мало чему учат, в таких случаях учитель-то и вовсе не нужен, ведь это просто зачитанный текст какой-либо теории. (+ на таких уроках все заняты какими-то своими делами, изредка записывая материал в тетрадь даже не задумываясь о его значении)
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх